АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А32-33249/2016
16 августа 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца – акционерного общества «Федеральная грузовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 30.01.2015), от ответчика – публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 28.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества «Федеральная грузовая компания» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А32-33249/2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.), установил следующее.
АО «Федеральная грузовая компания» (далее – компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее – общество) о взыскании 110 529 рублей 40 копеек убытков.
Решением от 27.01.2017 (судья Дуб С.Н.) иск удовлетворен. Суд исходил из того, что факт повреждения вагонов по вине общества и стоимость восстановительного ремонта подтверждены материалами дела.
Постановлением апелляционного суда от 18.05.2017 решение от 27.01.2017 изменено: с общества в пользу компании взыскано 82 897 рублей 40 копеек убытков, в остальной части в иске отказано. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что взимание платы за услуги по оформлению поврежденных грузовых вагонов не предусмотрено действующим законодательством. Оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО «Российские железные дороги» (далее – железная дорога).
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление апелляционного суда от 18.05.2017 и оставить в силе решение от 27.01.2017. По мнению заявителя жалобы, выводы апелляционного суда не соответствуют обстоятельства дела. Оформление поврежденного грузового вагона (составление актов, уведомлений на ремонт, протоколов расследования причин повреждения вагонов) является императивным требованием нормативных актов, за которое компания уплатила железной дороге по 1256 рублей за вагон. Без составления названных документов полноценный ремонт вагона невозможен.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц,Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что с августа 2015 года по февраль 2016 года на путях необщего пользования общества повреждены 22 вагона, находящиеся в собственности или в аренде у компании, о чем составлены акты по форме ВУ-25 и акты общей формы ГУ-23, в соответствии с которыми виновником повреждения является общество.
Ремонт вагонов выполнила железная дорога на основании заключенного с компанией договора от 01.04.2013 № ТОР-ЦВ-00-11/ФГК-164-15.
Согласно расчетно-дефектным ведомостям и актам сдачи-приемки выполненных работ общая стоимость работ составила 110 529 рублей 40 копеек, которую компания оплатила железной дороге.
Неисполнение обществом требования компании об оплате расходов на ремонт вагонов привело к судебному спору.
Общество возражало против расходов компании на сумму 27 632 рубля, понесенных в связи с оформлением железной дорогой документов на поврежденные вагоны, поскольку существующий порядок оформления документов при повреждении вагонов не предусматривает взимание платы.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные расходы истца находятся в причинно-следственной связи с повреждением вагонов.
Изменяя решение и отказывая в иске в части взыскания 27 632 рублей убытков, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Возмещение убытков должно осуществляться по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своих прав, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков. Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце.
При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила № 45). Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"»).
Суд апелляционной инстанции, исследовав обстоятельства дела, указал, что общество обязано возместить компании только убытки, причиненные повреждением спорных вагонов.
Согласно пункту 1.1 Правил № 45 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение № 1), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в данных Правилах.
В силу пункта 6.1 Правил № 45 акт о повреждении вагона (приложение № 5) составляется во всех случаях повреждения вагона, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки запорно-пломбировочных устройств, а также при столкновении и сходе с рельсов колесной пары вагона. Обстоятельства повреждения вагонов удостоверяются актами, составляемыми по форме ВУ-25 на станциях для удостоверения, в том числе, случаев повреждения вагонов. В соответствии с пунктом 6.2 Правил № 45 акт о повреждении вагона по форме ВУ-25 составляет перевозчик.
В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановительного ремонта. Акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба (пункт 6.7 Правил № 45).
Таким образом, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность железной дороги.
При повреждении на путях общества вагонов составлялись акты ВУ-25, в которых по перечню указывались повреждения.
Однако в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных напрямую с повреждениями, допущенными ответчиком, а именно оформление поврежденного грузового вагона.
Компания не представила доказательств необходимости осуществление повторных действий по выявлению повреждений и повторной документальной констатации данного факта, а также нахождения спорных дополнительных работ (оформление поврежденного грузового вагона) в причинно-следственной связи с действиями общества и возникшими убытками, не обосновала невозможность проведения ремонта без указанных затрат.
Суд апелляционной инстанции, установив названные обстоятельства, пришел к правомерному выводу о том, что основания для взыскания с ответчика убытков в виде стоимости услуг по дополнительному оформлению поврежденных грузовых вагонов отсутствуют.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которая по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А32-33249/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий К.К. Айбатулин
Судьи Ю.В. Рыжков
Н.В. Чесняк