ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-34293/2023
12 марта 2024 года 15АП-2011/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от администрации МО г. Новороссийск посредством веб-конференции:
ФИО1 по доверенности от 10.01.2024;
от МКУ «УЖКХ города» МО г. Новороссийск посредством веб-конференции: ФИО2 по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.12.2023 по делу № А32-34293/2023
по исковому заявлению администрации муниципального образования
город Новороссийск (Управление финансового контроля)
к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно - коммунального хозяйства города» муниципального образования
город Новороссийск в лице начальника ФИО3
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Новороссийск (Управление финансового контроля) (далее - истец, администрация МО
г. Новороссийск, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» муниципального образования город Новороссийск в лице начальника ФИО3 (далее - ответчик) об обязании принять меры по исполнению в полном объеме предписания от 20.12.2022 № 8; об обязании принять меры по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию в сумме 15 085 715,54 рублей;
об обязании представить в Управление финансового контроля информацию о результатах исполнения предписания от 20.12.2022 № 8 на бумажном носителе, нарочно с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация МО
г. Новороссийск обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено право администрации на обращение в суд с заявлением об обязании исполнить выданное предписание путем возмещения ущерба, причиненного публично-правовому образованию. Указанный вывод противоречит прямому требованию пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), подпункта «к» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (далее - Постановление № 100) об обязанности обращении муниципального органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию в связи с неисполнением предписания органа внутреннего государственною (муниципального) финансового контроля. В судебных актах, на которые ссылается суд первой инстанции в качестве обоснования сделанных выводов, выводы о проведении проверок и полномочиях органов муниципального контроля регламентированы положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). При этом, пунктом 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ чётко указано, что положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Таким образом, заявитель считает, что выводы, изложенные в оспариваемом решении, содержат прямое нарушение норм материального права, а именно: применение закона, не подлежащего применению, поскольку полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля по проведению проверок, выдаче представлений и предписаний и обращению в суд прямо установлены Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» муниципального образования город Новороссийск (далее - МКУ «УЖКХ города») просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайства администрации МО г. Новороссийск и МКУ «УЖКХ города» о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель администрации МО г. Новороссийск доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель МКУ «УЖКХ города» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МКУ «УЖКХ города» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 13.02.2003, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.
Управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск на основании решения о проведении контрольного мероприятия (плановой выездной проверки) от 04.08.2022 № 06.2-02/44 в период с 05.08.2022 по 15.09.2022, в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235, проведена плановая выездная проверка МКУ «УЖКХ города» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд (нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд) за период с 01.10.2021 по 15.09.2022.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.09.2022.
По результатам проведенного контрольного мероприятия в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ управлением финансового контроля, являющимся органом внутреннего муниципального финансового контроля, начальнику
МКУ «УЖКХ города» ФИО3 направлено представление от 11.11.2022 № 22 об устранении допущенных нарушений, а также их причин и условий в срок до 15.12.2022.
В установленный в представлении от 11.11.2022 № 22 срок до 15.12.2022 начальником МКУ «УЖКХ города» ФИО3 не приняты меры по устранению допущенных нарушений, указанных в пунктах 1 - 6 представления
от 11.11.2022 № 22.
В связи с неисполнением представления от 11.11.2022 № 22 органа внутреннего муниципального финансового контроля, в соответствии с пунктами 7 и 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, начальнику МКУ «УЖКХ города» ФИО3 выдано предписание от 20.12.2022 № 8 о принятии мер по возмещению причиненного ущерба, нанесенного публично-правовому образованию, путем возврата средств в бюджет в общей сумме 15 085 715,54 руб., об устранении допущенных нарушений со сроком исполнения до 31.01.2023.
Администрацией указано, что МКУ «УЖКХ города» в срок до 31.01.2023 не выполнены требования, указанные в предписании от 20.12.2022 № 8, Управлению финансового контроля не предоставлены сведения в письменном виде на бумажном носителе с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений, указанных в пунктах 1 - 4 предписания от 20.12.2022 № 8, в срок до 31.01.2023, а также их причин и условий, что послужило основанием для обращения контролирующего органа в Октябрьский районный суд города Новороссийска с заявлением.
