ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-19757/06 от 03.05.2007 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                     

Дело № А-32-19757/2006-54/347

«15»

мая 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2007 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего 

Шкира Д.М.

судей 

ФИО1, ФИО2

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар

на   решение арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2007 г.

по делу №

А-32-19757/2006-54/347

(судья

ФИО3)

по заявлению

ФГУП «Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ», г. Краснодар

к Главному Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю,              г. Краснодар

о признании незаконным действий и обязании совершить регистрацию

при участии в заседании:

от заявителя:

ФИО4 – доверенность от 06.04.2007 г. № 01-04/330

от ответчика:    ФИО5 – доверенность от 19.06.2006 г. № 55

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Главному Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) с требованиями о признании действий по отказу в регистрации незаконными и обязании управления включить в состав зарегистрированного объекта (свидетельство серии 23 АА № 637376) литер IV – песчано-галечный пляж площадью застройки 2 168 кв.м., длиной 130 метров; Аэрарий литер Г1, площадь застроенная 100 кв.м., длиной 25 м., шириной 4 м. по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга и выдать соответствующее свидетельство (требования уточнены в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 21.03.2007 г. признаны незаконными действия (бездействия) управления, выразившиеся в не регистрации за предприятием права хозяйственного ведения и не включении в состав зарегистрированного объекта (свидетельство серия 23 АА № 637376) литер IV – песчано-галечный пляж площадью застройки 2 168 кв. метров, длиной 130 метров по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга и не выдаче соответствующего свидетельства. На управление возложена обязанность по регистрации за предприятием на праве хозяйственного ведения объекта – литер IV – песчано-галечный пляж площадью застройки 2 168 кв.м., длиной 130 метров по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, п. Джубга, с включением его в состав зарегистрированного объекта (свидетельство серия 23 АА № 637376) и выдаче соответствующего свидетельства.  В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Предприятию выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной полшины в размере 1 000 руб., уплаченной по платежному поручению № 1331 от 17.10.2006 г. (резолютивная часть решения с учётом определения от 23.03.2007 г.).

Решение суда мотивировано тем, что объект песчано-галечный пляж является гидротехническим сооружением, относится к недвижимому имуществу. Неустойчивость границ пляжа не является обстоятельством, исключающим возможность регистрации данного имущества. Оспариваемые действия, заключающиеся в фактическом отказе управления от регистрации права хозяйственного ведения на данный объект, являются незаконными. Литер Г1 – навес (аэрарий) не может быть отнесен к недвижимому имуществу в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), поскольку имеет в качестве фундамента металлические столбы.

Не согласившись с указанным судебным актом, управление подало апелляционную жалобу на названное решение арбитражного суда, в которой просит названное решение суда в части  признания незаконными действий управления, выразившихся в не включении в состав объекта недвижимого имущества – «пляж и берегоукрепление L – 0,130» песчано-галечного пляжа литер IVплощадью застройки 2 168 кв.м. и обязании управления произвести государственную регистрацию отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Свои доводы обосновывает тем, что из представленного технического паспорта объекта не возможно определить его ширину, его площадь является ориентировочной. Параметры сооружения не определены, следовательно, описать названный объект права в ЕГРП невозможно. Пляж не обладает признаками объекта недвижимого имущества в соответствии со ст. 130 ГК РФ. В техническом паспорте не имеется плана данного объекта в нарушение ст. 13 ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации). В спорных отношениях объектом недвижимого имущества может выступать только земельный участок, на котором произведена указанная отсыпка песка и галька, а не пляж, как песчано-галечная деформируемая отсыпка. В дело правоустанавливающих документов не представлен ни один правоустанавливающий документ на земельный участок для строительства пляжа и сооружений на нём, не представлен кадастровый план земельного участка. Ссылка суда на СНиПы является необоснованной, поскольку СниП регламентирует разработку и составление проектной документации на гидротехнические сооружения, а также порядок проведения строительных работ, но не устанавливает отнесение тех или иных объектов к недвижимому имуществу. Предприятием не представлено доказательств, подтверждающих внесение пляжа, как гидротехнического сооружения, в государственный регистр.

Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что пляж с сооружениями находится на балансе предприятия, предприятием уплачивается налог на имущество в отношении данного объекта. Подробное описание данного объекта содержится в реестре федерального имущества, актах приемки законченного строительством объекта, в акте оценки имущества, в рабочих проектах «Пляж и берегоукрепление L – 0,130 км», техническом паспорте. В представленных на государственную регистрацию документах содержатся достаточные характеристики и описание объекта, в отношении которого должна была быть произведена государственная регистрация права. Указанные данные позволяют идентифицировать и определить названный объект в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Названный объект является и входит в категорию недвижимого имущества с учётом положений          ст. 130 ГК РФ.

Дело пересматривается по правилам главы 34 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене либо изменению по следующим основаниям.

Как явствует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава федерального государственного унитарного предприятия.

Из пункта 1.1 Устава следует, что предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, переименовано приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 06.12.2004 г. № 274 из Государственного унитарного специализированного научно-производственного предприятия «Краснодарберегозащита», созданного распоряжением Совета Министров РСФСР от 24.05.1988 г. № 511-р.

17.01.2006 г. предприятие обратилось в управление с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на гидротехническое сооружение - пляж и берегоукрепление (недвижимое имущество), расположенное по адресу: Туапсинский район, пос. Джубга, числящееся на балансе предприятия и являющееся федеральным имуществом.

Для проведения государственной регистрации предприятием представлены: акт приемки законченного строительством объекта государственной приемочной комиссией от 30.06.1994 г., постановление главы администрации Туапсинского района Краснодарского края от 30.08.1994 г. № 669, выписка из реестра федерального имущества № 10-10/4517, перечень объектов федерального имущества, переданных в хозяйственное ведение предприятию от 02.03.2005 г., технический паспорт объекта от 12.05.2005 г.

26.04.2006 г. управлением выдано свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения (серия 23 АА № 637376) на берегоукрепление литер «Б» в составе: волноотбойная стена, литер I площадь застроенная 70,5 кв.м., протяженность - 141 м.; набережная, литер II, площадь застроенная - 210 кв.м.; скамейка, литер III, количество - 3 шт.; лестница, литер V, площадь застроенная - 62,5 кв.м.

Управлением не включено в названное свидетельство и не зарегистрировано право хозяйственного ведения на литер Г1 - навес площадь застройки 100 кв.м., литер Г2 - навес площадь застройки 20 кв.м. и литер IV - песчано-галечный пляж площадь застройки 2 168 кв.м.

21.06.2006 г. письмом № 01-10/522 предприятие просило управление выдать свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на принадлежащий предприятию объект недвижимости либо мотивированный отказ в государственной регистрации права.

05.07.2006 г. письмом № 52-10/471 управление сообщило о невозможности описания объекта права и внесения его в Единый государственный реестр прав (далее – ЕГРП), поскольку сооружение является деформируемым, объектом недвижимого имущества не является, описать и внести в ЕГРП возможно только объекты, имеющие точное описание размеров в техническом паспорте. Параметры сооружения не определены в связи с фактически отсутствующими четкими границами.

Несогласие предприятия с названным отказом управления явилось основанием его обращения в суд с заявлением о признании оспариваемых действий (бездействий) незаконными и обязании управления произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанные объекты.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции определяются, с учётом положений п. 5 ст. 268 АПК РФ, требованиями управления, изложенными в апелляционной жалобе и направленными на обжалование решения суда первой инстанции в названной части.

Согласно статье 130 ГК РФ к недвижимым вещам относится все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью как объектом гражданского права в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил.

В силу ст. ст. 1, 4 Федерального закона  от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом, являются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.

Регистрации подлежат только права на недвижимое имущество, права на движимые вещи не могут регистрироваться в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ.

В соответствии с актом приёмки законченного строительством объекта государственной комиссии от 30.06.2004 г. предъявленный к приёмке объект «Устройство волногасящего пляжа и берегоукрепление пляжной полосы на участке дома отдыха «Крайплана» в пос. Джубга выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным и строительным нормам и Государственного унитарного специализированного научно-производственного предприятия «Краснодарберегозащита правилам, государственным стандартам.

