П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда
не вступивших в законную силу
г. Краснодар Дело № А-32-18701/2006-49/514
«26» июля 2007г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Козубовой М.Г.,
Судей: Буренкова Л.В., Бабаевой О.В.
При ведении протокола судебного заседания судьей Козубовой М.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи и Администрации города Сочи, г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2007г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 (судья Аваряскин В.В.)
по иску: ОАО « Дагомысское пассажирское», г. Сочи
к: Финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи
третьи лица:
1. Администрация г. Сочи, г. Сочи
2. Управление транспорта, энергетики и связи администрации города Сочи, г. Сочи;
3.Комитет по социальной защите населения администрации города Сочи, г. Сочи;
4.Департамент по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, г. Краснодар
о взыскании 369 892 руб. 90 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Алексеева Г.П.- представитель по доверенности № 46 от 06.02.2007 г.
от ответчика - не явился, извещен (почтовое уведомление № 84129 от 11.07.2007г.).
от третьих лиц:
2. от Управления транспорта, энергетики и связи администрации города Сочи, г. Сочи - не явился, почтовое уведомление № 84130 от 11.07.2007 г.
3. от Комитета по социальной защите населения администрации города Сочи, г. Сочи – не явился, извещен (почтовое уведомление № 84128 от 11.07.2007г.).
4. от Департамента по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, г. Краснодар - не явился, извещен (почтовое уведомление № 84131 от 11.07.2007г.).
Установил:
ОАО « Дагомысское пассажирское», г. Сочи обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи о взыскании 1 904 092 рублей 90 копеек, в том числе 369 892 рублей 90 копеек - задолженности по договору о возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот населению по оплате за оказанные транспортные услуги в 2004 году №5 от 10.01.2004 года и 1 534 200 рублей - по Договору о перевозке платных и льготных категорий пассажиров в г-к Сочи от 01.04.2005 г.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2007 года исковые требования о взыскании 1 534 200 рублей по ходатайству истца выделены в отдельное производство, делу присвоен номер № А-32-18701/2006-49/69.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2007г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи в пользу ОАО « Дагомысское пассажирское», г. Сочи взыскано 369 892 рубля 90 копеек убытков.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт перевозки льготных категорий граждан ОАО «Дагомысское пассажирское» на пригородных и городских маршрутах подтвержден представленными в материалы дела первичными документами и расчётом исковых требований за спорный период.
Судом был исследован список льготников за каждый месяц, первичные документы бухгалтерского учета, в том числе билеты, подтверждающие фактически понесенные управлением затраты, связанные с предоставлением льгот, а также документы, подтверждающие наличие права на льготу и граждан-льготников, которые воспользовались правом на бесплатный проезд.
Судом указано, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик –Финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи и третье лицо - Администрация г. Сочи, г. Сочи обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда от 14.02.2006 г. и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик считает, что Финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи не является стороной по договору № 5 от 10.01.2004г., следовательно, не несет ответственности за его неисполнение.
Ответчик указывает, что согласно акту сверки между истцом и Комитетом по социальной защите населения администрации города Сочи, г. Сочи задолженность передОАО «Дагомысское пассажирское», г. Сочи за оказание льгот населению по федеральным и краевым нормативным актам на 01.01.2005г. составила 369 892 рубля копеек.
Городским Собранием города Сочи принято Решение № 141 от 12.04.2005г. «О погашении кредиторской задолженности 2004 года в связи с ликвидацией органов социальной защиты населения города».
Указанным Решением установлено, что правопреемником кредиторской задолженности муниципального образования города Сочи, образовавшейся на 01.01.2005г. перед предприятиями и организациями, предоставляющими льготы населению по оплате оказанных услуг, является администрация города Сочи.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что администрация города Сочи добровольно взяла на себя обязательства по выплате образовавшейся задолженности.
Кроме того, указанным Решением № 141 от 12.04.2005г. утвержден график реструктуризации задолженности в соответствии с которым, задолженность по предъявленным исковым требованиям должна быть погашена в 2007-2009 гг.
Таким образом, ответчик считает, что у истца отсутствует право на обращение в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку обязанность по оплате оказанных услуг еще не наступила.
Администрация города Сочи в апелляционной жалобе указывает, что ответственность за нарушение финансирования расходов, установленных законом, может быть возложена на бюджет города Сочи лишь в пределах переданных средств на реализацию таких расходов.
Из апелляционной жалобы Администрации города Сочи также следует, что взыскание задолженности должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а не за счет казны муниципального образования.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи и Администрации г. Сочи, г. Сочи из которого следует, что ОАО « Дагомысское пассажирское», г. Сочи считает решение суда от 14.02.2007г. законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В судебном заседании представитель истца просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2007 г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по социальной защите населения администрации города Сочи, Управлением транспорта, энергетики и связи администрации города Сочи и ОАО «Дагомысское пассажирское» заключен трехсторонний договор №5 от 10.01.04 года на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот населению по оплате за оказанные транспортные услуги в 2004 году.
В соответствии с пунктом 1 указанного договора «Заказчик» (Комитет по социальной защите населения администрации города Сочи» возмещает затраты, понесенные «Предприятием» (ОАО «Дагомысское пассажирское») в период с 01.01.04 г. до утверждения Городским Собранием г. Сочи бюджета 2004 года по отрасли «социальная защита» в целях предоставления льгот населению по оплате за проезд в городском и пригородном транспорте, в пределах сумм, выделенных заказчику из федерального, краевого или местного бюджета на 2003 год.
При этом возмещение производится в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации: Федеральным законом «О ветеранах», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О статусе героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы» и «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий», Законом Краснодарского края «О дополнительных льготах военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей», Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Решением Городского Собрания Сочи «Почетный гражданин города Сочи».
Судом установлено, что ОАО «Дагомысское пассажирское» с 01.01.04 г. в 2004 году оказывало населению транспортные услуги с предоставлением льгот в соответствии с Федеральными законами и Указами.
Согласно уточненному расчету истца, задолженность за оказанные в 2004 году транспортные услуги составила 369 892 рубля, однако, до настоящего времени в полном объеме указанная задолженность не возмещена финансовыми органами.
В соответствии с пунктом 2.4.6 договора №5 от 10.01.04г. Управление транспорта, энергетики и связи Администрации г. Сочи обязалось возмещать истцу расходы, связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров, в соответствии с Решениями городского Собрания Сочи, приведенными в договоре.
Статьей 790 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
Приказом Управления транспорта, энергетики и связи от 29.01.2005г. № 10 «Дагомысское пассажирское» АО было предписано с 01.02.2005г. осуществлять перевозку пассажиров по льготным проездным документам без взимания платы за проезд, в том числе граждан, социальная поддержка которых отнесена к Федеральным и региональным полномочиям по проездному билету достоинством 80 рублей (л.д.61, т.1).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 на внутреннем рынке Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Законом Краснодарского края «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае» от 7 июля 1999 года № 193-КЗ органам местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае предоставлено право в случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливать тарифы и предоставлять льготы отдельным категориям граждан на пассажирские перевозки общего пользования, за исключением перевозок легковыми таксомоторами, а также осуществлять иные полномочия, связанные с организацией транспортного обслуживания населения, компенсировать убытки перевозчикам, выполняющим муниципальный заказ, образующиеся при перевозках пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, и работе по тарифам, устанавливаемым ниже себестоимости поездки для пассажиров.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.03.2003г. №257 утвержден порядок возмещения предприятием транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей Краснодарского края, которым определены количество поездок по льготным проездным документам (автобус- 40 поездок) и формула подсчета суммы возмещения расходов перевозчику (л.д.63-65, т.1).
В соответствии с Постановлением Главы города Сочи от 02.02.2005 г. №242 гражданам льготных категорий было предоставлено право проезда по льготному проездному билету, ценой в 80 рублей, в автомобильном транспорте (кроме льготного и маршрутного такси) на городских и пригородных маршрутах города Сочи (л.д.62, т.1).
Судом установлено, что факт перевозки льготных категорий граждан ОАО «Дагомысское пассажирское» на пригородных и городских маршрутах подтвержден представленными в материалы дела первичными документами и расчётом исковых требований за спорный период.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 23.12.2003г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (далее - Закон о бюджете) в составе расходов федеральных бюджетов на 2004 год предусмотрен Фонд компенсаций.
Статьи 53, 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» устанавливает размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных вышеуказанными законами.
В подпункте «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указано, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края (утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 23.12.2002 г. №1140) возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением жителям края льгот, производится за счет субвенций (субсидий), выделяемых из Фонда компенсаций для муниципальных образований на реализацию федеральных законов, законов Краснодарского края и других нормативных правовых актов и за счет собственных средств местных бюджетов, дополнительно направляемых к целевым субвенциям.
Федеральным законом от 24.06.1999г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, а в силу статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникающие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решение.
Согласно пункту 2.5. Общей схемы разграничения основных расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации к 2005 году, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» обеспечение финансовыми средствами предоставления социальных выплат и льгот, предусмотренных федеральным законодательством, должно осуществляться из федерального бюджета.
Указанные федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Довод ответчика о том, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должна нести администрация города Сочи, в силу добровольно взятого на себя обязательства по выплате образовавшейся задолженности, является несостоятельным, поскольку Финансовое управление департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи является финансовым органом, на который в силу закона возложены функции по распоряжению денежными средствами муниципального образования.
Кроме того, необоснованным является довод заявителей апелляционных жалоб о том, что Решением № 141 от 12.04.2005г. утвержден график реструктуризации задолженности в соответствии с которым, задолженность по предъявленным исковым требованиям должна быть погашена в 2007-2009 гг., поскольку истцом соглашение о прекращении, либо изменении долговых обязательств не подписано.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции всестороннее и полно исследованы обстоятельства дела, представленные по делу доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи и с Администрации города Сочи, г. Сочи в доход федерального бюджета подлежит взысканию по 1000 рублей госпошлины по апелляционным жалобам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 267, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.07 г. по делу № А-32-18701/2006-49/514 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи, г. Сочи и с Администрации города Сочи, г. Сочи в доход федерального бюджета по 1000 рублей госпошлины по апелляционным жалобам.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий М.Г.Козубова
Судьи Л.В.Буренков
О.В. Бабаева