ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-22601/20 от 11.02.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-22601/2020

18 февраля 2021 года 15АП-226/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филимоновой С.С.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола секретарем Струкачевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 12.10.2020 по делу № А32-22601/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал»
к заинтересованному лицу Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» (далее – ООО «Краснодар Водоканал», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, административный орган) от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 пункт 1 предписания Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований - признан недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. С Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Краснодар Водоканал» взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Краснодар Водоканал» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт о признании недействительным и отмене предписания в полном объеме, ссылаясь на то, что участок недр, предоставленный в пользование обществу, имеет статус горного отвода; письмом от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было разъяснено, что в соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.11.11 № 461, при добыче питьевых подземных вод оформление горноотводного акта не требуется. Пунктом 3.2.7 Приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ предусмотрена необходимость переоценки запасов пресных вод только в случае не подтверждения эксплуатационных запасов, утвержденных протоколом ГКС № 9887 от 27.12.1985. В апшеронском водоносном комплексе нет превышения ни по одному из показателей, а в четвертичном комплексе изменений жесткости, содержания марганца и железа не произошло; изменения качества воды не происходит. Апеллянт указывает на то, что выданное Управлением предписание содержит заведомо нереальные сроки выполнения, поскольку стоимость предписываемых Управлением работ составит от 80 млн. руб. до 160 млн. руб., а срок выполнения работ превышает 5 лет. Таким образом, оспариваемое предписание не соответствует положениям законодательства и нарушает права и законные интересы общества.

В отзыве на апелляционную жалобу Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От ООО «Краснодар Водоканал» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Судебная коллегия сочла возможным удовлетворить заявленное ходатайство.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 15.01.2020 № 14-05/24 специалистами Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Краснодар Водоканал» с целью проверки ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом ранее выданных предписаний, в связи с чем, контролирующим органом вынесено предписание от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 02.10.2020 устранить выявленные нарушения.

Общество, не согласившись с предписанием контролирующего органа от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

-нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами и действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

-несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Как установлено судом первой инстанции, обществом получена лицензия на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности города Краснодара. Участок недр имеет статус горного отвода. Лицензия на право пользование недрами КРД 13883 ВЭ выдана 20.12.2006, срок окончания действия лицензии 31 декабря 2031 года.

В соответствии с пунктом 3.3 приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения промышленности города Краснодара, выданной ООО «Краснодар Водоканал», добыча питьевых подземных вод Краснодарского месторождения разрешается при наличии: утвержденных в установленном порядке запасов питьевых подземных вод; утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию месторождения и зоны санитарной охраны водозаборов, прошедших необходимые согласования и экспертизы; оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненных границы горного отвода; оформленных в установленном порядке разрешений на пользование земельными участками для проведения соответствующих видов работ.

Пунктами 1, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно пунктам 2-4 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

В соответствии с пунктом 3.2.3 приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных вод в соответствии с проектом (технологической схемой) эксплуатации месторождения, прошедшим экспертизы, согласования и утверждение, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы, как в целом по месторождению, так и по каждому водоносному комплексу отдельно.

Пунктом 3.2.7 приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ установлено, что владелец лицензии не позднее 20.12.2009 обязан осуществить переоценку запасов подземных вод четвертичного и апшеронского водоносных комплексов на основе мониторинга в случае не подтверждения эксплуатационных запасов четвертичного и апшеронского водоносных комплексов, утвержденных протоколом ГКЗ от 27.12.1985 № 9887.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что по результатам проверки, проведенной на основании распоряжения от 15.01.2020 № 14-05/24, контролирующим органом вынесено предписание от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1, в соответствии с которым ООО «Краснодар Водоканал» в срок до 02.10.2020 предписано:

1.в установленном законом порядке деятельность по обезвреживанию отхода 4 класса опасности - осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации осуществлять на основании лицензии на соответствующий вид деятельности;

2.по лицензии на пользование недрами КРД 13883 ВЭ от 20.12.2006 оформить в установленном законом порядке горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода (участка недр);

3.организовать корректировку проекта 8-ми водозаборов и 48 групп скважин Краснодарского месторождения пресных подземных од по лицензии на пользование недрами КРД 13883 ВЭ от 20.12.2016, в части внесения режима эксплуатации водозаборных скважин № 004ЮАС/п1, 6826/п2, 195/п3;

4.организовать проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых участка недр, предоставленного в пользование недрами КОД 13883 ВЭ от 20.12.2006.

