ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-26536/2023
25 августа 2023 года 15АП-12185/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО «Краснодаргоргаз»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.07.2023 по делу № А32-26536/2023
по заявлению акционерного общества «Краснодаргоргаз» (ОГРН: <***>,
ИНН: <***>)
к Краснодарскому УФАС России (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьего лица: ФИО2
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
АО «Краснодаргоргаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарскому УФАС России с заявлением об оспаривании постановления от 25.04.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-128/2023.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Краснодаргоргаз» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования АО «Краснодаргоргаз» в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что, у общества отсутствовала фактическая возможность подключения объекта ФИО2 к сети газораспределения. Нарушение обществом срока строительства и сдачи сети газораспределения, предусмотренного договором, существенным образом не нарушило права и законные интересы ФИО2 поскольку фактическое подключение объекта заказчика к сети газораспределения невозможно. Постановлением Краснодарского УФАС России от 20.04.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1970/2022 АО «Краснодаргоргаз» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей, который оплачен по платежному поручению от 26.04.2023 № 6780. Вмененное АО «Краснодаргоргаз» в рамках оспариваемого постановления правонарушение не может рассматриваться как самостоятельное нарушение, поскольку иное будет означать повторное привлечение к ответственности за отдельные эпизоды одного и того же нарушения Правил 1547, допущенных в 2022 году в отношении поименованных в постановлении от 20.04.2023 № 023/04/9.21-1970/2023 объектов газификации заявителей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы, выполненного в форме электронного документа, на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, 25.04.2023 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО3 в отношении АО «Краснодаргоргаз» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-128/2023, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося по мнению заинтересованного лица в неосуществлении обществом действий по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта ФИО2 и пуску газа в срок, установленный договором о подключении от 21.06.2022 № 142132-Т.П.(т), а также п. 53 Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила № 1547), чем нарушил п.53 Правил № 1547, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000,00 рублей, по обращению ФИО2
Обжалуемое постановление поступило в адрес общества 17.05.2023.
Заявитель не согласен с указанным постановлением, считает его незаконным и необоснованным, поскольку объект заявителя не был готов к проведению мониторинга.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что между ФИО2 и АО «Краснодаргоргаз» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 21.06.2022 № 142132-Т.П. (т) (далее -Договор).
Предметом Договора является обязанность Общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, ст-ца Старокорсунская,
ул. Интернациональная, 303 (далее - Объект), в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а Заявитель обязуется оплатить услуги Исполнителя.
Порядок заключения договора о подключении в рамках догазификации регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021
№ 1547 (далее - Правила № 1547).
Согласно п. 9 Правил №1547, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 3 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:
а) необходимости подключения (технологического присоединения)
газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети
газораспределения;
б) увеличения максимального часового расхода газа газоиспользующего
оборудования, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "а" настоящего
пункта.
Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.
Заявитель вправе представлять заявку о подключении лично. В случае невозможности представления заявки о подключении лично заявитель вправе направить ее через уполномоченного представителя. В таком случае исполнитель, или единый оператор газификации, или региональный оператор газификации обязан принять такую заявку.
Согласно п. 3. Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или
регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении
(технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов
капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно
приложению № 1 (далее - заявка о подключении);
б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении)
газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети
газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 (далее - договор о
подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью
договора о подключении;
в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении;
Согласно п. 6 Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и
единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В случае если подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства осуществляется к сети газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, либо к сети основного абонента, которая технологически связана с сетью газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, то договор о подключении заключается между заявителем и региональным оператором газификации (исполнителем). По договору о подключении:
исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - технические условия); заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению);
единый оператор газификации или региональный оператор газификации обеспечивает подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Согласно п. 59, в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных. в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении, точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 42 настоящих Правил №1547.
Согласно п. 53 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не может превышать (с учетом положений пункта 54 настоящих Правил):
135 дней - для заявителей первой категории;
1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
2 года - для заявителей, плата за подключение (технологическое присоединение) которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
для заявителей, подключение которых осуществляется в рамках догазификации, сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяются в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
Общество, заключив с потребителем публичный договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора предусмотренные Правилами
№ 1547 сроки.
В соответствии с п. 46 Постановления Правительства № 1547 в случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении аннулируется.
В соответствии с п. 3. Договора срок исполнения мероприятий составляет 135 дней с момента заключения договора.
Согласно п. 4 Договора, исполнитель обязан осуществить действия по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 настоящего Договора.
