ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-13916/2016
20 августа 2018 года 15АП-12459/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 28.06.2018,
от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 13.08.2018,
ФИО3 лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Новощербиновская»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.06.2018 по делу № А32-13916/2016,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Новощербиновская»
к заинтересованному лицу Новощербиновскому сельскому поселению Щербиновского района
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Старощербиновский элеватор», крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО3, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным отказа и об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Новощербиновская» (далее – ООО «Агрофирма «Новощербиновская») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района (далее – администрация) о признании незаконным изложенного в письме
от 22.10.2015 № 02-1109/15-13 отказа администрации Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района в предоставлении в собственность за плату ООО «Калинина» и обязании администрации Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района заключить с обществом договоры купли-продажи:
- доли 188982/246982 в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 246982 кв.м. с кадастровым номером 23:36:0802000:639, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоза) имени Калинина, секция 15, контур 13, расположенного в границах участка;
- доли 15821/25487 в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 25487 кв.м. с кадастровым номером 23:36:0802000:647, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоза) имени Калинина, секция 22, контур 17, расположенного в границах участка;
- доли 870482/899482 в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 899482 кв.м. с кадастровым номером 23:36:0802000:646, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоза) имени Калинина, секция 21, контур 20, расположенного в границах участка;
- доли 110273/168273 в земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 168273 кв.м. с кадастровым номером 23:36:0802010:164, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район в границах СПК (колхоза) имени Калинина, секция 22 контур 38, расположенного в границах участка, принадлежащих на праве собственности Новощербиновскому сельскому поселению по цене 15% от кадастровой стоимости на момент обращения общества с заявлением о выкупе 28.09.2015.
Заявитель уточнил заявленные требования, дополнил их требованием о признании незаконным изложенного в письме от 22.10.2015 № 02-1109/15-13 отказа администрации Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района в предоставлении в собственность за плату ООО «Калинина» испрашиваемых земельных долей и обязании администрации направить проект договора купли-продажи в адрес заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общество с ограниченной ответственностью «Старощербиновский элеватор», КФХ ФИО3
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, изложенный в письме от 22.10.2015
№ 02-1109/15-13 отказ администрации Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района в предоставлении в собственность за плату
ООО «Калинина» признан незаконным, администрация Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района обязана в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО «Агрофирма «Новощербиновская» проект договора купли-продажи указанных земельных участков с предложением о заключении соответствующего договора, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 07.09.2017 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции указал, что судами первой и апелляционной инстанций не дана должная оценка обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения возбужденных в отношении правопредшественника общества дел об административных правонарушениях, сути допущенных названным землепользователем нарушений земельного законодательства. Также не установлены обстоятельства, связанные с использованием земельных участков элеватором (в том числе объем и основания использования), с переходом земельных участков в пользование правопредшественника общества, с наличием иных участников долевой собственности на земельные участки и их отношением к использованию земельных участков элеватором, обществом или его правопредшественником.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Агрофирма «Новощербиновская» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что согласно письму Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011
№ Д23-4894 в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.). Общество в подтверждение факта использования испрашиваемых земельных долей представило постановления Управления Росреестра по Краснодарскому краю о привлечении ООО «Калинина» к административной ответственности в виде штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (от 29.01.2016 № 17 по участку с кадастровым номером 23:36:0802000:647, от 29.01.2016 № 13 по участку кадастровый номер 23:36:0802000:646, от 29.01.2016 № 13 по участку кадастровый номер 23:36:0802000:639, от 29.01.2016 № 21 по участку кадастровый номер 23:36:0802010:164). Следовательно, затраты, понесенные ООО «Калинина» на данные земельные участки, однозначно перешли от ООО «Калинина» к обществу и не требуется подтверждение какого-либо титула. Поскольку общество представило достаточные доказательства использования спорных земельных участков, поэтому оно вправе приобрести земельные доли, находящиеся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района и ФИО3 указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО «Агрофирма «Новощербиновская» поддержал доводы апелляционной жалобы.
ФИО3 и представитель администрации Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 25.05.2015 за муниципальным образованием Новощербиновское сельское поселение Щербиновского района признано право общей долевой собственности на земельную долю 188982/246982 площадью 246982 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802000:639, 15821/25487 площадью 25487 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802000:647, 870482/899482 площадью 899482 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802000:646, 110273/168273 площадью 168273 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802010:164.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (далее – Закон № 101-ФЗ) право собственности администрации на указанные земельные доли зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи
№ 23-23/035-23/035/801/2015-1780/1, № 23/035-№ 23/035/801/2015-1779/1,
№ 23/035-23/035/801/2015-1794/1, № 23/035-23/035/801/2015-1784/1 (свидетельства о государственной регистрации права от 03.06.2015).
Администрацией в газете «Щербиновский курьер», выпуск от 11.06.2015
№ 59 (10372) размещена информация о возможности приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района, в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона № 101-ФЗ по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли (т.д.1 л.д.125).
