ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-3619/2021 от 06.10.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-3619/2021

13 октября 2021 года 15АП-16426/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,

при участии:

от Прокуратуры Краснодарского края: старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Борсук Н.Н., удостоверение ТО №282268;

от АО «АТЭК»: представитель ФИО1 по доверенности от 05.10.2021, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 22.07.2021 по делу № А32-3619/2021

по заявлению Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края

к акционерному обществу «Автономная теплоэнергетическая компания»

при участии третьего лица: Прокуратуры Краснодарского края

об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее – департамент) обратилась в Первомайский районный суд города Краснодара с иском о возложении на акционерное общество «Автономная теплоэнергетическая компания» (далее – АО «АТЭК», общество) обязанности исполнить предписание от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнения мероприятий инвестиционной программы.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 25.05.2020 исковые требования удовлетворены. Суд возложил на АО «АТЭК» обязанность исполнить предписание Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы.

Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 15.12.2020 решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25.05.2020 отменено. Дело по иску Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края к АО «АТЭК» об исполнении предписания от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнения мероприятий инвестиционной программы передано в Арбитражный суд Краснодарского края.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2021 ходатайство заявителя о приобщении удовлетворено. Ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что возложение на АО «АТЭК» обязанности по исполнению инвестиционной программы возможно лишь в случае одновременного включения в необходимую валовую выручку
АО «АТЭК» денежных средств необходимых для выполнения инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго».

Не согласившись с принятым судебным актом, Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что если ответчиком будут выполнены ранее невыполненные мероприятия инвестиционной программы, то расходы на выполнение указанных мероприятий будут учтены при последующем тарифном регулировании. В действующем законодательстве отсутствуют нормы, содержащие основания освобождения регулируемой организации от выполнения мероприятий инвестиционной программы, в том числе и вследствие исключения экономически необоснованных расходов регулируемой организации.

В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что нормами действующего законодательства определены последствия нарушения сроков выполнения мероприятий утвержденной инвестиционной программы, предусматривающие, как и исключение средств из необходимой валовой выручки последующего регулируемого периода ранее учтенных при установлении тарифов, так и учет указанных средств при последующем тарифном регулировании после выполнения ранее невыполненных мероприятий инвестиционной программы. При этом, нормы действующего законодательства не предусматривают такое основание корректировки инвестиционной программы как отказ теплоснабжающей организации от выполнения мероприятий утвержденной инвестиционной программы.

В отзыве на апелляционную жалобу заместитель прокурора края просит апелляционную жалобу удовлетворить.

В отзыве на апелляционную жалобу общество считает вынесенный судебный акт законным и обоснованным.

Представитель АО «АТЭК» в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении письма от 05.07.2019 №ИП-01/2131-16-1341 к материалам дела.

Суд протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении представленного письма к материалам дела.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель АО «Автономная теплоэнергетическая компания» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, приказом от 18.07.2018 № 25/2008-КМ Региональной энергетической комиссией - Департаментом цен и тарифов Краснодарского края проведена внеплановая документарная проверка
АО «АТЭК», в том числе по вопросу выполнения АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 годы, утвержденной приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015.

Согласно акту проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица от 14.08.2018 № 25/2018-км, АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» не выполнен ряд мероприятий утвержденной инвестиционной программы, а именно:

1.1. за 2016 год финансируемые за счет:

1.1.1. амортизационных отчислений, учтенных при установлении тарифа в размере 111161 тыс. руб.:

проект 5-2.1.62. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Речная, 11/2»;

проект 5-2.1.67. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Северная, 491»;

проект 5-2.1.69. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Славянская, 65»;

проект 5-2.1.79. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной хут. Копайской Центральная,63/2»;

проект 5-2.1.80. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Химзаводская, 48»;

проект 5-2.1.82. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Шоссе Нефтяников, 38/3»;

проект 5-2.4.36 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по РОК по пр. Мирный, 6»;

проект 5-2.4.37 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. 40-летия Победы, 14»;

проект 5-2.4.38 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ипподромная, 53/4»;

проект 5-2.4.39 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод КМР»;

проект 5-2.4.40 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод ЧМР»;

