ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-21581/20 от 20.01.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-21581/2020

26 января 2021 года 15АП-20523/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росмонтаж»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 22.10.2020 по делу № А32-21581/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Росмонтаж»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН <***>,

ОГРН <***>)

при участии третьего лица: Администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН: <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа в продлении срока пользования недрами по лицензии на право пользования недрами, выраженного в уведомлении об отказе вынесения изменений в условия лицензии на право пользования участком недр,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Росмонтаж» (далее – заявитель, ООО «Росмонтаж», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края в продлении срока пользования недрами по лицензии на право пользования недрами КРД 01561 ТЭ от 13.01.2000, выраженный в уведомлении об отказе вынесения изменений в условия лицензии на право пользования участком недр от 17.03.2020 исх. № 202-03.5-10- 7032/20.

Решением суда Краснодарского края от 22.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Росмонтаж» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить.

В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось то, что, общество никак не могло и не должно было подтверждать факт выполнения условий лицензии по сдаче отчетность путем прикладывания статистической отчетности по форме «5-ГР» с заявлением о продлении срока пользования недрами по лицензии, а министерство не могло использовать факт не сдачи отчетности как основание для отказа в продлении срока пользования недрами. Кроме того, обществом представлены доказательства выполнения им обязанности по сдаче отчетность по форме «5-ГР» за 2019 год в Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Краснодарский филиал Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу». Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что оно должно было сдать указанную отчетность помимо вышеуказанных органов еще и в министерство. Министерство, указывая на недостаточность данных для технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых на срок продления лицензии не приводит конкретного и мотивированного указания на то, какие данные отсутствуют в обращении общества.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество являлось обладателем лицензии на право пользования недрами КРД 01561 ТЭ от 13.01.2000 с целевым назначением «на разведку и добычу толстоплитчатых песчаников при разработке открытым способом участка Надежный месторождения «Гузова гора» (далее - лицензия).

Данная лицензия удостоверяет право общества осуществлять добычу полезных ископаемых.

Срок окончания действия лицензии до 01.02.2020.

Общество в январе 2020 года обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в условия лицензии в части продления сроков пользования недрами до 1 февраля 2065 года.

Уведомлением от 17.03.2020 исх. № 202-03.5-10-7032/20 административный орган отказал во внесении изменений в условия лицензии и не продлил срок пользования недрами по лицензии.

Отказ административного органа мотивирован недостаточностью данных для технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых на срок продления - 45 лет и нарушением условий лицензии, выразившимся в не сдаче обществом статистической отчетности по форме «5 ГР» за 2019 год.

Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился за судебной защитой.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания незаконным обжалуемого заявителями ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

- несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Отношения, возникающие в области недропользования, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Согласно части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) участки недр предоставляются в пользование на определенный срок.

Из абзаца 3 статьи 10 Закона о недрах следует, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Перечень оснований возникновения права пользования участками недр установлен в статье 10.1 Закона о недрах. Данная статья содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления права пользования недрами.

Частью 1 статьи 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

Таким образом, возможность продления срока действия лицензии по инициативе владельца лицензии возможно только при наличии соответствующих оснований, предусмотренных Законом о недрах.

Как следует из материалов дела общество в январе 2020 года обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в условия лицензии в части продления сроков пользования недрами до 1 февраля 2065 года.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 № 1058 утвержден Порядок внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр (далее - Порядок № 1058), определяющий правила внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 1058 для внесения изменении в условия лицензии пользователем недр подается заявление с приложениями, содержащими:

обоснование необходимости внесения изменений в условия пользования недрами, подтвержденных в случае необходимости соответствующими расчетами, в том числе по возможному изменению поступлений в бюджеты всех уровней;

сведения о выполнении условий пользования участком недр на момент подачи заявления;

сведения о технических, технологических и финансовых возможностях, а также наличии квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения деятельности в соответствии с изменениями в условия пользования недрами, если такие изменения требуют наличия таких возможностей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 24 Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по внесению изменений в условия лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного приказом министерства от 23.09.2013 № 1523, для получения государственной услуги заявитель представляет заявление, а также приложения, содержащие сведения о технических, технологических и финансовых возможностях, и наличии квалифицированных специалистов, необходимых для выполнения деятельности в соответствии с изменениями в условия пользования недрами, если изменения требуют наличия таких возможностей.