28.09.2015 ООО «Калинина» обратилось в администрацию с заявлением о приобретении земельных долей в праве общей собственности на земельные участки за пятнадцать процентов от кадастровой стоимости (т.д. 1 л.д. 40-42).
В обоснование заявления общество указало, что фактически использует спорные земельные участки, приложив к заявлению, в том числе копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающих затраты ООО «Калинина» на обработку испрашиваемых участков.
14.10.2015 ООО «Калинина» направило в администрацию в дополнение к заявлению от 28.09.2015 проекты договоров купли-продажи земельных долей
(т.д. 1 л.д. 43).
Комиссионным актом обследования земельных участков от 30.11.2015, подписанным, в том числе главой поселения, зафиксировано использование земельных участков на момент обследования правопредшественником общества (т.д. 1 л.д. 48-52).
Письмом от 22.10.2015 № 02-1109/15-13 администрация отказала
ООО «Калинина» в продаже испрашиваемых земельных долей со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих преимущественное право приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (не представлены доказательства использования спорных земельных долей) (т.д. 1 л.д. 44-47).
Письмом (уведомлением) от 28.12.2015 глава поселения предложил
ООО «Калинина» общества прекратить использование земельных участков и освободить их.
В материалы дела представлены постановления Росреестра от 29.01.2016
№ 17, от 29.01.2016 № 13, от 29.01.2016 № 7, от 29.01.2016 № 21 о привлечении ООО «Калинина» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.д. 1 л.д. 109-124).
Из содержания постановлений следует, что ООО «Калинина» использует спорные земельные участки без предусмотренных законодательством прав на земельные доли с осени 2014 года.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо администрации района от 12.08.2016 № 01-4229/16-19, адресованное главе поселения, содержащее сведения об использовании земельных участков до 2015 года обществом с ограниченной ответственностью «Старощербиновский элеватор», а с 2015 года – ООО «Калинина» (т.д. 1 л.д. 142-144).
ООО «Калинина» реорганизовано путем присоединения к ООО «Агрофирма Новощербиновская» (заявитель), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении с 08.04.2016 реорганизованного юридического лица (т.д. 1 л.д. 13).
Полагая отказ администрации от 22.10.2015 № 02-1109/15-13 в заключении договора купли-продажи испрашиваемых земельных долей незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом этой статьи.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрена продажа без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом № 101-ФЗ.
Согласно пункту 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Данной нормой установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом № 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29.12.2010 № 435-ФЗ Закон № 101-ФЗ был дополнен статьей 12.1 «Невостребованные земельные доли».
В силу пунктов 1, 2 статьи 12.1 Закона Законом № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана, в частности, земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона № 101-ФЗ порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ).
После признания права собственности на земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей, и регистрации права муниципальной собственности на него орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данный земельный участок, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ (абзац 2 пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2017 по делу № 310-КГ16-21437 сформирована правовая позиция по толкованию и применению пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, согласно которой условиями реализации права на заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления (иной уполномоченный орган) с заявлением о заключении договора в установленный срок; использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него.
При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как и не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности.
Поэтому при существовании судебного спора о наличии оснований для приобретения прав на земельный участок в порядке указанной нормы данный факт подлежит установлению судом на основе исследования и оценки относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, установленных главой 7 АПК РФ.
К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
При этом указанный порядок предоставления земли по правилам приведенной нормы права не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу.
В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Длительность использования, перерывы в использовании и другие обстоятельства использования земельного участка с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности также могут быть приняты во внимание судом при оценке добросовестности заявителя и наличии у него права на льготное оформление земельного участка.
Таким образом, разрешение спора о заключении договора купли-продажи или аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой.
При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
В подтверждение факта использования испрашиваемых земельных долей общество представило письмо администрации муниципального образования Щербиновский район от 12.08.2016 № 01-4229/16-19, адресованное главе Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района, согласно которому спорные участки используются с 2015 года ООО «АФ «Новощербиновская», до 2015 года участки использовало
ООО «Старощербиновский элеватор»; акт обследования спорных участков
от 30.11.2015 комиссией в составе, в том числе главы Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района, согласно которому спорные участки на момент обследования используются ООО «Калинина»; письмо (уведомление) главы Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района
от 28.12.2015, адресованное директору ООО «Калинина», с предложением освободить и прекратить использование спорных земельных участков.
Согласно письму администрации муниципального образования Щербиновский район от 12.01.2018 № 01.168/1819 ООО «Старощербиновский элеватор» использовало части спорных земельных долей в период с 2010 по 2015 год, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные земельные доли в разные периоды обрабатывались различными сельскохозяйственными организациями, а право преимущественного требования заявителя о заключении договора купли-продажи спорных земельных долей в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не является бесспорным.
Также в обоснование заявленных требований общество представило постановления Управления Росреестра по Краснодарскому краю о привлечении ООО «Калинина» (правопредшественника заявителя) к административной ответственности в виде штрафа за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (от 29.01.2016 №17 по участку с кадастровым номером 23:36:0802000:647, от 29.01.2016 №13 по участку кадастровый номер 23:36:0802000:646, от 29.01.2016 №13 по участку кадастровый номер 23:36:0802000:639, от 29.01.2016 №21 по участку кадастровый номер 23:36:0802010:164).
Вышеуказанными постановлениями установлено следующее.
ООО «Калинина» использует земельные доли 188982/246982 в земельном участке площадью 246 982 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802000:639 секция 15 контур 13; 15821/25487 в земельном участке площадью 25 487 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802000:647 секция 22 контур 17; 870482/899482 в земельном участке площадью 870 484 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802000:646 секция 21 контур 20; 110273/168273 площадью 168 273 кв. м. с кадастровым номером 23:36:0802010:164 секция 22 контур 38, по адресу Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоза) «им. Калинина», которые согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 03.06.2015 находятся в общей долевой собственности Новощербиновского сельского поселения Щербиновского района. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 29.01.2016 ООО «Калинина» представило возражение с приложением документов. Из содержания постановлений Росреестра следует, что представленное Постановление № 349 от 31.07.1992 «Об утверждении схемы перераспределения земель, находящихся в пользовании хозяйств Щербиновского района, разаработанных институтом Кубань НИИгипрозем» и подтверждение свидетельства № 245 от 06.08.1993, в котором указано, что выдано на основании Постановления № 3 от 10.01.1993, противоречат между собой в части указания и предоставления Постановления, а также в абз. «а» п.1 Постановления № 349 от 31.07.1992 указано о передаче бесплатно в коллективно-долевую собственность колхозам, соответственно относится к землям государственного уровня собственности. Доказательства о правопреемственности не находят своего места на основании того, что в соответствии со статьями 57-59 Гражданского кодекса необходимы передаточные акты по всем правам и обязанностям при всех формах реорганизации юридического лица, которые были неоднократны. Таким образом, доводы, указанные в возражении и представленные документы отклоняются и не являются основаниями для прекращения дела, так как не доказывают того, что данные документы являются правоустанавливающими и оформленными в установленном законодательством порядке. В связи с изложенным, в действиях ООО «Калинина» выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. КоАП РФ.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.02.2005
№ 11301/04, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Указанные постановления Росреестра ООО «Калинина» обжалованы не были.
Изучив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правопредшественником заявителя испрашиваемые земельные доли использовались с нарушениями действующего законодательства, в связи с чем, такое использование не может быть признано добросовестным.
Право общей долевой собственности на спорные земельные доли признано за муниципальным образованием Новощербиновское сельское поселение Щербиновского района на основании решения Щербиновского районного суда Краснодарского края.
Кроме того, решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 19.02.2016 суд обязал ООО «Калинина» освободить незаконно занятые земельные участки, расположенные по адресу Краснодарский край, Щербиновский район, в границах СПК (колхоза) «им. Калинина», в том числе часть земельного участка, которая соответствует 870482/899482 с кадастровым номером 23:36:0802000:646, и часть земельного участка, которая соответствует 15821/25487 с кадастровым номером 23:36:0802000:647.
Указанным решением также установлено, что ООО «Калинина» не оспаривает факт самовольного занятия указанных земельных долей, а также иных земельных долей, расположенных в границах СПК (колхоза) «им. Калинина».
В обоснование заявленных требований общество указывает, что
ООО «Калинина» является правопреемником колхоза им. Калинина, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования землей предоставлено 15 523,54 га земель сельскохозяйственного назначения, из которых 11 240 га выделено для передачи в собственность физическим лицам. Общество, в свою очередь, является правопреемником ООО «Калинина» в связи с реорганизацией путем его присоединения к обществу. Вместе с тем, доказательств подтверждающих право пользования ООО «Калинина» указанными землями в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается и ранее ООО «Калинина» не оспорено использование спорных земельных долей в отсутствие правоустанавливающих документов.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество, не имея какого-либо основания, самовольно заняло испрашиваемые земельные доли, что противоречит условиям их предоставления в собственность, и отказал в удовлетворении требований общества.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 № Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Вышеприведенные нормативные положения и разъяснения не могут быть истолкованы таким образом, что лицо, использовавшее земельный участок в отсутствие на то каких-либо законных оснований и соответствующего волеизъявления собственников, т. е. действуя недобросовестно, в силу закона приобретает право на льготную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на бесконкурентных началах, получает необоснованное преимущество по сравнению с иными участниками оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Соответствующий вывод согласуется с закрепленным законодателем в пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принципом добросовестности поведения участников гражданского оборота и недопустимости извлечения выгод и преимуществ из незаконных и недобросовестных действий.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2018 по делу
№ А32-13916/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи Н.Н. Смотрова
М.В. Соловьева