Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная 6
________________арбитражного суда апелляционной инстанции_________________
г. Краснодар Дело № А-32-16023/2006-51/226
20 февраля 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 13.02.2007г. Датой изготовления полного текста постановления является 20.02.2007г.
Арбитражный суд Краснодарского краяв составе:
Председательствующего: Чабан А. И.
Судей: Буренкова Л. В., Мицкевич С. Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черняк И. Ю.
Рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по Темрюкскому району на решение арбитражного суда от 05.12.2006г., принятое судьей Базавлуком И. И.
по заявлению:
ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман», г. Темрюк ______________
к Инспекции ФНС РФ по Темрюкскому району, г. Темрюк _______________________
3-е лицо: Управление ФНС РФ по Краснодарскому краю, г. Краснодар__________________
о признании недействительными решения ИФНС РФ по Темрюкскому району №108 от 17.02.2006г., решения Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 13.04.2006г. №08-09-385-248, обязании ИФНС РФ по Темрюкскому району устранить нарушение прав налогоплательщика посредством вынесения решения о возмещении НДС путем возврата из соответствующего бюджета заявленных ООО «БК «СВЛ Флагман» сумм налоговых вычетов по НДС в сумме 246871 руб. ______________
при участии в заседании:
от ИФНС РФ по Темрюкскому району: ФИО1 – дов. от 16.01.2007г.;
от ООО «БК «СВЛ Флагман»: ФИО2 – дов. от 07.03.2006г.;
от УФНС РФ по Краснодарскому краю: не явка, уведомлен.
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения ИФНС РФ по Темрюкскому району №108 от 17.02.2006г., решения Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 13.04.2006г. №08-09-385-248, обязании ИФНС РФ по Темрюкскому району устранить нарушение прав налогоплательщика посредством вынесения решения о возмещении НДС путем возврата из соответствующего бюджета заявленных ООО «БК «СВЛ Флагман» сумм налоговых вычетов по НДС в сумме 246871 руб.
Решением суда от 05.12.2006г. заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение ИФНС РФ по Темрюкскому району №108 от 17.02.2006г., решение Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю №08-09-385-248 от 13.04.2006г. Инспекция ФНС РФ по Темрюкскому району обязана вынести решение о возмещении НДС путем возврата из соответствующего бюджета заявленных ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» сумм налоговых вычетов по НДС в сумме 246871 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция ФНС РФ по Темрюкскому району обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.12.2006г. ссылаясь на его несоответствие нормам права, фактическим обстоятельствам дела мотивируя следующим. Заявка на погрузку припасов должна содержать все реквизиты, предусмотренные приказом ГТК РФ от 19.10.2001г. №1000 «О таможенном режиме перемещения припасов», а именно строка «Порт и страна назначения морского судна» должна содержать информацию о порте и стране назначения.
Представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Налогового кодекса РФ является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату НДС, в связи с чем, при решении вопроса о применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов.
Вследствие того, что бункеровка осуществлялась в отношении российских судов, находящихся под российским флагом, для подтверждения факта несения всех расходов по содержанию и эксплуатации судна иностранным лицом «TesmaCorporation», необходима копия договора фрахтования с оговоренным порядком несения указанных расходов. В связи с наличием в договорах конфиденциальной информации для целей налогообложения допускается предоставление копий контрактов с незаполненной строкой №19 стандартного международного договора «Стоимость чартера». Прочие позиции должны быть заполнены и содержать сведения об источнике средств на расходы по эксплуатации судна.
Из представленных ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» копий документов (коносаментов, бункеровочных расписок), следует, что судовладельцем является ОАО «Волготанкер». Согласно представленному ответу от 28.12.2005г. ОАО «Волготанкер» с ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» и компанией «TesmaCorporation» договорных отношений не имеет.
