ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-3872/2021 от 05.04.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

       Дело № А32-3872/2021

05 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя – индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бровиной Ольги Николаевны (ИНН 233700457346, ОГРНИП 313233702900040) – Конограй Е.В. (доверенность от 25.10.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия – департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) – Шапаренко К.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие третьего лица – администрация муниципального образования Крымский район, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу № А32-3872/2021, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бровина Ольга Николаевна (далее – глава хозяйства, предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просила:

– признать незаконным отказ департамента от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20 о предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8;

– обязать департамент в десятидневный срок направить предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8.

Заявление основано на положениях статей 39.3, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и мотивировано следующим. Отказ департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 незаконен и нарушает права (интересы) главы хозяйства, ранее надлежаще арендовавшего его по договору от 17.12.2010 № 8845000058 (в редакции соглашения о перенайме от 27.06.2013).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Крымский район (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 02.12.2021, заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20. На департамент
возложена обязанность в течение 10 (десяти) дней с даты вступления решения в законную силу подготовить и направить главе хозяйства проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:15:0606002:8, площадью 789 271 +/- 7 774 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, в границах колхоза им. Ленина (секция 57, контур 8, контур 11,12,13). С департамента в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Суды установили, что постановлением администрации от 16.12.2010 № 4023 главе КФХ Бровину В.Н. предоставлен в аренду земельный участок площадью 789 271 кв. м с кадастровым номером 23:15:0606002:8 из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в границах колхоза имени Ленина (секция 57 контур 8, контур 11, 12, 13). На основании данного постановления администрация и глава КФХ Бровин В.Н. заключили договор № 8845000058 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 сроком на 10 лет (до 15.12.2020). По соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора, заключенному 27.06.2013 между главой КФХ Бровиным В.Н. и предпринимателем, права и обязанности арендатора по договору от 17.12.2010 № 8845000058 перешли к заявителю. Департамент (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) 20.11.2020 заключили дополнительное соглашение к договору от 17.12.2010 № 8845000058, которым установили срок действия договора до 15.12.2023. Дополнительное соглашение зарегистрировано 04.12.2020 в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). В департамент от предпринимателя 29.09.2020 поступило заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Письмом от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20 уполномоченный орган отказал в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Согласно Правилам землепользования и застройки Южного сельского поселения Крымского района, утвержденным решением Совета муниципального образования Крымский район от 30.05.2014 № 221 (в редакции от 23.11.2016 № 79; далее – Правила № 221), земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 расположен в границах территориальной зоны – садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ). Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность решения департамента, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 27, 39.3, 39.16, 39.17, 77 Земельного кодекса, статьями 9, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), статьями 1, 10 Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ). Суды установили, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 подано предпринимателем в департамент 29.09.2020, то есть до истечения срока действия договора от 17.12.2010 № 8845000058 (до 15.12.2020). Доказательств несоблюдения главой хозяйства требований статьи 39.16 Земельного кодекса не представлено. Актами обследования от 09.08.2018 № 608, от 19.09.2019 № 573, от 07.10.2020 № 449 и заключением от 18.02.2021 № 25 подтверждается отсутствие нарушений предпринимателем земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8. Доказательств наличия у главы хозяйства задолженности по уплате арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:15:0606002:8 с 01.01.019 по 02.04.2021 материалы дела не содержат. Из письма департамента от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20 следует, что основанием для отказа в предоставлении предпринимателю государственной услуги послужило нарушение пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган указывает, что в соответствии с Правилами № 221 земельный участок расположен в границах территориальной зоны – садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ). Вместе с тем, согласно сведениям ЕГРН от 08.02.2021 № КУВИ-002/2021-9729301 земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Аналогичные сведения содержатся в кадастровой выписке о земельном участке от 01.07.2010 № 2343/12/10-503407. Материалами дела подтверждается, что земельный участок предназначен для сельскохозяйственного использования, доказательств какого-либо иного его использования не представлено. Суды отклонили довод департамента о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 в соответствии с представленной градостроительной документацией расположен в зоне Ж-КСТ – садоводства и дачного хозяйства за границами населенного пункта. Доказательств изменения категории земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства в материалы дела не представлено. Доказательств оспаривания содержания градостроительной документации муниципального образования Крымский район также не представлено. При этом распространение на испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения градостроительной документации повлечет фактическое выбытие такого участка из сельскохозяйственного оборота и утрату  главой хозяйства возможности его приобретения в соответствии с тем видом разрешенного использования, с которым земельный участок использовался на протяжении длительного периода времени (с декабря 2010 года). Пока земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 остается сельскохозяйственными угодьями (представляет собой пашню) и не выбыл из состава земель сельскохозяйственного назначения, для него не может быть установлен градостроительный регламент. При этом заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства от 18.02.2021 № 25 фактически подтверждает надлежащее использование предпринимателем испрашиваемого участка. Поскольку разрешенное использование земельного участка соответствовало преследуемым предпринимателем целям его использования, у департамента не имелось оснований для отказа в предоставлении в собственность данного участка по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Таким образом, отказ департамента, выраженный в письме от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20, не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, он нарушает права и законные интересы главы хозяйства.

Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды пришли к необоснованным выводам, что расположение испрашиваемого земельного участка в зоне садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ) за границами населенного пункта не может служить основанием для отказа в предоставлении его в собственность ввиду отсутствия документального подтверждения указанного основания для отказа. Департаментом архитектуры и градостроительства Краснодарского края и управлением архитектуры и градостроительства администрации представлена официальная информация (письма) о том, что в соответствии с Правилами № 221 земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 расположен в границах территориальной зоны садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ). Представленными письмами подтверждено расположение испрашиваемого земельного участка в границах названной зоны. Является необоснованным выводы судов о том, что материалами дела подтверждается предназначение земельного участка, испрашиваемого главой хозяйства, для сельскохозяйственного использования. Информация о предназначении земельного участка для сельскохозяйственного производства отсутствует, напротив, в материалах дела содержится информация о том, что земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, он расположен в территориальной зоне садоводства и дачного хозяйства. Кроме того, суды указали на то, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства изменения категории испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также департаментом не устранены противоречия в части распространения градостроительной документации на испрашиваемый в собственность земельный участок. Суды также указали, что распространение на данный участок сельскохозяйственного назначения градостроительной документации влечет фактическое выбытие его из сельскохозяйственного оборота и утрату предпринимателем возможности его приобретения в собственность в соответствии с тем видом разрешенного использования, с которым земельный участок использовался на протяжении длительного периода времени. Однако указанные доводы судебных инстанций являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела. В данном случае отсутствует необходимость в изменении категории земельного участка, а также земельный участок не выбывает из сельскохозяйственного оборота. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (статья 78 Земельного кодекса). Кроме того, нераспространение действия градостроительной документации касается не всех земель сельскохозяйственного назначения, а только сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования для территориальной зоны, в границах которой он расположен, в связи с чем, принятое департаментом решение не противоречит пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса и не может быть признано нарушающим права и законные интересы главы хозяйства.

Предприниматель в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 является сельскохозяйственными угодьями, на которых выращиваются на протяжении более 10 лет различные сельскохозяйственные культуры. Согласно условиям договора от 17.12.2010 № 8845000058 земельный участок предоставлялся в аренду для осуществления на нем сельскохозяйственного производства (пункты 3.1.4, 4.1.2.).
В соответствии с актами обследования земельного участка и заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства испрашиваемый участок использовался и используется главой хозяйства с 2013 года исключительно для выращивания различных сельскохозяйственных культур. Департамент необоснованно ссылается на пункты 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса о том, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если вид его разрешенного использования не входит в перечень видов разрешенного использования. В пункте 4 статьи 85 Земельного кодекса указано, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. При этом в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. Согласно выписке из ЕГРН от 08.02.2021 земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Данный участок находится за пределами населенного пункта и относится к сельскохозяйственным угодьям (представляет собой пашню). В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Градостроительного кодекса утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Таким образом, для земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 не могут быть установлены градостроительные регламенты.

От администрации отзыв на жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель департамента поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.

Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.

Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 16.12.2010 № 4023 главе КФХ Бровину В.Н. предоставлен в аренду земельный участок площадью 789 271 кв. м с кадастровым номером 23:15:0606002:8 из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в границах колхоза имени Ленина (секция 57 контур 8, контур 11, 12, 13). На основании данного постановления администрация и глава КФХ Бровин В.Н. заключили договор № 8845000058 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 сроком до 15.12.2020 (10 лет).

По соглашению о передаче прав и обязанностей арендатора, заключенному 27.06.2013 между главой КФХ Бровиным В.Н. и предпринимателем, права и обязанности арендатора по договору от 17.12.2010 № 8845000058 перешли к заявителю.

Департамент (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) 20.11.2020 заключили дополнительное соглашение к договору от 17.12.2010 № 8845000058, которым установили срок действия договора до 15.12.2023. Дополнительное соглашение зарегистрировано 04.12.2020 в ЕГРН.

В департамент от предпринимателя 29.09.2020 поступило заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:15:0606002:8 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

Письмом от 05.11.2020 № 52-32-16-40926/20 уполномоченный орган отказал в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Согласно Правилам № 221 земельный участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 расположен в границах территориальной зоны – садоводства и дачного хозяйства (Ж-КСТ) за границами населенного пункта.

Глава хозяйства, ссылаясь на незаконность решения департамента, нарушающего ее права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).

При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.

Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).

В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

По смыслу приведенных правовых норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности оспариваемого главой хозяйства решения департамента об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций признали предпринимателя арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:15:0606002:8, соответствующего установленным требования.  Судебные инстанции исходили из того, что мотивы, приведенные уполномоченным органом в обоснование принятого им решения, не могут служить законным основанием для непредоставления в собственность заявителя (без торгов) указанного земельного участка. Решение департамента об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не только противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства, но также нарушает права (интересы) главы хозяйства в сфере предпринимательской деятельности.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Доводы кассационной жалобы департамента не принимаются с учетом разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020). В пункте 8 названного Обзора указано, что на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса не может быть приобретен в собственность земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки. Невозможность осуществления сельскохозяйственного производства на земельном участке, находящемся в территориальной зоне, не предполагающей использование его в сельскохозяйственных целях, исключает предоставление такого участка в собственность на основании указанной нормы. Между тем, в данном случае судами установлено и материалами дела подтверждено, что участок с кадастровым номером 23:15:0606002:8 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (представляет собой пашню), вид разрешенного использования которого не изменялся (для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства). Возможность осуществления сельскохозяйственного производства на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0606002:8, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим которого в результате утверждения Правил № 221 не изменился, позволяет предоставить данный участок главе хозяйства в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. При этом суды учли при разрешении спора, что в силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются. Противоречий между выводами о применении норм права и установленными судами при разрешении спора фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения ими характера спорного материального правоотношения, не усматривается. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.

Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу № А32-3872/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                       В.Е. Епифанов

Судьи                                                                                                                      А.И. Мещерин

                                                                                                                                 И.В. Сидорова