ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-24394/14 от 20.05.2015 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-24394/2014

25 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая  2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2015 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Афониной Е.И. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица − Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) − ФИО1 (доверенность от 26.12.2014), в отсутствие заявителя − зарытого акционерного общества «МПМК “Северская-1”» (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьих лиц − Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу № А32-24394/2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.

ЗАО «МПМК “Северская-1”» (далее − общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление), выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская,                   ул. Южная, 1 (далее – гараж); возложении обязанности на управление зарегистрировать за обществом право собственности на указанный объект недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.

Решением суда первой инстанции от 20.10.2014, оставленным без изменения  постановлением апелляционного суда от 21.01.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что управление не доказало правомерность оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Представленный на государственную регистрацию Приказ Краснодарского Агропромышленного комитета от 24.02.1986 № 29 «Об изменении структуры объединения «Краснодарагропромстрой» не является правоустанавливающим документом. Кроме того, в кадастровом паспорте объекта недвижимости, представленного на государственную регистрацию права собственности, отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества – гараж.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной  жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и судами установлено, что06.05.2014 общество обратилось в управление с заявлением осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание (гараж на 8 автомашин), 1985 года постройки, кадастровый номер 23:26:0104036:43, расположенное по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская,   ул. Южная, 1.

12 мая 2014 года государственная регистрация права собственности приостановлена до 12.06.2014, так как у регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации. В частности указывалось, что обществом не представлен правоустанавливающий документ.

16 июня 2014 года управление приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, поскольку в установленный срок заявитель не представил регистрирующему органу документы, необходимые для возобновления государственной регистрации, не устранил причины, препятствующие регистрации.

Считая отказ в государственной регистрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий государственных органов вправе обратиться лицо, которое полагает, что действия органа не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8                  «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
(далее − Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона № 122-ФЗ).

При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона № 122-ФЗ, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.

Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

По смыслу Закона № 122-ФЗ регистрирующий орган, рассматривая заявление о регистрации перехода права собственности, должен проверять в пределах своей компетенции и запрашивать только те документы, которые влияют на переход этих вещных права от одного субъекта гражданских прав другому.

В абзаце 4 пункта 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Представленный в регистрирующий орган Приказ Краснодарского Агропромышленного комитета от 24.02.1986 № 29 «Об изменении структуры объединения «Краснодарагропромстрой» и приложения к нему  № 2А, № 3А, № 4А подтверждает факт того, что правопредшественник общества входит в состав агропромышленного комплекса. В соответствии с актом согласительной комиссии по определению стоимости государственной доли собственности кооперативно-государственного предприятия «Кубаньагростройпромсоюз» от 13.07.1993, в составе имущества кооперативно-государственного предприятия  «МПМК “Северская-1”» доли государственного имущества не имеется. Имущество, стоимостью 1 206 тыс. рублей, образующее уставный капитал является кооперативной собственностью. Таким образом, уставный капитал акционерного общества при преобразовании был сформирован за счет имущества преобразованного государственно-кооперативного предприятия
«МПМК “Северская-1”» стоимостью 1 206 тыс.  рублей.  Из акта оценки стоимости зданий и сооружений «МПМК “Северская-1”», составленного  по состоянию на 1992 год следует, что предприятие владело имуществом общей остаточной стоимостью
870 006 рублей. Среди перечисленного имущества в акте 1992 года содержится объект недвижимости под названием «гараж на 8 а/маш. 1985 года постройки».

Технический паспорт и кадастровый паспорт позволяют  идентифицировать объект недвижимости, право собственности на которое просит зарегистрировать общество. Указанный объект имеет то же название и тот же год ввода в эксплуатацию (постройки), расположен по тому же адресу, что  и   правопредшественник  заявителя и  сам  заявитель (Краснодарский  край, Северский район, ст. Северская, ул. Южная, 1), расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0104036:9, который на основании договора аренды земельного участка от 17.06.2005 № 2600001591 находится в аренде у общества.

Таким образом, суды, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришли к выводу о том, что общество выполнило обязанность по представлению документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и  апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Переоценка установленных фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания для отмены или изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 − 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по делу
№ А32-24394/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                        Р.А. Алексеев    

Судьи                                                                                                                      Е.И. Афонина

                                                                                                                                 Е.В. Улько