Таким образом, мероприятия по подключению объекта Заявителя должны были быть выполнены АО «Краснодаргоргаз» до 03.11.2022.
АО «Краснодаргоргаз» не соблюден срок, установленный в п. 3 Договора от 21.06.2022 № 142132 - Т.П. (т), для осуществления мероприятий по подключению, предусмотренных Договором.
Правила № 1547 не регламентируют процедуру и порядок строительства газораспределительной организацией сети газораспределения, однако указанные вопросы урегулированы иными нормативными актами, ГОСТами и СНИПами.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее-промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе
№ 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (часть 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).
На основании статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения этого закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 92 - 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.10.2010 № 870 (далее -Технический регламент), приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
Согласно п. 4 Технического регламента № 870, требования настоящего технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Приемка сетей газораспределения осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором (далее - приемочная комиссия), в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности. При необходимости в состав приемочной комиссии могут быть включены представители других заинтересованных организаций.
В процессе приемки построенных или реконструированных сети газораспределения приемочная комиссия проверяет соответствие построенного или реконструированного объекта требованиям, установленным пунктами 15 -17 раздела III и разделом V настоящего технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента. Документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» содержат технические требования, обязательные при проектировании и строительстве новых и реконструируемых газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения природным и сжиженным углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива, а также внутренних газопроводов, и устанавливают требования к их безопасности и эксплуатационным характеристикам. Согласно СНиП 42-01-2002 Газораспределительная сеть - система наружных газопроводов от источника до ввода газа потребителям, а также сооружения и технические устройства на них.
П. 10.6.1 СНиП 42-01-2002 для приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчик создает приемочную комиссию. В состав приемочной комиссии включаются представители заказчика (председатель комиссии), проектной и эксплуатирующей организаций. Представители органов Госгортехнадзора России включаются в состав приемочной комиссии при приемке объектов, подконтрольных этим органам. Приемочная комиссия должна проверить соответствие смонтированной газораспределительной системы проекту и представленной исполнительной документации, требованиям настоящих строительных норм и правил
(п. 10.6.3 СНиП 42-01-2002).
Согласно п. 10.6.4 СНиП 42-01-2002 приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы должна быть оформлена актом по форме обязательного приложения Б. Данный акт подтверждает факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов. Он является окончательным для отдельно возводимого объекта газораспределительной системы.
Для газораспределительной системы, входящей в состав здания или сооружения, он включается в состав приемосдаточной документации по этому зданию (сооружению). Таким образом, Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы составляется после строительства газопровода газораспределительной организацией до фактического подключения сети газопотребления Объекта потребителя к сети газораспределения.
В связи с вышеизложенным, в целях проверки действия/бездействия
АО «Краснодаргоргаз» по подготовке сети газораспределения к подключению Объектов капитального строительства Заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, согласно пп. «в» п. 72 Правил № 1547, должностным лицом Управления в качестве свидетеля привлечено Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора для предоставления соответствующих пояснений и документов.
Северо-Кавказским Управлением Ростехнадзора направлена информация о том, что в адрес Управления заявление АО «Краснодаргоргаз» на вызов представителя, для участия в работе приемочной комиссии по приемки объекта газораспределения по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, ст-ца Старокорсунская,
ул. Интернациональная, 303, не поступало.
Исходя из информации, представленной подателем жалобы, следует, что между ФИО2 и АО «Краснодаргоргаз» не подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Из информации, представленной в Управление, следует, что между
АО «Краснодаргоргаз» и ФИО2 не подписан акт о подключении (технологическом присоединении).
ФИО2 и АО «Краснодаргоргаз» не представлены документы, свидетельствующие о наличии подписания дополнительных соглашений об изменении срока подключения (технологического присоединения) по Договору от 21.06.2022
№ 142132-Т.П. (т), о чем неоднократно было запрошено в определениях Краснодарского УФАС по данному делу.
АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Ранее АО «Краснодаргоргаз» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 14.02.2022 по делу А32-37638/2021 об обжаловании постановления № 023/04/9.211708/2021 оплачено 30.05.2022), за повторное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного в действиях АО «Краснодаргоргаз», выразившихся в неосуществлении мероприятий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения Объекта заявителя, предусмотренных договором о подключении, по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта и пуску газа, в срок согласно Договору от 21.06.2022 № 142132-Т.П. (т), нарушение порядка проведения мониторинга выполнения Заявителем технических условий, содержится нарушение Правил № 1547, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Местом совершения правонарушения является: место расположения
АО «Краснодаргоргаз» - <...>.
Время совершения правонарушения: 03.11.2022 - это дата неисполнения
АО «Краснодаргоргаз» мероприятий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения Объекта заявителя, предусмотренных договором о подключении, по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта и пуску газа.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО2 признан потерпевшей стороной по делу № 023/04/9.21-128/2023.
Срок давности привлечения АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
В адрес АО «Краснодаргоргаз» посредством почтовой связи направлено определение от 12.01.2023 № ЕВ/575/23 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 023/04/9.21 -128/2023, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 06.02.2023 в 11:00 часов (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 18.01.2023 АО «Краснодаргоргаз» получило определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 023/04/9.21-128/2023).
06.02.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и документов должностным лицом вынесено определение об отложении составления протокола об административном правонарушении на 02.03.2023, определение о продлении срока проведения административного расследования до 06.03.2023 (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 03.03.2023 АО «Краснодаргоргаз» получено определение об отложении рассмотрения дела № 023/04/9.21-128/2023 об административном правонарушении и определение о продлении срока проведения административного расследования № 023/04/9.21-128/2023.
06.03.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и документов должностным лицом вынесено определение об отложении составления протокола об административном правонарушении на 11.04.2023, определение о продлении срока проведения административного расследования до 02.05.2023 (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 06.04.2023 АО «Краснодаргоргаз» получено определение об отложении рассмотрения дела № 023/04/9.21-128/2023 об административном правонарушении и определение о продлении срока проведения административного расследования № 023/04/9.21 -
11.04.2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленных
АО «Краснодаргоргаз», потерпевшей стороны по делу ФИО2, Ростехнадзора должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу
№ 023/04/9.21-128/2023 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении
№ 023/04/9.21-1287/2023 на 25.04.2023 в 11:00 ч. (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, 17.04.2023АО «Краснодаргоргаз» получен протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 023/04/9.21- 128/2023).
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
25.04.2023 заместителем руководителя Краснодарского УФАС России
ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/9.21-128/2023 в отсутствие надлежащим образом уведомленных АО «Краснодаргоргаз», потерпевшей стороны по делу ФИО2, Ростехнадзора, вынесено постановление о наложении штрафа.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Нарушений процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Апелляционной коллегией не принимается довод заявителя со ссылкой на постановление Краснодарского УФАС России от 20.04.2023 № 023/04/9.21-1970/2023 о повторном привлечении общества к административной ответственности за отдельные эпизоды одного и того же нарушения Правил 1547, как несоответствующий материалам дела.
Действительно, постановлением Краснодарского УФАС России от 20.04.2023 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.211970/2022 АО «Краснодаргоргаз» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей, который оплачен по платежному поручению от 26.04.2023 № 6780.
При этом основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили допущенные им в 2022 году следующие нарушения (в том числе по объекту газификации, расположенному по адресу: г. Краснодар, <...>):
- АО «Краснодаргоргаз» не обеспечено выполнение обществом действий по направлению в адрес потребителей договоров об осуществлении подключения (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, в соответствии с пп. «в» пункта 28 Правил
№ 1547 (1036 заявок);
- АО «Краснодаргоргаз» допустило действия по размещению обществом в личных кабинетах заявителей, чьи объекты расположены на территории садоводческих товариществ, ответы, содержащие отказы в заключении договоров об осуществлении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к чети газораспределения в рамках догазификации.
Таким образом, в рамках дела об административном правонарушении
№ 023/04/9.21-1970/2022 административным органом установлено нарушение обществом пп. «в» п. 28 Правил № 1547, которым установлен срок направления заявителю подписанного проекта договора о подключении - в течение 30 дней со дня получения заявки, а также общий порядок рассмотрения заявки.
Вместе с тем, как установлено выше, в рамках дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-128/2023 административным органом установлено нарушение обществом п. 53 Правил № 1547, а именно нарушение срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), поскольку
АО «Краснодаргоргаз» не осуществило мероприятий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения Объекта заявителя, предусмотренных договором о подключении, по подготовке сети газораспределения к подключению Объекта и пуску газа.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что нарушение, выявленное административным органом в рамках дела № 023/04/9.21-1970/2022 (нарушение срока направления заявителю подписанного договора о подключении (технологическом присоединении) и нарушение, выявленное административным органом в рамках дела № 023/04/9.21-128/2023 (нарушение срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не могут рассматриваться в качестве отдельных эпизодов одного и того же нарушения, поскольку являются самостоятельными нарушениями.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2023 по делу
№ А32-26536/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов