ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-28283/06 от 28.09.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                                        Дело № А-32-28283/2006-57/587

« 05 » октября 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2007 г. Полный текст постановления изготовлен 05.10.2007 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Мицкевича С.Р.

Судей Капункина Ю.Б., Аваряскина В.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение арбитражного суда от 07.06.2007 года (судья Русов С.В.)

по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, г. Анапа

к Главному управлению ФРС по Краснодарскому краю, г. Краснодар

третье лицо: государственный регистратор ФИО1, г. Краснодар

о признании незаконным отказа и обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности

при участии в заседании:

от заявителя:  не явился

от заинтересованного лица:           ФИО2 – представитель по доверенности от 09.08.07 г.

от третьего лица: не явился

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования город-курорт Анапа обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила:

1. Признать незаконным отказ Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю № 21-02/2684 от 08.11.2006 г. в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества:

- <...> г.-к. Анапа;

- квартиру № 87 в доме № 54 по ул. Молодежной в х. Воскресенском г.-к. Анапа;

- квартиру № 21 в доме № 153 по ул. Ленина г.-к. Анапа;

- <...> г.-к. Анапа.

2. Обязать Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:

- <...> г.-к. Анапа;

- квартиру № 87 в доме № 54 по ул. Молодежной в х. Воскресенском г.-к. Анапа;

- квартиру № 21 в доме № 153 по ул. Ленина г.-к. Анапа;

- <...> г.-к. Анапа.

Решением арбитражного суда от 07.06.2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

На указанное решение суда заявителем подана апелляционная жалоба, мотивированная неправильным применением норм права.

Заинтересованное лицо полагало решение суда законным и обоснованным.

Третье лицо отзыв на жалобу не представило, в судебное заседание не явилось.

Суд апелляционной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

04.08.2006 года между ФИО3 (продавец) и Администрацией МО города-курорта Анапа (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры № 87 в доме № 54 по ул. Молодежной в х. Воскресенский г.-к. Анапа. В этот же день составлен акт приема-передачи указанной квартиры. От имени покупателя договор подписал ФИО4, действующий на основании доверенности от 04.08.06 г. № 01.2055.

08.08.2006 г. ФИО5 и действующий от имени стороны в сделке ФИО4 обратились в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (Анапский отдел) с заявлениями о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на указанный объект недвижимости.

04.08.2006 г. между ФИО6, ФИО7 (продавцы) и Администрацией МО г.-к. Анапа (покупатель) заключен договор купли-продажи <...> г.-к. Анапа. В этот же день составлен акт приема-передачи указанной квартиры. От имени покупателя договор подписал ФИО4, действующий на основании доверенности от 04.08.06 г. № 01.2055.

08.08.2006 г. ФИО6, ФИО7 и действующий от имени стороны в сделке ФИО4 обратились в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (Анапский отдел) с заявлениями о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности.

04.08.2006 г. между ФИО8 (продавец) и Администрацией МО г.-к. Анапа (покупатель) заключен договор купли-продажи <...> г.-к. Анапа. В этот же день составлен акт приема-передачи указанной квартиры. От имени покупателя договор подписал ФИО4, действующий на основании доверенности от 04.08.06 г. № 01.2055.

08.08.2006 г. ФИО8 и действующий от имени стороны в сделке ФИО4 обратились в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (Анапский отдел) с заявлениями о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на указанный объект недвижимости.

04.08.2006 г. между ФИО9 (продавец) и Администрацией МО г.-к. Анапа (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры № 21 в доме № 153 по ул.Ленина в г.-к. Анапа. В этот же день составлен акт приема-передачи указанной квартиры. От имени покупателя договор подписал ФИО4, действующий на основании доверенности от 04.08.06 г. № 01.2055.

08.08.2006 г. ФИО9 и действующий от имени стороны в сделке ФИО4 обратились в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (Анапский отдел) с заявлениями о регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на указанный объект недвижимости.

08.11.2006 г. начальником Анапского отдела Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на имя Главы МО г.-к. Анапа направлено письмо № 21-02/2684 следующего содержания.

«08.08.2006 г. представлены документы на государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества-квартиры, расположенные по адресам:

г-к Анапа, <...>, кв. 2;

г-к Анапа, х. Воскресенский, ул. Молодежная, 54, кв. 87;

г-к Анапа, ул. Ленина, 153, кв. 21;

г-к Анапа, <...>.

При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов было установлено их несоответствие нормам действующего законодательства.

В представленном в качестве правоустанавливающего документа – Договоре купли-продажи по доверенности от 04.08.06 г. – неверно указан субъект права, именуемый Покупателем. Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав» принято решение о приостановлении государственной регистрации на 1 месяц для приведения документов в соответствие действующему законодательству.

21.08.2006 г. в адрес сторон указанного договора направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации.

В течение указанного срока причины, препятствующие государственной регистрации, сторонами договора не были устранены.

В соответствии с этим, 02.10.2006 г. на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав» в государственной регистрации было отказано.»

Указанный вывод регистрационного органа является неправомерным.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделки либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 558 ГК РФ договор продажи квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно ст. 5 Закона РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон) участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Согласно ст. 16 Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора.

В данном случае стороной в договорах выступила Администрация МО г.-к. Анапа, а не муниципальное образование г-к Анапа.

Согласно ст.ст. 33, 46 устава МО г-к Анапа администрация муниципального образования г-к Анапа – это не только исполнительный орган муниципального образования г-к Анапа, но и юридическое лицо. Администрация является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Администрация действует на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.896 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. Основанием для государственной регистрации Администрации в качестве юридического лица является настоящий устав и решение о создании.

Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Администрация муниципального образования г-к Анапа зарегистрирована 29.12.2005 г. в качестве юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статей 120, 296, 298 ГК РФ учреждение независимо от источников приобретения имущества не может обладать данным имуществом на праве собственности (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 21 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ»).

Таким образом, собственником приобретенного муниципальным учреждением имущества является муниципальное образование.

Совершенные администрацией МО г-к Анапа сделки не противоречат его целевой правоспособности, поскольку совершены в рамках реализации федеральной программы по отселению граждан из ветхого и аварийного жилья за счет средств федерального, краевого бюджета и привлеченных средств на основании проведенного в установленном порядке конкурса.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона № 122-ФЗ от 21.07.97 г. в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальному образованию от его имени при представлении документов на государственную регистрацию прав вправе выступать орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в регистрации не имелось.

Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, а также п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда от 07.06.2007 года отменить.

Признать незаконным отказ Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю № 21-02/2684 от 08.11.2006 г. в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества:

- <...> г.-к. Анапа;

- квартиру № 87 в доме № 54 по ул. Молодежной в х. Воскресенском г.-к. Анапа;

- квартиру № 21 в доме № 153 по ул. Ленина г.-к. Анапа;

- <...> г.-к. Анапа.

Обязать Главное Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в месячный срок произвести государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

Взыскать с Управления ФРС по Краснодарскому краю 3000 рублей госпошлины в доход федерального бюджета.

Председательствующий                                                       С.Р. Мицкевич.

Судьи                                                                                      Ю.Б. Капункин.

                                                                                                В.В. Аваряскин.