ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-21200/20 от 16.09.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-21200/2020

23 сентября 2020 года 15АП-13144/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от ПАО «Новороссийский морской торговый порт»: представитель ФИО1, по доверенности от 03.02.2020, паспорт;

от Новороссийской таможни: представитель ФИО2, по доверенности от 14.01.2020, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 03.08.2020 по делу № А32-21200/2020

по заявлению публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Новороссийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» (далее – заявитель, ПАО «НМТП», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее – административный орган, таможня) от 28.04.2020 № 10317000-310/2019 о привлечении к административной ответственности предусмотренной ст. 16.15 КоАП РФ виде административного штрафа в размере 8 700 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2020 в удовлетворении заявленных требований – отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «НМТП» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, признав незаконным и отменив постановление о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на отсутствие в действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, а также на то, что за одно и тоже деяние, выразившиеся в предоставлении 21.08.2018 в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738-10317100/210818/0021014, содержащей сведения о дате (дне) помещения товаров на склад, которое совершено одномоментно одним лицом, ПАО «НМТП» неоднократно привлечено к административной ответственности.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От ПАО «Новороссийский морской торговый порт» и Новороссийской таможни поступили ходатайства об участии представителей в онлайн судебном заседании.

Суд удовлетворил ходатайства об участии представителей
ПАО «Новороссийский морской торговый порт» и Новороссийской таможни в онлайн судебном заседании.

Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.

В судебном заседании представитель ПАО «Новороссийский морской торговый порт» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Новороссийской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 17.08.2018 в порт Новороссийск прибыл теплоход (далее - т/х) «Maersk Gironde». В соответствии со ст.ст. 88, 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), при прибытии товаров на таможенную территорию Союза капитаном судна в лице своего представителя судового агента ООО «Глобал Оушен Сервис», в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни представлены, в том числе, следующие документы: генеральная декларация от 17.08.2018, грузовая декларация от 17.08.2018, обращение капитана т/х «Maersk Gironde» от 17.08.2018, коносаменты в количестве 312 штук, в соответствии с которыми на борту судна находилось 438 контейнеров с товарами, подлежащими выгрузке.

17.08.2018 в 22 ч. 52 мин., в соответствии с п.п. 2-3 Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, выдачи подтверждения о регистрации документов, утвержденного приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 (на дату совершения данного правонарушения аналогичные положения содержались в п.п. 9-11 Порядка, утвержденного приказом ФТС России № 2688 от 29.12.2012) (далее - Порядок), представленные в Новороссийский центральный таможенный пост транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения), зарегистрированы путем оформления подтверждения о регистрации в 22 час. 54 мин. документов, представленных для помещения товаров на временное хранение за № 10317100/170818/000447.

21.08.2018 должностными лицами ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее - ПАО «НМТП») сформированы и представлены в таможенный орган отчетности, по форме ДО-1, о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые были зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014, (всего 277 отчетностей), в том числе отчетность по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, зарегистрированная в отношении товаров «обувь» в количестве 244 грузовых места, весом брутто 2932,4 кг, прибывших в контейнере № INKU2635614 по коносаменту № 577475870.

В ходе проверки сведений, представленных в указанной отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, установлено, что в графе 2 «сведения о дате и времени помещения на склад» указана дата – 17.08.2018, когда как фактически данные товары выгружены на территорию зоны таможенного контроля ПАО «НМТП» только 21.08.2018 в 20 час. 13 мин., что подтверждается тальманской распиской ПАО «НМТП», оформленной тальманом ФИО3 за смену с 19 час. 00 мин. 21.08.2018 по 23 час. 45 мин. 21.08.2018.

17.09.2018 в Новороссийский центральный таможенный пост поступило письмо ПАО «НМТП» № 2541-19/1500 от 17.09.2018 о внесении изменений в отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014 в связи с произошедшим техническим сбоем программы, из-за которого в графе 2 указанных отчетностей представлены недостоверные сведения. В соответствии с представленными пояснениями, данная графа (графа 2) заполняется автоматически программным способом на основании подтверждения о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и в связи с тем, что по погодным условиям выгрузка судна «Maersk Gironde» приостанавливалась для перешвартовки на рейд в ожидании допустимых (безопасных) погодных условий и была возобновлена только 21.08.2018, сведения в графу 2 вышеуказанных отчетностей по форме ДО-1 были автоматически внесены без учета швартовых операций.

В подтверждение представленных пояснений ПАО «НМТП» представлены письмо ООО «Глобал Оушен» за исх. № 4991/1 от 17.08.2018 и письмо капитана Морского порта Новороссийск № 195/0110 от 17.08.2018 со сведениями об обстоятельствах перешвартовки судна «Maersk Gironde» в связи с погодными условиями, а также представлены пояснения ООО «ПИК-Юг» (письмо за исх. № 57 от 17.09.2018), осуществляющего обеспечение функционирования программного средства «ВЭД-Склад», используемого ПАО «НМТП» на основании лицензионного договора с ООО «ПИК-Юг» № ЛД 45/01 от 01.01.2013 для формирования и регистрации в таможенном органе отчетностей по форме ДО-1 и ДО-2. Согласно представленным ООО «ПИК-Юг» пояснениям, во время автоматической отправки вышеуказанных отчетностей по форме ДО-1 в таможенный орган произошел технический сбой скриптов программного средства «ВЭД-Склад», используемого для формирования отчетностей по форме ДО-1, в результате которого в графе 2 данных отчетностей установилась дата и время регистрации в таможенным органе Уведомления о прибытии товаров (подтверждение о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10317100/170818/000447) вместо корректной даты. Так же ООО «ПИК-Юг» пояснило, что графа 2 отчетностей по форме ДО-1, формируемых при помощи программного средства «ВЭД-Склад», заполняется автоматически, без участия сотрудников Сервисного центра ПАО «НМТП».

