ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-18701/06 от 26.07.2007 АС Краснодарского края

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений арбитражного суда

не вступивших в законную силу

г. Краснодар                                                                           Дело №  А-32-18701/2006-49/514

«26» июля 2007г.      

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего  Козубовой  М.Г.,

Судей:   Буренкова Л.В.,  Бабаевой О.В.

При  ведении  протокола  судебного  заседания  судьей  Козубовой М.Г.

         рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам   Финансового  управления  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи  и  Администрации  города  Сочи, г. Сочи  на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2007г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 (судья  Аваряскин В.В.)

по иску:   ОАО « Дагомысское  пассажирское», г. Сочи

к: Финансовому  управлению  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи

третьи лица:

1. Администрация  г. Сочи, г. Сочи

2. Управление транспорта, энергетики   и связи  администрации  города Сочи, г. Сочи;

3.Комитет  по  социальной  защите  населения администрации  города Сочи, г. Сочи;

4.Департамент  по финансам, бюджету  и контролю   по  Краснодарскому  краю, г. Краснодар

о   взыскании  369 892 руб. 90 коп.

при участии   в судебном  заседании:

от истца: Алексеева Г.П.- представитель  по доверенности  № 46 от 06.02.2007 г.

от ответчика  - не явился, извещен (почтовое уведомление № 84129 от 11.07.2007г.).

от  третьих лиц:

2. от Управления транспорта, энергетики   и связи  администрации  города Сочи, г. Сочи       - не явился, почтовое   уведомление № 84130  от 11.07.2007 г.

3. от Комитета  по  социальной  защите  населения администрации  города Сочи, г. Сочи – не явился, извещен (почтовое  уведомление  № 84128 от 11.07.2007г.).

4. от Департамента  по финансам, бюджету  и контролю   по  Краснодарскому  краю, г. Краснодар -  не явился, извещен (почтовое   уведомление № 84131  от 11.07.2007г.).

Установил:

ОАО « Дагомысское  пассажирское», г. Сочи обратилось  в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к  Финансовому  управлению  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи о взыскании 1 904 092 рублей 90 копеек, в том числе 369 892 рублей 90 копеек - задолженности по договору о возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот населению по оплате за оказанные транспортные услуги в 2004 году №5 от 10.01.2004 года и              1 534 200 рублей - по Договору о перевозке платных и льготных категорий пассажиров в г-к Сочи от 01.04.2005 г.

 Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2007 года исковые требования о   взыскании  1 534 200 рублей по ходатайству истца выделены в отдельное производство, делу присвоен номер № А-32-18701/2006-49/69.

    Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2007г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 с Финансового  управления  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи в пользу ОАО « Дагомысское  пассажирское», г. Сочи взыскано 369 892 рубля 90 копеек убытков.

Суд первой  инстанции пришел к выводу о том, что факт перевозки льготных категорий граждан ОАО «Дагомысское пассажирское» на пригородных и городских маршрутах подтвержден представленными в материалы дела первичными  документами и расчётом исковых требований за спорный период.

Судом  был исследован список  льготников за каждый  месяц, первичные  документы  бухгалтерского  учета, в том  числе  билеты, подтверждающие  фактически  понесенные  управлением  затраты, связанные  с  предоставлением  льгот, а  также  документы, подтверждающие  наличие права на льготу  и граждан-льготников, которые  воспользовались  правом на  бесплатный  проезд.

Судом  указано, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик –Финансовое  управление  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи и третье лицо - Администрация  г. Сочи, г. Сочи обратились  в арбитражный  суд  с апелляционными жалобами,  в которых  просят отменить  решение  суда  от 14.02.2006 г. и отказать в удовлетворении  заявленных требований.

 Ответчик считает, что Финансовое  управление  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи не является стороной по договору № 5 от 10.01.2004г., следовательно, не несет ответственности за его неисполнение.

Ответчик указывает, что согласно акту сверки между истцом и Комитетом  по  социальной  защите  населения администрации  города Сочи, г. Сочи задолженность передОАО «Дагомысское  пассажирское», г. Сочи за оказание льгот населению по федеральным и краевым нормативным актам на 01.01.2005г. составила 369 892 рубля копеек.

Городским Собранием города Сочи принято Решение № 141 от 12.04.2005г. «О погашении кредиторской задолженности 2004 года в связи с ликвидацией органов социальной защиты населения города».

