ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-15769/18 от 01.02.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-15769/2018

05 февраля 2019 года                                                                        15АП-22349/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 по делу № А32-15769/2018 (судья Лукки А.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комидар»
(ОГРН 1022303382386/ ИНН 2323018753)

к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Комидар» (далее – общество, ООО «Комидар») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее – департамент) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
от 13.04.2017 № 12-25/79-18 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановление Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
от 13.04.2017 № 12-25/79-18 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Комидар» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено в связи с допущенным административным органом нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выполняя требования КоАП РФ, направленные на реализацию гарантий защиты лица, привлекаемого к административной ответственности:

23.01.2018 в адрес ООО «Комидар» было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением;

07.03.2018 в адрес ООО «Комидар» было направлено уведомление о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением;

21.03.2018 в адрес ООО «Комидар» было направлено повторное уведомление о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением;

16.04.2018 в адрес ООО «Комдар» было направлено постановление по делу об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением.

Из анализа информации с сайта ФГУП «Почта России» (отслеживание почтовых отправлений по внутрироссийскому почтовому идентификатору) видно, что заказные письма с почтовыми идентификаторами прибыли в место вручения по адресу местонахождения ООО «Комидар»: г. Абинск, ул. Московская, 29, а именно:

35099119150290 прибыло в место вручения 27.01.2018 и лишь спустя месяц выслано обратно отправителю;

35099121464644 было получено адресатом 13 марта 2018; 35099121469106 было получено адресатом 27 марта 2018;

35000020120203 и получено адресатом 19.04.2018. Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления департамент располагал информацией об отсутствии адресата по указанному адресу либо вручении корреспонденции. Действуя разумно и добросовестно, ООО «Комидар» мог организовать прием почтовой корреспонденции. При этом уклонение общества от получения поступающей в его адрес почтовой корреспонденции не может возлагать на административный орган какие-либо дополнительные обязанности по розыску и вручению ему соответствующих уведомлений. Поскольку в назначенные дни и время общество для составления протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела не явилось, сведений о причинах неявки не представило, и располагая информацией ФГУП «Почта России» о том, что вышеуказанные уведомления прибыли к месту доставки, департамент полагает, что правомерно составил протокол об административном правонарушении и вынес постановление в его отсутствии, посчитав его извещенным надлежащим образом.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Комидар» в процессе осуществления деятельности по розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не представило в установленный пунктом 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, срок декларацию об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи за 1 квартал 2017 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом департамента в отношении ООО «Комидар»  протокола об административном правонарушении от 05.03.2018 № 12-25/79-18 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

13.04.2018 административным органом в отношении ООО «Комидар» было вынесено постановление № 12-25/79-18 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения.

 Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной продукции.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ).

В связи с чем действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая ряд ограничений и запретов, в том числе связанных с нарушением порядка и сроков декларировании оборота алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Порядок предоставления деклараций организациями осуществляется в соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» (далее - Порядок предоставления деклараций).

На основании пункта 2 Порядка предоставления деклараций декларации представляют организации, осуществляющие, в том числе, розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно пункту 14 Порядка предоставления деклараций организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12.

В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления деклараций декларации (за исключением деклараций, указанных в пунктах 14 (1) - 14 (3) настоящих Правил) представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления деклараций декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещает искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается по существу обществом, ООО «Комидар» за 1 квартал 2017 года декларацию об объемах розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12 Правил N 815 в установленный срок не представило.

Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно: письмом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 22.01.2018 № 59-750/18-12-11, скриншотом личного кабинета декларанта ООО «Комидар», сведениями из декларации № 6 о поставке пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 1 квартал 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 05.03.2018 № 12-25/79-18.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего законодательства в сфере учета оборота алкогольной продукции.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества реальной возможности по своевременному представлению декларации по форме
N 12 Правил N 815, общество не представило.

Общество является профессиональным участником рынка алкогольной продукции, в связи с чем должно осознавать важность представления сведений и возможную ответственность за непредставление декларируемых данных.

Исходя из изложенного, в деянии общества имеются признаки состава вмененного правонарушения.

Вместе с тем, судом установлено нарушение прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, 23.01.2018  в адрес ООО «Комидар» было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 35099119150290).

07.03.2018 в адрес ООО «Комидар» было направлено уведомление о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 35099121464644).

21.03.2018 в адрес ООО «Комидар» было направлено повторное уведомление о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 35099121469106).

Постановление № 12-25/79-18 о назначении административного наказания от 13.04.2018 органом вынесено без участия законного представителя общества.

Административный орган в подтверждение факта уведомления общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении представил сведения о направлении определения об отложении рассмотрения дела и продлении срока рассмотрения административного дела в отношении
ООО «Комидар» по ст. 15.13 КоАП РФ на 16.04.2018.

Однако дело об административном правонарушении было рассмотрено 13.04.2018, по результатам которого было вынесено постановление № 12-25/79-18 о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ.

В подтверждение надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Комидар» на 13.04.2018 департаментом представлена копия телефонограммы от 21.03.2018
(л.д. 69).

В указанной телефонограмме имеется информация об уведомлении законного представителя ООО «Комидар» Долматовой Л.Н. по телефону 8 (918) 497-84-56 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Комидар».

Вместе с тем, номер на который была направлена телефонограмма, указан неверно. В ходе судебного заседания представитель заинтересованного лица пояснил, что указанный номер в телефонограмме был взят из заявления о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Вместе с тем, в представленном в материалы дела заявлении о продлении лицензии обществом указан иной номер 8 (918) 497-84-57.

Учитывая изложенное, извещение путем направления телефонограммы на неверный номер не может являться ненадлежащим уведомлением.

Неизвещение лица о дате рассмотрения (принятия) постановления по административному делу является существенным нарушением процедуры административного производства, носит неустранимый характер, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему ст. 25.1 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не был соблюден порядок привлечения к административной ответственности, и правомерно признал постановление Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 13.04.2017 № 12-25/79-18 о привлечении общество с ограниченной ответственностью «Комидар» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконным и подлежащим отмене.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 по делу №А32-15769/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        М.В. Соловьева