Законность и обоснованность решения суда в части признания недействительным пункта 1 предписания от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1 лицами, участвующими в деле, не оспорена, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не проверяется.

Между тем, суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил оснований для признания недействительным пунктов 2-4 предписания и отказал в удовлетворении требований заявителя в указанной части.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе общество, оспаривая пункт 2 предписания, указывает на то, что участок недр, предоставленный в пользование, имеет статус горного отвода и ссылается на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в котором разъяснено, что в соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.11.11 № 461, при добыче питьевых подземных вод оформление горноотводного акта не требуется.

Апелляционный суд, повторно рассмотрев доводы ООО «Краснодар Водоканал», отмечает, что они были исследованы судом первой инстанции и правомерно им отклонены, оснований не согласиться с его выводами апелляционный суд не имеет, при этом отмечает следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» указанный орган является, в том числе, органом государственного горного надзора.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

Документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, уполномоченным в сфере государственного горного надзора, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, согласно письму Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.06.2019 № 07-05-02/779 документы, определяющие уточненные границы горного отвода, оформляются после разработки технического проекта, в т.ч. в отношении недр, предоставленных в целях добычи подземных вод, и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.01.2020 № 270-250/16-12.

В обоснование недействительности пунктов 3-4 предписания, апеллянт ссылается на пункт 3.2.7 Приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ, в соответствии с которым предусмотрена необходимость переоценки запасов пресных вод только в случае не подтверждения эксплуатационных запасов, утвержденных протоколом ГКС № 9887 от 27.12.1985.

Указанные доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

Судом первой инстанции было установлено, что постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея № 05-06-330-Н-2 ООО «Краснодар Водоканал» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение пункта 3.2.7 Приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ.

В свою очередь указанное постановление оспорено обществом в Прикубанском районном суде г. Краснодара (дело № 12-29/2019). Из решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 06.03.2019 по делу
№ 12-29/2019 следует, что согласно приложению 2 к каталогу химанализов по Первомайскому водозабору мониторинга произошло значительное изменение качества подземных вод (ухудшение), а именно:

-апшеронского водоносного горизонта – так жесткость увеличилась с 0,5 до 9,9?Ж, содержание железа с 0,1 до 2,43 мг/дм3;

-четвертичного водоносного горизонта – так жесткость увеличилась с 7,5 до 10,4?Ж, содержание железа с 0,1 до 1,94 мг/дм3, марганца с 0,01 до 0,5 мг/дм3.

В связи с чем, Прикубанский районный суд г. Краснодара пришел к выводу, что владельцу лицензии необходимо исполнить пункт 3.2.7 Приложения № 9 к лицензии КРД 13883 ВЭ. Кроме того, с учетом ввода в эксплуатацию новых водозаборных скважин № 004ЮАС/п1, 6826/п2, 195/п3 ООО «Краснодар Водоканал» необходимо обеспечить корректировку схемы систем водопотребления и водоотведения в части внесения дополнительных водозаборных скважин.

Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

На основании изложенного, разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку решение суда по делу
№ 12-29/2019 является преюдициальным для настоящего спора, контролирующий орган имел достаточно правовых оснований для включения пунктов 3-4 в оспариваемое предписание.

Доводы жалобы о неисполнимости предписания в установленные в нем сроки подлежит отклонению, поскольку предприятием не представлено доказательств совершения действий, направленных на исполнение предписания и объективно свидетельствующих о завершении таких мероприятий за пределами установленного срока.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для выводов о незаконности, неисполнимости предписания Управления. Предписание вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах компетенции, основано на нормах закона и является исполнимым.

При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что предписание административного органа от 04.03.2020 № 04-35-16-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, является незаконным и необоснованным в части пункта 1.

Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 по делу
№ А32-22601/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С.С. Филимонова

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов