ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-24255/20 от 23.12.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-24255/2020

29 декабря 2020 года 15АП-19605/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Радуга»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 09.10.2020 по делу № А32-24255/2020

по заявлению товарищества собственников жилья «Радуга» (ИНН 2311106927,

ОГРН 1082311002025)

к Администрации муниципального образования город Краснодар

(ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799)

о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Радуга» (далее - заявитель,
ТСЖ «Радуга», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) от 19.03.2020 № 135/431-р.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2020 признано недействительным предписание от 19.03.2020 № 135/431-р, вынесенное Администрацией муниципального образования город Краснодар, в отношении ТСЖ «Радуга» в части пункта 1, 2, 7, как не соответствующее нормам жилищного законодательства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья «Радуга» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным п. п. 3, 4, 6 предписания от 19.03.2020 № 135/431-р и вынести новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое предписание является незаконным, поскольку требования предписания являются неопределенными и неисполнимыми, административным органом не установлено, что товарищество нарушило требования Правил №491. Во время проведения выездной проверки главный специалист отдела жилищного контроля Дубинин Р.А. и представители «ЖКХ Мониторинг» не проводили полноценный визуальный и функциональный осмотр (осмотр проведен за 30 минут) придомовой территории, фасада здания, а также мест общего пользования (лестничные клетки, цокольные и технические этажи, прилифтовые площадки и общие холлы). Требования пунктов №3 и №4 предписания №135/431-р являются неисполнимыми, поскольку нарушения, установленные в данных пунктах не конкретизированы. ТСЖ «Радуга» не согласно с тем, что замечания, указанные в пунктах №3 и №4 подлежат немедленному устранению, так как единичные поверхностные повреждения отделочного слоя стен и потолков в местах общего пользования не могут повлиять на эксплуатационные характеристики элементов и конструкций жилого дома и привести к снижению несущей способности несущих конструкций (стен и перекрытий). Все текущие, неотложные (аварийные) и сезонные работы обслуживающая организация выполняет в полном объеме согласно актам ежегодного осмотра МКД и планам ремонтных работ по текущему ремонту на год.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования город Краснодар просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От ТСЖ «Радуга» поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием представителя в другом судебном заседании.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.

В соответствии с частью 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, должны быть ими обоснованы.

Судом установлено, что ходатайство не обосновано заявителем. В ходатайстве не приведены обстоятельства, связанные с необходимостью личного участия представителя в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

В силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, специальный порядок представления которых установлен частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайство не содержит указаний на необходимость представления новых доказательств с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело по письменным доказательствам, собранным судом первой инстанции.

Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.

В рассматриваемом случае товарищество имело реальную возможность представить суду все необходимые доказательства и пояснения в электронном виде, направить нового представителя. Кроме того следует учитывать, что товарищество является подателем апелляционной жалобы, следовательно, обязано было изложить все свои доводы в апелляционной жалобе.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения администрации муниципального образования город Краснодар от 02.03.2020 № 431-р проведена проверка товарищества по адресу: г. Краснодар,
ул. Калинина, 13/60 (далее - МКД).

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило обращение Краснодарской краевой общественной организации по защите прав населения в сфере ЖКХ «ЖКХ Мониторинг» от 18.02.2020 № 22/213.

В ходе проверки визуальным осмотром установлено:

- ограждения переходных балконов этажей № 2 - №16 подъездов № 1 - № 3 в МКД находятся в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением требований пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

- ступени лестниц входных групп подъездов № 1 - № 3 в МКД, а также фасады входных групп подъездов № 1 - № 3 в МКД находятся в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением пункта 10 Правил
№ 491,

- стены лестничного марша на этажах № 1 - №16 подъездов № 1 - № 3 в МКД находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются трещины, отслоение отделочного слоя, что является нарушением пункта 10 Правил № 491,

- в приквартирных холлах на этажах № 1 - №16 подъездов № 1 - № 3 в МКД на стенах и потолочных перекрытиях имеются трещины, а также отслоения и разрушение отделочного слоя, что является нарушением пункта 10 Правил № 491,

- следы намокания, а также отслоение отделочного слоя на потолочном перекрытии и стене в приквартирном холле этажа № 3 подъезда № 1 в МКД, что является нарушением пункта 10 Правил № 491.