Также дополнительно от ООО «ПИК-Юг» поступило письмо от 24.09.2018 № 59, в соответствии с которым Общество подтверждает, что графа 2 формируемых при помощи программного средства «ВЭД-Склад» отчетностей по форме ДО-1 не заполняется и не корректируется сотрудниками Сервисного центра ПАО «НМТП», в связи с отсутствием у них технической возможности. И для корректировки графы 2, в том числе отчетности по форме ДО-1
№ 10317100/210818/0020931, сотрудники Сервисного центра ПАО «НМТП» обращались к техническим специалистам ООО «ПИК-Юг».

02.10.2018, по факту представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014 (277 отчетностей), в том числе отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2), отобраны пояснения начальника Сервисного центра УОКГ
ПАО «НМТП» - ФИО4, которая поясняет, что с октября 2007 года она работает в должности начальника Сервисного центра УОКГ
ПАО «НМТП». В ее должностные обязанности входит организация и контроль функционирования Сервисного центра ПАО «НМТП», в том числе, по исполнению обязанности ПАО «НМТП», как лица осуществляющего временное хранение иностранных товаров на территории зоны таможенного контроля ПАО «НМТП», являющейся местом погрузки, разгрузки, перевалки товаров в морском пункте пропуска – порт Новороссийск, по представлению в таможенный орган, отчётностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, в отношении импортных товаров, прибывающих/убывающих морским транспортом. ФИО4 пояснила, что 21.08.2018 при оформлении указанных отчетностей и перед их отправкой в таможенный орган на регистрацию инженер Сервисного центра ПАО «НМТП» ФИО5 в телефонном режиме обратилась к представителю ООО «ПИК-Юг» ФИО6 с целью изменения недостоверных сведений, внесенных программным средством «ВЭД-Склад» в графу 2 таких отчетностей. Данное обращение, как и все другие, совершено в телефонном режиме без какой-либо письменной фиксации, в том числе записей в журналах, и без применения записи разговора. Электронная и письменная переписка с представителями
ООО «ПИК-Юг» абсолютно по всем вопросам, в том числе вопросам технического обслуживания и функционирования программного обеспечения «ВЭД-Склад», ведется в исключительных случаях, например в выходные дни, в случае не выхода на связь в телефонном режиме представителей ООО «ПИК-Юг».

Как пояснила ФИО4, достоверность сведений, внесенных в указанные отчетности, в том числе сведений о дате и времени помещения на склад (графа 2), которые были изменены специалистом ООО «ПИК-Юг» ФИО6 с помощью удаленного доступа к рабочему компьютеру ФИО5, удостоверена ею лично и специалистом ФИО5 визуально, после чего данные отчетности были отправлены в электронном виде на регистрацию в таможенный орган. В связи с отсутствием какой-либо необходимости, факт содержания указанными отчетностями по форме ДО-1 достоверных сведений, в том числе о дате и времени помещения на склад (графа 2), перед их отправкой на регистрацию в таможенный орган каким-либо образом не фиксировался, скриншоты не делались и иные меры фиксации данного факта ПАО «НМТП» не предпринимались.

Также ФИО4 пояснила, что ООО «ПИК-Юг» является единственным в г. Новороссийск представителем разработчика (ООО «СТМ») программного средства «ВЭД-Склад», используемого ПАО «НМТП», в том числе для формирования и регистрации отчетностей по форме ДО-1, осуществляющее деятельность как по распространению, на лицензионной основе, так и по сервисному (техническому) обслуживанию программного средства «ВЭД-Склад», в связи с чем, объективно ПАО «НМТП» не представляется возможным смена данного оператора в целях обслуживания надлежащего функционирования программного средства «ВЭД-Склад». Смена программного средства «ВЭД-Склад» на иное, в целях исключения появления технических сбоев, также объективно не представляется возможным, в связи с тем, что значительный объем работ
ПАО «НМТП» по учету товаров, перемещающихся в пределах территорий и акваторий морского порта Новороссийск, в том числе экспортных товаров, объемы перемещения которых в несколько раз превышают объемы импортных товаров, в отношении только которых и формируются отчетности по форме ДО-1, так же осуществляется с помощью программного средства «ВЭД-Склад». Таким образом, как поясняет ФИО4, переход ПАО «НМТП» на иное программное средство только в целях исключения технических сбоев при формировании отчетностей по форме ДО-1 однозначно будет сопровождаться несопоставимыми финансовыми и логистическими проблемами, которые могут дестабилизировать работу пограничного морского порта на неопределенный срок. Кроме того, переход на иное программное средство не гарантирует исключение из работы всех возможных технических сбоев, и так же не гарантирует, что его использование не будет сопровождаться еще большими техническими проблемами, в связи с внедрением в информационно-техническую систему ПАО «НМТП», функционирующую на основе нескольких программных средств, связанных между собой, в целях обеспечения как основной пропускной функции морского порта, так и сопутствующих задач по учету, товаров, ведению статистики, оформлению документов, обеспечению информационно-технической безопасности и эксплуатационных работ, и многое другое. Так же необходимо учитывать, что ООО «ПИК-Юг», является уполномоченной организацией по выдаче усиленных квалифицированных электронно-цифровых подписей, используемых инженерами Сервисного центра ПАО «НМТП», в том числе для подписания и регистрации в таможенном органе отчетностей по форме ДО-1 в электронном виде.

