ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-20201/2022 от 13.12.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-20201/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании
от истца – публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 06.09.2022), от ответчика – администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 01.08.2023), ФИО3 (доверенность от 12.12.2023), рассмотрев кассационную жалобу администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу
№ А32-20201/2022, установил следующее.

ПАО «Ростелеком» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском
к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее – администрация) о взыскании 2 091 034 рублей 35 копеек задолженности
по энергосервисному контракту на оказание услуг для муниципальных нужд за декабрь 2020 года (уточненные требования).

Решением от 06.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.09.2023, с ответчика в пользу истца взыскано 2 010 749 рублей 64 копейки задолженности, а также 24 564 рубля расходов по уплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты
и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, акт о достигнутой экономии за декабрь 2020 года поступил в администрацию лишь
в марте 2021 года. В письме ответчика от 12.04.2021 № 841/09-08 отказано в подписании акта по причине искусственного завышения объемов экономии электрической энергии
и неверного указания цены за кВт/ч. В последующем истец неоднократно менял акты достигнутой экономии за один и тот же период, однако ни один акт не подписан ответчиком по вине общества. Администрация представила в материалы дела контррасчет задолженности, который соответствует условиям заключенного контракта. Истец ввел суд в заблуждение в применении расчетных методов, тем самым необоснованно увеличив сумму долга за декабрь 2020 года. Основанием для удовлетворения исковых требований послужил акт о безучетном потреблении электроэнергии, что неправомерно, так как является нарушением условий контракта. При этом акт о безучетном потреблении
в материалы дела не представлен, администрация к проведению обследования объекта энергосервиса не привлекалась, допуск к точкам поставки электрической энергии
на нужды наружного (уличного) освещения обществом не оформлялся, ключи от шкафов узлов учета электрической энергии заказчик не выдавал, нарушены требования
к содержанию данного акта. Факт недоучтенного потребления электроэнергии и, как следствие, правомерности применения акта от 30.04.2020 не доказан.

В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 17.03.2020 общество (исполнитель)
и администрация (заказчик) заключили энергосервисный контракт на оказание услуг для муниципальных нужд № 01183000004190001980001 (далее – контракт), по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги – выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации системы наружного освещения Туапсинского городского поселения Туапсинского района – в объеме
и с характеристиками согласно приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке
и размере, установленные контрактом, за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 2.8 контракта размер экономии электрической энергии
в денежном выражении, обеспеченный за счет реализации энергосберегающих мероприятий и подлежащий оплате исполнителю по контракту, составляет 95%. Размер дополнительной экономии электрической энергии в денежном выражении, обеспеченный за счет реализации энергосберегающих мероприятий и подлежащий оплате исполнителю по контракту, составляет 95%.

В соответствии с пунктом 5.1 контракта базовый период – с 01.01.2018
по 31.12.2018.

В силу пункта 5.2 контракта базовый уровень потребления электрической энергии устанавливается на основании показаний приборов учета электрической энергии
за базовый период в целом и по каждому месяцу базового периода в отдельности. Показатели базового уровня потребления электрической энергии приведены
в приложении № 4 к контракту. В случае отсутствия (частичного отсутствия) приборов учета электрической энергии внешнего (уличного) освещения, базовый уровень потребления электрической энергии определяется расчетно-измерительным способом
в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (утверждена приказом Минэнерго России от 04.02.2016 № 67; далее – Методика № 67).

Пунктом 5.4 контракта предусмотрено, что за отчетный период (период достижения доли размера экономии) принимается полный календарный месяц.

Согласно пункту 7.1 контракта определение фактической величины экономии электрической энергии в натуральном выражении, достигнутой исполнителем, осуществляется после реализации энергосберегающих мероприятий и определяется как разница между объемом потребления электрической энергии объектом энергосервиса
в соответствующих календарных месяцах базового и отчетного периодов с учетом применения сопоставимых условий.

Фактическое потребление электрической энергии в натуральном выражении
за отчетный период определяется на основании показаний приборов учета на начало
и конец отчетного периода и фиксируется сторонами в акте о достигнутой экономии электрической энергии в формате приложения № 9 к контракту (пункт 7.2 контракта).

В соответствии с пунктом 7.5 контракта в случае отсутствия (неисправности) отдельных приборов учета электрической энергии на объекте энергосервиса, фактическое потребление электрической энергии в натуральном выражении за отчетный период определяется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой № 67,
с учетом факторов, влияющих на объем потребления электрической энергии, определенных в приложении № 3 к контракту.

Пунктом 8.7 контракта (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2020 № 3) предусмотрено, что оплата производится заказчиком ежемесячно путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя не более чем через 30 календарных дней со дня окончания календарного месяца, за который осуществляются расчеты.

Как указывает истец, в целях исполнения условий контракта он оказал ответчику услуги в декабре 2020 года на сумму 2 010 749 рублей 64 копейки (после уточнения).

Поскольку администрация оплату оказанных услуг в добровольном порядке
не произвела, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

В силу пункта 1 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуг по теплоснабжению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение
и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.

Аналогичное положение предусмотрено в статье 21 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

В соответствии с положениями статьи 19 Закона об энергосбережении предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Согласно пункту 17 статьи 108 Закона № 44-ФЗ обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика
на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении.

На основании пункта 18 статьи 108 Закона № 44-ФЗ оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.

Требования к условиям контракта на энергосервис установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что в ходе выполнения исполнителем мероприятий по обследованию объекта энергосервиса, анализу документации, относящейся к объекту энергосервиса, проведению контрольных замеров параметров эксплуатации объекта энергосервиса (объемов потребления электрической энергии, мощности энергопотребителей, в том числе светильников, установленных
на объекте энергосервиса), выявлено расхождение фактических показателей базовых значений и показателей базовых значений, представленных заказчиком, это существенным образом повлияло на определение размера достигаемой объектом энергосервиса экономии в натуральном выражении.

С целью приведения показателей базовых значений в соответствие стороны подписали акт фиксации базовых значений от 30.04.2020, в котором установили объем потребления электрической энергии объектом энергосервиса до реализации энергосберегающих мероприятий.

В силу пункта 5.4 акта от 30.04.2020 (таблица № 6) объем потребления электрической энергии объектом энергосервиса до реализации энергосберегающих мероприятий в декабре 2020 года (базовый период) составил 349 378,60 кВт/ч.

Пунктом 10.2.6.2 контракта предусмотрено, что заказчик принял обязательство
не допускать случаев несанкционированного подключения энергопотребителей
к питающей сети объекта энергосервиса, а в случае возникновения таких ситуаций – незамедлительно принять меры к их устранению.

В силу пункта 10.2.15 контракта заказчик обязан письменно уведомлять исполнителя об установке на объекте энергосервиса в течение срока действия контракта дополнительного оборудования, потребляющего электрическую энергию, и не учтенного при расчете базового уровня потребления. Срок уведомления – в течение 3 дней с момента указанных изменений, но не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Уведомление должно содержать информацию о наименовании, количестве
и номинальной мощности дополнительного оборудования, месте установки, датах ввода
в эксплуатацию. Указанная информация предоставляется заказчиком с подтверждением копий документов, удостоверяющих изменившиеся технические характеристики объекта энергосервиса.

Между тем обязательства, предусмотренные пунктами 10.2.6.2 и 10.2.15 контракта, администрация не выполнила.

При этом по данным, представленным заказчиком, фактический объем потребленной электроэнергии за декабрь 2020 года составил 139 501 кВт/ч.

Объем потребления электрической энергии электрооборудования, принадлежащего заказчику (установленного за пределами ТЗ контракта) – 24 608,94 кВт/ч. Итого, объем потребления объекта энергосервиса (сетей наружного освещения) до вычета влияющих факторов составил 114 892,06 кВт/ч (139 501 кВт/ч - 24 608,94 кВт/ч). Данные объема потребления объекта энергосервиса получены из ПК АСУНО.

