ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-39342/2021 от 21.04.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-39342/2021

25 апреля 2022 года 15АП-5477/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,

судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН 2325011577, ОГРН 1022303444690)

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 по делу
№ А32-39342/2021

по иску открытого акционерного общества «Водоканал Апшеронского района» (ИНН 2325019287, ОГРН 1062325005159)

к муниципальному предприятию «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН 2325011577, ОГРН 1022303444690)

о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Водоканал Апшеронского района» (далее – истец, ОАО «Водоканал Апшеронского района», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному предприятию «Апшеронск» Апшеронского городского поселения Апшеронского района (далее – ответчик, предприятие, МП «Апшеронск») о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору водоснабжения и водоотведения в размере 5417,82 руб., неустойки в размере 836,05 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 с
МП «Апшеронск» в пользу ОАО «Водоканал Апшеронского района» взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 5417,82 руб., неустойка в размере 836,05 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, МП «Апшеронск» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что поскольку истец не представил доказательства, подтверждающие законное право владения линейным объектом недвижимости - канализационными сетями, у него отсутствует право взимания целевых платежей на содержание этих объектов. Суд необоснованно посчитал, что линейный объект (канализационный трубопровод) принадлежит истцу на праве собственности на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2015 по делу А32-32846/2014, так как указанный объект не содержится в списке объектов недвижимого имущества, на которые суд обязал Управление Россреестра Краснодарского края осуществить государственную регистрацию права собственности за истцом. В материалах дела отсутствуют выписки из ЕГРН, в том числе на линейный объект недвижимости - канализационный трубопровод. Справка о балансовой принадлежности не является документом, определяющим юридическое основание возникновения вещного права в соответствии с ГК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Водоканал Апшеронского района» указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

От истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Водоканал Апшеронского района» (организация ВКХ) и МП «Апшеронск» (абонент) заключен договор водоснабжения и водоотведения от 09.01.2020 N 429, согласно которому организация ВКХ обязуется подавать абоненту надлежащего качества питьевую холодную воду по адресам г. Апшеронск, ул. Ленина, д. 55 (стоматологический кабинет), г. Апшеронск, сквер 60-летия Победы (туалет), г. Апшеронск, ул. Заречная д. 1 (нежилое здание - мастерская, нежилое здание - гаражи - боксы, нежилое здание - контора), и осуществлять прием сточных вод абонента по адресам: г. Апшеронск, ул. Ленина, д. 55 (стоматологический кабинет), г. Апшеронск, сквер 60-летия Победы (туалет), а абонент обязуется оплачивать принятую питьевую холодную воду и услуги по водоотведению на условиях, предусмотренных договором, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обеспечивать безопасность эксплуатации и надлежащее техническое состояние находящихся в его ведении инженерных сетей, используемых им приборов и оборудования (п. 1.1 договора).

Пункт 4.3.6 договора закрепляет обязанность абонента производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.

В соответствии с п. 3.3 договора расчетный период, установленный договором, равен 1 календарному месяцу.

Оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентов в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.

Во исполнение условий договора ОАО «Водоканал Апшеронского района» в период с 01.08.2020 по 31.12.2020 оказаны услуги по холодному водоснабжению и водоотведению объекта ответчика по адресу: г. Апшеронск, сквер 60-летия Победы (туалет).

Истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.08.2020 по 31.12.2020 в соответствии с формулой, предусмотренной п. 123 (4) Правил N 644.

На основании фактического объема потребленной холодной воды и оказанных услуг водоотведения истцом выставлены счета-фактуры, однако ответчиком указанные счета-фактуры оплачены не полностью, а именно не произведена оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения,
утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила
N 644).

Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в пункте 118 Правил N 644.

В силу пункта 113 Правил N 644 значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Обязанность по указанной выше компенсации расходов наступает у абонента в силу пункта 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным, в том числе, пунктами 113 и 114 названных Правил.

В пункте 120 Правил N 644 содержится формула определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для случая, когда по результатам контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 Правил N 644.

Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;

- по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Пунктом 123 (4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из следующих условий:

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 30 куб. м в сутки;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами N 644, суд первой инстанции, установив факт сброса ответчиком сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 113 названных Правил, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Истец произвел перерасчет платы по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644, поскольку установил, что среднесуточный объем сточных вод, сбрасываемых с объекта ответчика, расположенного по адресу: г. Апшеронск, сквер 60-летия Победы (туалет), составляет менее 30 м3 в сутки, помимо этого для отбора сбрасываемых с объекта сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Ответчиком сведений о предоставлении в адрес истца декларации о составе и свойствах сточных вод в материалы дела не представлено.

Ответчиком объем оказанных истцом услуг по водоотведению не оспаривается, также как и применяемая формула для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В отсутствие доказательств внесения ответчиком платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном ко взысканию размере.

Ссылка ответчика на отсутствие доказательств принадлежности истцу канализационных сетей правомерно отклонена судом первой инстанции.

ОАО «Водоканал Апшеронского района» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района на основании распоряжения главы Апшеронского городского поселения от 27.06.2013 N 70-р.

Согласно справке о балансовой принадлежности на балансе истца находятся следующие объекты централизованной системы водоотведения в г. Апшеронске:

- насосные канализационные станции в г. Апшеронске по ул. Партизанская, ул. Индустриальная, ул. Речная, ул. Королева,

- очистные сооружение по адресу г. Апшеронск, мкр. ПДК, состоящие из отстойников двух и трех ярусный, вторичных отстойников, песколовок, Песковых площадок, биофильтров, иловых площадок и т.д.;

- насосная станция перекачки ила, канализационная насосная станция, насосная станция перекачки фекальных вод, насосная станция перекачки дренажных вод, здание лаборатории, здание хлораторной станции, расположенные по адресу г. Апшеронск, мкр. ПДК,

- линейные объекты - канализационные сети, общей протяженностью более 50 км.

Вышеуказанные объекты принадлежат истцу на праве собственности на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2015 по делу N А32-32846/2014.

Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73 применительно к положениям пункта 123(4), законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы, данная плата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Компенсация не является тарифом или платой за оказываемые услуги или работы, поскольку реализуется в рамках уже имеющихся договорных отношений по водоотведению. Возникновение у организации водопроводно-канализационного хозяйства права на получение компенсации непосредственно связано с оказанием услуг по водоотведению. Механизм компенсации организации водопроводно-канализационного хозяйства расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, на работу централизованной системы водоотведения, не может рассматриваться как противоречащий гражданскому законодательству и законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, право истца на получение от ответчика компенсации в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения непосредственно связано с оказанием услуг по водоотведению.

В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые виды деятельности определяются как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

Тарифы на водоснабжение, водоотведение, подвоз воды, подключение объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения для предприятия устанавливаются Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Тариф на водоотведение в Апшеронском районе утвержден региональной энергетической комиссией - департаментом цент и тарифов Краснодарского края.

Согласно части 5.7 статьи 32 Закона N 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации производственной программы, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности и расходы, связанные с приобретением необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.

Производственная программа ОАО «Водоканал Апшеронского района» по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории Апшеронского района утверждена Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края на период действия 2019-2023гг. Производственная программа в сфере водоотведения ОАО «Водоканал Апшеронского района» включает перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения; мероприятий, направленных на улучшение качества очистки сточных вод; мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания абонентов; мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе показатели надежности и бесперебойности водоотведения.

В силу пункта 123(5) Правил № 644 средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

Таким образом, в состав тарифа на водоотведение ОАО «Водоканал Апшеронского района» не входят мероприятия по компенсации негативного воздействия сточных вод на централизованную систему водоотведения.

Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеют целевое назначение и при расчете тарифа на водоотведение не учитывались.

Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере
836,05 руб.

Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с пунктом 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011
N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Аналогичные нормы предусмотрены и п. 13.2 договора водоснабжения и водоотведения от 09.01.2020 N 429.

Установив просрочку в исполнении, Арбитражный суд Краснодарского края проверил расчет пени и признал его неверным в части примененной ставки рефинансирования.

К расчету пени, начисленной по денежным обязательствам, не исполненным ответчиком до принятия решения по делу, следует применять ставку Центробанка России, действовавшую на дату принятия решения. Указанная позиция суда согласуется с выводами, сформулированными Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3).

Судом первой инстанции произведен расчет пени, согласно которому размер пени, на взыскание которой мог претендовать истец, превышает размер заявленных требований. Поскольку суд не вправе выходить за пределы исковых требований, суд первой инстанции удовлетворил требования о взыскании пени в заявленном размере.

Арифметическая правильность расчета пени ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), каких-либо доводов в данной части апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение № 84 от 09.03.2022) подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2022 по делу
№ А32-39342/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий Е.А. Маштакова

Судьи В.Л. Новик

Б.Т. Чотчаев