- керамическая напольная плитка в приквартирных холлах на этажах №№ 5, 6, 10, 13, 14, 15 подъезда № 1 в МКД, в приквартирных холлах на этажах №№ 16 подъезда № 2 в МКД, а также в лифтовых холлах на этажах №№ 1, 7, 8, 13, 14, 15, 16 подъезда № 1 в МКД, в лифтовых холлах на этажах №№ 11, 16 подъезда № 2 в МКД имеются трещины, сколы, что является нарушением пункта 10 Правил № 491,

- на переходном балконе на этажах № 2, № 5, № 10 подъезда № 1 в МКД смонтированы железные конструкции. В помещении между лифтовым холлом и переходным балконом на этаже № 9 подъезда № 2 в МКД смонтирована перегородка с дверным проемом и запирающим устройством, в помещении между лифтовым холлом и переходным балконом на этаже № 7 подъезда № 3 в МКД смонтирован роллет. Протокол общего собрания собственников помещений в МКД по данным вопросам отсутствует, что является нарушением требований пункта 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нарушения требований жилищного законодательства зафиксированы в акте проверки от 19.03.2020 № 135/431-р.

По результатам внеплановой проверки с целью устранения причин и последствий допущенных нарушений товариществу выдано предписание от 19.03.2020 № 135/431-р, а именно: в срок до 19.06.2020 устранить нарушения.

Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в арбитражный суд с целью его обжалования.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Так, в части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

В соответствии с пунктом 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии пунктом 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт.

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил № 491).

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами № 170.

В названных правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженернотехнического обеспечения этого дома.

Согласно пункту 3.2.8 Правил № 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1 Правил № 170).

В пункте 4.2.4.2 Правил № 170 определено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

Пункт 4.4.1 Правил № 170 предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.

Согласно пункту 4.1.14 Правил № 170 входные двери в техподполье, подвал должны быть закрыты на замок, ключи должны храниться в объединенной диспетчерской службе (ОДС) или в организации по обслуживанию жилищного фонда и у жителей близлежащей квартиры (о чем должна быть соответствующая надпись), двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью.

Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1 Правил № 170).

Заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми. Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором. Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путем применения готовых вставок или бетонирования на месте. В каменных ступенях поврежденные места следует вырубать и заделывать вставками из камня (пункт 4.8.4 Правил № 170).

Перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, лестниц и фасадов многоквартирных домов, установлен в пунктах 8, 9, 11 Минимального перечня № 290:

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление наличия и параметров трещин в сопряжениях маршевых плит с несущими конструкциями, оголения и коррозии арматуры, нарушения связей в отдельных проступях в домах с железобетонными лестницами; выявление прогибов косоуров, нарушения связи косоуров с площадками, коррозии металлических конструкций в домах с лестницами по стальным косоурам; выявление прогибов несущих конструкций, нарушений крепления тетив к балкам, поддерживающим лестничные площадки, врубок в конструкции лестницы, а также наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; проверка состояния и при необходимости восстановление штукатурного слоя или окраска металлических косоуров краской, обеспечивающей предел огнестойкости 1 час в домах с лестницами по стальным косоурам; проверка состояния и при необходимости обработка деревянных поверхностей антисептическими и антипереновыми составами в домах с деревянными лестницами.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Как видно из материалов дела, товарищество осуществляет деятельность по управлению МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 13/60.

По результатам внеплановой проверки с целью устранения причин и последствий допущенных нарушений товариществу выдано предписание от 19.03.2020 № 135/431-р, а именно: в срок до 19.06.2020 устранить нарушения:

1. Ограждения переходных балконов этажей № 2 - №16 подъездов № 1 - № 3 в МКД находятся в неудовлетворительном состоянии.

2. Ступени лестниц входных групп подъездов № 1 - № 3 в МКД, а также фасады входных групп подъездов № 1 - № 3 в МКД находятся в неудовлетворительном состоянии.

3. Стены лестничного марша на этажах № 1 - №16 подъездов № 1 - № 3 в МКД находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются трещины, отслоение отделочного слоя.

4. В приквартирных холлах на этажах № 1 - №16 подъездов № 1 - № 3 в МКД на стенах и потолочных перекрытиях имеются трещины, а также отслоения и разрушение отделочного слоя.

5. Следы намокания, а также отслоение отделочного слоя на потолочном перекрытии и стене в приквартирном холле этажа № 3 подъезда № 1 в МКД.

6. Керамическая напольная плитка в приквартирных холлах на этажах №№ 5, 6, 10, 13, 14, 15 подъезда № 1 в МКД, в приквартирных холлах на этажах №№ 16 подъезда № 2 в МКД, а также в лифтовых холлах на этажах №№ 1, 7, 8, 13, 14, 15, 16 подъезда № 1 в МКД, в лифтовых холлах на этажах №№ 11, 16 подъезда № 2 в МКД имеются трещины, сколы.

7. На переходном балконе на этажах № 2, № 5, № 10 подъезда № 1 в МКД смонтированы железные конструкции. В помещении между лифтовым холлом и переходным балконом на этаже № 9 подъезда № 2 в МКД смонтирована перегородка с дверным проемом и запирающим устройством, в помещении между лифтовым холлом и переходным балконом на этаже № 7 подъезда № 3 в МКД смонтирован роллет. Протокол общего собрания собственников помещений в МКД по данным вопросам отсутствует.

Требования Правил № 170, Правил № 491, Минимального перечня № 290 носят императивный характер и не предусматривают возможности отказа в устранении вышеназванных нарушений при отсутствии соответствующего решения собрания собственников помещений многоквартирного дома.

По смыслу требований Правил № 170 такие недостатки в содержании общего имущества дома как местные отслоения штукатурки, окрасочного слоя, повреждения напольного покрытия лестничных и межлестничных площадок в подъезде, частичное разрушение поверхности балконных плит в виде сколов должны устраняться по мере выявления в целях недопущения дальнейшего развития угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Так, пункт 2.1.3 Правил № 170 устанавливает, что обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении 2. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.

Нарушения требований и нормативов по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, которые приведены в предписании в пунктах 3, 4, 5, 6 подтверждаются материалами дела.

Пункты 1,2 предписания являются неисполнимыми, поскольку нарушения, установленные в указанных пунктах, не конкретизированы. Формулировка «в неудовлетворительном состоянии» не позволяет в полной мере выявить нарушения, необходимые к устранению.

Согласно доводам товарищества нарушения, установленные пунктом 7 предписания, не относятся к МКД, в отношении которого выдано оспариваемое предписание, а относятся к другому дому.

Документальных доказательств наличие нарушений, установленные пунктом 7 предписания, именно к МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 13/60, административным органом суду не представлено.

Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что требования пунктов №3 и №4 предписания №135/431-р являются неисполнимыми, поскольку нарушения, установленные в данных пунктах, не конкретизированы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за его нарушение наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

При этом, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Требования пунктов №3, №4 и № 6 предписания №135/431-р администрации содержат сведения о конкретных нарушениях, ссылки на нормы права, требования которых нарушены, предписываемые меры по устранению выявленного нарушения и срок его устранения.

С учетом изложенного, правовая позиция общества относительно неисполнимости требования пунктов №3, №4 и № 6 предписания №135/431-р является несостоятельной.

Апелляционной коллегией не принимаются ссылки товарищества на наличие утвержденного собственниками помещений дома поэтапного плана выполнения работ по текущему ремонту общего имущества дома, предусматривающего конкретные сроки, надлежащее исполнение товариществом обязанностей по содержанию общего имущества.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Обратный подход свидетельствовал бы о том, что, однажды зафиксировав в акте необходимость проведения капитального (текущего) ремонта общего имущества, управляющая компания, получающая от жителей денежные средства за выполнение работ по содержанию и обслуживанию имущества дома, не выполняла бы в течение длительного периода времени никаких работ до проведения капитального (текущего) ремонта в определенные, установленные, достаточно отдаленные сроки, что явно противоречит целям и принципам управления жилым домом, условиям договора и закону.

Вопреки аргументам заявителя, спорные работы должны быть выполнены им независимо от наличия волеизъявления жильцов дома в целом или владельца отдельного помещения в частности, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих и сохранность жилого дома, срок их выполнения не может быть перенесен посредством согласования определенных графиков.

Приведенные положения законодательства, направленные на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, должны соблюдаться организацией независимо от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предписание от 19.03.2020 №135/431-р в части пунктов 3,4,6 является законным и соответствует нормам жилищного законодательств.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2020 по делу
№ А32-24255/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.В. Пименов