Превышение фактической мощности системы наружного освещения от мощности установленной системы в рамках энергосервисных мероприятий согласно акту приема-передачи оборудования и иных отделимых улучшений, установленных (созданных) подрядчиком на объекте с учетом нормативных потерь:

– мощность системы согласно акту: 208 590 Вт;

– мощность фактическая (после вычета мощности влияющих факторов):
(114 892,06 кВт/ч - 0,00 кВт/ч) / 449,30 ч ? 1000 = 255 713,47 Вт.

Норматив потерь согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций» составляет 10,49%.

Таким образом, предельно допустимая мощность установленной системы с учетом нормативных потерь составляет: 208 590 Вт + 208 590 Вт ? 10,49% = 230 471,09 Вт.

Поскольку 255 713,47 Вт > 230 471,09 Вт, зафиксировано превышение фактической мощности (с учетом нормативных потерь).

Расчет превышения фактической мощности системы от установленной с учетом нормативных потерь: 255 713,47 Вт - 230 471,09 = 25 242,38 Вт;

– 25242,38 Вт ? 449,30/1000 = 11 341,40 кВт/ч – влияющие факторы;

– 114 892,06 кВт/ч (объем потребления объекта энергосервиса) -
11 341,40 кВт/ч (влияющие факторы) = 103 550,66 кВт/ч (объем потребления за вычетом влияющих факторов).

Расчеты произведены в соответствии с Методикой № 67.

С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что экономия электрической энергии, достигнутая объектом энергосервиса с 01.12.2020 по 31.12.2020, составила:
349 378,6 кВт/ч (приведенный объем потребления электрической энергии в соответствии
с актом фиксирования базовых значений (параметров) объекта энергосервиса) -
103 550,66 кВт/ч (фактический объем потребления электрической энергии в отчетном периоде по данным приборов учета с учетом факторов, влияющих на объем потребления, в соответствии с приложением № 6 к контракту) = 245 827,94 кВт/ч.

245 827,94 кВт/ч (фактическая экономия электрической энергии в отчетном периоде) - 209 627,16 кВт/ч (минимальная экономия в календарном месяце, аналогичном отчетному, в соответствии с приложением № 7 к контракту) = 36 200,78 кВт/ч (дополнительная экономия электрической энергии в отчетном периоде).

Размер экономии электрической энергии за декабрь 2020 года, подлежащий оплате исполнителю в денежном выражении: 245 827,94 кВт/ч ? 8,61 рублей (тариф, действующий в отчетном периоде (декабрь 2020 года)) ? 0,95 = 2 010 749 рублей 64 копейки, в том числе НДС (20%) – 88 190 рублей 77 копеек.

Суды отклонили доводы ответчика о том, что в актах достигнутой экономии значительно завышены показания фактической экономии электрической энергии.

В материалы дела представлен акт фиксирования базовых значений (параметров) объекта энергосервиса от 30.04.2020, который подписан представителями сторон без возражений, что свидетельствует о согласии администрации со значениями, установленными в указанном акте (таблица № 6).

Согласно представленным актам достигнутой экономии электрической энергии
за спорный период фактическая экономия рассчитана как разность приведенного объема потребления электрической энергии в соответствии с актом фиксирования базовых значений (параметров) объекта. Приведенный объем потребления электрической энергии в соответствии с актом фиксирования базовых значений (параметров) объекта энергосервиса в соответствующих месяцах отражен в таблице № 6 акта фиксирования базовых значений (параметров) объекта энергосервиса от 20.04.2021.

В пункте 17.10 контракта указано, что приложением № 11 является акт фиксации базовых значений (параметров) объекта энергосервиса, то есть указанный акт
в числе других приложений является неотъемлемой частью контракта. Порядок, условия
и обстоятельства заполнения и подписания акта фиксации базовых значений (параметров) объекта энергосервиса (форма) определены пунктами 4.4 и 6.2 контракта, где предусмотрено подписание самого приложения № 11, а условия о необходимости оформления этого через подписание дополнительного соглашения не имеется.

Утверждение ответчика о необоснованном применении расчетного способа определения объема достигнутой экономии противоречит условиям контракта (пункты 7.2 и 7.4), в связи с чем не принято во внимание.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается
в суде кассационной инстанции.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу
№ А32-20201/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Х. Ташу

Судьи Р.А. Алексеев

О.В. Бабаева