ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-14418/2023
16 февраля 2024 года 15АП-1021/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Дубенко Вадима Леонтиевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.12.2023 по делу № А32-14418/2023
по иску министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании
1 577 865, 70 руб. субсидии и 3 890, 63 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 05.12.2023 Арбитражный суд Краснодарского края взыскал
с ИП ФИО1 в пользу министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края 1 581 756, 33 руб. Из них: 1 577 865, 70 руб. субсидии и 3 890, 63 руб. процентов за пользованием чужими денежными средствами за период с 09.03.2023 по 20.03.2023. Суд определил начисление процентов за пользованием чужими денежными средствами производить с 21.03.2023 на сумму невозвращенной субсидии на день взыскания из расчета процентов определенных ключевой ставкой Банка России на день оплаты по день фактической оплаты взысканной субсидии. Суд взыскал
с ИП ФИО1 в доход федерального бюджета РФ 28 815, 76 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО1 обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что денежные средства в виде субсидий, получены ответчиком законно, за фактически выпущенный товар (продукцию), в порядке компенсации произведенных затрат, в размере установленном законом.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В материалы дела от ИП ФИО1 поступило ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство об отложении заседания, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки. Оценка уважительности причин неявки в судебное заседание является прерогативой суда.
Указанные в ходатайстве причины – невозможность личной явки ввиду выбытия за пределы территории РФ по служебной необходимости и явки представителя в виду его занятости в ином судебном процессе, не означает невозможности представительства при рассмотрении дела иного представителя и не является безусловным основанием для отложения рассмотрения дела. Кроме того, заявляя ходатайство, предприниматель не обосновал необходимости своего участия в судебном заседании.
Учитывая изложенное, основания для отложения судебного заседания отсутствуют.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции,
в 2022 году ИП ФИО1 (ИНН <***>) министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края оказывалась государственная поддержка: по предоставлению за счет средств краевого бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на производство товарно-пищевой рыбной продукции 1 413 705 руб. (один миллион четыреста тринадцать тысяч семьсот пять) рублей 84 коп. (платежное поручение № 370075 от 05.08.2022), по предоставлению за счет средств краевого бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на добычу (вылов) водных биологических ресурсов 1 201 638 руб. (один миллион двести одна тысяча шестьсот тридцать восемь) рублей 96 коп. (платежное поручение № 370047 от 05.08.2022).
Условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий
в целях возмещения части затрат на производство товарно-пищевой рыбной продукции
и добычу (вылов) водных биологических ресурсов определяются Порядком предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на производство рыбопосадочного материала, товарной рыбы, товарно-пищевой рыбной продукции
и добычу (вылов) водных биологических ресурсов, утвержденным приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
от 19.04.2016 № 115 «О предоставлении субсидий на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (в редакции от 04.07.2022) (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.6 и 3.5 Порядка субсидии предоставляются
на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем
и уполномоченным органом по типовой форме, утвержденной приказом министерства финансов Краснодарского края от 19.12.2016 № 424 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из краевого бюджета» обязательными условиями которого являются:
- согласие заявителя на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий и порядка предоставления субсидии;
- установление значений результатов предоставления субсидии;
- наличие условия о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Между уполномоченным органом и заявителем заключены:
соглашение от 03.08.2022 № 34 о предоставлении за счет краевого бюджета субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат на производство товарно-пищевой рыбной продукции (далее - соглашение от 03.08.2022 № 34);
соглашение от 03.08.2022 № 39 о предоставлении за счет краевого бюджета субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - соглашение от 03.08.2022 № 39);
Заявитель обязался:
в срок до 31.12.2022 обеспечить достижение значения результата предоставления субсидии в объеме производства товарно-пищевой рыбной продукции из водных биологических ресурсов - не менее 100% к уровню отчетного финансового года: 2889 тонн - мороженой, 174 тонн - соленой и предоставить в уполномоченный орган не позднее 20.01.2023 отчет о достижении результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (при установлении таких показателей) по итогам 2022 года (пункты 2.1.3, 2.2.4, 2.2.6.1, приложение № 1
и приложение № 2 соглашения от 03.08.2022 № 34);
в срок до 31.12.2022 обеспечить достижение значения результата предоставления субсидии в объеме добычи (вылова) добытого (выловленного) вида водного биологического ресурса - не менее 100% к уровню отчетного финансового года: черноморский шпрот (килька) - 2 173,048 тонн, хамса -1 244,230 тонн и предоставить
в уполномоченный орган не позднее 20.01.2023 отчет о достижении результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (при установлении таких показателей) по итогам 2021 года (пункты 2.1.3, 2.2.4, 2.2.6.1, приложение № 1 и приложение № 2 соглашения от 03.08.2022 № 39).
Согласно направленным ответчиком отчетам о достижении результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (при установлении таких показателей) на 31.12.2022:
по соглашению от 03.08.2022 № 34 фактический объем: мороженой продукции составил 835, 132 тонн (28,9% выполнения), соленой продукции составил 28, 264 тонн
(16, 24% выполнения);
по соглашению от 03.08.2022 № 39 фактический объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов составил: 804, 473 тонн - хамса (64,66% выполнения),
180, 744 тонн - черноморский шпрот (килька) (8,32% выполнения).
Между тем, в соответствии с ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при:
- производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Следовательно, при реализации ИП ФИО1 произведенной партии продукции необходимо получение ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно информации, представленной Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (письмо от 19.01.2023 № 15/996) ИП ФИО1 в 2022 году фактический объем рыбной продукции в 2022 г. «рыба мороженая» в автоматизированной системе «Меркурий» составил
780, 681 тонн (27,05% выполнения), соленой продукции составил 37, 595 тонн (21,6% выполнения);
Письмом министерства от 02.02.2023 № 206-04-07-958/23 с учетом предоставленной Южным межрегиональным управлением Россельхознадзора информации об объемах выработанной продукции, на которую были оформлены ветеринарные сопроводительные документы в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 ИП ФИО1 предложено предоставить:
1) реестр накладных на передачу товарно-пищевой рыбной продукции «рыба мороженая» из мест переработки в места хранения за 2022 г.;
2) заверенные надлежащим образом копии первичных документов подтверждающих производство товарно-пищевой рыбной продукции «рыба мороженная» за 2022 г.;
3) объяснения о несоответствии объема «рыба мороженая» в заявке
с автоматизированной системой «Меркурий».
Министерством на основании предоставленных ИП ФИО1 отчетов
о достижении значений результатов предоставления субсидии за 2022 год, а также на основании предоставленных первичных документов (отчетов производства за смену, накладных на передачу товарно-пищевой рыбной продукции «рыба мороженная», «рыба соленая» из мест переработки в места хранения за 2022 г., информации о выпуске продукции) (письмо от 10.02.2023 № 13) сделан вывод о достижении следующих результатов предоставления субсидии по соглашению от 03.08.2022 № 34 фактический объем: мороженой продукции составил 835, 072 тонн (28, 9% выполнения), соленой продукции составил 28, 264 тонн (16, 24% выполнения).
С учетом данной информации и, исходя из пункта 5.5 Порядка, министерство пришло к выводу о необходимости возврата в доход краевого бюджета субсидии в случае недостижения значения результата предоставления субсидии.
Министерство направило в адрес предпринимателя требование о возврате субсидий от 07.02.2023 № 206-04-06-1128/23. Объем субсидий для возврата составил 568 850 (пятьсот шестьдесят восемь тысяч восемьсот пятьдесят) руб. 73 коп.
Министерство направило в адрес предпринимателя требование о возврате субсидий от 16.02.2023 № 206-04-06-1478/23. Объем субсидий для возврата составил 1 009 014 (один миллион девять тысяч четырнадцать) руб.97 коп.
Неисполнение требований претензий в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 34 БК РФ (Принцип эффективности использования бюджетных средств) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 158 БК РФ (Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП ФИО1 обратился в администрацию Краснодарского края (вх. 00-6607/23 от 20.03.2023) о необходимости исключения показателя результативности в подпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края» и установления иных критериев - сохранения определенного количества рабочих мест, сохранения уровня заработной платы
(л.д. 130, 131).
В данном обращении отсутствовало предложение о возможности отсрочки/рассрочки взыскиваемых сумм.
По итогам рассмотрения министерство подготовило ответ в адрес заявителя
о проработке вопроса корректировке целевого показателя подпрограммы
(исх. 206-04-07-3241/23 от 07.04.2023) (л.д. 132), который содержал в себе следующую информацию:
«В соответствии с пунктом 1.2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.05.2014 № 430 «Об утверждении порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора Краснодарского края» разработка государственных программ осуществляется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития Краснодарского края, с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации.
Согласно стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года утвержденной Законом Краснодарского края от 11.12.2018 № 3930-КЗ одной из основной задач создание условий для увеличения выпуска готовой рыбной продукции и обеспечение региона собственной рыбной продукцией. Индикатором достижения цели является увеличение производства товарно-пищевой рыбной продукции.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 314, основными приоритетными направлениями государственной политики являются в том числе модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки.
Министерство также указало на проработку вопроса корректировки целевого показателя подпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края».».
Вместе с тем, подпрограммой «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края» установлены непосредственные результаты реализации мероприятий добыча (вылов) водных биологических ресурсов и выпуск готовой рыбной продукции на стабильном уровне, не ниже 100% уровня отчетного финансового года в соответствии с действующим законодательством.
В целях корректировки целевого показателя подпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края» постановлением Губернатора Краснодарского края внесены от 3.08.2023 № 533 «О внесении изменений
в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015
№ 944 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внесены изменения в части включения в данный показатель объемов рыбы переработанной, консервированной, ракообразных и моллюсков. Вместе с тем, изменить непосредственный результат реализации мероприятия «объем добычи (вылова) мелкосельдевых видов водных биоресурсов получателями субсидии - не менее 100%
к уровню предшествующего года» и «объем производства товарно-пищевой рыбной продукции из водных биоресурсов получателями субсидии - не менее 100% к уровню предшествующего года» на показатели «сохранения определенного количества рабочих мест, сохранения уровня заработной платы» не представляется возможным, так как целями подпрограммы является создание условий для устойчивого функционирования
и развития рыбохозяйственного комплекса.
В соответствии с соглашением от 03.08.2022 № 39, результатами предоставления субсидии объемы добычи (вылова) хамсы, шпрота в 2022 г. составили 1244,23 тонн и 2173,04 тонн соответственно. Вылов водных биоресурсов ИП ФИО1 осуществлялся двумя единицами рыбопромыслового флота - ПТР «Лукоморье» и ПТР «Восход» по договору аренды. Согласно данным отраслевой системы мониторинга ПК-Аналитика (министерство имеет онлайн доступ согласно соглашению об информационном взаимодействии между Федеральным агентством по рыболовству и министерством от 29.08.2017 № 90/17, № СС-50), вылов водных биоресурсов индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялся с 07.01.2022 по 25.04.2022. В период с 26.04.2022 по настоящее время, или 17 месяцев, индивидуальный предприниматель деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне не осуществляет (приложение № 1) (л.д. 28).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ИП ФИО1 не планировал достижение показателей результативности по добыче хамсы и шпрота.
Разрешенные сроки добычи (вылова) водных биологических ресурсов в 2022 году: с 1 января по 15 марта и с 1 октября по 31 декабря в соответствии с Правилами рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 09.01.2020 № 1 (далее - Правила рыболовства). В случае, если бы ИП ФИО1 осуществлял вылов хамсы в период с 1 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года, то показатель возможно было выполнить. Так, в вышеуказанный период промысел хамсы в Черном море осуществляло 4 ед. рыбопромыслового флота Краснодарского края. Средний вылов на одно судно составило 379 тонн. Например, промысел хамсы в указанный период судно ПТР «Восход» осуществляло под иным квотодержателем. Вылов хамсы данным судном в период с 1 октября до 31 декабря 2022 составил 496,6 тонн (приложение № 2). Таким образом, возможный объем вылова хамсы составлял в пределах 1200-1300 тонн. Также необходимо отметить, что судно ПТР «Лукоморье» в июле 2022 перебазировалось в Волжско-Каспийский бассейн.
В части выполнения объемов вылова черноморского шпрота (килька) судом первой инстанции верно установлено, что заявитель предоставил заявку на получение субсидии
в министерство 29.06.2022. На момент подачи заявления индивидуальный предприниматель не осуществил промысел кильки на протяжении 2 месяцев.
Разрешенные сроки промысла черноморского шпрота согласно правил рыболовства - с 1 апреля по 31 октября. Объем вылова кильки на момент подачи заявки составлял 180,7 тонн, или 8% от уровня 2021 года. Таким образом, выполнение показателя результативности в данных условиях не представлялось возможным. В связи с чем, индивидуальный предприниматель в качестве альтернативы следовало не подавать по данному виду возмещение затрат.
Согласно соглашению от 03.08.2022 № 34 результатами предоставления субсидии объем производства товарно-пищевой рыбной продукции составлял рыбы соленой 174, 0 тонн, рыбы мороженной 2 889, 0 тонн, соответственно.
Объем производства товарно-пищевой рыбной продукции на момент подачи заявки: рыбы мороженной составлял 0,8 тыс. тонн, или 28% от уровня 2021 года. В связи
с тем, что вылов водных биологических ресурсов не осуществлялся, выполнить объемы по производству товарно-пищевой рыбной продукции не представляло возможным.
Судом первой инстанции принято во внимание, что ИП ФИО1 на протяжении 8 месяцев в 2022 году не предпринимал меры для достижения показателей результативности.
Исходя из смысла абзаца 5 пункта 2 Постановления Правительства от 05.04.2022
№ 590, главный распорядитель вправе принять решение о внесение изменений в соглашение в случае возникновения обстоятельств, приводящих к невозможности достижения значений результатов предоставления субсидии. В данном случае отсутствие хозяйственной деятельности по добыче вылову водных биологических ресурсов в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне не связано с введением политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В постановлении Правительства указывается обязанность главного распорядителя как получателя бюджетных средств обеспечивать включение соответствующих положений в заключенные им соглашения, исключительно в случаях принятия решения, предусмотренного абзацами пятым и шестым пункта 2 данного постановления, то есть в случае принятия в 2022 году решения о внесении изменений в соглашение в части продления сроков достижения результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии, уменьшении значения результата предоставления субсидии.
Такого решения министерством в 2022 году принято не было. Следовательно, внесение каких-либо изменений в соглашение в 2023 году не представляется возможным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика полученного гранта в размере
1 577 865, 70 руб.
Также истцом заявлено о взыскании 3 890,63 руб. процентов за пользованием чужими денежными средствами за период с 09.03.2023 по 20.03.2023.
Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами 5 бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 БК РФ.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся
в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является «получателем бюджетных средств» в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
В части 3 статьи 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам.
В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Бюджетный кодекс не предусматривает начисление процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 БК РФ такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора,
а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с положениями Постановлений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.06.1998 № 6, 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395, подлежат уплате, независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений. Как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Судом первой инстанции верно установлено, что истцом в адрес ответчика направлялись требования о возврате субсидий от 07.02.2023 № 206-04-06-1128/23, от 16.02.2023 № 206-04-06-1478/23. Объем субсидий для возврата составил 1 577 865 (один миллион пятьсот семьдесят семь тысяч восемьсот шестьдесят пять) рублей 70 коп.
21.02.2022 требования о возврате денежных средств получены ответчиком, что подтверждается идентификаторами почтовых отправлений – «35001461051446», «35001482034459».
Пунктом 5.5 Порядка предусмотрено, что заявитель производит возврат субсидии
в установленном уполномоченным органом объеме в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии. Следовательно, право требования уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами возникло у истца 09.03.2023.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил:
Сумма задолженности 1 577 865, 70 руб.
Период просрочки с 09.03.2023 по 20.03.2023: 12 (дней)
Ставка рефинансирования: 7,5%
Проценты итого за период = 1 577 865,70 руб. х 12 дней (за период с 09.03.2022 по 20.03.2022) х 7,5% / 365 = 3 890 руб. 63 коп.
Расчет процентов и период взыскания судом проверен и признан верным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требования в части взыскания процентов в размере 3 890,63 руб.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Начисление процентов за пользованием чужими денежными средствами производить с 21.03.2023 на сумму невозвращенной субсидии на день взыскания из расчета процентов определенных ключевой ставкой Банка России на день оплаты по день фактической оплаты взысканной субсидии.
Основания для отмены решения суда от 05.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы не установлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта
(ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2023 по делу
№ А32-14418/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева