Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная 6
________________арбитражного суда апелляционной инстанции_________________
г. Краснодар Дело № А-32-22791/2006-53/430
01 марта 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 21.02.2007г. Датой изготовления полного текста постановления является 01.03.2007г.
Арбитражный суд Краснодарского краяв составе:
Председательствующего: Чабан А. И.
Судей: Третьяковой Н. Н., Грязевой В. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сухановым Р. Ю.
Рассмотрев апелляционную жалобу ОАО «Туапсинский морской торговый порт», г. Туапсе на решение арбитражного суда от 30.11.2006г., принятое судьей Пристяжнюком А. Г.
по заявлению:
ОАО «Туапсинский морской торговый порт», г. Туапсе ______________
к Капитану морского торгового порта Туапсе ФИО1, г. Туапсе ________
о признании незаконными действий капитана порта Туапсе по запрещению разрешения на отход судна «Пеламида» в период с 28.04.2006г. по 25.09.2006г. для работы по бункеровке морских судов, прибывающих в порт Туапсе по причинам, указанным в актах проверки готовности судна к выходу в море от 28.04.2006г., от 18.08.2006г. ______________
при участии в заседании:
от ОАО «Туапсинский морской торговый порт»: не явка, уведомлен;
от Капитана морского торгового порта Туапсе: не явка, уведомлен.
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Туапсинский морской торговый порт» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий капитана порта Туапсе по запрещению разрешения на отход судна «Пеламида» в период с 28.04.2006г. по 25.09.2006г. для работы по бункеровке морских судов, прибывающих в порт Туапсе по причинам, указанным в актах проверки готовности судна к выходу в море от 28.04.2006г., от 18.08.2006г.
Решением арбитражного суда от 30.11.2006г. принято уточнение предмета заявленных требований. В удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о привлечении к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства морского и речного транспорта РФ отказано. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «Туапсинский морской торговый порт» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.11.2006г. ссылаясь на его несоответствие нормам права, фактическим обстоятельствам дела мотивируя следующим. Между ОАО «Туапсинский морской торговый порт» и ООО «Черноморский портовый сервис» был заключен договор тайм-чартера №СУФ 13/06 для использования судна «Пеламида» для бункеровки судов топливом. Перед началом эксплуатации судна по договору и подписанием акта приемки судна в чартер на судне была произведена проверка 28.04.2006г. службой капитана порта для получения разрешения на отход судна.
Судно «Пеламида» в соответствии с судовыми документами имеет ограничение района плавания – прибрежное с удалением от места убежища до 20 миль при волнении моря не свыше 5 баллов. Данное ограничение означает, что судно должно использоваться исключительно в акватории порта, и не предназначено для использования на удалении от порта более 20 миль.
Суд в решении необоснованно применил к договору тайм-чартера нормы ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, посчитав указанный договор договором морской перевозки. Действующее законодательство не устанавливает обязанности хозяйствующих субъектов получать лицензии на осуществление бункеровки судов топливом. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002г. №447 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте» лицензия на бункеровку судов не требуется.
Согласно п. 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал отправитель в порт назначения и выдать его получателю. В связи с ограничением по району плавания запрещено использование т/х «Пеламида» для совершения рейсов между портами и следовательно, запрещена перевозка грузов между портами.
Кроме того, суд первой инстанции, мотивируя обязанность иметь на судне свидетельство о минимальном составе экипажа, применил норму права, которая не распространяется на морские суда, в том числе и т/х «Пеламида». Судом также не принят во внимание п. 7 Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, который устанавливает, что правила выдачи дипломов лицам командного состава морских судов при плавании во внутренних водах либо в районах действия портовых правил устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти. Такой нормативно-правовой акт до настоящего времени не издан.
В соответствии с п. 9.5.6 приказа Министра морского флота №276 от 29.12.1983г. судовому персоналу с дипломами судоводителя-механика 2 класса разрешено занимать должность до капитана включительно на судах портового флота с главными двигателями общей эффективной мощностью менее 300 кВт. Суммарная мощность главных двигателей т/х «Пеламида» составляет 166 кВт.
В отзыве на апелляционную жалобу, Капитан порта Туапсе просит суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что должностными лицами морской администрации порта Туапсе была проведена проверка т/х «Пеламида», принадлежащего ОАО «Туапсинский морской торговый порт», по результатам которой составлены акты проверки готовности к выходу в море.
