ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-14807/06 от 30.01.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                   

           Дело № А-32-14807/2006-63/113

30 января 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе председательствующего судьи Дубина Л.И.,

судей Данько М.М. и Ильенко Е.И.

при ведении протокола судебного заседания Дубина Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ «Администрации морского порта Новороссийск», г. Новороссийск,

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2006г. по делу № А-32-14807/2006-63/113 (судья Погорелов И.А.)

по заявлению ООО «Карди», г. Новороссийск,

к ФГУ «Администрации морского порта Новороссийск», г. Новороссийск,

о признании незаконными действий (бездействий) государственного органа,

при участии ФИО1 – представителя ООО «Карди» по доверенности от 10.01.2007, ФИО2 – директора ООО «Карди», ФИО3 – представителя ФГУ «Администрации морского порта Новороссийск» по доверенности от 16.01.2006, ФИО4 – представителя ФГУ «Администрации морского порта Новороссийск» по доверенности от 12.01.2007,

установил:

ООО «Карди» обратилось в арбитражный суд с заявлением  о признании незаконными действий (бездействия) ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» по не включению танкера-бункеровщика «Шипка» в план швартовых работ на 13.03.2006 г. для проведения бункеровочных работ.

Решением  Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2006г. по делу № А-32-14807/2006-63/113 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что действие приказа МЧС России №621 от 28.01.2004 не распространяется на принадлежащий истцу танкер-бункеровщик «Шипка»; капитан порта не является органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды; запрещение капитаном порта бункеровочных операций, выразившееся в не включении ООО «Карди» в планы  швартовочных работ, является приостановлением деятельности предприятия – ООО «Карди», такое приостановление может быть произведено только в судебном порядке.

ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск», не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что действие приказа МЧС России №621 от 28.01.2004 распространяется

на само ООО «Карди»; в установленный срок ООО «Карди» не разработало и не согласовало в установленном порядке план ЛАРН, соответственно, оснований для включения судна истца в план швартовочных работ не имеется.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение от 03.10.2006г. – отмене по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Карди» является предприятием, осуществляющим в порту г. Новороссийск деятельность по бункеровке судов мазутом и дизельным топливом. ООО «Карди» имеет в собственности танкер-бункеровщик (т/б) «Шипка» и лицензию на перевозку грузов морским транспортом.

ООО «Карди» получило от исполняющего обязанности Начальника ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» (далее – ФГУ «АМПН») капитана порта ФИО5 уведомление от 09.03.2006 г. №956/0132 (далее «Уведомление») о том, что с 13-30 часов 09.03.2006 г. суда, компании-операторы которых (в том числе и ООО «Карди») не имеют признанных компетентным органом МЧС России планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти («планов ЛРН»), не будут включены в планы швартовых работ для проведения бункеровочных операций.

Заявитель полагая, что указанное уведомление не распространяется на имеющийся у него т/б «Шипка», подал в ФГУ «АМПН» заявку на включение указанного бункеровщика в план швартовых работ с целью осуществления бункеровки судна «Халед Мухеддин» по заявке от 10.03.2006г. 20 тоннами дизельного топлива.

Однако т/б «Шипка» не был включен в план швартовых работ на 13.03.2006г. Заявитель направил ФГУ «АМПН» письмо от 13.03.2006г. с просьбой указать причину отказа в производстве бункеровочных операций т/б «Шипка».

В ответе от 20.03.2006 г. ФГУ «АМПН» со ссылкой на уведомление 09.03.2006 г. и письмо Управления по г.Новороссийску Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю №206 от 07.03.2006 г. указала, что т/б заявителя не включен в план швартовых работ по причине отсутствия признанного компетентным органом МЧС России плана ЛРН.

ООО «Карди» не согласилось с действиями (бездействием) должностного лица ФГУ «АМПН» и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН), и в которых должны быть предусмотрены количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности; органы, согласовывающие план ЛАРН и т.д.

Постановлением Правительства от 15.04.2002г. №240 утверждены «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», которые устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 2 Правил установлено, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов ЛРН на территории Российской Федерации.

Кроме того, п.4 данных Правил установлено, что организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

В соответствии с Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 3 данного Положения установлено, что единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На основании п.4 Положения функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

В соответствии с Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Приложение к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) Минтрансом России создана функциональная подсистема - организации работало предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным законодательством ФГУ «АМПН» имеет План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в порту Новороссийск, как функциональная подсистема «РСЧС» на морском транспорте в зоне ответственности ФГУ «АМПН».

Приказом Минтранса России от 11.02.2005г. № 9 внесены изменения и дополнения в «Положение об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте», утвержденного приказом Минтранса России от 07.06.1999г. №32.

