ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-31172/19 от 27.11.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-31172/2019

03 декабря 2019 года 15АП-18678/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от заявителя: представитель Мазаный Р.В. по доверенности от 06.11.2019, диплом от 05.07.2010,№ 615/9, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 22.08.2019 по делу № А32-31172/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод по экстракции растительных масел»

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Завод по экстракции растительных масел» (далее - заявитель, ООО "МЭЗ", общество, завод) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края (далее – отделение, фонд) от 06.06.2019
№ 725.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Учреждение полагает, что отчет за 2018 года был представлен неполным и недостоверным, что является основанием для применения финансовых санкций к учреждению в соответствии со ст. 17 Федерального Закона № 27-ФЗ.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью «Завод по экстракции растительных масел» указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

От Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.

В судебном заседании представитель общества возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.02.2019 обществом исполнена обязанность по сдаче отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, что подтверждается уведомлением о получении Управлением (л.д.8).

Общество, самостоятельно обнаружив факт неполного отражения сведений в отношении застрахованных лиц в форме СЗВ-СТАЖ, исправило это в дополнительно представленном 25 апреля 2019 года отчете по форме СЗВ-СТАЖ, «дополняющая», при этом оплата начисленных страховых взносов по застрахованным лицам, в том числе по лицам, не указанным в форме СЗВ-СТАЖ, производилась вовремя, без нарушений сроков.

Обществом 25.04.2019 сдана форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год уже в форме -«дополняющая».

Данный факт стороны не оспаривают.

Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 06.05.2019 № 725 о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: несвоевременное представление ежегодной формы отчетности по форме СЗВ-СТАЖ.

06.06.2019 Управлением Пенсионного фонда вынесено решение о привлечении страхователя общества с ограниченной ответственностью «Завод по экстракции растительных масел» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Считая принятое решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Кавказский район Краснодарского края о привлечении страхователя общества с ограниченной ответственностью «Завод по экстракции растительных масел» к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.06.2019 № 725 не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, налогоплательщик обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 февраля 2019 обществом представлена отчетность за 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ что подтверждается электронным отчетом специализированного оператора связи «Контур-Экстерн» с использованием заверенной электронно-цифровой подписи в указанную дату.

Общество обнаружило факт неполного отражения сведений в отношении застрахованных лиц в форме СЗВ-СТАЖ, самостоятельно направило дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ 25.04.2019, при этом оплата начисленных страховых взносов по застрахованным лицам, в том числе по лицам, не указанным в форме СЗВ-СТАЖ, была произведена без нарушений.

Согласно абзаца третьего пункта 39 Инструкции в редакции приказа Минтруда России от 14.06.2018 № 385н предусмотрено, что страхователь в праве при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Судом первой инстанции было установлено, что заинтересованное лицо не представило доказательств уведомления общества о выявленной ошибке и предложение представить уточненные данные.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения учреждением, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что указывает на отсутствие оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Ссылка Фонда на применение судом первой инстанции утратившей силу Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда и соцзащиты России от 21.12.2016 N 766н, не принимается в качестве основания для отмены судебного акта, поскольку ссылка суда первой инстанции на данную Инструкцию не привела к принятию неверного решения.

В абзаце третьем пункта 39 Инструкции в редакции приказа Минтруда России от 14.06.2018 № 385н также предусмотрено, что страхователь в праве при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно указал на нарушение сроков вынесения решения № 725 от 06.06.2019, по следующим основаниям.

Акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 725 был составлен Управлением 06.05.2019 (л.д.7). В качестве основания для составления акта указано: нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 278 застрахованных лиц, представление сведений на застрахованных лиц за 2018 год после 15 числа месяца, следующего за отчетным. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ(дополняющая) за 2018 год представлена 25.04.2019, с нарушением срока, установленного п.2.2 ст.11 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Данный акт получен обществом 08.05.2019, входящий номер 104.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела был представлен акт (взамен ранее направленного) о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.05.2019 № 725 (л.д.56). В качестве основания для составления акта указано: нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 278 застрахованных лиц, представление сведений на застрахованных лиц за 2018 год после 1 марта года, следующего за отчетным. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ(дополняющая) за 2018 год представлена 25.04.2019, с нарушением срока, установленного п.2.2 ст.11 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Срок предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год не позднее 01.03.2019 Данный акт получен обществом 29.05.2019, зарегистрирован 31.05.2019, входящий номер 132.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Управлением в первоначальном акте было указано на нарушение представления сведений на застрахованных лиц за 2018 год после 15 числа месяца, следующего за отчетным. Только в акте, взамен ранее направленного, было указано на нарушение срока представление сведений на застрахованных лиц за 2018 год после 1 марта года, тем самым первоначально управление ввело в заблуждение общество о нарушении, которое было выявлено при предоставлении сведений, так как указание на дату 15 числа месяца, следующего за отчетным, относится к предоставлению формы СЗВ-М. Общество представляло форму СЗВ-СТАЖ.

Общество указало в дополнительном правовом обосновании, что не уведомлялось на составление акта проверки, вынесенного взамен ранее направленного, нарушен 15-тидневный срок на подачу возражений, так как решение было вынесено 06.06.2019.

На основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания, должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта, считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Согласно части 8 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).

Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что управление при вынесении акта, взамен ранее направленного, указав дату первоначального акта от 06.05.2019, нарушила права общества на представление возражений в 15-ти дневный срок, так как акт был получен 29.05.2019 (л.д.58-59). Решение было вынесено управлением 06.06.2019, так же в нарушении 10 дневного срока со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту.

На основании изложенного оспариваемое решение пенсионного фонда подлежит признанию недействительным.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 по делу
№ А32-31172/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.С. Филимонова