ФИО4 пояснила, что ПАО «НМТП» и ООО «ПИК-Юг» ведут достаточно тесное взаимодействие и сотрудничество по организации надлежащего функционирования и использования программного средства «ВЭД-Склад», а так же совершенствования его работы и более глубокому внедрению в информационную систему ПАО «НМТП», которое не обременено бюрократическими издержками и полностью основано на оперативном взаимодействии представителей ПАО «НМТП» и ООО «ПИК-Юг», в том числе при выявлении и устранении различных технических и программных ошибок. Например, в настоящее время ведется совместная работа как программистов
ПАО «НМТП», так и представителей ООО «ПИК-Юг» по отладке и частичному комбинированию программного средства «ВЭД-Склад» с программным средством «Солво», используемым ПАО «НМТП» для учета прибытия, хранения, перемещения и иных грузовых операций, совершаемых с контейнерами, с целью автоматического заполнения сведений о дате и времени помещения на склад (графа 2) отчётностей по форме ДО-1 на основе сведений о фактическом времени выгрузки каждого контейнера на территорию зоны таможенного контроля, регистрируемых при помощи программного средства «Солво», без привязки к подтверждению о регистрации документов, представляемых для помещения товаров на временное хранения, на основе которого в настоящий момент осуществляется автоматическое заполнение графы 2 отчетностей по форме ДО-1, что в свою очередь исключит возникновение ситуаций, при которых отход судна на рейд по погодным условиям, и последующее продолжение выгрузки товаров может вызвать необходимость проверки и внесений изменений сведений, формируемых в отчетностях по форме ДО-1.

Дополнительно ФИО4 пояснила, что программное средство «ВЭД-Склад» является одним из немногих, сертифицированных ФТС России программным средством, используемым ПАО «НМТП» более 18-ти лет. За годы взаимодействия данное программное средство интегрировано в учетные системы ПАО «НМТП», например в программное средством «Солво», и используется с применением информационных данных, получаемых от международных контейнерных линий, что является дополнительным фактором нецелесообразности менять программное средство «ВЭД-Склад».

03.10.2018, с целью выяснения дополнительных обстоятельств, способствовавших представлению в таможенный орган отчетностей по форме
ДО-1 № 10317100/210818/0020738 – 10317100/210818/0021014 (277 отчетностей), в том числе отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2), в адрес ООО «ПИК-Юг» направлено письмо от 03.10.2018 № 42/3-26/2300 о вызове для дачи объяснений, в порядке ст.ст. 323 и 340 ТК ЕАЭС, представителей
ООО «ПИК-Юг», обладающих требуемыми сведениями, в ответ на которое представлены пояснения ООО «ПИК-Юг», изложенные в письме от 04.10.2018
№ 60. Какие-либо представители ООО «ПИК-Юг» для дачи пояснений в таможенный орган не явились.

Согласно представленному письму ООО «ПИК-Юг» от 04.10.2018 № 60, компания ООО «ПИК-Юг» занимается установкой, настройкой, обслуживанием различных программных средств, в том числе и программы «ВЭД-Склад». Внешнеэкономической деятельностью ООО «ПИК-Юг» не занимается. В компании не ведется реестр обращений клиентов и технических сбоях программных средств, не снимаются скриншоты, не ведутся записи в журналах, не выставляются акты по каждому обращению, не хранятся электронные файлы сбоев. С ПАО «НМТП» Общество сотрудничает на основании договора технической поддержки № ЛД-45/01/2390/12, в соответствии с которым сотрудники ПАО «НМТП», которые используют в своей работе программу «ВЭД-Склад» и другие комплексы, установленные ООО «ПИК-Юг», могут обращаться в техническую поддержку Общества для решения различных вопросов, возникающих при использовании таких комплексов программных средств. Как сообщило ООО «ПИК-Юг», от сотрудника Сервисного центра ПАО «НМТП» был телефонный звонок в техническую поддержку Общества, принятый специалистом ФИО6, который посоветовал запустить заново скрипт формирования документов отчета по форме ДО-1, после чего значения графы 2 документов отчета по форме ДО-1 созданы правильно, и документы отправлены на таможенный пост.