В соответствии с данными изменениями пунктом 1.4. Положения установлено, что в целях выполнения задач по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, и по ликвидации последствий морских аварий Госморспасслужба России совместно

с морскими администрациями портов организует несение аварийно-спасательной готовности на морских бассейнах Российской Федерации.

Несение аварийно-спасательной готовности в морских портах организует администрация морского порта силами и средствами предприятий, оперирующих в портах, а также силами и средствами бассейновых аварийно-спасательных управлений и

ФГУП «Росморпорт» (спасательными буксирами (катерами), специализированными судами и оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти (ЛРН).

Во исполнение постановления Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом МЧС РФ от 28.12.2004 г. № 621 утверждены «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федераций».

Данные Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов.

В соответствии с п.3 «Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» требования применяются на всей территории Российской Федерации, за исключением судов, подпадающих под действие международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация, и обязательны для выполнения всеми должностными лицами и специалистами, осуществляющими свою деятельность в указанном направлении.

Довод о том, что на суда, имеющие предусмотренный международными конвенциями Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (План SOPEP), не распространяются требования приказа МЧС РФ от 28.12.2004 г. № 621 в связи с тем, что данные суда подпадают под действие международных конвенций, стороной которых является Российская Федерация, не принят судом по следующим основаниям.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78), является основным документом, разработанным ИМО для предотвращения загрязнения моря.

В соответствии с Правилом 26 Приложения 1 и Правилом 16 Приложения IIк Конвенции План включает в себя процедуру, которую должны выполнять капитан или другие лица, несущие ответственность за судно, при передаче сообщения об инциденте, вызывающем загрязнение нефтью или вредными жидкими веществами; перечень организаций или лиц, с которыми должна быть установлена связь в случае инцидента, вызывающего загрязнение; подробное описание действий, которые должны быть немедленно предприняты лицами, находящимися на борту судна, для уменьшения сброса нефти или вредного жидкого вещества в результате инцидента; и процедуры

связи  на судне для координации с национальными и местными властями действий, осуществляемых на борту судна.

Таким образом, в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ-73/78 область действия плана SOPEP ограничивается бортом судна и сам план предусматривает действия экипажа, необходимые для прекращения аварийного разлива нефти с судна, и ликвидации последствий аварийного разлива нефти на судне, а также при оповещении местных властей.

В 2005-2006 г.г. при проведении совместной проверки Новороссийской
транспортной прокуратуры и Управления по городу Новороссийску Главного
управления МЧС России по Краснодарскому краю установлено, что
организациями,  осуществляющими  бункеровочные операции в порту Новороссийск, не выполняются требования действующего законодательства в части разработки, согласования и утверждения планов ЛАРН.

По результатам проверки Новороссийским транспортным прокурором в адрес начальника ФГУ «АМП Новороссийск» - капитана порта Новороссийск 01.02.2006г. внесено предостережение о недопустимости нарушения закона, в котором указано, что осуществление любыми компаниями деятельности по бункеровке судов в порту Новороссийск и на его рейдах без разработанного, согласованного и утвержденного в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства плана ЛАРН не соответствует требованиям обеспечения безопасности.

Поскольку ООО «Карди» не имеет разработанного и согласованного в установленном порядке плана ЛАРН, в действиях капитана порта Новороссийск по невключению ООО «Карди» в план швартовых работ нарушений закона не усматривается.

Довод истца о том, что капитан порта не имеет права осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, не принят судом, так как согласно ст.74, 76 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и осуществляет функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту. Согласно пп.31 п.16 Устава ФГУ «АМПН» администрация осуществляет контроль за обеспечением экологической безопасности в морском порту.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности действий (бездействия) ФГУ «АМПН» по не включению танкера-бункеровщика «Шипка»  в план швартовых работ на 13.03.2006 для проведения бункеровочных работ следует признать не соответствующим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п.3 ч.1 ст.270 и п.2 ст.269 АПК РФ решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2006г. по делу № А-32-14807/2006-63/113 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы на уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат возмещению за счет ООО «Карди».

Руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовыми актами и статьями 266, 269 п.2, 270 ч.1 п.3, 271 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2006г. по делу № А-32-14807/2006-63/113 отменить.

            В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Взыскать с ООО «Карди», г. Новороссийск, в пользу ФГУ «Администрации морского порта Новороссийск», <...> руб. расходов на оплату государственной пошлины.

Председательствующий                                                                Дубина Л.И.

Судьи                                                                                               Данько М.М.

                                                                                                          Ильенко Е.И.