АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А32-40130/2014 | 19 мая 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2015 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Алексеева Р.А. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании
от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Инновационные технологии и решения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (ликвидатор) и ФИО2 (доверенность от 12.01.2015), от заинтересованного лица – инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару – ФИО3 (доверенность от 09.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу №А32-40130/2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.), установил следующее.
ООО «Инновационные технологии и решения» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару (далее – налоговая инспекция) со следующими требованиями:
– признать недействительным решение налоговой инспекции от 29.09.2014 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией;
– обязать налоговую инспекцию зарегистрировать запись о ликвидации общества.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговой инспекцией не соблюдены требования Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
Решением от 12.01.2015 (судья Непранов Г.Г.), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 05.03.2015 решение от 12.01.2015 отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции признал незаконным решение налоговой инспекции от 29.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица – общества при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и обязал налоговую инспекцию произвести в соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию ликвидации общества. Судебный акт мотивирован тем, что общество в данном случае выполнило требования, установленные подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление от 05.03.2015 отменить, решение от 12.01.2015 оставить без изменения. Податель жалобы полагает неправомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что заявитель не обязан представлять сведения в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона
от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56-ФЗ) в пенсионный фонд.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, представители общества возражали против ее удовлетворения, ссылались на соответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, общество зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 14.03.2013 за основным государственным регистрационным номером <***>.
27 мая 2014 года ФИО4 (единственный участник общества) принял решение о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначен ФИО1
05 июня 2014 года в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации заявителя как юридического лица и назначении ликвидатора.
В журнале «Вестник государственной регистрации» от 11.06.2014 № 23 (483) опубликовано сообщение о принятии данного решения.
22 сентября 2014 года единственным участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса.
22 сентября 2014 года общество представило в налоговую инспекцию заявление о государственной регистрации общества, в связи с его ликвидацией.
Налоговая инспекция получила следующие документы общества: заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, что подтверждается представленной в деле распиской в получении документов.
Решением от 29.09.2014 налоговая инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Налоговая инспекция указала, что обществом не представлены сведения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 56-ФЗ.
Полагая, что указанное решение налоговой инспекции является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды обоснованно исходили из положений гражданского законодательства и Закона № 129-ФЗ, регламентирующих порядок ликвидации юридического лица и его государственную регистрацию в связи с ликвидацией.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 56-ФЗ. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом № 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Законом.
В силу пунктов «а» и «б» статьи 23 Закона № 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Суды установили, что общество в налоговый орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представило следующие документы: заявление о ликвидации составленное по форме № Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
По данным, поступившим из пенсионного фонда в ответ на запрос налоговой инспекции, общество не выполнило требования, установленные подпунктом «г» пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, то есть не представило в пенсионный фонд предусмотренные подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и частью 4 статьи 9 Закона № 56-ФЗ сведения о работающих у него застрахованных лицах и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные данным пунктом.
Вместе со сведениями, предусмотренными названным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Суды установили, что общество сведения о работающих у него застрахованных лицах и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в соответствии с подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ не представило.
Однако с момента создания общества и до даты принятия решения о ликвидации общества штатного расписания не было, работники в обществе не значились, заработная плата и иные вознаграждения не начислялись и не выплачивались, а функции директора и главного бухгалтера общества принял на себя единственный учредитель общества – ФИО4 По этим основаниям общество не представляло в пенсионный фонд сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 10 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 56-ФЗ правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном данным Законом.
Поскольку общество заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в пенсионный фонд не подавало, то апелляционный суд правомерно указал, что оно не обязано было представлять сведения в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 56-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к верному выводу, что общество выполнило требования, установленные подпунктами 1 – 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем обоснованно признал отказ инспекции в государственной регистрации незаконным.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы апелляционного суда.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу № А32-40130/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Улько
Судьи Р.А. Алексеев
Е.В. Артамкина