ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-32773/2020
30 декабря 2020 года 15АП-20074/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиным Д.М.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю: представителя ФИО1 по доверенности от 03.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества "ФИА-БАНК" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу № А32-32773/2020
по заявлению акционерного общества "ФИА-Банк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю от 21.10.2019 № 20156 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "РТ-КОМ" (ИНН <***>) из ЕГРЮЛ, восстановлении записи о юридическом лице обществе с ограниченной ответственностью "РТ-КОМ" (ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ФИА-Банк" в лице конкурсного управляющего государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю (ИНН <***>), к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН <***>) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю от 21.10.2019 № 20156 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "РТ-КОМ" (ИНН <***>) из ЕГРЮЛ, восстановлении записи о юридическом лице – обществе с ограниченной ответственностью "РТ-КОМ" (ИНН <***>).
Решением суда от 26.10.2020 по делу № А32-32773/2020 АО "ФИА-Банк" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "ФИА-Банк" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Конкурсный управляющий указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 16 по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МИФНС N 16 по Краснодарскому краю пояснил свою правовую позицию по спору.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу № А32-32773/2020 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела Межрайонной ИФНС №16 по Краснодарскому краю № 20156 от 21.10.2019 было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "РТ-КОМ" (ИНН <***> ОГРН <***>) из ЕГРЮЛ. Указанное решение опубликовано 23.10.2019 в "Вестнике государственной регистрации" №42(758) часть 2.
В соответствии с нормами статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. От 26.11.2019)"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон 129-ФЗ) юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает
исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении. Аналогичный срок для направления заинтересованными лицами и кредиторами заявлений о невозможности исключения установлен в объявлении, опубликованном в "Вестнике государственной регистрации" №42(758) часть 2 от 23.10.2019.
21.01.2020 АО "ФИА-Банк" во исполнение требований, установленных законом 129-ФЗ, в адрес Межрайонной инспекции ФНС №16 по Краснодарскому краю было направлено заявление от 17.01.2019 №55-01 исх. 8038 о невозможности осуществления процедуры исключения из ЕГРЮЛ ООО "РТ-КОМ" в связи с наличием у ООО "РТ-КОМ" задолженности в пользу Банка на основании решения Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.10.2017 по делу 2-3668/2017.
11.02.2020 Банком получен ответ Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю от 31.01.2020 исх. 07-10/04654 с пояснениями о том, что Банку необходимо представить в установленные законом сроки возражения по форме Р38001. При этом в случае представления возраженийв установленный срок, ЕРЦ будет принято решение о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Записью в ЕГРЮЛ №2202300183402 от 14.02.2020 была прекращена деятельность юридического лица – общества с ограниченной ответственностью "РТ-КОМ" (ИНН <***> ОГРН <***>), в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
12.03.2020 Банком подана жалоба на указанное выше решение МИФНС № 16 (исх. 55-01ИСХ-65456 от 12.03.2020) в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю ФИО2 (исх. от 28.04.2020 № 24-12-453) жалоба АО "ФИА-БАНК" на решение Межрайонной ФНС № 16 по Краснодарскому краю № 20156 от 21.10.2019 оставлена без удовлетворения.
Посчитав решение Межрайонной инспекции ФНС №16 по Краснодарскому краю от 21.10.2019 № 20156 незаконным и необоснованным, Банк в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратился в арбитражный суд с настоящим заилением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сослался на положения статьи 64.2 ГК РФ статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и исходил из того, что у регистрирующего органа имелись законные основания для признания ООО "РТ-КОМ" фактически прекратившим свою деятельность; инспекцией соблюдена процедура исключения общества как недействующего юридического лица; от общества и иных заинтересованных лиц, в том числе от АО "ФИА-БАНК", в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило.
Также суд первой инстанции указал, что исключение общества из ЕГРЮЛ не нарушает прав и законных интересов заявителя ввиду того, что данный факт не препятствует распределить в случае обнаружения имущество исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица в установленном законом порядке.
То обстоятельство, что до принятия инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений об ООО "РТ-КОМ" заявителем были направлены возражения (21.01.2020), не принято судом первой инстанции во внимание, в связи с представлением возражений после истечения установленного Законом N 129-ФЗ трехмесячного срока.
Кроме того суд, исходя из положений пункта 8 статьи 63, пункта 5.2 статьи 64, пункта 2 статьи 64.2 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", посчитал, что в результате исключения ООО "РТ-КОМ" из ЕГРЮЛ права АО "ФИА-БАНК" как кредитора не будут нарушены, поскольку в случае обнаружения им имущества ликвидированного юридического лица, заявитель вправе требовать назначения процедуры распределения такого имущества среди лиц, имеющих на это право.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу АО "ФИА-БАНК", полагает, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу № А32-32773/2020, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Инспекция является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.2 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В силу пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в отношении: сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение шести месяцев с момента внесения в реестр такой записи.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Если в течение трехмесячного срока, заявления не направлены, то согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи.
Пунктом 1 статьи 64.2 ГК РФ, пунктами 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрены условия, при наступлении которых регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГР юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).
Вместе с тем, согласно пунктам 3, 4 статьи 21.1 и пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, принимая решение о предстоящем исключении, регистрирующий орган устанавливает порядок и сроки направления мотивированных заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Таким образом, в Законе N 129-ФЗ указано на то, что заявление заинтересованного лица должно быть мотивированным, что однако не предполагает обязательного документального обоснования; не установлен предельный срок, в который инспекция обязана принять решение об исключении из реестра недействующего юридического лица.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" указано на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 N 4-П, от 03.02.1998 N 5-П, от 28.05.1999 N 9-П, от 11.05.2005 N 5-П, от 20.02.2006 N 1-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 19.07.2011 N 17-П, от 22.04.2013 N 8-П и от 27.06.2013 N 15-П).