Актом от 28.04.2006г. ОАО «Туапсинский морской торговый порт» предложено разработать, согласовать и утвердить объектный план ликвидации аварий розлива нефти (ЛАРН) для т/х «Пеламида»; откорректировать судовое расписание для рабочей группы, участвующей в работе по ликвидации розлива; оборудовать насосное отделение средством спасения пострадавшего; провести тренировки и учение с личным составом по ликвидации розлива.
В акте от 18.08.2006г. указано на отсутствие раздельных дипломов для судоводителей и механиков; отсутствие подтверждений для работы на танкерах; отсутствие свидетельства о минимальном составе экипажа; отсутствие лицензии на перевозку морским транспортом грузов. До устранения вышеуказанных замечаний работа судна по бункеровке других судов (за исключением судов портового флота) не подтверждается.
В соответствии со ст. 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:
- непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;
- нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
- предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;
- неуплаты установленных портовых сборов.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно указал, что согласно п.п. 57 п. 1 ст. 17 Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.2001г. лицензированию подлежит деятельность по перевозке морским транспортом грузов.
Как указывается ОАО «Туапсинский морской торговый порт» бункеровка судов топливом осуществляется на основании договора тайм-чартера. В соответствии со ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №621 от 28.12.2004г. утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов.
Согласно Правилам морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом на танкерах ММФ РД 31.11.81.36-81, утвержденных Министерством морского флота СССР бункеровочная операция (бункеровка) - процесс, в ходе которого осуществляется прием любым судном нефтяного топлива или смазочных материалов наливом с берегового сооружения или другого судна или осуществляется их перекачка в пределах судна.
Судом сделан правильный вывод о том, что хранение, перевозка и доставка нефтепродуктов в процессе эксплуатации бункеровочного судна является квалифицирующим признаком отнесения бункеровщика к категории опасных производственных объектов и соответственно, на такой объект требуется разработка плана ликвидации аварийного розлива нефти.
Статьей 53 Кодекса морского торгового мореплавания предусмотрено, что каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:
обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;
выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;
недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается соответственно капитаном морского торгового порта и капитаном морского рыбного порта, которыми осуществлена регистрация судна.
При осуществлении контроля в морских торговых портах и морских рыбных портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
В соответствии с п. 5 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации №138 от 01.11.2002г. на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
Правила, установленные Кодексом морского торгового мореплавания Российской Федерации распространяются на: морские суда во время их плавания, как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: государственном судовом реестре; судовой книге; бербоут-чартерном реестре; Российском международном реестре судов.
Согласно классификационному свидетельству, выданному Российским морским регистром судоходства, т/х «Пеламида» является нефтеналивным. В справке Туапсинского участка Российского морского регистра судоходства от 03.11.2006г. указано, что судно «Пеламида» внесено в книгу судов, как морское самоходное судно.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №900 от 04.08.1999г., в пункте 2 которого указаны виды дипломов, квалификационных и специальных свидетельств специалиста.
Настоящее Положение разработано на основании Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и поправок к этой Конвенции 1995 года и Конвенции Международной организации труда N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации.
В соответствии с положениями Конвенции 1978 года предусматривается переход от присвоения званий для лиц командного состава к выдаче членам экипажей морских судов дипломов, квалификационных свидетельств и специальных свидетельств специалиста.
В п. 3 Постановления Главы администрации Краснодарского края от 31.01.2006г. №53 «О мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Краснодарского края» указано, что планы организаций по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне в пределах установленной компетенции согласовываются с департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края, а на объектах транспорта - также департаментом по транспорту и связи Краснодарского края.
Обязанность доказывания, согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как правомерно указал суд первой инстанции оспариваемые действия капитана порта Туапсе по запрещению разрешения на отход судна «Пеламида» в период с 28.04.2006г. по 25.09.2006г. для работы по бункеровке морских судов совершены в соответствии с действующим законодательством.
При этом, Капитаном порта Туапсе доказаны и документально подтверждены обстоятельства, послужившие основанием для совершения обжалуемых действий.
При разбирательстве дела и рассмотрении ходатайств судом первой инстанции не нарушены нормы процессуального права, в том числе установленные в качестве безусловного основания к отмене судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2006г. по делу №А-32-22791/2006-53/430 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий: Чабан А. И.
Судьи: Грязева В. В.
Третьякова Н. Н.