ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-14590/20 от 30.03.2021 Суда по интеллектуальным правам

СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ

Огородный проезд, д. 5, стр. 2, Москва, 127254

http://ipc.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва  1 апреля 2021 года Дело № А32-14590/2020 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.  Полный текст постановления изготовлен 1 апреля 2021 года.  

Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Погадаева Н.Н.,
судей Булгакова Д.А., Химичева В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отдела Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Тбилисскому району  (ул. Первомайская, д. 110, станица Тбилисская, Тбилисский район,  Краснодарский край, 352360, ОГРН <***>) на постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу   № А32-14590/2020, принятое по заявлению отдела Министерства внутренних дел  Российской Федерации по Тбилисскому району о привлечении индивидуального  предпринимателя ФИО1 (Краснодарский край,  ОГРНИП <***>) к административной ответственности по части 2  статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с  ограниченной ответственностью «Власта-Консалтинг» (ФИО2 пер., д. 2,  стр. 10, Москва, 119019, ОГРН <***>), общества с ограниченной 


ответственностью «Бренд-Защита» (Б. Знаменский пер., д. 2, стр. 7, этаж 1, ком. 4,  Москва, 119019, ОГРН 1077762703897), некоммерческого партнерства  адвокатского бюро «Шевырёв и партнёры» (ул. Одесская, д. 2, пом. 8, Москва,  117638, ОГРН 1037728043495). 

Суд по интеллектуальным правам

УСТАНОВИЛ:

отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тбилисскому  району (далее – административный орган) обратился в Арбитражный суд  Краснодарского края с заявлением о привлечении индивидуального  предпринимателя ФИО1 (далее – ФИО1) к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «Бренд-Защита», общество с ограниченной ответственностью  «Власта-Консалтинг», некоммерческое партнерство адвокатское бюро «Шевырёв  и партнёры». 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2020  ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 2  статьи 14.10 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 25 000 рублей и  конфискацией предметов административного правонарушения. 

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.01.2021 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2020  отменено, в удовлетворении заявления отказано. 

Не согласившись с постановлением апелляционного суда,  административный орган обратился в Суд по интеллектуальным правам с  кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом  апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм  процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим 


обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить  постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда  первой инстанции. 

Заявитель кассационной жалобы считает, что протокол об  административном правонарушении был составлен в отсутствие надлежащим  образом извещенной ФИО1 по телефонной связи в присутствии понятых,  в связи с этим полагает, что процессуальных нарушений при производстве по  делу об административном правонарушении не допущено. 

В отзыве на кассационную жалобу ФИО1 возражает против ее  удовлетворения, указывая на то, что судом апелляционной инстанции были  исследованы все имеющиеся в деле доказательства и установлены все имеющие  существенное значение для дела обстоятельства при правильном применении  норм материального и процессуального права. 

ФИО1 отмечает, что повестка о явке ей не получена, тогда как  извещение с помощью телефонной связи законом не предусмотрено. Что  исключает возможность привлечения ее к административной ответственности. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и  месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на  официальном сайте Суда по интеллектуальным правам http://ipc.arbitr.ru, своих  представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии с  частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в  их отсутствие. 

В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность  решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной  инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и  норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и 


возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным  Кодексом. 

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286 и 287  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность  применения судами норм материального права и соблюдения норм  процессуального права, а также соответствие выводов судов фактическим  обстоятельствам дела при принятии обжалуемых судебных актов, суд  кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для  ее удовлетворения в связи со следующим. 

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в ходе  проведенной 19.02.2020 административным органом проверки было установлено,  что в принадлежащем ФИО1 помещении осуществляется хранение,  предложение к продаже и реализация контрафактной продукции, маркированной  изображениями товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации   № 233151, № 65094 и № 64306. 

Таким образом, усмотрев в действиях ФИО1 состав  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2  статьи 14.10 КоАП РФ, административным органом 03.04.2020 был составлен  протокол № 18-232602 об административном правонарушении по части 2  статьи 14.10 КоАП РФ

На основании статьи 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении  ФИО1 к административной ответственности за совершение  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ, совместно с  материалами административного производства были направлены в Арбитражный  суд Краснодарского края. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из  того, что материалами дела подтверждено наличие в действиях ФИО1  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 14.10 КоАП РФ, процедура проведения административного расследования  заявителем соблюдена, установленный для данной категории дел статьей 4.5 


КоАП РФ специальный срок давности привлечения к административной  ответственности на момент рассмотрения дела не истек, однако, при назначении  наказания в виде административного штрафа суд счел возможным применить  положения части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установив, что протокол об  административном правонарушении от 03.04.2020 был составлен без участия  ФИО1 или ее представителя, отказал в привлечении предпринимателя к  административной ответственности по части 2 статьи 14.10 КоАП РФ

Суд по интеллектуальным правам считает, что фактические обстоятельства,  имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на  основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в  деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц,  а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и  представленным доказательствам, которые основаны на правильном применении  норм материального и процессуального права. 

Согласно статье 28.2 КоАП РФ, о совершении административного  правонарушения составляется протокол, за исключением случаев,  предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего КоАП РФ

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и  место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего  протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об  административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места  жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,  место, время совершения и событие административного правонарушения, статья  настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации,  предусматривающая административную ответственность за данное  административное правонарушение, объяснение физического лица или законного  представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные  сведения, необходимые для разрешения дела. 


При составлении протокола об административном правонарушении  физическому лицу или законному представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а  также иным участникам производства по делу разъясняются их права и  обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в  протоколе. 

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении,  должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об  административном правонарушении. Указанные лица вправе представить  объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к  протоколу. 

В случае неявки физического лица, или законного представителя  физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении  которых ведется производство по делу об административном правонарушении,  если они извещены в установленном порядке, протокол об административном  правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об  административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он  составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. 

Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, для  привлечения к административной ответственности должны быть соблюдены  требования, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении.  Административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица,  в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о  времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений  административный орган вправе составить протокол в его отсутствие или его  представителя. 


При этом место жительства индивидуального предпринимателя  определяется на основании выписки из единого государственного реестра  индивидуальных предпринимателей (часть 2 статьи 25.15 КоАП РФ). 

Как следует из статьи 29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению  дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены  протокол об административном правонарушении и другие протоколы,  предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные  материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по  делу. 

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение  его в соответствии с законом. 

Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых  вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях» (далее – постановление от 02.06.2004   № 10) нарушение административным органом при производстве по делу об  административном правонарушении процессуальных требований, установленных  КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования  административного органа о привлечении к административной ответственности  (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого  постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные  нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий,  которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих  последствий при рассмотрении дела. 


При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в  отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном  правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о  месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с  которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о  невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. 

Как было указано выше, апелляционным судом было установлено, что  протокол об административном правонарушении от 03.04.2020 № 18-232602 был  составлен без участия ФИО1 или ее представителя, при этом  административным органом не было представлено доказательств уведомления  предпринимателя о дате, месте и времени составления протокола об  административном правонарушении, рассмотрении дела. 

При таких обстоятельствах, Суд по интеллектуальным правам соглашается  с тем, что административным органом была существенно нарушена процедура  привлечения ФИО1 к административной ответственности, которая не  могла быть устранена при рассмотрении настоящего дела. 

Следовательно, указанные обстоятельства с учетом вышеизложенной  позиции суда высшей судебной инстанции являются основанием для отказа в  удовлетворении требования административного органа о привлечении  ФИО1 к административной ответственности по части 2  статьи 14.10 КоАП РФ

Доводы административного органа об обратном, судом кассационной  инстанции во внимание не принимаются, поскольку оценка доказательств  является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций. 

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены  проверкой правильности применения судами норм материального и  процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм  права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам. 


Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 № 274-О,  статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса,  регламентирующими производство в суде кассационной инстанции,  предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право  оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм  материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно  исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.  Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и  второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают  доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе  принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности  судебного разбирательства, что недопустимо. 

Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно отмечал  (определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 по делу   № 305-ЭС16-7224 и от 15.08.2016 № 305-ЭС16-7224 по делу № А40-26249/2015),  что суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые  суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать  решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное  свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных  статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и  законных интересов лиц, участвующих в деле. 

В абзаце четвертом пункта 15.1 постановления от 02.06.2004 № 10  разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью  установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом  административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер  обеспечения производства по делу об административном правонарушении,  изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная 


продукция), то в резолютивной части решения суд указывает, что  соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие  действия с такими вещами. 

Поскольку судами была установлена контрафактность реализуемого  ФИО1 товара, Суд по интеллектуальным правам считает, что судом  апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 3  статьи 29.10 КоАП РФ правомерно было указано на то, что продукция, изъятая  административным органом в ходе административного производства на  основании протокола осмотра места происшествия от 19.02.2020, подлежит  уничтожению в установленном законом порядке. 

Занятая административным органом правовая позиция не находит своего  отражения в исследуемых нормах права и представленных в материалы дела  доказательствах, в связи с чем не может являться основанием для отмены  обжалуемого постановления. 

Суд по интеллектуальным правам считает, что судом апелляционной  инстанции произведенным по делу исследованием доказательств был  надлежащим образом установлен и подтвержден тот факт, что протокол об  административном правонарушении от 03.04.2020 № 18-232602 был составлен с  нарушением положений части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку достоверно  зафиксировать факт извещения ФИО1 о составлении административного  протокола не представляется возможным. 

В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что суд  апелляционной инстанции принял правильное решение об отмене судебного акта  суда первой инстанции, которым предприниматель был привлечен к  административной ответственности. 

На основании чего коллегия судей приходит к выводу, что доводы,  содержащиеся в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных  судом апелляционной инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела  доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили  надлежащую оценку с соответствующими выводами, изложенными в обжалуемом 


судебном акте, что не относится в силу статьи 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации к полномочиям суда  кассационной инстанции. 

В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в  кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными  обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении  либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать  вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства,  преимуществе одних доказательств перед другими. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 23.04.2013 № 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно  которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой  инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств  дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой  указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. 

Аналогичные правила подлежат применению и к постановлению суда  апелляционной инстанции. 

Несогласие заявителя кассационной жалобы с результатами содержащейся в  оспариваемом судебном акте оценки доказательств по делу не является  основанием для его отмены, поскольку его доводы не свидетельствуют о  неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального  или процессуального права, а также о несоответствии его выводов фактическим  обстоятельствам дела. 

Суд по интеллектуальным правам считает, что суд апелляционной  инстанции при рассмотрении настоящего спора правильно определен круг  обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих  исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы  и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, 


дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований  законодательства. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с  частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной  инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без  изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по  делу № А32-14590/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу отдела  Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тбилисскому району –  без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в двухмесячный срок. 

Председательствующий судья Н.Н. Погадаев 

Судья Д.А. Булгаков 

Судья В.А. Химичев