проект 5-2.4.41 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов Краснодарской ТЭЦ - тепловой вывод ЮВР - Центр города»;

проект 5-2.4.42 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов ТЭЦ филиала «МЖК Краснодарский» ООО «МЭЗ Юг России» (ЦТП по ул. Железнодорожная, 23);

проект 5-2.4.44 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Невкипелого, 25/1»;

п. 1.1.2 прибыли, направленной на инвестиции:

проект 5-2.1.55. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной пос. Нефтезавода»;

проект 5-2.1.59. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Рашпилевская, 154»;

проект 5-2.4.2 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Гагарина, 9/1, п. Знаменский»;

проект 5-2.4.7 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ковалева, 16/2»;

проект 5-2.4.9 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Российская, 96/1»;

проект 5-2.4.10 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Армавирская, 29»;

проект 5-2.4.11 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ростовское шоссе, 12, КРЭС-2»;

проект 5-2.4.12 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Гоголя, 60/2, пос. Пашковский»;

проект 5-2.4.14 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по пр. 1-й ФИО2, 4»;

проект 5-2.4.15 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по 5-му Артельному пр., 23/1»;

проект 5-2.4.16 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Бородина, 22/1»;

проект-5-2.4.17 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Новгородская, 15/1»;

проект 5-2.4.20 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Песчаная, 9/3»;

проект 5-2.4.21 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Пионерская, 38»;

проект 5-2.4.22 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной ЗАО «КНПЗ-КЭН»;

проект 5-2.4.23 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. им. Пушкина, 51»;

проект 5-2.4.24 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Ставропольская, 47/1»;

проект 5-2.4.26 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Бакинская, 5»;

проект 5-2.4.27 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Коммунаров, 266/2»;

проект 5-2.4.28 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной по ул. Красная, 137/1»;

проект 5-2.4.30 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной ООО «Славяне»;

проект 5-2.4.34 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметров трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов котельной в пос. Лазурный»;

1.1.3 привлеченных средств (кредит):

проект 5-1.1.1.63 «Замена котлов на котельной в пос. Колосистый»; проект 5-1.1.1.72 «Замена котлов на котельной по ул. Промышленная, 21»;

проект 5-1.1.1.78 «Замена котлов на котельной по ул. Калинина, 339/3»; проект 5-1.1.1.81 «Замена котлов на котельной по ул. Рашпилевская, 70/1»;

проект 5-1.1.1.84 «Замена котлов на котельной по ул. Леваневского, 48/2»;

проект 5-1.1.1.86 «Замена котлов на котельной по ул. Коммунаров, 92»; проект 5-1.1.1.89 «Замена котлов на котельной по ул. им. Ленина, 90»;

проект 5-1.1.1.95 «Замена котлов на котельной по ул. им. Воровского, 235»;

проект 5-1.1.1.98 «Замена котлов на котельной по ул. Гагарина, 83/1»;

проект 5-1.1.1.101 «Замена котлов на котельной по Полевому пр., 15/1»;

проект 5-1.1.1.108 «Замена котлов на котельной по ул. Фестивальная, 33/1»;

проект 5-1.1.1.113 «Замена котлов на котельной по Шоссе Нефтяников, 38/3»;

проект 5-1.1.1.116 «Замена котлов на котельной по ул. Российская, 96/1»;

проект 5-1.1.1.118 «Замена котлов на котельной по ул. Армавирская, 29»;

проект 5-1.1.1.124 «Замена котлов на котельной по ул. Северная, 491/2»;

проект 5-1.1.1.133 «Замена котлов на котельной по ул. Тепличная, 19»;

проект 5-1.1.2.33 «Реконструкция водоподготовительной установки на котельной по ул. Рашпилевская, 329/1»;

проект 5-1.1.2.34 «Реконструкция водоподготовительной установки на котельной по ул. Российская, 96/1»;

проект 5-1.1.2.35 «Реконструкция водоподготовительной установки на котельной по ул. Кожевенная, 44/1»;

проект 5-2.1.2. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул.2-я Линия Нефтянников, 12»;

проект 5-2.1.5. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. 5 Артельный проезд, 23/1»;

проект 5-2.1.8. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Базовская, 34»;

проект 5-2.1.18. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Гастелло, 69/1»;

проект 5-2.1.34. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Красная, 198/3»;

проект 5-2.1.36. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КРЭС-2 (ЗИП-2)»;

проект 5-2.1.37. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КРЭС-2 (Молодая роща)»;

проект 5-2.1.38. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КТЭЦ-КМР»;

проект 5-2.1.40. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной КТЭЦ-Центр города»;

проект 5-2.1.45. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Мичурина, 16»;

проект 5-2.1.49. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. Одесская, 40»;

проект 5-2.1.53. «Реконструкция тепловых сетей, подлежащих замене от котельной по ул. ПНС Клубная, 1»;

проект 5-2.5.1.3 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Калинина, 339/3»;

проект 5-2.5.1.4 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. им. Ковалева, 16/2 до котельной по ул. им. Воровского, 180/3»;

проект 5-2.5.1.5 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Рашпилевская, 329/1»;

проект 5-2.5.1.6 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Кожевенная, 44/1»;

проект 5-2.5.1.11 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Леваневского, 82 до котельной по ул. им. Янковского, 108»;

проект 5-2.5.1.13 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. им. Володи Головатого, 148/1»;

проект 5-2.5.1.14 «Строительство тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности теплоснабжения от котельной по ул. Ставропольская, 127/1»;

1.2. за 2017 год финансируемых за счет:

1.2.1 амортизационных отчислений, учтенных при установлении тарифа в размере 64336,7 тыс. руб.:

проект 5-2.6.3.11 «Установка пластинчатых теплообменников вместо кожухотрубных в ЦТП в зоне действия выводов Краснодарской ТЭЦ ЧМР, КМР, Центр города (всего 18 ЦТП)»;

проект 5-2.7.1. «Строительство насосной станции в районе ТК-28 на выходе КМР»;

проект 5-1.1.4.2 «Установка приборов учета расхода тепловой энергии»;

проект 5-2.4.22 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметра трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов в зоне действия источника КМР»;

подгруппа проектов 5-2.9 «Перевод на закрытую систему ГВС»;

проект 5-2.4.59 «Реконструкция тепловых сетей с увеличением диаметра трубопроводов для обеспечения существующих расчетных гидравлических режимов в зоне действия источника РОК-1».

По результатам проведенной проверки 14.08.2018 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства при выполнении инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечении выполнения мероприятий инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018, утвержденной приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015 (в редакции приказов от 20.07.2016 № 37/2016-т, от 01.12.2016 № 16/2016, № 23/2017 от 29.11.2017).

Срок для выполнения указанного предписания установлен до 14.09.2018.

Постановлением Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 06.11.2018 АО «АТЭК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Из представления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.11.2018, вынесенного в отношении
АО «АТЭК» следует, что предписание от 14.08.2018 не исполнено, мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 не выполнены. В связи с чем, в течение 180 дней, начиная с даты получения представления,
АО «АТЭК» предписано выполнить мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар, в течение 10 дней после исполнения представить информацию о его исполнении.

Требования предписания от 14.08.2018 о прекращении нарушения законодательства и выполнении мероприятий инвестиционной программы
АО «АТЭК» не исполнены, что и послужило основанием для обращения в суд.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относятся к органам регулирования естественных монополий.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что органы регулирования естественных монополий вправе обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что к субъектам естественной монополии относятся организации, осуществляющие деятельность по передаче тепловой энергии, а также в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2018 № 243/2018-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду» для АО «АТЭК» установлены тарифы на тепловую энергию (пункт 1 Приложения № 1) и на горячую воду (пункт 1 Приложения № 2).

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что АО «АТЭК» является субъектом естественной монополии, а Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и тарифов Краснодарского края является органом регулирования естественных монополий, в связи с чем, вправе обращаться в суд с иском, связанным с применением положений Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 190-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющий регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила № 410).

Подпунктом «б» п. 8 Правил № 410 предусмотрено, что инвестиционная программа включает в себя перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие их однозначную идентификацию, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В соответствии с п. 12 Правил № 410 инвестиционная программа должна содержать график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

Пунктом 13 Правил № 410 установлено, что инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования.

Из Таблицы 6 Инвестиционной программы АО «АТЭК» (Приказ Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края № 23/2017 от 29.11.2017) и акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 25/2018-км от 14.08.2018, составленного Региональной энергетической комиссией – Департамента цен и тарифов Краснодарского края, следует, что при установлении для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» тарифов на тепловую энергию на 2016 год в составе необходимой валовой выручки учтены 111,161 тыс. рублей на финансирование мероприятий инвестиционной программы (источник финансирования – амортизационные отчисления).

При установлении для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» тарифов на тепловую энергию на 2017 год в составе необходимой валовой выручки учтены 181,964 тыс. рублей на финансирование мероприятий инвестиционной программы (источник финансирования – амортизационные отчисления 128,635 тыс. рублей и прибыль, направленная на инвестиции 53,329 тыс. рублей).

При установлении для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» тарифов на тепловую энергию на 2018 год в составе необходимой валовой выручки учтены 347,029 тыс. рублей на финансирование мероприятий инвестиционной программы (источник финансирования – амортизационные отчисления 148,707 тыс. рублей и прибыль, направленная на инвестиции 198,322 тыс. рублей).

Частью 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, амортизация в бухгалтерском учете представляет собой процесс перенесения по частям стоимости основных средств по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта. Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012 и подпунктом 7 пункта 24 Приказа ФСТ России № 760-э от 13.06.2013 - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку включают в себя группу расходов – амортизация основных средств и нематериальных активов.

Абзацем 5 пункта 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012 - величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные требования законодательства свидетельствуют о том, что амортизация и прибыль на развитие производства являются собственными средствами общества, а также источником финансирования мероприятий в отношении основных средств и нематериальных активов, а значит, включаются в необходимую валовую выручку вне зависимости от наличия либо отсутствия инвестиционной программы.

Судом первой инстанции установлено, что при утверждении Региональной энергетической комиссией – департамента цен и тарифов Краснодарского края тарифа АО «АТЭК» на 2016-2018 годы учитывались амортизационные отчисления, рассчитанные в отношении его собственного имущества, что подтверждается соответствующими амортизационными ведомостями.

При этом, невыполнение мероприятий, установленных инвестиционной программой, не может иметь последствий в виде ухудшения характеристик, либо утраты (выбытия из законного владения) имущества арендодателей, поскольку целью данной программы является строительство, реконструкция и (или) модернизация источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требования заявителя о возложении на АО «АТЭК» обязанности по финансированию и выполнению в текущем регулируемом периоде мероприятий инвестиционной программы 2016-2018 годов, в том числе в отношении арендуемого имущества, с учетом произведенного исключения в предшествующих периодах регулирования из необходимой валовой выручки соответствующих средств, а также, в отсутствие предусмотренных на то денежных средств в необходимой валовой выручке текущего регулируемого периода, являются неправомерными.

Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что указанные мероприятия должны осуществляться самими арендодателями, поскольку при определении экономически обоснованного уровня арендной платы органы регулирования в соответствии с п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, исходят из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В соответствии с ч. 8 ст. 23.1 Закона № 190-ФЗ в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, тарифы такой организации, устанавливаемые на очередной финансовый год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств такой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, реализации инвестиционной программы. В развитие указанных положений п. 20 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 предусматривает, что в случае если регулируемая организация не достигла плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ необходимая валовая выручка такой организации, установленная на очередной финансовый год, подлежит уменьшению в порядке, установленном методическими указаниями, исходя из степени исполнения такой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) реализации инвестиционной программы.

Во исполнение указанных требований Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края осуществила уменьшение размера, необходимой валовой выручки АО «АТЭК» (филиал
АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго») на общую сумму 608,849 млн. руб. в связи с неполным выполнением АО «АТЭК» инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго», что подтверждается Экспертным заключением № 76-Т от 11.12.2017, в соответствии с которым валовая выручка АО «АТЭК» на 2018 год уменьшена на 111,161 млн. руб. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы; Экспертным заключением № 206-Т от 11.12.2018, в соответствии с которым по результатам контроля реализацией инвестиционной программы АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» валовая выручка АО «АТЭК» на 2019 год уменьшена на 171,414 млн. руб.; Экспертным заключением № 28-Т от 05.12.2019, в соответствии с которым по результатам контроля реализацией инвестиционной программы
АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» на 2018 год валовая выручка
АО «АТЭК» на 2020 год уменьшена на 326,274 млн. руб.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края реализовало свои полномочия по уменьшению размера валовой выручки АО «АТЭК» в связи с невыполнением инвестиционной программы филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго» на 2016-2018 годы в объеме её неисполнения.

Действующее законодательство, устанавливающее основы регулирования тарифов организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и определяющее принципы и методы регулирования тарифов на услуги указанных организаций (в частности, Закон № 190-ФЗ) также не предусматривает в качестве ответственности за невыполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанности выполнения мероприятий инвестиционной программы в отсутствие средств для ее финансирования.

Пунктами 13 и 15 Правил № 410 предусмотрено, что инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен, а значит, при сохранении тех же прогнозных индексов цен, требование о выполнении инвестиционной программы приведет к необоснованному возложению на
АО «АТЭК» дополнительных затрат в отсутствие на то правовых оснований.

Кроме того, инвестиционная программа должна содержать объем средств, необходимых на реализацию мероприятий, который устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возложение на АО «АТЭК» обязанности по исполнению инвестиционной программы возможно лишь в случае одновременного включения в необходимую валовую выручку АО «АТЭК» денежных средств необходимых для выполнения инвестиционной программы на 2016-2018 годы, утвержденной для филиала АО «АТЭК» «Краснодартеплоэнерго».

Ссылка департамента на абз. 3 п. 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данная норма не возлагает на заинтересованное лицо обязанность, а лишь наделяет его правом на включение в необходимую валовую выручку следующих периодов расходов, понесенных на введенные в эксплуатацию производственные объекты.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности доводов заявителя и прокурора в отзыве со ссылкой на Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 39-ФЗ), поскольку часть 1 статьи 8 Закона № 39-ФЗ предусматривает, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в данном случае ни одна из сторон настоящего спора не связана договором, либо государственным контрактом.

При этом, часть 2 статьи 8 Закона № 39-ФЗ предусматривает, что условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. Данные законоположения опровергают позицию заявителя о неограниченном по времени характере возникающих обязательств, а связывают срок их действия со сроком действия соответствующего договора, либо государственного контракта.

Ссылка на п. 45 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 410, а также довод о том, что Правила допускают внесение изменений в инвестиционную программу, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку изменения могут вноситься в пределах срока действия инвестиционной программы.

Из абз. 5 п. 45 Правил следует, что при внесении изменений в инвестиционную программу не допускаются уменьшение размера собственных средств, а также ухудшение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы. Таким образом, инвестиционная программа имеет срок действия, и по мере истечения срока действия инвестиционной программы возможность для внесения в нее некоторых изменений утрачивается.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве о том, что Приказ РЭК - ДЦиТ Краснодарского края от 15.09.2015 № 15/2015 «Об утверждении инвестиционной программы АО «АТЭК» филиал «Краснодартеплоэнерго» по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на период 2016-2018 годов» является действующим и обязательным для исполнения правовым актом, который определил обязательства в сфере инвестиционной деятельности, а также о том, что нормы действующего законодательства не предусматривают такое основание корректировки инвестиционной программы как отказ теплоснабжающей организации от выполнения мероприятий утвержденной инвестиционной программы и действующее федеральное законодательство, в том числе Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства РФ
№ 1075 от 22.10.2012, № 808 от 08.08.2012 и № 410 от 05.05.2014 не содержат положений, позволяющих регулируемой организации не выполнять мероприятия инвестиционной программы, в том числе, вследствие применения механизмов экономического воздействия на регулируемую организацию отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из системного толкования содержания Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 410, в том числе абзаца 5 пункта 45 следует, что инвестиционная программа утверждается на определенный период и имеет срок действия. Все ее параметры определяются исключительно на период ее реализации:

расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года (пп. «б» п. 8 Правил № 410);

график выполнения мероприятий по годам (п. 12 Правил № 410);

финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности по годам, в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен (п. 13 Правил № 410).

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2021 по делу
№ А32-3619/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи О.Ю. Ефимова

С.С. Филимонова