ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-15844/17 от 06.12.2017 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-15844/2017

08 декабря 2017 года                                                                         15АП-11300/2017

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года .

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.06.2017 по делу № А32-15844/2017, принятое судьей Суминой О.С.,
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Юнис"
о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юнис" (далее – ООО "Юнис", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что департаментом не доказано наличие в действиях общества нарушения лицензионного требования, установленного пунктом 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, и, как следствие, события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт о привлечении ООО "Юнис" к ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ. В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что фактическая часть нежилых помещений, оставшаяся в использовании у ООО "Юнис" занимает 6,0 квадратных метров, что является нарушением абзаца 2 пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало по доводам апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от
ООО "Юнис" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения по существу дела № А32-15835/2017.

Суд протокольным определением отказал в удовлетворении заявленного ходатайства по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу. Возможность рассмотрения спора по существу предопределена необходимостью установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и входящих в предмет доказывания, которые определяются арбитражным судом, исходя из характера спорного правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению (часть 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам, участвующим в деле.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что безусловные основания для приостановления производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют, поскольку  отсутствуют  доказательства  направления  кассационной  жалобы  в  Верховный  Суд Российской Федерации.  

Приведенные в ходатайстве заявителя доводы не подтверждают невозможность рассмотрения настоящего дела.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью "Юнис" выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции ДК 003586 сроком действия до 27.10.2017 в обособленном подразделении: <...>.

Согласно информации поступившей от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Краснодарскому краю от 20.02.2017 № 09-03/02476, в отношении ООО "Юнис" (ИНН <***>, КПП 236545005 адрес места нахождения: <...>) установлен факт оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Организация розничной торговли (магазин), расположенная по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, п. Тюменский, 18, принадлежит
ООО "Юнис" и осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании договора аренды нежилого здания от 24.12.2014 №ДА/100/343 между Одинцовым Д.В. и ООО "Юнис", зарегистрированного в едином государственном реестре кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 30.12.2015, сроком аренды 3 года, на общую площадь 303,7 кв. м. В свою очередь ООО "Юнис" предоставляет в субаренду часть нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу общей площадью 297,7 кв. м. индивидуальному предпринимателю Одинцову Д.В., согласно договору субаренды нежилого здания от 30.01.2016 № ДС/100/343, сроком субаренды 11 месяцев с пролонгацией.

Фактическая часть нежилых помещений, оставшаяся в использовании у
ООО "Юнис" занимает 6,0 квадратных метров, что является нарушением абзаца 2 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171- ФЗ.

Выявленное нарушение, по мнению заявителя, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

06.04.2017 заместителем начальника отдела декларирования и лицензионного контроля алкогольной продукции Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края в присутствии законного представителя юридического лица ООО "Юнис" - директора ФИО3, составлен протокол об административном правонарушении № 13-20/05 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица.

Цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995
№ 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).

Действующее законодательство устанавливает повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе и такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ).

При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Несоблюдение лицензионных требований и условий является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии.

К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171 -ФЗ) установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 171 -ФЗ, лицензии, в том числе, выдаются на розничную продажу алкогольной продукции.

К лицензионным требованиям, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности, отнесены требования о наличии у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.

Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171 -ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

Абзацем 2 пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171 -ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров.

В указанном случае ООО «Юнис» являлся арендатором указанного выше имущества, площадь и характеристики которого позволили ему получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет аренду как договор, в силу которого арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или в пользование (ст. 606 ГК РФ). Цель такого договора состоит в том, чтобы обеспечить передачу имущества во временное пользование.

Договор субаренды - это гражданско-правовой договор, согласно которому арендатор (субарендодатель), если иное не предусмотрено законом или договором аренды, обязуется предоставить субарендатору определенное имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а субарендатор должен уплачивать за это субарендодателю арендную плату.

