ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-18096/2023 от 02.08.2023 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-18096/2023

07 августа 2023 года 15АП-11251/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2023 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,

при участии:

от ПАО «НК «Роснефть» посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: представитель ФИО2 по доверенности от 22.12.2021, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30.05.2023 по делу № А32-18096/2023

по заявлению ПАО «НК «Роснефть» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на недвижимое имущество; об обязании,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» (далее - ПАО «НК «Роснефть», компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит:

- признать незаконными решение от 17.02.2023 № КУВД-001/2022-33600214/15 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление Росреестра по Краснодарскому краю) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на недвижимое имущество - Нефтепровод 4" от ГУ.1 до ГУ.12 (470 м.) инв. № Н2-011503 расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, м/р Зыбза Глубокий Яр, год завершения строительства объекта недвижимости - 1987.

- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Северского отдела Управлени Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности ПАО «НК «Роснефть» на Нефтепровод 4" от ГУ.1 до ГУ.12 (470 м.) инв. № Н2-011503 расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, м/р Зыбза Глубокий Яр, год завершения строительства объекта недвижимости - 1987 на основании заявления Общества от 04.08.2022 № MFC-0547/2022-30867-1 и приложенных к нему документов.

- взыскать с Управления Росреестра по Краснодарскому краю в пользу ПАО «НК «Роснефть» 3000 (Три тысячи) рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2023 заявленные требования удовлетворены.

Управление Росреестра по Краснодарскому краю обжаловало решение в порядке гл. 34 АПК РФ и просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав ПАО «НК «Роснефть»» в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что документы, согласно которым спорный объект можно отнести к какому-либо виду объектов, не требующих разрешения на строительство, на государственную регистрацию и в материалы дела не представлены; технический план был составлен на основании декларации об объекте недвижимости, а не технической документации. По мнению управления, представленная на государственную регистрацию проектная документация не соответствует требованиям действующего законодательства.

В отзыве на апелляционную жалобу ПАО «НК «Роснефть» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От ПАО «НК «Роснефть» поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.

Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ПАО «НК «Роснефть» в судебном заседании в режиме веб-конференции.

В судебном заседании представитель ПАО «НК «Роснефть» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Управление Росреестра по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как установлено судом первой инстанции, 04.08.2022 ПАО «НК «Роснефть» обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю (Регистрирующий орган) с заявлением № MFC-0547/2022-30867-1 (опись документов, принятых для оказания гос.услуг -Приложение № 1) о постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - Нефтепровод 4" от ГУ.1 до ГУ.12 (470 м.) (инв. № Н2-011503) расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, м/р Зыбза Глубокий Яр, год завершения строительства объекта недвижимости - 1987.

По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов Регистрирующий орган в лице Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю (офис Россреестра) уведомил Компанию 16.08.2022 №КУВД-001/2022-33600214/1 о приостановлении регистрационных действий.

С целью устранения причин, препятствующих ГКУ и ГРП, представителем правообладателя объекта недвижимости поданы заявления с приложением дополнительных пакетов документов (от 30.08.2022 № MFC-0547/2022-34134-1, от 30.09.2022 № MFC-0547/2022-38369-1, от 13.10.2022 № MFC-0547/2022-39879-1) (Приложение № 3-5).

Россреестр уведомил 14.10.2022 № КУВД-001/2022-33600214/7 (Приложение № 6) о приостановлении регистрационных действий в связи с тем, что устранены все причины приостановления, кроме необходимости исключить из состава приложения технического плана декларацию об объекте недвижимости, отсутствуют документы, на основании которых возможна подготовка технического плана; сведения о годе ввода объекта в эксплуатацию могут быть внесены только на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Решением от 17.02.2023 № КУВД-001/2022-33600214/15 Офис Росреестра отказал Компании в осуществлении ГКУ и ГРП.

Отказ управления мотивирован тем, что в нарушение ч. 8 ст. 24, ч. 1,4 ст. 71 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ) пунктов 21.2, 21.4, 21.5 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015
№ 953, отсутствуют документы на основании, которых возможна подготовка технического плана, а именно: необходимости исключить из состава приложения технического плана декларацию об объекте недвижимости, отсутствуют документы, на основании которых возможна подготовка технического плана; сведения о годе ввода объекта в эксплуатацию могут быть внесены только на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

При указанных обстоятельствах ПАО «НК «Роснефть» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что в результате приватизации Производственное объединение по термическим методам добычи нефти «Термнефть» преобразовано
ОАО «НК «Роснефть»-Термнефть» (НПО «Термнефть»). 25.05.1994 план приватизации №196 производственного объединения по термическим методам добычи нефти «Термнефть» зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края. В число приватизируемого имущества вошло Здание лаборатории пл. Карская НГДУ Черноморнефть (одно из структурных подразделений НПО «Термнефть»). Впоследствии ОАО «НК «Роснефть»-Термнефть» реорганизовано в форме присоединения и ЗАО «Югнефтегаз» к ОАО «НК «Роснефть»-Краснодарнефтегаз» (Договор присоединения от 10.08.2004), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорный Объект.

