арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Краснодар Дело № | А-32-25543/2006-36/606 | ||||||||||
«24» | мая | 2007 г. | |||||||||
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2007 г. Мотивированное постановление изготовлено 24 мая 2007 г. Арбитражный суд Краснодарского края в составе: | |||||||||||
председательствующего | Грязевой В.В. | ||||||||||
судей | ФИО1, ФИО2 | ||||||||||
при ведении протокола судебного заседания судьей Грязевой В.В. | |||||||||||
при участии от Администрации: ФИО3 – представителя по доверенности № 53 от 31.10.2006; от ОАО «РЖД»: ФИО4 – представителя по доверенности № НЮ-10/43 от 08.01.2007; от ОАО «Коммунальник»: ФИО3 – представителя по доверенности № 343 от 27.02.2007; | |||||||||||
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО Туапсинский район г. Туапсе; | |||||||||||
на | решение | Арбитражного суда Краснодарского края от | 28.12.2006; | ||||||||
по делу № | А-32-25543/2006-36/606 | (судья | ФИО5) | ||||||||
по иску | Администрации МО Туапсинский район г. Туапсе; | ||||||||||
к ОАО «Российские железные дороги», г. Москва; 3-е лицо: Комитет имущественных отношений администрации МО Туапсинский район, г. Туапсе; ОАО «Коммунальник»; | |||||||||||
о признании договора недействительным | |||||||||||
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО Туапсинский район г. Туапсе обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО «Российские железные дороги», г. Москва о признании недействительным договора № 6-05/П от 30.12.2005 «О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в собственность муниципального образования Туапсинский район» и применении последствий недействительности сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Комитет имущественных отношений администрации МО Туапсинский район, г. Туапсе и ОАО «Коммунальник», г. Туапсе.
Решением арбитражного суда от 28.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку нарушений норм действующего законодательства при заключении спорного договора не установлено.
С принятым решением не согласилась Администрация МО Туапсинский район г. Туапсе, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что судом неверно оценено трехстороннее распоряжение Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а/-92-р, согласно которому, по мнению истца, органы местного самоуправления не обязаны совершать какие-либо действия по принятию имущества от ОАО «РЖД».
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы объявлялся перерыв до 24.04.2007 до 9 часов 15 минут.
В судебном заседании представитель истца и ОАО «Коммунальник» поддержал и пояснил доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, а представитель ответчика пояснил свои возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу, признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду нижеследующего.
Во исполнение пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в части принятия решения об использовании и установлении обременений имущества социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащего приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р: утвержден перечень объектов жилищно-коммунального и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение № 1); открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» установлено осуществлять содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность; территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием открытого акционерного общества «Российские железные дороги» определено осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению № 1, в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность.
В число имущества, подлежащего передаче и указанного в приложении № 1 к указанному распоряжению, вошли и жилые дома, инженерные сооружения и коммуникации к ним, расположенные в Туапсинском районе Краснодарского края.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р «Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения федеральной собственности, подлежащей передаче в муниципальную собственность» Главой администрации Туапсинского района принято постановление от 29.12.2005 № 1437 «О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе структурного подразделения Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги РЖД, в собственность муниципального образования Туапсинский район» (л.д.13).
Указанным постановлением Главы постановлено: принять объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе структурного подразделения Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги РЖД безвозмездно в собственность муниципального образования Туапсинский район согласно приложению к настоящему постановлению; МУ «Комитет имущественных отношений Туапсинского района подготовить договор о безвозмездной передаче объектов, зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием Туапсинский район на передаваемые объекты в Главном управлении Федеральной регистрационной службы, внести соответствующие изменения в реестр собственности муниципального образования.
На основании указанных актов между ОАО «РЖД» и муниципальным образованием Туапсинский район был заключен договор № 6-05/П от 30.12.2005 (л.д.16) о передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в собственность муниципального образования Туапсинский район, в соответствии с которым ОАО «РЖД» безвозмездно передает в собственность муниципального образования Туапсинский район в технически исправном состоянии, а Муниципальное образование принимает объекты жилищного коммунального хозяйства (приложение № 1), в дальнейшем именуемое «имущество».
Стороны также определили, что передача имущества ОАО «РЖД» осуществляется по данным бухгалтерского учета по состоянию на 30 декабря 2005 года. С момента подписания настоящего договора имущество переходит во временное пользование муниципального образования до момента регистрации права собственности на передаваемые объекты за муниципальным образованием в установленном законом порядке. Объекты передаются по акту приёма-передачи, подписываемому представителями сторон.
Из раздела 2 договора следует, что ОАО «РЖД» обязалось передать муниципальному образованию безвозмездно в собственность имущество, обеспечить запасом топлива передаваемое котельное хозяйство, одновременно с передачей имущества передать всю относящуюся к нему, в том числе техническую документацию, необходимую для его эксплуатации, оформить за свой счет документы, необходимые для переоформления перехода права собственности на передаваемое имущество, а также переоформления права пользования земельными участками, после утверждения актов приема-передачи к настоящему договору представить необходимые документы на государственную регистрацию настоящего договора и перехода права собственности на передаваемое недвижимое имущество и земельные участки. Со своей стороны муниципальное образование обязалось принять в собственность имущество, оформить передачу объектов жилищно-коммунального назначения актами приема-передачи, после утверждения которых представить необходимые документы на государственную регистрацию настоящего договора и перехода права собственности.