Сдача имущества в аренду (субаренду) является актом распоряжения им, то есть реализацией одного из основных правомочий собственника, причем в качестве арендодателя может выступать собственник или иное лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

В силу указанных норм закона, а также самого факта заключения указанного выше договора субаренды от 30.01.2016 № ДС/100/343, сроком на 11 месяцев с пролонгацией, заключенного в период действия лицензии ДК 003586 на розничную продажу алкогольной продукции, ООО «Юнис» перестало быть арендатором 25 метров, необходимых для осуществления розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.

На основании изложенного, вывод суд первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения является неверным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стационарным торговым объектом является объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст «Об утверждении национального стандарта», введенным в действие с 1 апреля 2014 года, определен термин складского помещения.

Согласно пункта 91 ГОСТ Р складским помещением является специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Из системного толкования указанных нормативных правовых актов и национального стандарта следует, что торговые объекты и складские помещения должны составлять единое стационарное помещение с единой общей площадью не менее 25 квадратных метров для организаций, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по розничной продаже алкоголя в сельских поселениях.

Требование законодательства о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 25 квадратных метров установлено с целью соблюдения организациями розничной торговли алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приёму, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.

По смыслу статей 2 и 18 Закона № 171-ФЗ лицензируется вид деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст, различает экономическую деятельность по сдаче имущества в аренду и  розничную торговлю.

Деятельность, связанная со сдачей в аренду имущества, группируется по кодам по ОКВЭД ОК 029-2014 68.20 «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом», по розничной торговле – кодом 47.11.

Учитывая изложенное, при сдаче лицензируемого объекта в аренду у лицензиата происходит смена вида экономической деятельности по данному имуществу.

Следовательно, в целях осуществления деятельности по розничной торговле лицензиат переданное иному лицу имущество не использует.

Межрайонная инспекция ИФНС России №6 по Краснодарскому  краю на запрос суда  апелляционной  инстанции письмом  от 04.09.2017 № 09-09/12387 сообщила, что  налогоплательщиком  ООО «Юнис»   были устранены нарушения лицензионных  требований к площади стационарных  торговых  объектов.    

Таким образом, в рассматриваемом случае, вывод суда первой инстанции о том, что предоставление обществом в субаренду части арендуемого нежилого здания иному субъекту предпринимательской деятельности, не свидетельствует о несоблюдении обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных статьей 16 Закона № 171 -ФЗ, является ошибочным.

Аналогичная правовая позиции изложена в постановлении Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 04.12.2017 по делу № А32-15835/2017.

В силу абзаца 2 пункта 6 статьи 16 Федерального закона
№ 171 - ФЗ, выявленное несоответствие лицензионным требованиям при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в ООО «Юнис», является достаточным основанием для привлечения общества к административной ответственности

Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административном правонарушении, не истек.

Судебная коллегия  считает  необходимым  привлечь общество с ограниченной ответственностью "Юнис"  (ИНН <***>, ОГРН <***> зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, дата регистрации 17.06.2003, адрес: 350916, Краснодарский край, г. Краснодар, ст-ца Елизаветинская, ул. Степная, д. 197) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен ООО «Юнис», привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции по следующим реквизитам: УФК по Краснодарскому краю (Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, л/с <***>), Южное ГУ Банка России г. Краснодар, р/счет <***>, БИК 040349001, ИНН <***>, ОКТМО 03701000, КПП 230801001, КБК 804 116 90040 04 0000140.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании изложенного решение суда от 07.06.2017 подлежит отмене, апелляционная жалоба Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2017 по делу
№ А32-15844/2017 отменить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Юнис"
(ИНН <***>, ОГРН <***> зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, дата регистрации 17.06.2003, адрес: 350916, Краснодарский край, г. Краснодар, ст-ца Елизаветинская, ул. Степная, д. 197) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции по следующим реквизитам:

УФК по Краснодарскому краю (Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, л/с <***>), Южное ГУ Банка России г. Краснодар, р/счет <***>, БИК 040349001, ИНН <***>, ОКТМО 03701000, КПП 230801001, КБК 804 116 90040 04 0000140.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               Н.Н. Смотрова

                                                                                                               С.С. Филимонова