Впоследствии ОАО «НК «Роснефть»-Краснодарнефтегаз» реорганизовано в форме присоединения ОАО «НК «Роснефть» (Договор присоединения от 01.10.2006), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорный Объект.

Актом приема-передачи от 01.10.2006 Объект от ОАО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» передан Компании и учитывается на ее балансе, что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств № 100088224 от 01.01.1951. В настоящее время объект эксплуатируется в производственной деятельности ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на основании договора аренды от 01.02.2022 №100022/00717Д/2160322/0113Д.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Законом № 218-ФЗ.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации).

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации), если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации.

Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены (на момент изготовления тех.плана) ст. 24 Закона о регистрации, а также п. 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений.

Согласно письму ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.07.2017 № 10-1604-КЛ «Для сведения и учета в работе» в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе «Заключение кадастрового инженера», а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в ч. 8 ст. 24 Закона №218-ФЗ, п. 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.

Указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 № Д23и-2432, Письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 19.09.2014 № 10-3130-КЛ «О подготовке технических планов», Письме Росреестра от 16.09.2015 № 14-09057/15.

Указание ФГБУ «ФКП Росреестра» в письме на отсутствие разрешительной и (или) проектной документации охватывает также и те случаи, когда документы, предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства, не выдавались, что сообразуется со сложившейся судебной правоприменительной практикой.

С целью поиска или подтверждения факта наличия/утраты проектной и разрешительной документации Компания запросила в соответствующих органах, необходимую информацию для изготовления технического плана, постановки объекта на ГКУ и ГРП. В частности, на запросы:

16.03.2022 ИСХ-З-10582-22 в администрацию муниципального образования Северского района, получен ответ от 30.03.2022 №01 -30/2665 «Испрашиваемая информация отсутствует».

16.03.2022 ИСХ-З-10584-22 в «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»,

получен ответ от 24.03.2022 № 0191 «Об отсутствии документации».

11.05.2022 ИСХ-З-10598-22 в ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», получен ответ от 24.05.2022 № 13-10/ГЗ-1365 «Данные в архиве отсутствуют»;

07.04.2022 ИСХ-З-10591-22 в Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Государственный архив Краснодарского края», получен ответ от 08.04.2022 № 05-12-507/22 «Документация в «Государственный архив Краснодарского края» не поступала.

В итоге технический план сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости №б/н от 16.05.2022, составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости. С целью постановки на ГКУ объекта недвижимости с одновременной ГРП передан Обществом в Регистрирующий орган с заявлением о регистрации от 04.08.2022 № MFC-0547/2022-30867-1.

Согласно заключению кадастрового инженера, Компанией, как собственником объекта, были поданы запросы сведений в организации, обладающие полномочиями в подготовке учетно-технической, разрешительной и иной документации. Указанными организациями были даны ответы на запросы, подтверждающие отсутствие сведений и документации о данном объекте в архивах. Ответы представлены в приложении к Техническому плану. Реквизиты документов указаны в разделе «Исходные данные» Технического плана.

Кадастровые работы выполнены специализированной организацией
ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по договору от 26.05.2022
№ 100022/03348Д.

Судом первой инстанции верно установлено, что Компанией предоставлены все необходимые документы, следовательно, правовые основания для принятия решения от 17.02.2023 № КУВД-001/2022-33600214/15 об отказе в постановке на кадастровый учет и регистрации права у Регистрирующего органа отсутствовали, что подтверждается сложившейся судебной практике.

Апелляционная коллегия полагает, что обществом были приняты исчерпывающие меры для получения документации, на которую ссылается управление в качестве обязательной.

При установленных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, правовые основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных объектов у заинтересованного лица отсутствовали, соответственно, требования общества обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.

Довод заявителя жалобы о неверном способе защиты права апелляционным судом отклоняется, заинтересованное лицо не представило доказательств наличия спора о праве. Общество оспаривает отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении спорного объекта при наличии доказательств предоставления необходимых документов для такой регистрации.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2022 по делу № А32-8251/2022 и от 06.04.2023 по делу № А32-46883/2022.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем, не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.

С учетом изложенного решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2023 по делу
№ А32-18096/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи И.Н. Глазунова

О.Ю. Ефимова