Определением Октябрьского районного суда города Новороссийска
от 16.05.2023 гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Новороссийск к МКУ «УЖКХ города» передано на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что действующим законодательством не предусмотрено право администрации на обращение в суд с заявлением об обязании исполнить выданное предписание.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда правомерными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля объектам контроля, в том числе, направляются акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию. В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют копии представлений и предписаний главным администраторам бюджетных средств, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям.
Как уже было отмечено выше, в связи с неисполнением представления
от 11.11.2022 № 22, контролирующим органом начальнику МКУ «УЖКХ города» ФИО3 было выдано предписание от 20.12.2022 № 8 о принятии мер по возмещению причиненного ущерба, нанесенного публично-правовому образованию, путем возврата средств в бюджет в общей сумме 15 085 715,54 руб., об устранении допущенных нарушений со сроком исполнения до 31.01.2023.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ и федеральными стандартами, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск 14.06.2022 № 3086 утверждено Положение об управлении финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - Положение № 3086).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 3086 основными задачами Управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - управление) являются осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями БК РФ и федеральных стандартов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, части 8 статьи 99 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 3.2. Положения № 3086 Отдел внутреннего муниципального контроля в сфере закупок в соответствии с БК РФ, частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации:
- осуществляет проверки, ревизии и обследования в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности таких расходов и отчетности;
- направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу положений пункта 13 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, контроль за исполнением объектами контроля представлений осуществляется должностными лицами органа контроля, ответственными за проведение контрольного мероприятия, по результатам которого принято решение о направлении представления (предписания), на основании информации, поступающей от объекта контроля в соответствии с представлением (предписанием).
Таким образом, по смыслу приведенных норм действующего законодательства Управление финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск, как орган внутреннего муниципального финансового контроля, полномочно выдавать представления (предписания) лицам, нарушающим соответствующие нормы законодательства,
а также принимать меры по контролю за исполнением выданных представлений (предписаний), в том числе путем привлечения нарушителей к ответственности.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с подпунктом «к», пункта 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100, должностные лица органа контроля обязаны обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба публично-правовому образованию.
Согласно пункту 9.22(5) Положения об Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю, утвержденного Приказом Федерального казначейства России от 27 декабря 2013 года № 316, управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Таким образом, законодательство ограничивает возможности органа по контролю в финансово-бюджетной сфере и методы воздействия на объект контроля, уполномочивая Федеральное казначейство (его территориальный орган) правом на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищать в суде интересы Российской Федерации по этому иску.
Управление финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск не наделено полномочиями обращения в суд с заявлением об обязании исполнить выданное им предписание.
При этом, предписание, выданное в порядке, предусмотренном действующим законодательством в пределах компетенции соответствующего органа контроля (надзора) в любом случае подлежит исполнению.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, нормы действующего законодательства определяют способ реализации Управлением финансового контроля администрации муниципального образования город Новороссийск права на защиту публичных интересов при неисполнении предписания путем привлечения объекта контроля к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что обязание МКУ «УЖКХ города» исполнить ненормативный акт (предписание) не относится к числу способов защиты, предусмотренных действующим законодательством, требование управления не подлежит удовлетворению, о чем судом первой инстанции правомерно и обоснованно указано в обжалуемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции повторно обращает внимание заявителя жалобы на то, что предписание является самостоятельным ненормативным правовым актом, содержащим властные распоряжения контролирующего муниципального органа, являющиеся обязательными для адресата, за неисполнение которых установлена административная ответственность, при этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность принудительного исполнения в судебном порядке такого предписания.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2023 по делу
№ А32-34293/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.Ю. Ефимова
Судьи С.В. Пименов
М.В. Соловьева