03.10.2018, с целью получения пояснений уполномоченных должностных лиц (лиц, подписывающих и представляющих в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 и/или их руководители) иных (помимо ПАО «НМТП») организаций (АО «Новорослесэкспорт», ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»,
ООО «Транссервис», ООО «ТерминалКомплекс Юг», ООО «Рускон»), осуществляющих деятельность по временному хранению иностранных товаров и использующих программное средство «ВЭД-Склад» для формирования и представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1, направлена служебная записка от 03.10.2018 № 42-26/00111 в адрес Приморского таможенного поста, Новороссийского западного таможенного поста и Новороссийского юго-восточного таможенного поста, в регионе деятельности которых осуществляют свою деятельность такие организации.

Служебной запиской от 09.10.2018 № 43-41/1974 Приморским таможенным постом представлены пояснения уполномоченных представителей
ООО «Транссервис», ООО «ТерминалКомплекс Юг» и ООО «Рускон».

В соответствии с объяснениями представителя СВХ (склада временного хранения) ЗАО «ТерминалКомплекс Юг» - ФИО7, СВХ ЗАО «ТерминалКомплекс Юг» использует программное обеспечение «ВЭД-Склад» для предоставления отчетности по импортным товарам, грузам и транспортным средствам в Приморский таможенный пост Новороссийской таможни. Как пояснила ФИО7, сведения в графу 2 «дата и время помещения на склад» вносятся автоматически при открытии ДО-1. Внести изменения (корректировку) в данную графу можно только до регистрации отчетности по форме ДО-1 в таможенном органе. После регистрации в таможенном органе и присвоения регистрационного номера отчетности по форме ДО-1, возможность корректировки отсутствует.

Согласно объяснениям представителя СВХ ООО «Рускон» - ФИО8, СВХ ООО «Рускон» использует программное обеспечение «ВЭД-Склад» для формирования и представления отчетности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 и коммерческого акта в таможенный орган. Как пояснила ФИО8, должностные и уполномоченные лица, подписывающие и представляющие в таможенный орган данные отчётности, могут редактировать, вносить изменения, удалять любые данные в такой отчетности только до момента регистрации отчетности в таможенном органе. После регистрации отчетности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, редактирование в программе «ВЭД-Склад» не представляется возможным.

Исходя из объяснений представителя СВХ ООО «Транссервис» - ФИО9, СВХ ООО «Транссервис» использует для формирования отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 программу «ВЭД-Склад». Как пояснила ФИО9, отчетности по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, в том числе графа 2, формируются вручную и могут создаваться, корректироваться и удаляться до отправки их на регистрацию в таможенный орган. После регистрации (присвоения регистрационного номера) отчётностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3, корректировка данных отчетностей, в том числе графы 2, не возможна. В процессе создания отчетностей по форме ДО-1, ДО-2, ДО-3 принимает участие уполномоченный сотрудник СВХ на основании доверенности. Сотрудник формирует отчетности на основании документов, сверяет данные перед отправкой на регистрацию в таможенный орган, и удостоверяет свою подпись квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Служебной запиской от 15.10.2018 № 36-26/3846 Новороссийским западным таможенным постом представлены пояснения начальника Сервисного центра УКТ АО «Новорослесэкспорт» - ФИО10, который пояснил, что сведения в графу 2 отчетности по форме ДО-1 вносятся автоматически из КПС «Solvo» в КПС «ВЭД-Склад» после выгрузки последнего контейнера из коносаментной партии без участия специалистов Сервисного центра УКТ
АО «Новорослесэкспорт». Как пояснил ФИО10, возможность корректировки сведений в автоматически заполняемых графах имеют разработчики программы «ВЭД-Склад» - ООО «ПИК-Юг».

Служебной запиской от 22.10.2018 № 35-28/04067 Новороссийским юго-восточным таможенным постом представлены пояснения начальника Сервисного центра ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» - ФИО11, который пояснил, что присвоение значений атрибутам AcceptDate (Дата приема товара на хранение) и AcceptTime (Время приема товара на хранение) отчета ДО-1 в XML-формате, который формируется программой ВЭД-склад и передаются в информационную систему таможенных органов, производится информационной системой ООО «НУТЭП» - IOM-Контерра на основании данных, содержащихся в информационной системе складского учета ООО «НУТЭП» на момент формирования соответствующего отчета. Присвоение значений атрибутам XML-файла – это автоматизированный процесс обработки данных, в котором человек не участвует. ФИО11 пояснил, что информация о приеме груза попадает в информационную систему при создании в системе складского учета электронных документов (тальманок приема), содержащих сведения о дате и времени фактического помещения груза на склад. Таким образом, сотрудники терминала, подписывающие и представляющие в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 и/или их руководители, не принимающие непосредственного участия в грузовых операциях и оформлении электронных документов о приеме груза на склад, не имеют технической возможности обнаружить и скорректировать данные о дате и времени приема груза на временное хранение в момент формирования и отправки отчета ДО-1 в таможню.

10.10.2018 в адрес разработчика и правообладателя КПС «ВЭД-Склад» - ООО «СТМ», ИНН <***> направлен запрос от 10.10.2018 № 42-25/00016 о предоставлении требуемых сведений в целях всестороннего и полного рассмотрения фактов представления в таможенный орган отчетностей по форме ДО-1, содержащих недостоверные сведения о дате и времени помещения товаров на склад (графа 2).

В соответствии с представленными пояснениями ООО «СТМ», изложенными в письме от 15.10.2018 № 181, ООО «СТМ» не имеет договорных отношений с ПАО «НМТП». Между ООО «СТМ», выступающим в качестве лицензиара, и ООО «ПИК-Юг», выступающим в качестве лицензиата, заключен лицензионный договор от 01.12.2018 № ЛД-40/0108. В соответствии с пунктами 2.2.6 и 2.2.9 лицензионного договора, для обеспечения функционирования программ на технических средствах пользователя, лицензиат вправе осуществлять ее настройку исключительно при помощи команд настройки, содержащихся в самой программе. Лицензиат не вправе вносить изменения и дополнения в программы и их модули, кроме обновления программ через дистрибутивы или файлы обновления, представляемые лицензиаром. Лицензиат не имеет права адаптировать и модифицировать программы. О выявленных при использовании программ ошибках лицензиат обязан уведомить лицензиара, который, при необходимости, вправе внести изменения в программы, при этом лицензиат не вправе самостоятельно исправлять ошибки.

ООО «СТМ» пояснило, что в программный продукт «ВЭД-Склад» заложена поддержка команд настроек в виде встроенного языка написания скриптов, что позволяет любому пользователю программы, обладающему достаточной квалификацией, расширять функционал программы для автоматизации своих задач. Клиенты, в штате которых нет сотрудников с достаточной квалификацией, как правило, обращаются с запросами на доработку либо напрямую в ООО «СТМ», либо к региональным представительствам. Для разработки скриптов, расширяющих возможности программы, получение дополнительных разрешений ООО «СТМ» не требуется.

ООО «СТМ» подтвердило, что в стандартной поставке программы «ВЭД-Склад», доступной для скачивания на сайте компании «СТМ» (www.ctm.ru), пользователю доступна возможность редактирования и корректировки (в том числе изменение автоматически формируемых сведений и прочее) сведений, вносимых в графы формируемых отчетностей по форме ДО-1 (в том числе графы 2), перед их отправкой для регистрации в таможенный орган.

Как пояснило ООО «СТМ», наличие в программе «ВЭД-Склад» встроенного языка скриптов дает возможность любому пользователю, в том числе ООО «ПИК-Юг», создать скрипт, ограничивающий корректировку сведений пользователем. ООО «СТМ» при этом не ограничивало право ООО «ПИК-Юг» на создание скриптов в программе «ВЭД-Склад». О существовании сторонних программ, позволяющих ограничить возможность пользователя «ВЭД-Склад» вносить изменения в графу 2, ООО «СТМ» не известно.

Также ООО «СТМ» пояснило, что возникновение технического сбоя на одном из этапов передачи XML-документа, подписанного ЭЦП, от клиента на таможенный пост теоретически возможно. При этом, в практике ООО «СТМ», отсутствуют случаи возникновения технического сбоя программного средства «ВЭД-Склад» при котором, сведения, внесенные пользователем или сторонней программой (например, при помощи скриптов и т.п.) в графы (в том числе графу 2) отчетности по форме ДО-1, сформированной в программном средстве «ВЭД-Склад», при ее отправке в таможенный орган в формате XML-документа, подписанного ЭЦП, могут не соответствовать аналогичным сведениям, содержащимся в поступившей в таможенный орган такой отчетности в формате XML-документа, подписанного ЭЦП. Кроме того ООО «СТМ» сообщило, что в августе 2018 года, ни от ООО «ПИК-Юг», ни от ПАО «НМТП» в адрес
ООО «СТМ» не поступали какие-либо обращения/заявки/письма в связи с возникновением каких-либо технических сбоев в работе программного средства «ВЭД-Склад».

Дополнительно в письме ООО «СТМ» от 15.10.2018 № 181 сообщено, что хотя ООО «СТМ» и не располагает документально подтвержденными сведениями о факте технического сбоя, при подаче отчетности по форме ДО-1 теоретически такой факт мог произойти.

01.10.2018 в адрес специализированного отдела таможни - отдела таможенных процедур и таможенного контроля Новороссийской таможни (далее ОТПиТК таможни), в том числе по применению форм таможенного контроля и совершению таможенных операций при принятии и регистрации предоставляемых в таможенный орган отчётностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, направлен запрос от 01.10.2018 № 42-26/00085, с целью получения методической помощи и исследования вопроса о наличии/отсутствии нарушения ПАО «НМТП» положений ст. 400 ТК ЕАЭС и п. 30 приказа ФТС от 29.12.2012 № 2688 (действовавшего на дату совершения данного правонарушения) с учетом изложенных обстоятельств.

В соответствии с полученными разъяснениями (служебная записка ОТПиТК таможни от 17.10.2018 № 08-25/1588), подтверждено, что: внесение в графы 2 электронных документов отчетности по форме ДО-1, принятых и зарегистрированных таможенным постом с применением КПС «Учет товаров на ВХ», недостоверных сведений о дате и времени помещения товаров на склад, является нарушением п. 30 Порядка, утвержденного приказом ФТС от 29.12.2012 № 2688.

30.03.2020 должностным лицом таможенного органа в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении № 10317000-310/2020 по ст. 16.15 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого 28.04.2020 должностным лицом таможенного органа вынесено постановление по делу об административном правонарушении
№ 10317000-310/2020, согласно которому общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 8 700 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ПАО «НМТП» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России, являются общественные отношения, складывающиеся при исполнении лицами, осуществляющим временное хранение иностранных товаров в определенных таможенным законодательством ЕАЭС и России местах, своей обязанности по представлению в таможенные органы достоверных отчетностей о хранении таких товаров в сроки и по формам, определяемым федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России, выражается в представлении недостоверных сведений в отчетности по форме ДО-1 в таможенный орган, а именно, предоставление в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 со сведениями о дате (дне) помещения товаров на склад, отличными от фактических и имеющихся в распоряжении как таможенного органа, так и ПАО «НМТП».

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России, является лицо, на которое возложена обязанность по представлению отчетности, в данном случае таким лицом является ПАО «НМТП», получившее разрешение на хранение иностранных товаров в ином месте временного хранения (разрешение №10317100/170818/000447).

В соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 99 ТК ЕАЭС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Места временного хранения являются зоной таможенного контроля.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 90 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.

Согласно ст. 414 ТК ЕАЭС, владелец склада временного хранения, в том числе, обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Пунктом 5 ст. 90 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении.

В силу положения п. 5 ст. 92 Федерального закона получатель товаров обязан предоставлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со ст. 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о таможенном регулировании лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона, в числе прочих отнесены к субъектам, для которых Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом.

Порядок ведения и предоставления отчетности в таможенный орган на момент представления обществом отчетности по форме ДО-1 установлен Приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее - Порядок № 2688).

Исходя из пункта 10 Порядка № 2688, действующего на момент представления отчетности, таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов (приложение № 1 к Порядку № 2688). Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчетность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчетности, возвращаемый владельцу СВХ (иного места временного хранения товаров) и содержащий отметки, предусмотренные пунктом 33 Порядка № 2688.

Отчетность по форме ДО-1 подразумевает обязательное отражение сведений о дате и времени помещения на склад, наименование и код товара, его складской номер, количество грузовых мест, весовые характеристики, валютную стоимость.

Пунктом 1 статьи 99 Закона о таможенном регулировании основным МВХ определены СВХ. Они могут располагаться как в местах прибытия, так и на некотором расстоянии от такого места. В зависимости от места расположения склада (в регионе деятельности таможенного органа, не совпадающего с таможенным органом, оформившим прибытие товаров; в регионе деятельности того же таможенного органа, который оформил прибытие товаров) доставка товаров на склад осуществляется в соответствии с процедурой таможенного транзита или из места прибытия товаров перевозка на СВХ допускается без помещения под процедуру транзита с применением таможенного наблюдения.

Исходя из особенностей мест хранения помещаемого груза и характеристик товара расширительное толкование СВХ как совпадающего с понятием МВХ противоречит как названным нормам права, так и специально оговоренным Таможенным кодексом и подзаконными актами особенностям и характеристикам МВХ, только лишь одной из составляющих частей которых является СВХ.

Довод жалобы о правильном отражении в отчетности первого дня разгрузки товара, растянувшегося во времени из-за выхода судна в безопасные воды вследствие неблагоприятных погодных условий, подлежит отклонению как не основанный на нормах права.

Согласно п. п. 1 и 6 ч. 1 ст. 198 Закона о таможенном регулировании под МВХ указаны СВХ и иные места временного хранения, к числу которых отнесены места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского порта.

Частью 5 статьи 90 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных МВХ, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 Закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности, обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении, в соответствии с частями 4 - 8 статьи 177 Закона о таможенном регулировании.

В местах прибытия может осуществляться разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров (часть 1 статьи 198 Закона о таможенном регулировании).

Согласно пункту 30 раздела IV Порядка владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении, в том числе по форме ДО-1, отчетность, формируемую при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения.

Именно в развитие части 1 статьи 198 Закона о таможенном регулировании пунктом 32 Порядка № 2688 на владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) возложена обязанность представить в таможенный орган отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).

Сходный правовой подход сформирован в Постановлениях Верховного Суда РФ от 15.04.2015 № 308-АД15-2626 и от 08.05.2015 № 308-АД15-340.

Формы отчетности владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лицом, ими уполномоченным, и печатью.

Положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в статье 18 также предусматривают, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.

Исполнению этой обязанности владельца СВХ предшествует направление в порядке пункта 9 Порядка № 2688 уполномоченным лицом не позднее 12 часов (в отношении товаров, перевозимых водным транспортом) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) таможенному посту, осуществляющему контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения товаров), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Если указанные документы уже представлены таможенному органу, в частности, представлены перевозчиком при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, уполномоченное лицо представляет таможенному посту письменное обращение, составленное в произвольной форме и содержащее сведения о реквизитах этих документов.