В данном случае материалами дела подтверждено, что Межрайонной ИФНС №16 по Краснодарскому краю установлена недостоверность сведений об адресе места нахождения ООО "РТ-КОМ": 350062, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Совхозная, д. 20, литер под/А, пом. 78.
Межрайонной ИФНС №16 по Краснодарскому краю № 20156 от 21.10.2019 было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "РТ-КОМ" (ИНН <***> ОГРН <***>) из ЕГРЮЛ. Информация о принятом решении опубликована 23.10.2019 в "Вестнике государственной регистрации" №42 (758) часть-2 от 23.10.2019.
В соответствии с указанной публикацией юридические лица, кредиторы и иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут в течение 3 (трех) месяцев с момента публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении. Таким образом, трехмесячный срок, установленный законом для направления мотивированных возражений, истекает 23.01.2020.
21.01.2020 (т.е. с соблюдением установленного законом трехмесячного срока для отправки заявления) АО "ФИА-БАНК" направило посредством почтового отправления в адрес Межрайонной инспекции ФНС №16 по Краснодарскому краю заявление о невозможности осуществления процедуры исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ. (исх. от 17.01.2019 №55-01 ИСХ -8038). Указанное обстоятельство подтверждается предоставлением описи вложения почтового отправления со штампом почты России от 21.01.2020.
Таким образом, АО "ФИА-БАНК" не пропущенсрок реализации права на направление в регистрирующий орган письменных возражений относительно предстоящего исключения общества из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 закона 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В пункте 6 статьи 9 закона 126-ФЗ закреплены следующие требования к способу отправки: возражение может быть направлено почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронногодокумента, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.
Таким образом, пункт 4 статьи 21.1 ФЗ содержит отсылочную норму к пункту 6 статьи 9 закона 129-ФЗ только в части определения способов направления или представления заявлений лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Форма Р38001, утвержденная Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ является обязательной для применения на территории РФ всеми субъектами правоотношений, но указанная форма является обязательной и применимой в случае наличия возражений относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, осуществляемых налоговыми органами при проверке достоверности сведений включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, направленное АО "ФИА-БАНК" заявление не содержало возражений относительно достоверных/недостоверных сведений в отношении общества.
Направление заявления в рассматриваемом споре необходимо рассматривать как факт реализации права банка на направление мотивированного заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, при наличии которого в соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 закона 129-ФЗ решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Как указано выше, АО "ФИА-БАНК" обратилось с заявлением до принятия регистрирующим органом решения, мотивировав свои возражения относительно исключения из реестра ООО "РТ-КОМ", а также обосновав причины несвоевременной их подачи, в связи с чем и, исходя из положений Закона N 129-ФЗ, в рассматриваемом случае направление заявителем возражений препятствовало принятию инспекцией решения об исключении общества из ЕГРЮЛ.
В заявлении АО "ФИА-БАНК" привело причины, по которым возражало против исключения ООО "РТ-КОМ" из реестра, в том числе в связи с незавершением расчетов с этим лицом и наличием у него долга, подтвержденного вступившим в законную силу судебным актом.
Так, АО "ФИА-БАНК" мотивировало требования наличием у ООО "РТ-КОМ" задолженности в пользу АО "ФИА-БАНК" на основании решения Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 02.10.2017 по делу 2-3668/2017. Копия указанного решения в качестве доказательства наличия требований, была приложена к заявлению Банка о невозможности исключения от 17.01.2019 №55-01 ИСХ -8038, направленному в адрес налогового органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона 129-ФЗ при наличии мотивированного, отправленного в установленные сроки, способами, предусмотренными пунктом 6 статьи 9 закона 129-ФЗ заявления лица, чьи интересы затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ, решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Однако в нарушение пункта 4 статьи 21.1 Закона 129-ФЗ регистрирующим органом 14.02.2020 произведено прекращение регистрации юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю № 20156 от 21.10.2019 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "РТ-КОМ" из ЕГРЮЛ.
Вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае права АО "ФИА-БАНК" не нарушены, поскольку ликвидация юридического лица не препятствует распределению имущества общества в случае его обнаружения в порядке статьи 64 ГК РФ, нельзя признать обоснованным, учитывая, что в отношении самого заявителя введена процедура конкурсного производства, целью которой является реализация имущества (в том числе, имущественных прав), составляющего конкурсную массу, и соразмерное удовлетворение требований кредиторов в максимально короткие сроки. Процедура банкротства не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку законодателем срок конкурсного производства в отношении кредитной организации установлен в один год (пункт 2 статьи 189.73 Закона о банкротстве).
Принимая во внимание, что в типовой ситуации банкротства обычной кредитной организации годичный срок должен признаваться достаточным для осуществления подавляющего объема всех мероприятий конкурсного производства, то есть, обеспечивать завершение всех действий по истребованию имущества должника и оспариванию его сделок.
Суд первой не исследовал и не дал оценку приведенным заявителем возражениям, а также не исследовал вопрос, касающийся наличия доказательств нарушения прав и законных интересов банка.
Поскольку при ликвидации "РТ-КОМ" установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица был нарушен, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя, чьи права как кредитора были нарушены.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 по делу N А32-59378/2019 нельзя признать законным и обоснованным, судебный акт подлежит отмене по правилам пункта 2 статьи 269 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2020 по делу № А32-32773/2020 отменить.
Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц № 2202300183402 от 14.02.2020 об исключении общества с ограниченной ответственностью "РТ-КОМ" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 16 по Краснодарскому краю аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись № 2202300183402 от 14.02.2020, восстановив сведения об обществе с ограниченной ответственностью "РТ-КОМ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) как о действующем юридическом лице.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий Я.А. Демина
Судьи Д.В. Николаев
Н.В. Сулименко