Таким образом, оспариваемые решения №108 от 17.02.2006г., от 13.04.2006г. №08-09-385-248вынесены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу, общество просит суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ при вывозе с таможенной территории припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, необходимо представлять таможенную декларацию на припасы с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт, открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории РФ.
Из ответа Краснодарской таможни от 23.08.2006г. следует, что проставление отметок, свидетельствующих о подтверждении фактического вывоза товаров, на каких-либо иных транспортных или товаросопроводительных документах, помимо заявки на погрузку припасов, действующим таможенным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, транспортные накладные №1, сокращенная форма КЭ-2,4Л, оформлены надлежащим образом. Само наличие отметок таможенных органов на заявках на перемещение припасов с указанием «Товар вывезен» свидетельствует о том, что на момент принятия решения о выпуске припасов за пределы таможенной территории РФ, таможенный орган располагал всеми необходимыми документами для помещения топлива под таможенный режим перемещения припасов.
Кроме того, обществом представлены выписки банка, подтверждающие фактическое поступление валютной выручки по реализации припасов в таможенном режиме перемещения припасов.
Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По итогам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005г. налоговым органом было составлено заключение №4898 от 17.02.2006г. и принято решение №108 от 17.02.2006г., которым ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 246871 руб.
При этом налоговым органом указано, что в нарушение Приказа ГТК РФ №1000 от 19.10.2001г. «О таможенном режиме перемещения припасов», представленные обществом копии заявок не содержат информации в строке «Порт и страна назначения морского судна». Помещение припасов под таможенный режим перемещения припасов производится на основании заявки, составленной в произвольной форме, но содержащей обязательные реквизиты, обусловленные положениями вышеуказанного Приказа ГТК РФ, в том числе порт и страна назначения морского судна.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 13.04.2007г. жалоба ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» на решение ИФНС РФ по Темрюкскому району №108 от 17.02.2006г. оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно указал, что в соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
Согласно ст. 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации.
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
В соответствии с п. 7 ст. 358 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.
В п. 3 Приказа Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации №1000 от 19.10.2001г. «О таможенном режиме перемещения припасов» указано о необходимости производить таможенное оформление припасов, находящихся на морских, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или перемещаемых (загружаемых) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации, без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики с учетом особенностей, приведенных в приложении к настоящему Приказу.
Пунктом 2 Положения установлено, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом принимаются:
- при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда (далее - транспортные средства) во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки с отметками таможенного органа о выпуске товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов.
В качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы.
В заявке должны содержаться следующие сведения: код таможенного режима (в соответствии с классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации); о транспортном средстве, на которое будут погружены припасы (название морского судна, бортовой номер воздушного судна или номер поезда), его национальная принадлежность; о лице, осуществляющем погрузку; дата, место и приблизительное время погрузки; порт (аэропорт, станция) и страна назначения (указанная в транспортных документах) морского, воздушного судна или поезда при отправлении с таможенной территории Российской Федерации; наименования товаров (припасов), их количество (в основной и дополнительной единицах измерения); дата подачи заявки. Заявка должна быть подписана уполномоченным лицом.
В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.
Судом сделан правильный вывод о том, что на момент подачи заявки на перемещение припасов декларант не имеет на руках вышеуказанных документов и не обладает достоверной, документально подтвержденной информацией о порте и стране назначения морского судна, поскольку такие документы могут появиться только на момент оформления отхода судна.
Согласно ст. 135 Таможенного кодекса РФ если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При оформлении убытия транспортного средства с таможенной территории РФ должностное лицо таможенного органа получает стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, в которых окончательно и достоверно указаны порт и страна назначения и которые вместе с заявкой на погрузку припасов формируются в пароходное дело.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод налоговой инспекции о том, что в представленных обществом документах отсутствуют отметки таможенных органов.
Согласно п. 12 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом ГТК РФ №806 от 21.07.2003г. - с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, отметка "Товар вывезен" не проставляется на поручении на отгрузку, коносаменте (при перевозках товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты).
