ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-16263/06 от 19.01.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законностии обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

___________________________________________________________________________

г. Краснодар                                                                 Дело № А-32-16263/2006 –22/69

«19» января  2007г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Буренкова Л.В. /докл./

Судей:   Козубовой М.Г. и Мицкевича С.Р. 

При ведении протокола судебного заседания председательствующим

Рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ПГСК №95 г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от  18.11.2006г. по делу  №   А-32-16263/2006 –22/69         (судья Чуприна Т.В.)

По иску Потребительского гаражно-строительного кооператива №95 г. Краснодар

К Администрации муниципального образования город Краснодар г. Краснодар

3-и лица: Товарищество собственников жилья «Красина -1» г.  Краснодар

Краснодарское отделение №8619 АК СБ РФ (ОАО) г. Краснодар

об определении границ земельных участков, передаваемых в собственность

При участии в заседании:

от истца: ФИО1 – представитель, доверенность от 12.05.06г.

-ФИО2 – представитель, доверенность от 23.05.05г.

От ответчика: ФИО3 – представитель, доверенность №59/01 от 10.01.07г.

От ТСЖ «Красина-1»: ФИО4 – председатель ТСЖ – паспорт 0304 №322509, выдан 29.03.03г. ПВС УВД Западного округа г. Краснодара

ФИО5 – представитель, доверенность от 02.06.06г.

От Краснодарского отделения №8619 АК СБ РФ - ФИО6 – представитель, доверенность от 09.03.06г.

УСТАНОВИЛ:

Потребительский гаражно-строительный кооператив (ПГСК) №95 г. Краснодар  обратился в суд с иском кАдминистрации муниципального образования (МО) город Краснодар г. Краснодар об обязании последней определить границы передаваемых  земельных участков в собственность ПГСК -95 и ТСЖ «Красина-1» с учетом мест общего пользования.

К участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Товарищество собственников жилья «Красина -1» г.  Краснодар и Краснодарское ОСБ №8619 Сберегательного России (ОАО) г. Краснодар.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.06г.  истцу в иске отказано.

ПГСК №95 не согласился с принятым 18.11.2006г. по настоящему делу судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой указал, что суд 1-ой инстанции сделал неправильный вывод о том, что истец просит суд определить границы земельного участка, истец просит суд обязать ответчика определить границы передаваемых земельных участков как собственника, уклоняющегося от своей обязанности в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае отсутствия кадастровой карты; границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, поэтому истец просит решение арбитражного суда от 18.11.06г. отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.

Администрация МО город Краснодар отзыв на апелляционную жалобу не представила, однако ее представитель в судебном заседании указал на  несостоятельность доводов истца, изложенных в указанной жалобе и просил решение арбитражного суда от 18.11.06г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПГСК №95 -без удовлетворения.

Товарищество собственников жилья «Красина -1» и Краснодарское Отделение №8619 АК СБ РФ в отзывах на апелляционную жалобу указали на несостоятельность доводов истца, изложенных в указанной жалобе и просили решение арбитражного суда от 18.11.06г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПГСК №95 -без удовлетворения.

Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца, ответчика, 3-их лиц и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости и допустимости, суд апелляционной инстанции установил.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка от 19.03.2003 г. № 4300009603, Администрация МО город Краснодар предоставила ПГСК-95 во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 4312,32 кв.м. для эксплуатации многоэтажного гаража.

В 2003 году проектной организацией ООО «Персональная творческая мастерская архитектора ФИО7.» был разработан проект по строительству надстройки мансардного этажа офисного назначения на четырехэтажном корпусе гаража, согласованный Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара 10.06.2003 г.

Строительные работы по надстройке мансардного этажа были закончены в конце 2003 года. Данные офисные помещения принадлежат членам ПГСК-95, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

Как пояснил истец, вход в мансардный этаж организован с ул. Красина по пристроенной лестнице и имеется дополнительный эвакуационный выход по существующей лестнице с надстройкой одного марша.

Согласно проекта и заключений к нему, вход в мансардный этаж возможен только через входную лестницу, которая выполнена как отдельная конструкция, пристраиваемая к зданию, с несущими вертикальными металлическими стойками, бетонными площадками и маршами.

В связи с эксплуатацией мансардного этажа, находящегося в собственности у членов ПГСК-95, возникла необходимость пользоваться и прилегающим к входной лестнице земельным участком, а именно: асфальтированной дорогой, проходящей от ул. Красина мимо здания многоэтажных гаражей ПГСК-95 и входной лестницы, ведущей в мансардный этаж к многоэтажному жилому дому (ТСЖ «Красина-1»).

Кроме ПГСК-95 данной дорогой пользуется и Краснодарское отделение № 8619 Сбербанка Российской Федерации, в соответствии с договором аренды земельного участка от 26.08.2003 г.

ПГСК-95 обратилось к ТСЖ «Красина-1» с просьбой произвести корректировку земельно-правовой документации без учета дороги, которая является местом общего пользования, однако все обращения остались без ответа.

Истец полагая, что нарушены интересы членов ПГСК-95, которые являются собственниками мансардного этажа, поскольку они лишены возможности в будущем использовать свою собственность по назначению, обратился в арбитражный суд за защитой своих прав и интересов.

Однако указанные требования истца заявлены неправомерно, не основаны на нормах действующего законодательства, не подтверждены материалами дела.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка от 19.03.2003 г. № 4300009603, ПГСК-95, является пользователем смежного с ТСЖ «Красина-1» земельного участка.

Истец не представил в суд доказательств свидетельствующих о том, что спорная территория - дорога принадлежит ему на каком-либо праве.

Кроме того, АК Сбербанк Российской Федерации в лице Краснодарского отделения № 8619 и ТСЖ «Красина-1» совместным заявлением от 16.08.2006 г. обратились в администрацию муниципального образования г. Краснодар о передаче в общую долевую собственность земельного участка по ул. Красина, 1, обеспечивающего функциональное использование жилого 14-этажного дома.

ТСЖ «Красина-1» обратилось в МУП «Институт Горкадастрпроект» (Институт) с целью межевания земельного участка по ул. Красина, 1, на котором расположен 14 -этажный жилой дом и помещения, принадлежащие АК Сбербанку Российской Федерации ( Краснодарскому отделению № 8619).

По делу установлено, что институт изготовил землеустроительное дело, которое было утверждено начальником территориального отдела по г. Краснодару Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, и был выполнен проект границ земельного участка по ул. Красина, 1, в г. Краснодаре, утвержденный 26.09.2005 г. Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п. 8 ст. 36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заинтересованным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

К тому же, в силу ст. 68 ЗК РФ, землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель, установлению границ на местности.

Согласно ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. При проведении землеустройства (в том числе межевания) в обязательном порядке учитываются интересы лиц, права которых могут быть затронуты при осуществлении землеустройства. Учет интересов осуществляется путем обеспечения заинтересованным лицам возможности участия в согласовании границ объекта землеустройства (земельного участка) путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

Согласно Постановлению Правительства от 07.06.2002 г. № 396, работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:

а)определение    границ    объекта    землеустройства    на    местности    и    их
согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

б)      закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства
межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания
местоположения границ объекта землеустройства;

в)         изготовление    карты    (плана)    объекта    землеустройства    в    порядке,
устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

Согласно ст. 4 Федерального Закона «О землеустройстве», основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.

Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Межевание производится в случаях изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении, предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам; совершения сделок с земельными участками; в иных случаях перераспределения земель.

В силу статьи 17 вышеназванного Федерального Закона, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996 г., межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности осуществляется при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении (совершении сделок) всего или части земельного участка.

Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии и право на выполнение этих работ, но не арбитражный суд..

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их уполномоченных представителей.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем -производителем работ.

Акт утверждается Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Только в случаях, прямо предусмотренных законом, решение суда может изменить волеизъявление одного из участников гражданских правоотношений, что не имеет места в данном случае.

Правилами установления и закрепления границ земельного участка не предусмотрена возможность определения границ земельного участка посредством вынесения решения суда об обязании определить границы земельного участка.

Истцом не представлено доказательств того, что у ответчика имеется обязанность по определению границ земельного участка, которая установлена законом, поэтому суд 1-ой инстанции правильно отказал ПГСК №95 в удовлетворении заявленных им исковых требований.

Дело рассмотрено в соответствие  с требованиями  норм материального и процессуального законодательства, имеющимся в деле доказательствам  суд 1-ой инстанции дал надлежащую и правильную оценку, что достаточно полно нашло свое отражение в решении арбитражного суда от 18.11.2006г., поэтому апелляционная инстанция не находит оснований к отмене или изменению принятого 18.11.2006г. по настоящему делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.  266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2006г. по делу № А-32-16263/2006 –22/69– оставить без изменения, а апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий                                                                  Буренков Л.В.

Судьи:                                                                                               Мицкевич С.Р.

                                                                                                           Козубова М.Г.