Из раздела 3 следует, что право пользования имуществом переходит к муниципальному образованию с момента утверждения актов приёмки-передачи. Право собственности на передаваемые объекты недвижимости возникает у Муниципального образования после государственной регистрации перехода права собственности в установленном порядке, а на иное имущество – с даты утверждения актов приёма-передачи. Бремя содержания, ответственность за ущерб и вред, причиненный имуществом третьим лицам, возникает у муниципального образования с момента утверждения актов приёма-передачи.
Срок действия договора установлен с даты подписания договора до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Со стороны ОАО «РЖД» договор подписан начальником Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ФИО6, со стороны муниципального образования Туапсинский район договор подписан Главой муниципального образования Туапсинский район ФИО7.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признаётся соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные, необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из анализа оспариваемого договора № 6-05/П от 30.12.2005 следует, что он является договором безвозмездной передачи имущества в собственность муниципального образования Туапсинский район, что не противоречит пункту 2 статьи 421 ГК РФ. Договор соответствует обязательным для сторон правилам, установленнымпунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р, действующим на момент подписания договора постановлением Главы администрации Туапсинского района от 29.12.2005 № 1437 «О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе структурного подразделения Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги РЖД, в собственность муниципального образования Туапсинский район»,Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от 7 марта 1995 года № 235. Сторонами достигнуто соглашение о существенном условии договора – его предмете или конкретном имуществе, подлежащем передаче, что подтверждается приложением № 1 к договору (л.д. 20-25).
При этом являются несостоятельными доводы истца о том, что в данном случае нарушена процедура передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, которая должна осуществляться через уполномоченное собственником лицо – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, что не было соблюдено при соответствующей передаче имущества, по следующим основаниям.
Пунктом 3 распоряжения от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р (л.д. 6) установлено, что Территориальным управлениям Минимущества России, органам субъектов Российской Федерации по управлению государственным имуществом, наделенным полномочиями территориальных органов Минимущества России, с участием ОАО «РЖД» надлежит осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Следовательно, на ОАО «РЖД» фактически была возложена обязанность по передаче объектов в муниципальную собственность, на Администрацию Туапсинского района – обязанность по приему объектов, а на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю – обязанность по осуществлению передачи.
Письмом от 13.10.2006 № 10-10022/01 (л.д. 69), адресованным Главе администрации Туапсинского района и начальнику Краснодарской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-7), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области сообщило о необходимости принять в муниципальную собственность по актам приема-передачи объекты жилищно-коммунального назначения и о том, что оформленные надлежащим образом акты приема-передачи подлежат направлению муниципальным образованием Туапсинского района в ТУ Росимущества по Ростовской области для их утверждения и последующего исключения указанных в них объектов недвижимости из реестра федерального имущества.
Как следует из смысла Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от 7 марта 1995 года № 235, при передаче указанных объектов передается также необходимая для их эксплуатации техническая документация.
При передаче недвижимого имущества на баланс, обязательным является указание ряда данных такого имущества, это инвентарные номера, технические характеристики и документация, стоимость данного имущества, которая передается авизовочными документами и актами формы ОС-1.
Данными документами и сведениями территориальный орган не располагает. Передача имущества с указанием его стоимости может быть осуществлена только между ОАО «РЖД» и муниципальным образованием Туапсинский район. Списание с баланса предприятия может быть произведено только при передаче имущества от одного балансодержателя к другому.
Как следует из материалов дела, техническая документация передана администрации Туапсинского района, что подтверждается сопроводительными письмами с четким указанием перечня данной документации по объектам и отметкой администрации о приеме в виде штампа с указанием даты приема (л.д. 74).
В связи с тем, что ОАО «РЖД» передало Администрации муниципального образования федеральное имущество, отсутствуют основания платить денежные средства за данное имущество лицу, которого собственник обязал его принять.
Ссылка истца на распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности ипорядке оформления прав собственности» и утвержденный им порядок передачи несостоятельна ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 603 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» признано утратившим силу распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности ипорядке оформления прав собственности».
Постановлением главы муниципального образования Туапсинский район от 12.09.2006 № 1243 (л.д. 14) отменено постановление Главы муниципального образования Туапсинский район от 29.12.2005 (л.д. 13) № 1437 «О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе структурного подразделения Краснодарской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской железной дороги РЖД, в собственность муниципального образования Туапсинский район».
Однако в момент подписания договора оно действовало. Отмена же порядка передачи имущества не отменяет само указание о передаче имущества, содержащееся в Распоряжении Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а/Т-92р (л.д. 6) «Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения федеральной собственности подлежащей передаче в муниципальную собственность» а отмена постановления Главы муниципального образования Туапсинский район от 29.12.2005 (л.д. 13) № 1437 не влечет за собой недействительность оспариваемого договора.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из пункта 1 статьи 167 ГК РФ следует, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку спорный договор № 6-05/П от 30.12.2005 «О передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в собственность муниципального образования Туапсинский район» заключен с соблюдением норм действующего законодательства, то основания для признания его недействительным, предусмотренные статьями 166, 168 ГК РФ, и применения последствий недействительности ничтожной сделки, отсутствуют.
В этой связи, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными ссылки истца на невыполнение сторонами условий договора, поскольку указанное обстоятельство в силу ст. 450 ГК РФ может служить основанием для расторжения договора, но не для признания его недействительным.
Данным обстоятельствам была дана правильная оценка судом первой инстанции и оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда от 28.12.2006 у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда от 28.12.2006 по делу А-32-25543/2006-36/606 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий | В.В. Грязева |
Судьи | ФИО1 |
ФИО2 |