Указанным Решением установлено, что правопреемником кредиторской задолженности муниципального образования города Сочи, образовавшейся на 01.01.2005г. перед предприятиями и организациями, предоставляющими льготы населению по оплате оказанных услуг, является администрация города Сочи.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что администрация города Сочи добровольно взяла на себя обязательства по выплате образовавшейся задолженности.

Кроме того, указанным Решением № 141 от 12.04.2005г. утвержден график реструктуризации задолженности в соответствии с которым, задолженность по предъявленным исковым требованиям должна быть погашена в 2007-2009 гг.

Таким образом, ответчик считает, что у истца отсутствует право на обращение в арбитражный суд  с настоящим иском, поскольку обязанность по оплате оказанных услуг  еще не наступила.

Администрация города Сочи в апелляционной жалобе указывает, что  ответственность за нарушение финансирования расходов, установленных законом, может быть возложена на бюджет города Сочи лишь в пределах переданных средств на реализацию таких расходов.

Из апелляционной жалобы Администрации города Сочи также следует, что взыскание задолженности должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет казны муниципального образования.

Истцом представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы Финансового  управления  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи и Администрации  г. Сочи, г. Сочи из которого следует, что ОАО            « Дагомысское  пассажирское», г. Сочи считает решение суда от 14.02.2007г. законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

         В судебном заседании представитель истца просит в удовлетворении  апелляционных  жалоб  отказать.

            Дело  пересматривается  по правилам  главы  34  Арбитражного  процессуального кодекса  Российской Федерации.

           Исследовав  и оценив  представленные  по делу  доказательства, выслушав  пояснения  представителя истца, суд апелляционной  инстанции пришел  к выводу  о том, что  решение  Арбитражного  суда  Краснодарского края  от  14.02.2007 г.  по делу № А-32-18701/2006-49/514 следует  оставить  без  изменения, а  апелляционную жалобу без   удовлетворения   по следующим  основаниям.

           Как  следует  из материалов  дела, между Комитетом  по социальной  защите населения  администрации  города Сочи, Управлением  транспорта, энергетики  и  связи  администрации  города  Сочи  и  ОАО «Дагомысское пассажирское» заключен   трехсторонний договор №5 от 10.01.04 года на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот населению по оплате за оказанные транспортные услуги в 2004 году.

В соответствии с пунктом 1 указанного договора «Заказчик» (Комитет  по социальной защите населения администрации города Сочи» возмещает затраты, понесенные «Предприятием» (ОАО «Дагомысское  пассажирское»)  в период с 01.01.04 г. до утверждения Городским Собранием г. Сочи бюджета 2004 года по отрасли «социальная защита» в целях предоставления льгот населению по оплате за проезд в городском и пригородном транспорте, в пределах сумм, выделенных заказчику из федерального, краевого или местного бюджета  на 2003 год.

При этом возмещение производится в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации: Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным  законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным  законом «О статусе героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы» и «О предоставлении социальных гарантий  Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Краснодарского края «О дополнительных льготах военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей», Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Решением Городского Собрания Сочи «Почетный гражданин города Сочи».

Судом установлено, что ОАО «Дагомысское пассажирское» с 01.01.04 г. в 2004 году  оказывало населению транспортные услуги с предоставлением льгот  в соответствии с Федеральными законами и Указами.

 Согласно уточненному расчету истца, задолженность за оказанные в 2004 году транспортные услуги составила 369 892 рубля, однако, до настоящего времени в полном объеме указанная задолженность не возмещена финансовыми органами.

В соответствии с пунктом  2.4.6 договора №5 от 10.01.04г. Управление транспорта, энергетики и связи Администрации г. Сочи обязалось возмещать истцу расходы, связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров, в соответствии с Решениями городского Собрания Сочи, приведенными в договоре.

Статьей 790 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

Приказом Управления  транспорта, энергетики и связи от 29.01.2005г. № 10 «Дагомысское пассажирское» АО было предписано с 01.02.2005г. осуществлять перевозку пассажиров по льготным проездным документам без взимания платы за проезд, в том числе граждан, социальная поддержка которых отнесена к Федеральным и региональным полномочиям по проездному билету достоинством 80 рублей (л.д.61, т.1).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 на внутреннем рынке Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Законом Краснодарского края «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае» от 7 июля 1999 года  № 193-КЗ органам местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае предоставлено право в случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливать тарифы и предоставлять льготы отдельным категориям граждан на пассажирские перевозки общего пользования, за исключением перевозок легковыми таксомоторами, а также осуществлять иные полномочия, связанные с организацией транспортного обслуживания населения, компенсировать убытки перевозчикам, выполняющим муниципальный заказ, образующиеся при перевозках пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, и работе по тарифам, устанавливаемым ниже себестоимости поездки для пассажиров.

 Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.03.2003г. №257 утвержден порядок возмещения  предприятием транспорта расходов на реализацию мер  социальной поддержки, связанных с перевозкой  отдельных категорий жителей Краснодарского края, которым определены количество поездок по льготным проездным документам (автобус- 40 поездок) и формула подсчета суммы  возмещения расходов перевозчику (л.д.63-65, т.1).

В соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 02.02.2005 г. №242 гражданам льготных категорий было предоставлено право проезда по льготному проездному билету, ценой в 80 рублей,  в автомобильном транспорте (кроме льготного и маршрутного такси) на городских и пригородных маршрутах города Сочи (л.д.62, т.1).

Судом установлено, что факт перевозки льготных категорий граждан ОАО «Дагомысское пассажирское» на пригородных и городских маршрутах  подтвержден представленными в материалы дела первичными  документами и  расчётом исковых требований за спорный период.   

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 23.12.2003г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (далее - Закон о бюджете) в составе расходов федеральных  бюджетов на 2004 год  предусмотрен Фонд компенсаций.

Статьи 53, 47 Федерального закона  «О федеральном бюджете на 2004 год» устанавливает размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных вышеуказанными законами.

В подпункте «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указано, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В силу пункта 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края (утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 23.12.2002 г. №1140) возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением жителям края льгот, производится за счет субвенций (субсидий), выделяемых  из Фонда компенсаций для муниципальных образований на реализацию федеральных законов, законов Краснодарского края и других нормативных правовых актов и за счет собственных средств местных бюджетов, дополнительно направляемых к целевым субвенциям.

Федеральным законом от 24.06.1999г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию  органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, а в силу статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникающие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решение.

Согласно пункту 2.5. Общей схемы разграничения основных расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации к 2005 году, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» обеспечение финансовыми средствами предоставления социальных выплат и льгот, предусмотренных федеральным законодательством, должно осуществляться из федерального бюджета.

Указанные  федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

Довод ответчика о том, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должна нести администрация города Сочи, в силу добровольно взятого на себя обязательства по выплате образовавшейся задолженности, является несостоятельным, поскольку Финансовое  управление  департамента  по  финансам, бюджету  и контролю  Краснодарского  края в городе Сочи, г. Сочи является финансовым органом, на который в силу закона возложены функции по распоряжению денежными средствами муниципального образования.

Кроме того, необоснованным является довод заявителей апелляционных жалоб о том, что Решением № 141 от 12.04.2005г. утвержден график реструктуризации задолженности в соответствии с которым, задолженность по предъявленным исковым требованиям должна быть погашена в 2007-2009 гг., поскольку истцом соглашение о прекращении, либо изменении долговых обязательств не подписано.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом  первой  инстанции  всестороннее  и полно  исследованы  обстоятельства  дела,  представленные   по делу  доказательства, правильно применены  нормы  материального  и процессуального права. Оснований  для  отмены  обжалуемого  судебного  акта  судом  апелляционной  инстанции не  установлено.

 Согласно статье 110 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю  Краснодарского  края   в городе Сочи, г. Сочи  и с Администрации города Сочи, г. Сочи в доход федерального бюджета подлежит взысканию по 1000 рублей госпошлины по апелляционным жалобам.

        На основании  изложенного  и   руководствуясь  ст.ст. 110, 266, 267, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  апелляционной  инстанции

                                                               ПОСТАНОВИЛ:

        Решение  Арбитражного  суда  Краснодарского края  от 14.02.07 г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без  удовлетворения.

Взыскать с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю  Краснодарского  края в городе Сочи, г. Сочи  и с Администрации города Сочи, г. Сочи в доход федерального бюджета по 1000 рублей госпошлины по апелляционным жалобам.

       Постановление  вступает  в законную  силу  с момента  его  принятия  и может  быть обжаловано  в  двухмесячный срок  в  арбитражный   суд кассационной  инстанции.

   Председательствующий                                                                     М.Г.Козубова

    Судьи                                                                                                   Л.В.Буренков

                                                                                                                  О.В. Бабаева