Если на момент представления указанных документов товары уже размещены в месте их временного хранения, в качестве указанных документов используется отчетность по форме ДО-1 (пункт 30 Порядка № 2688).

В числе других в графе № 2 отчетности формы ДО-1 указывается дата и время помещения товара на склад, а не дата регистрации этой отчетности таможенным органом.

Следовательно, направление этой отчетности владельцем СВХ в силу пункта 32 Порядка № 2688 свидетельствует о принятии им выгруженного с судна товара на хранение, и, соответственно, - не только о начале разгрузки товара в пределах морского порта, но и фактическом помещении его тем самым в месте временного хранения. Эти обстоятельства, в свою очередь, свидетельствуют о том, что в таможню сообщается о дате окончательной выгрузки товара в зону таможенного контроля (день фактического размещения товаров в месте временного хранения).

Факт регистрации этой отчетности таможенным постом свидетельствует исключительно об их нахождении на временном хранении и под таможенным контролем до выпуска либо совершения иных действий.

Поскольку установленную приложением № 1 к Порядку № 2688, формой ДО-1, пунктом 33 Порядка № 2688 обязанность сообщить в таможню о дате и времени помещения на склад общество, как установил суд, не выполнило, выводы суда о наличии в его действиях вмененного правонарушения основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Каждое действие по представлению отчетности, имеющей индивидуальные характеристики, свидетельствует о выполнении обязанности по представлению в таможенный орган необходимой отчетности. Такое действие образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, не является единым длящимся правонарушением, состоящим из нескольких однородных деяний (определения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.04.2012 № ВАС-3146/12, Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 № 303-АД18-21902, 06.03.2020 № 303-ЭС20-2202).

Всякая (любая, отдельная) форма отчетности при установленных судом обстоятельствах обладает самостоятельными признаками, необходимыми таможне владеть актуальной информации о товарах, в том числе его идентифицирующих признаках, местах хранение, отправителях и получателях, сроке временного хранения (для каждого выгруженного перевозочного контейнера (ларя, кейса, ящика, тары, иных применяемых при перевозке вместилищ товара) и т.д.).

Каждый отчет по форме ДО-1 является самостоятельным отчетным документом, формируемым применительно к конкретному товару с соответствующим наименованием, весом и количеством грузовых мест, в отношении которого выдан определенный (индивидуальный) коносамент. Этот вид отчетности является доказательством обоснованного размещения товара в ПЗТК и впоследствии используется для оформления отчета по форме ДО-2 при выдаче товаров конкретному получателю на основании зарегистрированной таможенной декларации.

Общество не оспаривает, что каждый отчетный документ по форме ДО-1 оно представляло в таможенный пост в виде самостоятельного файла. Пунктом 5 приложения № 5 к Порядку № 2688 допускается возможность указывать в одном отчете ДО-1 сведения о товарах, прибывших на одном транспортном средстве в адрес нескольких получателей или по нескольким транспортным документам.

Однако, из размещенных в информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет судебных актов по арбитражным делам с участием тех же лиц и сходных постановлений таможни о привлечении общества к ответственности за совершение аналогичных правонарушений за сообщение недостоверной отчетности о дне помещения товаров на склад (графа № 2 отчета формы ДО-1), следует, что общество приняло решение о формировании не единого, а 276 отчетов по форме ДО-1, содержащих сведения о партиях товара, представив отчетность в отношении каждой части выгружаемого груза (выгруженного как до неблагоприятных погодных условий, так и после наступления благоприятных условий выгрузки товара.

В данном случае правонарушения выявлены в связи с представлением отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партиях на хранение, зарегистрированных за №№ 10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014 (всего 277 отчетов).

Направление обществом заранее, вне зависимости от факта разгрузки товаров, всех электронных отчетов одним пакетом, в котором размещены 276 файлов (одним «кликом»), находится в пределах его контроля за правильной организацией своей хозяйственной деятельности и рисков предпринимательской деятельности.

Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2020
№ Ф08-5496/2020 по делу № А32-56908/2019.

Довод общества об отсутствии в действиях состава административного правонарушения отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отчетность по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931 содержит недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), что является нарушением установленного п. 30 приказа ФТС России от 29.12.2012 № 2688, ст.ст. 13, 90, 92 Федерального закона и ст. 400 ТК ЕАЭС порядка представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1.

Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении ПАО «НМТП» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП России, а именно - представление 21.08.2018 (время совершения АП) ПАО «НМТП» в таможенный орган – Новороссийский центральный таможенный пост, находящийся по адресу: <...> (место совершения АП), отчетности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, содержащей недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2).

Факт совершения ПАО «НМТП» административного правонарушения подтверждается следующими документами, приобщенными к материалам административного дела:

- коносаментом № 577475870, генеральной декларацией от 17.08.2018, грузовой декларацией от 17.08.2018, согласно которым 17.08.2018 в порт Новороссийск прибыл т/х «Maersk Gironde», на борту которого, в том числе, находился контейнер № INKU2635614 с товарами «обувь» в количестве 244 грузовых места, весом брутто 2932,4 кг;

- подтверждением о регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение № 10317100/170818/000447, согласно которому перевозчиком были представлены на Новороссийский центральный таможенный пост транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения);

- отчетностью по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, представленной ПАО «НМТП» в таможенный орган, Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможней, которая содержит недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2) – 17.08.2018;

- письмом ПАО «НМТП» от 09.09.2019 № 1100-04/295 о предоставлении тальманских расписок, оформленных на выгруженные товары, прибывшие 17.08.2018 на борту т/х «Maersk Gironde»;

- тальманской распиской ПАО «НМТП», оформленной тальманом ФИО3 за смену с 19 час. 00 мин. 21.08.2018 по 23 час. 45 мин. 21.08.2018, согласно которой фактически товары, находящиеся в контейнере № INKU2635614 выгружены на территорию зоны таможенного контроля ПАО «НМТП» только 21.08.2018 в 20 час. 13 мин;

- служебной запиской ОТПиТК таможни от 17.10.2018 № 08-25/1588, согласно которой подтверждено, что: «внесение в графы 2 электронных документов отчетности по форме ДО-1, принятых и зарегистрированных таможенным постом с применением КПС «Учет товаров на ВХ», недостоверных сведений о дате и времени помещения товаров на склад, является нарушением п. 30 Порядка, утвержденного приказом ФТС от 29.12.2012 № 2688;

- протоколом об административном правонарушении от 30.03.2020 по делу об АП № 10317000-310/2020, согласно которому установлено, что ПАО «НМТП» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ;

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «НМТП» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, ПАО «НМТП», обладая технической возможностью и необходимыми сведениями для формирования достоверной отчетности по форме ДО-1, зарегистрированной за номером 10317100/210818/0020931, самостоятельно, при помощи специалистов ООО «ПИК-Юг», ограничив свои возможности при формировании такой отчетности по ее редактированию и корректировки в целях сообщения в таможенный орган достоверных сведений, в том числе в графе 2 - сведений о дате и времени помещения товаров на склад, представило в таможенный орган данную отчётность по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931 с недостоверными сведениями в графе 2 - сведениями о дате и времени помещения товаров на склад. При этом, какие-либо документы, подтверждавшие бы, что представление в таможенный орган отчётности по форме ДО-1 № 10317100/210818/0020931, содержащей недостоверные сведения, каким-либо образом связано с техническими сбоями используемого для ее формирования и регистрации в таможенном органе программного средства «ВЭД-Склад» и/или иными обстоятельствами непреодолимой силы, на которое ПАО «НМТП» и его представители объективно не могли повлиять, ни ПАО «НМТП», представившим указанную отчётность, ни ООО «ПИК-Юг», представляющим ПАО «НМТП» право пользования на лицензионной основе программным средством «ВЭД-Склад» и осуществляющее его техническое сопровождение, ни ООО «СТМ», являющимся разработчиком и правообладателем КПС «ВЭД-Склад», не представлены.

Довод общества о привлечении к административной ответственности за одно и тоже деяние, выразившиеся в представлении 21.08.2018 в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 о принятии 277 коносаментных товарных партий на хранение, которые зарегистрированы за номерами 10317100/210818/0020738-10317100/210818/0021014, содержащей сведения о дате (дне) помещения товаров на склад, которое совершено одномоментно одним лицом, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку вынесение по результатам одной проверки нескольких постановлений о привлечении общества к административной ответственности (отдельно по каждой отчетности) не является повторным привлечением к административной ответственности. В деле № А32-744/2019, на которое общество ссылается в апелляционной жалобе, указывая на повторность привлечения к административной ответственности, ПАО «НМТП» привлечено к административной ответственности по делу об административном правонарушении № 10317000-922/2018, возбужденному по ст. 16.15 КоАП России по аналогичному факту представления в таможенный орган одной из 277 рассматриваемых отчетностей по форме ДО-1 (10317100/210818/0020738 - 10317100/210818/0021014), содержащих недостоверные сведения о дате (дне) помещения товаров на склад (графа 2), а именно: отчётности по форме ДО-1
№ 10317100/210818/0020738, в рамках настоящего дела общество привлечено в связи с представление в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 10317100/210818/0020931.

Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2020 № 303ЭС20-2202 по делу
№ А51-1358/2019, каждое действие по представлению отчетности, имеющей индивидуальные характеристики, образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, а не является единым длящимся правонарушением, состоящим из нескольких однородных деяний.

Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был учтен протокол межведомственного рабочего совещания работников Новороссийского центрального таможенного поста и ПАО «НМТП» от 28.03.2019 № 261-07/2, который подтверждает правильность заполнения обществом отчетности по форме ДО-1.

Вышеназванный протокол не влияет на законность постановления о привлечении общества к административной ответственности, так как не является обязательным к исполнению актом. На межведомственном совещании был обсужден, в том числе, вопрос о действующем электронном обмене предоставления отчетности по форме ДО-1 в таможенный орган. Было указано, что существующая технология оформления ДО-1 не требует каких-либо изменений до момента изменения Приказа ФТС РФ № 2688 от 29.12.2012.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18.1 Постановления № 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.

Правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля вывозимых с территории Российской Федерации товаров. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.

Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2020 по делу
№ А32-21200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов