643/2024-738(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А32-29302/2020 15 января 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2024 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Калуцких Р.Г., при участии в судебном заседании от истца – министерства природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 28.12.2023) и ФИО2 (доверенность от 26.12.2023), от ответчика – акционерного общества производственно-деревоперерабатывающий комплекс «Апшеронск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО3 (доверенность от 10.11.2023), от прокуратуры Краснодарского края – ФИО4 (прокурор отдела), в отсутствие третьего лица – межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества производственно- деревоперерабатывающий комплекс «Апшеронск» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу № А32-29302/2020, установил следующее.
В рамках дела № А32-29302/2020 министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к АО ПДК «Апшеронск» (далее – общество) со следующими требованиями: взыскать в пользу министерства неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ в размере 13 918 рублей 51 копейки, расторгнуть договор аренды лесного участка от 17.09.2009 № 3-ИНВ, возложить на общество обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного акта возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды от 17.09.2009 № 3-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства. В случае неисполнения решения суда в части возврата лесного участка в установленный срок,
взыскать в пользу министерства 100 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения судебного акта.
В рамках дела № А32-29305/2020 министерство обратилось к обществу со следующими исковыми требованиями: взыскать в пользу министерства неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ в размере 23 004 рублей 23 копеек, расторгнуть договор аренды лесного участка от 29.07.2009
№ 1-ИНВ, возложить на общество обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного акта возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок, переданный по договору аренды от 29.07.2009 № 1-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства. В случае неисполнения судебного акта в части возврата лесного участка в установленный срок, взыскать с общества в пользу министерства
В рамках дела № А32-33446/2020 министерство обратилось к обществу со следующими требованиями: расторгнуть заключенные с обществом договоры аренды лесных участков от 09.09.2014 № 7-ИНВ и 8-ИНВ; возложить на общество обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного акта возвратить министерству по акту приема-передачи лесные участки, предоставленные по договорам аренды
от 09.09.2014 № 7-ИНВ и 8-ИНВ. В случае неисполнения решения суда в части возврата лесного участка в установленный срок, взыскать в пользу министерства 100 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения судебного акта.
Определением от 22.11.2021 дела № А32-29302/2020, А32-29305/2020,
А32-33446/2020 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер
№ А32-29302/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.06.2022, в удовлетворении требований министерства отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2022 решение от 08.04.2022 и постановление от 22.06.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа указал на необходимость проверки доводов министерства о допущенных арендатором нарушениях договоров аренды лесных участков.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Краснодарского края (далее – прокурор).
Министерство уточнило исковые требования и просило:
– взыскать неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ в размере 13 918 рублей 51 копейки;
– взыскать неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка
от 17.09.2009 № 3-ИНВ в размере 13 918 рублей 51 копейки;
– расторгнуть договоры аренды лесных участков от 29.07.2009 № 1-ИНВ,
от 17.09.2009 № 3-ИНВ, от 09.09.2014 № 7-ИНВ и от 09.09.2014 № 8-ИНВ;
– возложить на общество обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта возвратить министерству по акту приема-передачи лесные участки, переданные по договорам аренды от 29.07.2009 № 1-ИНВ, от 17.09.2009
№ 3-ИНВ, от 09.09.2014 № 7-ИНВ и от 09.09.2014 № 8-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;
– в случае неисполнения судебного акта в части возврата лесных участков в установленный срок взыскать 100 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда (дело № А32-29302/2020, т. 4, л. д. 31 – 45).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 01.09.2023, предписано расторгнуть договоры аренды лесных участков от 29.07.2009 № 1-ИНВ, от 17.09.2009 № 3-ИНВ, от 09.09.2014 № 7-ИНВ и от 09.09.2014 № 8-ИНВ.
На общество возложена обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу возвратить министерству по акту приема-передачи лесные участки, предоставленные по договорам аренды от 29.07.2009 № 1-ИНВ, от 17.09.2009 № 3-ИНВ, от 09.09.2014 № 7-ИНВ и от 09.09.2014 № 8-ИНВ, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства. С общества в пользу министерства взыскана неустойка за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 29.07.2009 № 1-ИНВ в размере 13 918 рублей 51 копейки и неустойка за неисполнение условий договора аренды лесного участка от 17.09.2009 № 3-ИНВ в размере 13 918 рублей 51 копейки. На случай неисполнения судебного акта (в части возврата лесных участков в установленный срок) с общества в пользу министерства взыскана судебная неустойка в размере 30 тыс. рублей ежедневно до полного исполнения решения суда. В удовлетворении остальной части требования о взыскании судебной неустойки отказано. Распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы установленными обстоятельствами нарушения обществом
существенных условий договоров аренды лесных участков, что влечет их расторжение в судебном порядке. Поскольку у общества отсутствуют основания для использования лесных участков, они подлежат возврату арендодателю (министерству).
В кассационной жалобе общество в лице конкурсного управляющего, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления. Податель жалобы указывает, что при новом рассмотрении дела истец привел новые основания для расторжения договоров аренды лесных участков от 09.09.2014 № 7-ИНВ и 8-ИНВ. Претензии с указанием таких оснований арендатору не направлялись. Проекты освоения лесов, подготовленные на основании старых материалов лесоустройства, не отражали реальное состояние леса на арендуемых участках. Общество в 2017 и 2018 годы согласовывало объемы лесовосстановления с арендодателем и подтверждало их выполнение отчетами, направляемыми в адрес министерства по всем договорам аренды (дело № А32-29302/2020; т. 4, л. д. 75 – 117). Факт надлежащего исполнения обществом названной обязанности подтвержден планами по воспроизводству лесов и отчетами о воспроизводстве лесов и лесоразведении. Общество за свой счет выполнило работы по новому лесоустройству на арендуемых лесных участках. Материалы лесоустройства направлены в министерство. Процесс подготовки и согласования названной документации потребовал дополнительного времени, поэтому отсутствие проектов освоения лесов не связано с виновными действиями общества. Ссылка судов на решение Рослесхоза
от 01.07.2022 № 1, которым отменены приказы министерства об утверждении положительных заключений проектов освоения лесов, является ошибочной. Негативные последствия нарушений, допущенных уполномоченным органом, не могут быть возложены на арендатора лесного участка. При этом обществом предпринимаются меры к получению положительных заключений на скорректированные проекты освоения лесов. Отсутствие положительных заключений на проекты освоения лесов не может служить основанием для расторжения договоров аренды лесных участков. Нахождение в границах арендуемых лесных участков особо охраняемых природных территорий не является основанием для расторжения договоров аренды. Представленные в дело доказательства не подтверждают факты существенных нарушений арендатором условий договоров аренды лесных участков.
Министерство представило отзыв, в котором сослалось на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов. Истец указывает, что в связи с
отсутствием контроля со стороны арендатора за предоставленными ему лесными участками на арендованной территории осуществлялась незаконная рубка лесных насаждений, допускались нарушения правил использования лесов, правил санитарной безопасности в лесах, нарушение правил пожарной безопасности. Изложенное подтверждено постановлениями о привлечении к административной ответственности. По заявленным в рамках настоящего спора требованиям арендатору неоднократно направлялись претензии, требования которых последним не выполнены.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал, представители министерства и прокурора полагали, что основания для отмены решения и постановления отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество на основании договоров от 17.09.2009
№ 3-ИНВ, от 29.07.2009 № 1-ИНВ, от 09.09.2014 № 7-ИНВ и от 09.09.2014 № 8-ИНВ, заключенных на основании приказа министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 № 128 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», приказа департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 30.12.2008 № 1209 «Об утверждении заявки закрытого акционерного общества ПДК "Апшеронск" на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей закрытого акционерного общества ПДК "Апшеронск" по освоению лесов на территории Краснодарского края, представляемого для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», является арендатором лесных участков.
По итогам проверочных мероприятий министерству предписано обеспечить направление обществу претензий по факту невыполнения в полном объеме мероприятий по воспроизводству лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, подготовленным в рамках договора аренды лесного участка от 17.09.2009 № 3-ИНВ (приложение № 6
к договору аренды). Проектом освоения лесов предусмотрено ежегодное лесовосстановление на площади 143,82 га, однако за 2017 год мероприятия проведены на площади 103,4 га, в 2018 году на площади 118,14 га, что составляет 72% и 82% (соответственно) от запроектированного объема. Обществом не выполнены также плановые показатели по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, по уходу за
молодняками (осветление, прочистка). Плановые показатели по дополнению лесных культур выполнены обществом частично (на 68% в 2017 году и на 80% в 2018 году). Поскольку обществом не выполнены условия пунктов 3.4.6 и 3.4.7 договора аренды от 17.09.2009
№ 3-ИНВ, министерство начислило установленную данным договором неустойку (пункт 4.2 договора). Срок действующего проекта освоения лесов истек 31.12.2018 в связи с окончанием срока действия лесохозяйственного регламента Апшеронского лесничества. Министерство приказом от 01.12.2018 № 181 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств» утверждены новые лесохозяйственные регламенты, опубликованные в установленном порядке. Арендатор обязан разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В претензии от 24.04.2020 министерство предложило устранить выявленные нарушения, а также расторгнуть договор аренды.
Министерство и общество также заключили договор аренды лесного участка
от 29.07.2009 № 1-ИНВ. Проектом освоения лесов по данному лесному участку предусмотрено ежегодное лесовосстановление на указанном лесном участке на площади 220,2 га, однако фактически за 2017 год проведены мероприятия на площади 133,85 га, в 2018 году на площади 133,77 га, что составляет 61% от запроектированного объема. Обществом не полностью выполнены плановые показатели по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами, по уходу за молодняком, плановые показатели по дополнению лесных культур частично выполнены на 21% в 2017 году и на 27% в 2018 году, уход за лесными культурами частично выполнен по договору аренды на 36% по каждому проверяемому году, уход за молодняками выполнен частично по договору аренды на 68%
в 2017 году и на 12% в 2018 году. Поскольку обществом не выполнены условия
пунктов 3.4.6, 3.4.7 договора аренды, министерство начислило неустойку в соответствии с пунктом 4.2 данного договора. Срок действующего проекта освоения лесов истек 31.12.2018.
Министерство направило в адрес общества претензию от 24.04.2020 с требованием устранить допущенные нарушения, а также предложило расторгнуть договор аренды.
Истец также указывал, что при исполнении договора аренды лесного участка
от 09.09.2014 № 7-ИНВ и при исполнении договора аренды лесного участка
от 09.09.2014 № 8-ИНВ (в редакции дополнительных соглашений) общество не обеспечило выход на проектную мощность по производству продукции, что свидетельствует о нарушении сроков реализации инвестиционного проекта. В 2017 – 2018 годы предпринимались меры по досудебному урегулированию спора, направлялись претензионные письма о допущенном более чем на 1 год отставании по этапам реализации
инвестиционного проекта, а также о расторжении договоров аренды
(дело № А32-33446/2020, т. 2, л. д. 21 – 26).
Министерство, указывая на нарушение арендатором условий договоров аренды лесных участков, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации
(далее – Лесной кодекс) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и данным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно положениям статьи 619 Гражданского кодекса по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда
арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Пунктом 8.6 договоров аренды определены существенные условия договоров, к числу которых относятся объемы использования лесов, установленные проектом освоения лесов; своевременное внесение арендной платы; представление отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; разработка проекта освоения лесов в установленный договором срок; соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации.
В соответствии с пунктом 6.2 договоров аренды они подлежит расторжению по решению суда по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях нарушения другой стороной условий договора. Пунктом 6.3 договоров аренды предусмотрены основания для
расторжения договора в случаях нарушения арендатором условий, связанных с реализацией инвестиционного проекта.
Закрепленная в рассматриваемых договорах аренды структура оснований для их досрочного расторжения по инициативе арендодателя согласуется с положениями
статьи 619 Гражданского кодекса, устанавливающей условия, при которых по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, а также предусматривающей, в частности, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 данного Кодекса.
Лесные участки предоставлены обществу в аренду для осуществления заготовки древесины (приложение № 3 к договорам) в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. При этом в приложениях № 6 к договорам согласованы объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесных участках.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
Статьей 12 Лесного кодекса установлено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 – 84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с данным Кодексом лицами, на которых возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с частью 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
Согласно части 3 названной статьи воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 данного Кодекса, и лицами, на которых этим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Лесного кодекса невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса неустойкой (пеней, штрафом) признается установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В пунктах 4.2 договоров согласована неустойка в размере 0,01% за нарушение обязательств, которые не связаны с реализацией инвестиционного проекта.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции при повторном рассмотрении дела пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Суды
первой и апелляционной инстанций при разрешении спора исходили из того, что министерство доказало факт существенного нарушения арендатором условий договоров аренды лесных участков. Выявленные нарушения не устранены и влекут расторжение долгосрочных договора аренды лесных участков, а также взыскание неустойки. Установив наличие оснований для расторжения договоров аренды, судебные инстанции удовлетворили требования министерства о возврате лесных участков, определив размер судебной неустойки на случай просрочки их возврата.
Ссылка общества на несоблюдение претензионного характера урегулирования спора отклоняется, поскольку в материалах дела имеются соответствующие претензии министерства, о содержании уточненных исковых требований министерства ответчик знал.
Доводы общества об отсутствии оснований для расторжения договоров аренды лесных участков не принимаются. Так, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса). По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их правовой оценки, суды первой и апелляционной инстанций признали, что ответчиком допущены существенные нарушения условий договоров аренды лесных участков (в частности, пунктов 3.4.6, 3.4.7 и 3.4.8).
Суды, исследовав представленные в материалы дела акты проверочных мероприятий, отчеты, материалы о привлечении к административной ответственности, пришли к выводу о невыполнении либо частичном невыполнении обществом мероприятий по лесовосстановлению, дополнению лесных культур, уходу за лесными культурами, уходу за молодняками, отсутствии должных мер, направленных на сохранение лесов от незаконных рубок, проведении требуемых противопожарных мероприятий, а также установили факт реализацию древесины третьим лицам (что противоречит цели предоставления участков в аренду). Указанные нарушения являются существенными, не устранены в разумный срок, поэтому влекут расторжение договоров аренды.
Выводы судов основаны на представленных в дело доказательствах, а также подтверждены обстоятельствами, установленными в рамках дела № А40-143722/22 (материалы электронного дела: заключение экспертизы правового акта от 01.07.2022 № 1, справка по выполнению мероприятий по противопожарному обустройству лесов). Ответчик не учитывает, что использование предоставленных ему на праве долгосрочной аренды лесных участков предполагало, в том числе и обеспечение сохранности лесного
фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность как субъекта хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка, исполнение обязательств по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Суд кассационной инстанции не усматривает противоречий между выводами судов о применении норм права и установленными ими фактическими обстоятельствами. Судебными инстанциями правильно определен характер спорных материальных правоотношений и исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не может служить основанием для отмены судом округа обжалуемых обществом судебных актов. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд округа относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 − 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу № А32-29302/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.И. Мещерин Судьи В.А. Анциферов
Р.Г. Калуцких