Кроме того, п.п. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ при вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания. Следовательно, проставление отметок таможенными органами на транспортных, товаросопроводительных и иных документах действующим законодательством не предусмотрено.
Вышеизложенное подтверждается и имеющимся в материалах дела письмом Краснодарской таможни №04-17/13054 от 23.08.2006г. в котором, указано, что проставление отметок, свидетельствующих о подтверждении фактического вывоза товаров, на каких-либо иных транспортных или товаросопроводительных документах, помимо заявки на погрузку припасов, действующим таможенным законодательством не предусмотрено.
Как правомерно указал суд первой инстанции в своем решении, ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» представляя в таможенные органы заявки (неполные таможенные декларации), транспортные накладные №1, сокращенная форма КЭ-2,4Л, грузовые манифесты
производила декларирование припасов при перемещении (загрузке) припасов на морские суда, во исполнение контрактных обязательств перед компанией «TesmaCorporation» (контракт №01 от 24.02.2005г.) в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. В счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя. Пункт 6 этой же статьи предусматривает, что счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При заявлении к возмещению из бюджета сумм налога налогоплательщик обязан представить доказательства, содержащие достоверные сведения.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.2001г. №138-О по смыслу п. 7 ст. 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Таким образом, недобросовестный налогоплательщик не должен пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестный.
В контракте №01 от 24.02.2005г. стороны оговорили, что топливо поставляется для вывоза на судах в таможенном режиме перемещения припасов (то есть за пределы таможенной территории РФ).
Независимо от флага судна-грузополучателя подтверждением передачи товара и перехода права собственности на возмездной основе иностранному лицу – компании «TesmaCorporation» являются: поручение покупателя о передаче нефтепродуктов грузополучателю (номинированное судно), то есть дополнительное соглашение к контракту, в котором указан грузополучатель, количество и цена нефтепродуктов, подписанное обществом и покупателем; бункерная расписка, подписанная капитаном судна или старшим механиком судна как получателем нефтепродуктов, заверенная судовой печатью; счет (инвойс) на оплату, выставленный обществом покупателю.
Поставленное топливо было фактически вывезено за пределы Российской Федерации, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа на заявках на перемещение припасов.
В материалах дела имеется письмо компании «TesmaCorporation» от 30.09.2005г. из текста, которого следует о невозможности предоставления сведений касающихся раскрытия взаимоотношений компании «TesmaCorporation» с третьими лицами, являющимися оригинальными судовладельцами, фрахтователями, либо посредническими организациями (агентами, комиссионерами).
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что ООО «Бункерская компания «СВЛ Флагман» не обязано представлять доказательства факта несения расходов по содержанию и эксплуатации судна иностранным лицом – компанией «TesmaCorporation», а также взаимоотношения компании непосредственно с владельцами (фрахтователями) судов.
Кроме того, в материалы дела обществом представлены выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки по реализации припасов в таможенном режиме перемещения припасов от покупателя на счет общества.
По смыслу абзаца 5 п.п. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ, в обязанности налогового органа входит проверка наличия на таможенной декларации отметок российского таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт, открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации, так как установление иных фактов, имеющих существенное значение при помещении товаров под тот или иной таможенный режим, относится к исключительной компетенции таможенных органов.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правомерно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, ООО «Би Лермо» представило доказательства несоответствия оспариваемых решений ИФНС РФ по Темрюкскому району, Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю действующему законодательству. Указанными решениями налоговых органов нарушены права и имущественные интересы заявителя, при этом, налоговой инспекцией не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для вынесения обжалуемых решений.
При разбирательстве дела и рассмотрении ходатайств судом первой инстанции не нарушены нормы процессуального права, в том числе установленные в качестве безусловного основания к отмене судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2006г. по делу №А-32-16023/2006-51/226 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий: Чабан А. И.
Судьи: Буренков Л. В.
Мицкевич С. Р.