Заявочные материалы общества были рассмотрены 20.02.2020 на заседании постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с внесением изменений в условия лицензий на пользование участком недр, переоформлением лицензий, досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения на территории Краснодарского каря, а также предоставлением права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участками недр местного значения на территории Краснодарского края и права пользования участка недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на территории краснодарского края, утверждённой приказом министерства от 30.09.2015 № 1585 (далее - рабочая группа).

По результатам заседания рабочей группы установлено, что внесение изменений в условия лицензии на пользование участком недр местного значения не отвечает условиям и требования, установленным законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Как указывает министерство в своем отказе, согласно части 3 статьи 10 Закона о недрах, срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Согласно статье 7 Соглашения об условиях разведки с одновременной добычей толстоплитчатых песчаников при открытой обработке участка нежный месторождения «Гузова Гора» Владелец лицензии обязан представлять отчётность в Краснодарский краевой комитет по геологии и использованию недр («Кубаньгеолком») и органы статистики.

В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации министерством природных ресурсов России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды» ежегодно до 5 февраля года следующего за отчётным периодом, юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие разработку месторождений предоставляют органу, осуществляющего государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики формы федерального государственного статистического наблюдения 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» (далее - отчётность по форме «5ГР»).

Судом первой инстанции установлено, что к заявлению о внесении изменений в условия лицензии на пользование участками недр местного назначения обществом была приложена копия формы № 5-ГР «Сведений о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2018 г., которая была сдана в Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому и атомному надзору, Краснодарский филиал Федерального Бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу», Министерству природных ресурсов Краснодарского края.

Согласно постановлению Госкомстата России от 13.11.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды» юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие разведку и разработку месторождений, по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождения обязаны предоставить отчетность по форме 5-гр не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным.

В соответствии с постановлением Госкомстата России от 13.11.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды» отчетность представляют юридические лица, их обособленные подразделения - пользователи недр, ведущие и разработку месторождений, по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений:

- органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики;

- территориальному органу Госгортехнадзора России;

- территориальному геологическому фонду;

- Российскому федеральному геологическому фонду МПР России;

- МПР России - Госкомстату России (по согласованной программе).

Таким образом, отчетность по форме «5-гр» за 2019 год заявитель обязан сдать не позднее 5 февраля 2020 года.

Суду первой инстанции обществом была представлена в материалы дела отчетность по форме 5 ГР за 2019 год, которая согласно входящему штампу сдана в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 24.01.2020, Краснодарский филиал Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу».

Между тем, на дату рассмотрения заявления, обществом отчетность по форме «5-ГР» за 2019 год в Министерство природных ресурсов Краснодарского края не представлена, кроме того по состоянию 09.06.2020 как указывает Министерство обществом отчетность «5-ГР» так и не сдана, доказательств обратного в материалы дела заявителем не представлено.

Доводы жалобы об отсутствии обязанности по сдачи указанной отчетности помимо Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Краснодарского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» еще и в Министерство природных ресурсов Краснодарского края, отклоняются апелляционным судом, как основанное на неверном толковании норм права.

Из абзаца третьего статьи 10 Закона «О недрах» следует, что участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.

Перечень оснований возникновения права пользования участками недр установлен в статье 10.1 Закона о недрах. Данная статья содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления права пользования недрами.

В предоставленных обществом материалах комиссией установлено недостаточно данных для технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр для продления лицензии на 45 лет.

Таким образом, внесение изменений в условия лицензии на пользование участком недр местного значения не отвечает условиям и требованиям, установленным действующим законодательством.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.09.2020 № Ф08-7019/2020 по делу
№ А32-46117/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.08.2019 Ф05-14155/2019 по делу № А41-105/2019, Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу № А33-12096/2019.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что уведомление об отказе вынесения изменений в условия лицензии на право пользования участком недр от 17.03.2020 исх. № 202-03.5-10-7032/20, является законными и обоснованными, а заявление общества не подлежащим удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 22.10.2020, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2020 по делу
№ А32-21581/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов