ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-3896/06 от 25.12.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законностии обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу

г.Краснодар                                                                         Дело №А-32-3896/2006-60/97

«25» декабря 2007г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Буренкова Л.В. /докл./

Судей: Козубовой М.Г. и Мицкевича С.Р.

При ведении протокола судебного заседания председательствующим.

Рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Романовой Г.К. Омельяненко Е.В. и Коковихина В.Ю. г.Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2007г. по делу №А-32-3896/2006-60/97 (судья Ветер И.В.)

По заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г.Краснодар

к Администрации г.Новороссийска, г.Новороссийск,

3-и лица:        Новороссийская КЭЧ района, г.Новроссийск

Романова Г.К., г.Новороссийск

Омельяненко Е.В., г.Новороссийск

Коковихин В.Ю., г.Новороссийск

о признании недействительным Постановления главы администрации г.Новороссийска

при участии в заседании:

от ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю – Кириллова О.С., представитель, доверенность от 09.10.2007г.;

Администрация г.Новороссийска извещена, представитель в судебное заседание не явился;

от Новороссийской КЭЧ района – Ковалева Т.Ю., представитель, доверенность от 27.08.2006г.;

от Романовой Г.К. – Мартыненко Н.В., представитель, доверенность от 10.04.2006г.;

от Омельяненко Е.А. – Мартыненко Н.В., представитель, доверенность от 01.04.2006г.;

от Коковихина В.Ю. – Мартыненко Н.В., представитель, доверенность от 04.04.2006г.

УСТАНОВИЛ:

            Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (Территориальное управление, заявитель) г.Краснодар обратилось в суд с заявлением к администрации г.Новороссийска, г.Новороссийск о признании недействительным Постановления главы администрации г.Новороссийска от 29.09.2005г. №3163 «О переводе нежилых помещений во встроенно-пристроенном помещении по ул.Южная, 10 (МО РФ) в категорию жилых с целью обустройства квартиры».

            К участию в деле, в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Новороссийская КЭЧ района г.Новороссийск, а также Романова Г.К., Омельяненко Е.В. и Коковихин В.Ю., г.Новороссийск, являющихся нанимателями квартир по договору социального найма в встроено-пристроенном помещении по ул.Южная, 10 литер «Б» г.Новороссийска.

            Решением арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2007г. признано недействительным Постановление главы администрации г.Новороссийска от 29.09.2005г. №3163 «О переводе нежилых помещений во встроенно-пристроенном помещении по ул.Южная, 10 (МО РФ) в категорию жилых с целью обустройства квартиры».

            Романова Г.К., Омельяненко Е.В. и Коковихин В.Ю. не согласились с принятым 20.08.2007г. по настоящему делу судебным актом и подали апелляционные жалобы, в которых указали, что:

 - настоящий спор подведомственен суду общей юрисдикции, так как вытекает из публичных правоотношений, не является экономическим и не затрагивает сферу предпринимательской деятельности;

 - судом не учтено, что законным представителем собственника спорного имущества Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принято распоряжение №282-р от 27.02.2006г. «О передаче объектов Новороссийской квартирно-эксплуатационной части района в муниципальную собственность города Новороссийска Краснодарского края», где в перечне объектов, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную собственность города Новороссийска, значатся помещения квартиры №241 в доме №10 по ул.Южная в г.Новороссийске, а в мае 2006г. актом приема-передачи, утвержденным руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, была оформлена фактическая передача спорного имущества новому собственнику;

- Территориальное агентство Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю не является надлежащим заявителем по настоящему делу;

- судом не учтено, что Территориальным управлением пропущен трехмесячный срок на подачу заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, и заявители апелляционной жалобы просили решение арбитражного суда от 20.08.2007г. отменить, а производство по делу – прекратить.

            В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская КЭЧ района считает несостоятельными доводы, изложенные в жалобе и указала, что Администрация г.Новороссийска не является собственником встроенно-пристроенного нежилого помещения по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске, поскольку, в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №282-р от 27.02.2006г. и выпиской из реестра федерального имущества, в перечень объектов, передаваемых из федеральной собственности в муниципальную, был включен жилой дом №10 по ул.Южная в г.Новороссийске с 1 по 240 квартиру. Определением арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2006г. был наложен арест на указанное нежилое помещение, запрещающий юридическим и физическим лицам распоряжаться этим помещением, совершать действия по его отчуждению, однако, в нарушение определения арбитражного суда от 25.05.2006г. и Распоряжения федерального органа №282-р, администрация г.Новороссийска необоснованно включила в Постановление №2797 от 07.09.06г. «О приёме в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства Новороссийской КЭЧ района» под видом несуществующей квартиры №241 – нежилое помещение литер «Б» по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске, изъяв из федеральной собственности объект, без согласия собственника и далее незаконно произвела отчуждение указанного арестованного нежилого помещения в собственность Романовой Г.К. и других граждан и Новороссийская КЭЧ района просила решение арбитражного суда от 20.08.2007г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Администрация г.Новороссийска отзыв на апелляционную жалобу не представила, а в ходатайстве, поступившем 25.12.07г. в арбитражный суд по факсимильной связи, просила рассмотреть дело в отсутствие её представителя, поэтому апелляционная инстанция считает, что в этом случае дело следует рассмотреть в порядке ст.156 АПК РФ – в отсутствие представителя администрации г.Новороссийска.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 11:30 25.12.2007г. до 12:20 09.01.2008г. и с 13:00 до 14:30 09.01.2008г.

Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости и допустимости, суд апелляционной инстанции установил.

Как следует из материалов дела, начальник Новороссийской КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) г.Новороссийск письмом от 07.10.2004г. обратился в администрацию г.Новороссийска с заявлением (л.д. 25 т.2) о переводе нежилого помещения по адресу ул.Южная, 10, г.Новороссийска в категорию жилого.

            По делу установлено, что нежилое помещение общей площадью 182,3 кв.м. (инвентарные номера 1, 3, 15), расположенное по указанному адресу, является пристроенным помещением к жилому дому №10 по ул.Южная в г.Новороссиске, с 2001г. арендуемое ООО ТП «Гармония», в котором находится магазин «Продукты», что подтверждается техническим паспортом магазина (л.д.120-125 т.1), актом обследования помещения по ул.Южная, 10, литер Б, в г.Новороссийске от 10.08.2006г. (л.д.100 т.1), Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 29.01.2007г. (л.д.32 т.2), фотоснимками (л.д.101 т.1) и не оспаривается участвующими в деле лицами.

            По поручению администрации города Новороссийска городской межведомственной комиссией по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания и по оформлению разрешений на перепланировку жилых и встроенных нежилых помещений в жилых домах обследовано указанное нежилое помещение и в акте от 15.10.2004г. №39 дано заключение о возможности признания пригодными для постоянного проживания нежилых помещений площадью 43,1 кв.м., 43,5 кв.м. и 9,2 кв.м. во встроено-пристроенном помещении по ул.Южная, 10 (МО РФ) (л.д. 3-4 т.2).

            На основании заявления начальника Новороссийской КЭЧ района 25.11.2004г. ОАО «Новоросгражданпроект», дано экспертное заключение о техническом состоянии строительных конструкций нежилого помещения по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске, в соответствии с которым указанное помещение может быть использовано в качестве жилого при его частичной перепланировке.

            Постановлением главы администрации муниципального образования г.Новороссийск от 19.01.2005г. №18 утвержден акт городской межведомственной комиссии №39 от 15.10.2004г.

            10.02.2005г. на основании п.2 указанного Постановления получено заключение №20/05-64/1 государственной жилищной инспекции Краснодарского края, из содержания которого следует, что возможность перевода нежилых помещений, инвентарные номера 1, 3, 15 в доме по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске, в категорию жилых помещений имеется.

            28.09.2005г. Главой администрации муниципального образования г.Новороссийск, на основании обращения начальника Новороссийской КЭЧ района с просьбой о переводе нежилого встроено-пристроенного помещения по ул.Южная, 10 в категорию жилого с целью обустройства жилой квартиры, а также учитывая положительное заключение государственной жилищной инспекции №20/05-64/1, принято Постановление №3163 «О переводе нежилых помещений во встроено-простроенном помещении по ул.Южная, 10 (МО РФ) в категорию жилых с целью обустройства квартиры».

   Несогласие заявителя с Постановлением главы администрации муниципального образования г.Новороссийск от 28.09.2005г. №3163 и явилось основанием для обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю в арбитражный суд с заявлением о признании этого Постановления недействительным, считая, что оно нарушает права и законные интересы собственника спорного имущества (Российской Федерации).

            Таким образом, предметом заявленных требований является восстановление нарушенного права собственности Российской Федерации действиями администрации г.Новороссийска, выразившимися в принятии 28.09.2005г. Главой муниципального образования г.Новороссийска оспариваемого Постановления (№3163), которым изменено функциональное назначение нежилых помещений (№№1, 3, 15 – согласно технического паспорта) площадью, соответственно, 43,1 кв.м., 43,5 кв.м. и 9,2 кв.м. в доме по ул.Южная, 10, переведенных в категорию жилых комнат с целью благоустройства квартир.

Согласно ч.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 Кодекса.

В соответствии со ст.ст. 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Как следует из Положения о квартирно-эксплуатационной части Новороссийского района Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного начальником 148 квартирно-эксплуатационного отдела Главного квартирно-эксплуатационного Управления Министерства обороны Российской Федерации 03.10.2000г. (л.д.35-40 т.2), Новороссийская КЭЧ является учреждением, бюджетной организацией, передана в подчинение 148 КЭО Гл. КЭУ МО РФ.

Имущество, закрепленное за Новороссийской КЭЧ района, является федеральной собственностью и находится на правах оперативного управления.

В соответствии со ст.15 Закона Краснодарского края «О порядке изменения функционального назначения жилых и нежилых помещений на территории Краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 24.09.2002г. №521-КЗ, действующего на момент обращения начальника Новороссийской КЭЧ района с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое), для рассмотрения вопросов перевода нежилого помещения в жилое, собственник этого помещения или его законный представитель представляет в межведомственную комиссию пакет необходимых документов.

Таким образом, заявление о переводе помещения из одной категории в другую подается собственником спорного имущества, а не лицом, владеющим им на каком-либо ином праве.

По делу установлено, что собственником встроено-пристроенного помещения литер «Б» по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске является Российская Федерация в лице уполномоченного на распоряжение имуществом государственного органа – Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ранее – Министерство имущественных отношений).

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. №200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004г. №691, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения о Территориальном управлении, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. №37, осуществляет управление и распоряжение федеральным имуществом на территории Краснодарского края.

Согласно пункту 1 раздела 2 указанного Положения, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Краснодарского края.

В соответствии с п.1 ст.22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 5 части 2 и частью 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, решение уполномоченного органа о переводе помещения в нежилое является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки.

Указанные требования закона, ни на момент принятия действий о согласовании перевода нежилого помещения (пристройки, в которой расположен магазин ООО ТП «Гармония»), ни на момент принятия оспариваемого Постановления, Новороссийская КЭЧ не осуществляла.

Территориальное управление не обращалось с заявлением в орган, осуществляющий перевод помещений (из нежилых в жилые) и не уполномочивало Новороссийскую КЭЧ района перевести нежилые помещения федерального уровня собственности, расположенные в г.Новороссийске по ул.Южная, 10, литер «Б», общей площадью 182,3 кв.м., в категорию жилых, поэтому вывод суда 1-й инстанции о том, что администрация г.Новороссийска превысила свои полномочия, приняв заявление начальника Новороссийской КЭЧ района о разрешении перевода указанного нежилого помещения в жилое, является правильным.

Правильным является вывод суда 1-й инстанции и о том, что имеющаяся в материалах дела доверенность, выданная 02.12.2002г. Начальником 148 КЭО Гл.КЭУ МО РФ Воля И.О., начальнику Новороссийской КЭЧ района Аветисяну В.П., не является доказательством наличия у последнего полномочий на обращение с заявлением в администрацию г.Новороссийска о переводе нежилого помещения, являющегося федеральной собственностью, в жилое, поскольку данные полномочия принадлежат собственнику имущества – Российской Федерации в лице уполномоченного государственного органа. Кроме того, срок действия этой доверенности установлен до 19.06.2004г., в то время как действия должностных лиц по переводу нежилого помещения в жилое, путем подачи 07.10.2004г. в администрацию г.Новороссийска заявления о переводе нежилого помещения литер «Б» по ул.Южная, 10, в категорию жилого и подачи 03.11.2004г. заявления о выдаче заключения о возможности перевода нежилого помещения по указанному адресу в категорию жилого были осуществлены после истечения срока полномочий начальника Новороссийской КЭЧ района по указанной доверенности на представление интересов Новороссийской КЭЧ района.

Доказательств наличия иного документа, подтверждающего полномочия Аветисяна В.П. действовать от имени Новороссийской КЭЧ района, в материалах дела нет.

Более того, Новороссийская КЭЧ района отрицает факт направления в администрацию г.Новороссийска письма за №1003 с просьбой выдачи заключения о возможности перевода нежилого помещения по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске, в категорию жилого, датированного 03.04.2004г., указывая на недействительность представленного администрацией г.Новороссийска письма, подписанного начальником Новороссийской КЭЧ Аветисяном В.А.

По делу установлено, что в журнале исходящей корреспонденции Новороссийской КЭЧ района за 2004 год записи за 3 апреля отсутствуют, предыдущие записи за 01 апреля 2004г. следуют за №№282-288, следующие за 01 апреля 2004г. записи значаться от 05 апреля 2004г. за №№289-297. Кроме того, 3 апреля 2004г. является субботой, то есть выходным днем.

За №1003 от 03 ноября 2004г. имеется запись об отправке письма в администрацию г.Новороссийска о выдаче заключения по ул.Южная, 10, следовательно, указанная копия письма от 03.04.2004г. за №1003, предоставленная в дело администрацией г.Новороссийска – не соответствует действительности. Доказательств надлежащей достоверности этого письма в части датирования ответчик в суд не представил.

Таким образом, является правильным вывод суда 1-й инстанции о том, что у начальника Новороссийской КЭЧ района Аветисяна В.А. отсутствовали полномочия на обращение его в администрацию г.Новороссийска с заявлением о переводе нежилого помещения, являющегося федеральной собственностью, в жилое.

В соответствии с пп.2 п.2 ст.6 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ от 28.08.1995г., органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению исключительно в отношении объектов муниципального уровня собственности, следовательно, распоряжение органом местного самоуправления – администрацией муниципального образования г.Новороссийск федеральной собственностью, является нарушением действующего законодательства.

Довод Романовой Г.К., Омельяненко Е.В. и Коковихина В.Ю. о том, что Территориальное управление является ненадлежащим заявителем по настоящему делу, поскольку в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27.02.2006г. №282-р объекты жилищно-коммунального хозяйства, являющиеся федеральной собственностью, были изъяты из оперативного управления Новороссийской КЭЧ района для последующей безвозмездной передачи их в муниципальную собственность, что оформлено актом приема-передачи имущества в мае 2006г., является несостоятельным в виду следующего.

В судебном заседании установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю обратилось в суд с рассматриваемым заявлением 20.01.2006г., что подтверждено штемпелем Арбитражного суда Краснодарского края.

Более того, как следует из материалов дела, определением арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2006г. (л.д. 37-38 т.1) на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Новороссийск ул.Южная, 10, литер «Б», общей площадью 182,3 кв.м. был наложен арест и суд запретил юридическим и физическим лицам распоряжаться этим имуществом, совершать действия по отчуждению и обременению данного объекта недвижимого имущества, а также производить реконструкцию путем изменения градостроительных характеристик.

Основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Новороссийска на нежилые помещения расположенные в г.Новороссийске по ул.Южная, 10 литер «Б» явилось оспариваемое Постановление главы администрации г.Нововроссийска от 28.09.2005г. №3163, Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27.02.2006г. №282-р и Постановление главы администрации г.Новороссийска от 28.09.2005г. №2797.

В п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры федеральной, государственной и муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется Приложениями №№1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1.

Согласно пункту 2 раздела II приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1, имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности. В силу пункта 1 Постановления, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 12 статьи 1 Федерального Закона от 31.05.1996г. №61-ФЗ «Об обороне», предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Материалами дела установлено, что жилой дом и пристроенное к нему помещение под магазин, расположенные по ул.Южная, 10, в г.Новороссийске, принадлежали Новороссийской КЭЧ района на праве оперативного управления на основании свидетельства о внесении в реестр федерального имущества от 10.11.2000г. реестровый номер 02300994 и подтверждено выпиской из реестра федерального имущества от 12.12.2005г. №10-08/10228.