Постановлением главы администрации Туапсинского района от 30.08.1994 г. № 669  утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию волногасящего пляжа и берегоукрепления пляжной полосы на участке б/о «Крайплана» в п. Джубга

В материалы дела представлен перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение Государственного унитарного специализированного научно-производственного предприятия «Краснодарберегозащита» по состоянию на 01.01.2005 г., в том числе и объект – пляж и берегоукрепление L– 0, 130 км.

Согласно письму территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 13.07.2005 г. № 12-10/5318 в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.07.1998 г. № 696 названный объект - пляж и берегоукрепление L– 0, 130 км, как объект недвижимости, внесен в реестр федерального имущества.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 15.09.2006 № 03-10/7794 пляж и берегоукрепление L– 0, 130 км внесены в реестр федерального имущества.

Из содержания технического паспорта объекта - пляж и берегоукрепление L– 0, 130 км следует, что в его состав входят: навес Г1, навес Г2, волноотбойная стена I, тротуар II, скамейка III, песчано-галечный пляж IV, лестница V.

Согласно разделу II «Состав объектов» площадь пляжа составляет 2 1686 кв.м., в техническом паспорте также имеется план пляжа и берегоукрепления, выполненный органом, осуществляющим технический учёт объектов недвижимого имущества.

Из содержания названного технического паспорта следует, что пляж предназначен для гашения волновой энергии и обеспечения устойчивости берегового массива грунта и состоит в том числе из песчано-галечного пляжа.

Последний объект представляет собой деформируемое сооружение из гравия с самоуплотнением в начальной стадии отсыпки.

Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением  Госстандарта России  от 26.12.1994 г. №  359,  к  сооружениям  относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» (раздел 3, приложение А), СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» (раздел 9), СНиП 2.01.15-90т «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования» (раздел 6), СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» (раздел 9) искусственные свободные пляжи являются волногасящими берегозащитными гидротехническими сооружениями.

Как явствует из материалов дела, песчано-галечный пляж является искусственным инженерно-строительным объектом, предназначенным для осуществления непроизводственных функций по защите части берега пос. Джубга от вредного воздействия морских волн, т. е. фактически является гидротехническим сооружением.

Названные документальные доказательства в своей совокупности указывают на то, что на названный объект, как на гидротехническое сооружение, распространяется правовой режим недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах судом не могут быть приняты доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, так и не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, определяющих приобретение прав на объекты недвижимого имущества.

Доводы, изложенные управлением в жалобе, и документальные доказательства,  представленные в материалы дела, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не доказывают правомерность и обоснованность оспариваемых действий (бездействий) управления и не могут исключать наличие оснований для государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на названный объект.

Ссылка управления на необходимость регистрации прав на земельный участок, занятый пляжем, не может быть принята во внимание, поскольку материалами дела подтверждается существование гидротехнического сооружения как объекта недвижимого имущества, с присущими ему количественными и качественными показателями, переданного на праве хозяйственного ведения предприятию.

Представленными документальными доказательствами подтверждается правомерность постройки и ввода в эксплуатацию названного объекта, что также исключает обоснованность доводов управления, изложенных в апелляционной жалобе.

При разбирательстве дела судом первой инстанции не нарушены нормы процессуального права, в том числе установленные в качестве безусловного основания к отмене судебного акта.

Согласно п. 1 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу п. 3 ст. 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов и иных органов, высту­пающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государст­венной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

При названных обстоятельствах подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ,  государственная пошлина в соответствии с п. 1 ста­тьи 110 АПК РФ подлежит взысканию непосредственно с государственного органа как стороны по делу.

Учитывая изложенное, государственная пошлина подлежит взысканию с управления в размере, определенном  ст. 333.21 НК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2007 г. по делу № А-32-19757/2006-54/347 - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Д.М. Шкира

Судьи

ФИО1

ФИО2