ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-1931/07 от 19.04.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный Суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                            Дело № А-32-1931/2007-3/58-12АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе

Председательствующего Капункина Ю.Б.

судей: Аваряскин В.В., Колодкина В.Г.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Усть-Лабинскому району

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2007г.,

принятое судьей Поссаженниковым М.В.

по делу № А-32-1931/2007-3/58-12АЖ

по заявлению ООО «ТрансСервис», Усть-Лабинск

к ИФНС России по г. Усть-Лабинску, г. Усть-Лабинск

об отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1 – доверенность №4 от 16.01.2007г.,

от административного органа: ФИО2 – доверенность №04-2273 от 12.02.2007г.,

ООО «ТрансСервис» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по Усть-Лабинскому району Краснодарского края (далее – административный орган) от 10.01.2007 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением арбитражного суда от 08.02.2007 требования заявителя удовлетворены, постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО «ТрансСервис» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым решением, ИФНС России по Усть-Лабинскому району обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы считает, что ООО «ТрансСервис» правомерно привлечено к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считает привлечение ООО «ТрансСервис» к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ не законным.

Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 29.11.2006г. ИФНС РФ по Усть-Лабинскому району была проведена проверка деятельности ООО «ТрансСервис» по оказанию услуг по перевозке пассажиров на автобусе ПАЗ-3205 гос.№В771АР.

В ходе проверки было установлено, что на принадлежащем ООО «ТрансСервис» автобусе оказана услуга перевозки с ул.Вольной на Ул.Южную 4 (четырех) человек, стоимостью за проезд 5 рублей за одного пассажира на общую сумму 20(двадцать)руб.

При расчете с клиентом, водитель ФИО3 билет со сдачей на руки выдал, БСО применил.

При фактическом пересчете денежной наличности в кассе транспортного маршрутного средства (автобуса) выявлен излишек денежных средств в сумме 1044руб.50коп., возникший в результате неоприходования денежных средств в кассу.

29.11.2006г. были составлены акты снятия остатков наличных денежных средств находящихся в кассе автобуса гос.№ <***>.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу 10.01.2007 года в 11 часов 05мин. на основании поручения №370 от 10.01.2007г. в ходе проверки предприятия ООО«ТрансСервис», расположенного по адресу <...>, произведено снятие фискальной памяти с контрольно-кассовой машины ЭКР 2102 Ф з/н 1348758 2003 года выпуска за 28.11.2006 года., 29-11-2006г., 30.11.2006г., 28.12.2006г., 29.12.2006, 30.12.2006г

Проверкой 10.01.2007г. сстановлено следующее: за период 28.11.2006 по 30.12.2006г. года выручка, сдаваемая водителями маршрутных автобусов в кассу предприятия не вносилась. Согласно приходным кассовым ордерам и кассовой книги. Водитель автобуса ПАЗ  - 3205 г/н <***> ФИО3, осуществляющий пассажирские перевозки по маршруту <...> - Центр - ул. Южная, в кассу предприятия сдал только 10.01.2007г. - в момент очередной проверки ООО «ТрансСервис» сотрудниками ИФНС РФ, о чем свидетельствует объяснительная водителя ФИО3

По результатам проверки 12.12.2006г. составлен протокол № 1222 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ

Постановлением  руководителя ИФНС  России  по Усть-Лабинскому  району №003 от 10.01.2007г. ООО «ТрансСервис» привлечено к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности ООО «ТрансСервис» обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях ООО «ТрансСервис» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция находит  вывод суда первой инстанции правомерным.

Так судом апелляционной инстанции установлено, что согласно материалов проверки, а также постановления по делу об административном правонарушении от 10.01.2007г. основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ явилось следующее:

- излишек наличных денежных средств в кассе автобуса гос.№В771АР в результате неоприходования денежных средств в кассу;

- выручка за 29.11.2006г в кассу предприятия сдана 10.01.2007г. (акт проверки ООО «ТрансСервис» от 10.01.2007г.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.93 N 40. В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

По смыслу пункта 1 указанного Порядка под предприятиями понимаются предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В письме Центрального банка Российской Федерации от 04.10.93 N 18 указано, что данный порядок должны соблюдать предприятия, учреждения и организации.

Исходя из вышеназванных норм следует, что обязанность иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме устанавливается для юридических лиц, включая их должностных лиц.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.98 N 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Согласно данному Постановлению указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Пункт 13 Порядка предусматривает, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.

В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 № 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Законодательство Российской Федерации не устанавливает срока сдачи работниками наличных денежных средств в кассу предприятия.

Согласно акта проверки от 10.01.2007г. и объяснительной водителя ФИО3, выручка за 29.11.2006 сдана им в кассу  только 10.01.2007г.

В данном случае состав правонарушения, выразившегося именно в неоприходовании денежных средств, не образуется, поскольку на дату вынесения постановления выручка оприходована. Ответственность за несвоевременное оприходование статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает.

Также судом апелляционной инстанции установлено, что в статье 15.1 КоАП РФ приведен четко обозначенный перечень нарушений, которые подпадают под понятие «нарушение порядка работы с денежной наличностью». Из содержания настоящей статьи не усматривается, что к неоприходованию или неполному оприходованию денежной наличности относится также и нарушение сроков совершения указанных бухгалтерских операций.

При таких обстоятельствах несвоевременное внесение заявителем записей в журнал кассира-операциониста о поступивших за день денежных средствах не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, вывод административного органа о нарушении заявителем ст.15.1 КоАП РФ является необоснованным.

Для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо устанавливать разницу между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия, казанных расхождений налоговым органом не установлено.

Так как на дату составления акта проверки от 10.01.2007г., и принятия постановления о привлечении ООО «ТрансСервис» к административной ответственности денежные средства в кассу внесены, расхождений не установлено.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что налоговым органом не доказано, что правонарушение, предусмотренное ст.15.1 КоАП РФ совершено ООО «ТрансСервис» или его работником.

При таких обстоятельствах в действиях ООО «ТрансСервис» отсутствует событие административного правонарушения, выразившегося в неоприходования наличных денежных средств.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.

Согласно ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В связи с вышеизложенным суд считает, что постановление ИФНС России по Усть-Лабинскому району от 10.01.2007 года о привлечении ООО «ТрансСервис» к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 руб. является незаконным и подлежит отмене.

Довод подателя апелляционной жалобы судом оценены и не принимаются, как не обоснованные.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 267, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

                                                   ПОСТАНОВИЛ:

Решение    Арбитражного   суда    Краснодарского    края    от   08.02.2007 по делу №А-32-1931/2007-3/58-12АЖ оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

             Председательствующий                                                 Ю.Б. Капункин

              Судьи:                                                                               В.В. Аваряскин

В.Г. Колодкина