В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», указанные объекты недвижимости (жилой дом и встроено-пристроенное помещение магазина по ул.Южная, 10 в г.Новороссийске) находились в ведении Министерства обороны России, а значит право федеральной собственности на это имущество возникло в силу закона независимо от балансовой принадлежности этого имущества.

При изложенных обстоятельствах Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27.02.2006г. №282-р и Постановление главы администрации г.Новороссийска от 28.09.2005г. №2797 противоречат Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1, поэтому, на основании абз.11 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.2 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не применяются. По указанным основаниям не могут быть рассмотрены и оценены как доказательства и представленные в материалы дела выписки из технического паспорта помещений на комнаты во встроено-пристроенном к жилому дому №10 по ул.Южная г.Новороссийска нежилом помещении, Свидетельства о государственной регистрации права на комнаты в указанном нежилом помещении и выписки из Реестра муниципальной собственности г.Новороссийска.

Таким образом, рассматриваемое заявление подано надлежащим лицом.

Доводы подателей апелляционных жалоб о пропуске заявителем, предусмотренного п.4 ст.198 АПК РФ процессуального срока на подачу заявления в суд в связи с тем, что по мнению Романовой Г.К., Омельяненко Е.В. и Коковихина В.Ю., о передаче в муниципальную собственность жилого дома №10 по ул.Южная в г.Новороссийске заявителю стало известно 19.01.2005г., то есть с момента издания главой администрации г.Новороссийска Постановления №18 «Об утверждении акта городской межведомственной комиссии обследования нежилых помещений по ул.Южная, 10, находящихся на балансе Новороссийской квартирно-эксплуатационной части района».

В силу ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, 08.12.2005г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, руководствуясь Положением о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. №37, в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 02.03.2000г. №34 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью федерального имущества» провело проверку сохранности и эффективности использования федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Новороссийской квартирно-эксплуатационной частью района.

В ходе проведения проверки установлено, что нежилые помещения федерального уровня собственности, расположенные в г.Новороссийске по ул.Южная, 10, литер «Б», общей площадью 182,3 кв.м., закрепленные на праве оперативного управления за Новороссийской КЭЧ района были переведены в категорию жилых на основании Постановления главы администрации г.Новороссийска от 29.09.2005г. №3163 «О переводе нежилых помещений во встроенно-пристроенном помещении по ул.Южная, 10 (МО РФ) в категорию жилых с целью обустройства квартиры» о чем 08.12.2005г. был составлен акт.

Таким образом, о нарушении прав и законных интересов, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю как орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий контроль за использованием по назначению и сохранности федерального имущества, узнало только в ходе проведения проверки.

Более того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004г. №367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконным обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Доказательств нарушения заявителем установленного п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока, участвующие в деле лица суду не представили.

Доводы Романовой Г.К., Омельяненко Е.В. и Коковихина В.Ю. о неподведомственности арбитражному суду заявленного Территориальным управлением спора является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

По смыслу указанной нормы все экономические споры юридических лиц и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, относятся к подведомственности арбитражных судов.

По данному делу спор возник между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю и Администрацией муниципального образования город Новороссийск, то есть между юридическими лицами, поэтому по субъектному составу участников правоотношений и дело подведомственно арбитражному суду. Предметом заявления является признание недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления. Спор носит публичный характер. Таким образом, в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Постановление главы администрации г.Новороссийска от 29.09.2005г. №3163 «О переводе нежилых помещений во встроенно-пристроенном помещении по ул.Южная, 10 (МО РФ) в категорию жилых с целью обустройства квартиры» издано с превышением предоставленных законодательством главе местного самоуправления полномочий, противоречит Конституции Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому суд 1-ой инстанции правильно признал указанное Постановление недействительным.

Дело рассмотрено в соответствие с требованиями норм материального и процессуального законодательства, имеющимся в деле доказательствам суд 1-ой инстанции дал надлежащую и правильную оценку, что достаточно полно нашло свое отражение в решении арбитражного суда от 20.08.2007г., поэтому апелляционная инстанция не находит оснований к отмене или изменению принятого 20.08.2007г. по настоящему делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2007г. по делу №А-32-3896/2006-60/97 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

            Председательствующий                                                                 Л.В. Буренков

            Судьи:                                                                                                          М.Г. Козубова

                                                                                                                      С.Р. Мицкевич