ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-41126/18 от 23.12.2021 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

                Дело № А32-41126/2018

24 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия – департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) – Шапаренко К.А. (доверенность от 29.07.2021), в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Дорстройматериалы» (ИНН 2339016871, ОГРН 1072339000425) и третьих лиц: государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод"», акционерного общества «Мегафон Ритейл», публичного акционерного общества «Мегафон», извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А32-41126/2018, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Дорстройматериалы» (далее – общество, недропользователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:

– признать незаконным изложенный в письме от 05.07.2018 № 52-29504/18-33-12 отказ в предоставлении в аренду обществу на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39;

– обязать департамент в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду обществу на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39.

Заявление основано на положениях статей 30, 39.6, 39.16, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), статей 1, 30, 35, 36 Градостроительного  кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), статей 7, 11, 12, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах). Требования мотивированы незаконностью решения уполномоченного органа об отказе в заключении с недропользователем договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 на новый срок. Оспариваемое решение департамента нарушает права (интересы) общества, испрашивающего земельные участки на новый срок в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Северо-восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» (далее – предприятие); акционерное общество «Мегафон Ритейл»; публичное акционерное общество «Мегафон».

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020, в удовлетворении требований отказано.

Суды установили, что администрацией муниципального образования Курганинский район (далее – администрация) и обществом 18.03.2008 подписан договор № 881600092 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:16:0801005:0024, 23:16:0801005:0025, 23:16:0801005:0026, сроком действия до 01.10.2018. Стороны 24.08.2010 подписали дополнительное соглашение о внесении в договор изменений: исключен земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:0024, вместо него включены земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39. Глава администрации Краснодарского края распоряжениями от 10.05.2011 № 731-р и от 10.05.2011 № 732-р перевел земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Земельный участок с кадастровым номером 23:160801005:39 имеет категорию земель – земли населенных пунктов и разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39 в аренду в целях недропользования на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых обществом земельных участков, мотивировав отказ следующим. На земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 находится объект недвижимого имущества краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801000:450. Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38 «для размещения промышленного объекта» и 23:16:0801005:39 «ведение сельскохозяйственного производства» не соответствует испрашиваемой обществом цели предоставления – недропользование. Участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 расположены в границах лицензионного контура (недропользование) в своей части, участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне лицензионного контура. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 09.10.2015 № 199 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта капитального строительства регионального значения «Проектирование и строительство волоконно-оптической линии связи г. Лабинск – г. Курганинск». Через участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 проходит действующая высоковольтная линия электропередачи напряжением 110 кВ, а также размещена рекультивируемая свалка. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 частично попадают в водоохранную зону водного объекта. Ссылаясь на незаконность отказа уполномоченного органа, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.16 Земельного кодекса, статей 6, 25.1 Закона о недрах. По запросу суда первой инстанции управлением Росреестра по Краснодарскому краю направлена следующая информация. В результате проведенного анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) 19.07.2019 была выявлена и исправлена техническая ошибка, допущенная при ведении ЕГРН, в части внесения информации о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта недвижимости с кадастровым номером 23:16:0801000:450. Таким образом, на момент подачи обществом заявления в департамент (05.07.2018) в ЕГРН имелись сведения о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта недвижимого имущества краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801005:450. Информация о наличии в границах испрашиваемого земельного участка недвижимого объекта публичной собственности содержалась в соответствующем реестре (кадастре), кадастр ведется уполномоченным государственным органом. Поэтому у департамента отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления общества в части земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38. Кроме того, этот участок расположен вне лицензионного контура по добыче полезных ископаемых, что также исключает удовлетворение в этой части требований общества. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. Участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование – размещение промышленных объектов. Из буквального понимания целей предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37 и вида его разрешенного использования следует, что данный участок предназначен исключительно для размещения объектов недвижимости в сфере промышленности, что не соответствует цели, для которой участок испрашивался обществом – для разработки и добычи полезных ископаемых. Поскольку указанная обществом в заявлении в департамент цель предоставления этих участков в аренду (недропользование) не соответствует разрешенному их использованию, отказ в предоставлении данных земельных участков соответствует пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Суд апелляционной инстанции отклонил как не подтвержденный надлежащими доказательствами довод общества о том, что испрашиваемые в аренду земельные участки совместно представляют собой единый комплекс по переработке песчано-гравийной смеси Прохладненского месторождения. Кроме того, эти обстоятельства (даже в случае их подтверждения) не опровергают факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 вне лицензионного контура по добыче полезных ископаемых (за границами отвода). При этом земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 имеет категорию земель населенных пунктов и разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства. Общество указывает, что все необходимые мероприятия по инициированию внесения изменений в документы территориального планирования выполнило, что подтверждается ответом комиссии по землепользованию и застройке (выписка из протокола от 25.12.2018 № 33). Вместе с тем, доказательств перевода участка в иную категорию земель не представлено. С учетом совокупности приведенных обстоятельств, апелляционный суд не принял ссылки общества на недоказанность нахождения на участках линейных объектов и нахождения участков в водоохранной зоне, как не влияющие на законность оспариваемого отказа департамента. Исходя из изложенного, судебные инстанции отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.09.2020 решение от 27.01.2020 и апелляционное постановление от 03.07.2020 в части отказа в удовлетворении требований общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 оставлены без изменения. В остальной части указанные судебные акты отмены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Суд округа указал, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне границ лицензионного контура, поэтому его предоставление департаментом для проведения работ, связанных с пользованием обществом недрами на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса невозможно. Данное обстоятельство, установленное судами при разрешении спора, исключает удовлетворение заявления общества в соответствующей части. Однако вывод судебных инстанций о законности отказа департамента ввиду наличия по сведениям ЕГРН в границах указанного земельного участка недвижимого объекта краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801005:450 суд округа не поддерживает. Материалы дела подтверждают, что заявление общества о предоставлении земельных участков в уполномоченный орган поступило 07.06.2018. По информации управления Росреестра по Краснодарскому краю техническая ошибка (в виде внесения в ЕГРН сведений о расположении в границах участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта с кадастровым номером 23:16:0801005:450) устранена 19.07.2018. При этом общество владело и пользовалось испрашиваемым земельным участком на протяжении длительного периода времени (с 2008 года) в отсутствие размещения на нем объекта краевой собственности. Допущенная техническая ошибка исправлена путем исключения из сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 информации о здании краевой собственности, которое фактически на этом участке никогда не располагалось. При этом департамент как представитель публичного собственника и специально уполномоченный орган, представляющий Краснодарский край в сфере имущественных и земельных отношений, обязан располагать исчерпывающей и достоверной информацией об земельных участках и ином имуществе, находящемся в государственной собственности Краснодарского края, управление и распоряжение которыми отнесено к его компетенции. Получив из регистрирующего органа сведения о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта с кадастровым номером 23:16:0801005:450, принадлежащего Краснодарскому краю, департамент не предпринял никаких действий по устранению выявленной ошибки, носившей очевидно формальный характер. Заявленное уполномоченным органом основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду (если бы оно было единственным основанием для такого отказа) не может быть противопоставлено праву общества на приобретение участка в арендное пользование с учетом возложенных на департамент контрольных функций в отношении имущества государственной собственности Краснодарского края. Суды при разрешении спора не учли, что в ЕГРН содержались ошибочные сведения о нахождении в границах испрашиваемого участка не недвижимого имущества сторонних лиц, а объекта краевой собственности, полномочия по инициированию в отношении такого имущества действий, направленных на исправление ошибочных сведений в отношении объектов краевой собственности, возложены именно на департамент. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37 судебные инстанции установили, что он относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование – размещение промышленных объектов, что исключает его предоставление для разработки и добычи полезных ископаемых. Данный вывод является ошибочным, поскольку не основан на материалах дела, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 имеет вид разрешенного использования – для добычи полезных ископаемых. Этот вид разрешенного использования соответствует цели использования, указанной в заявлении недропользователя о предоставлении его в аренду. Материалы дела, в частности, представленные администрацией документы территориального планирования муниципального образования Родниковского сельского поселения Курганинского района, подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 расположен в границах лицензионного контура в соответствии с лицензией на недропользование, выданной обществу (действующей) до 2032 года. При разрешении требований общества в части отказа департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39, суды ошибочно исходили из того, что для предоставления обществу данного участка необходимо осуществить его перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Участок расположен в границах горного отвода Прохладненского месторождения песчано-гравийной смеси, он относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Испрашиваемый в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 предоставлен обществу в особом порядке для добычи полезных ископаемых, условия его использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами, выданной недропользователю на срок до 2032 года. Согласно выкопировке из Генерального плана Родниковского сельского поселения указанный земельный участок находится в границах месторождения песчано-гравийной смеси (территория горного отвода). Ввиду расположения данного участка в границах горного отвода действие градостроительных регламентов на него не распространяется. В соответствии с пунктом 3.55 Положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345, департамент устанавливает, изменяет виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Таким образом, именно департамент, как представитель публичного собственника и специально уполномоченный орган, представляющий Краснодарский край в сфере имущественных и земельных отношений, наделен полномочиями на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39. При этом то обстоятельство, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду без подачи отдельного заявления об изменении вида его разрешенного использования, не означает, что такая обязанность у департамента отсутствует. В этой связи судам следует учитывать, что в данном случае процедура изменения вида разрешенного использования арендуемого обществом земельного участка, на который действие градостроительных регламентов не распространяется, является одним из этапов (элементом) процедуры предоставления такого участка в аренду заявителю. Иное понимание реализации недропользователем прав, предоставленных ему Земельным кодексом и Законом о недрах, представляется не только формальным, но и несоответствующим задачам судопроизводства, закрепленным в статье 2 Кодекса.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 в удовлетворении требований отказано.

Суд первой инстанции сослался на заключение кадастрового инженера, согласно которому испрашиваемый в аренду недропользователем земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 площадью 50 тыс. кв. м на площади 43 269 кв. м занят горным отводом, от которого свободны 6731 кв. м (13,462% от общей площади участка). Испрашиваемый в аренду участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 площадью 790 тыс. кв. м занят горным отводом на площади 681 170 кв. м, от горного отвода свободны 108 830 кв. м, что составляет 13,776% от общей площади указанного участка. То есть для предоставления обществу на льготных условиях без проведения торгов в аренду публичных земель общей площадью 115 561 кв. м законные основания отсутствуют. Свободные от горного отвода площади граничат с земельным участком публичной собственности с кадастровым номером 23:16:0801005:38, в предоставлении в аренду которого, заявителю отказано. Таким образом, данные участки могут быть перераспределены с учетом нормативных требований к постановке земельных участков на кадастровый учет, в том числе, с отсутствием чересполосицы. Пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, в том числе, когда границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Недропользователь не вправе претендовать на предоставление испрашиваемых земельных участков в аренду в льготном порядке, предусмотренном подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, а значит, границы и площади испрашиваемых участков подлежат уточнению, что исключает удовлетворение требований.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 решение от 10.03.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт. Суд признал незаконным изложенный в письме департамента от 05.07.2018 № 52-29504/18-33-12 отказ в предоставлении обществу на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39. На департамент возложена обязанность в течение одного месяца со дня принятия судом апелляционной инстанции постановления принять решение о предоставлении обществу в аренду на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение от 10.03.2021 вынесено судом первой инстанции при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права. Согласно представленной обществом выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 имеет вид разрешенного использования – для добычи полезных ископаемых, который соответствует цели использования, указанной в заявлении недропользователя о предоставлении его в аренду. Материалы дела, в частности, представленные администрацией документы территориального планирования муниципального образования Родниковского сельского поселения Курганинского района, подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 расположен в границах лицензионного контура в соответствии с лицензией на недропользование, выданной обществу (действующей) до 2032 года. Соответственно, указанный земельный участок с учетом лицензии на недропользование, выданной обществу, должен быть предоставлен обществу в аренду. В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6, подпунктом 10 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса пользователь недр после получения лицензии и оформления горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ, вправе на срок, превышающий срок действия лицензии на пользование недрами не более чем на два года, заключить договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов. По тем же основаниям заявитель вправе требовать заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39, который расположен в границах горного отвода Прохладненского месторождения песчано-гравийной смеси, он относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Испрашиваемый в аренду участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 предоставлен обществу в особом порядке для добычи полезных ископаемых, условия его использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами, выданной недропользователю на срок до 2032 года. Согласно выкопировке из Генерального плана Родниковского сельского поселения указанный земельный участок находится в границах месторождения песчано-гравийной смеси (территория горного отвода). Ввиду расположения данного участка в границах горного отвода действие градостроительных регламентов на него не распространяется. При этом департамент, как представитель публичного собственника и специально уполномоченный орган, представляющий Краснодарский край в сфере имущественных и земельных отношений, наделен полномочиями на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39. То обстоятельство, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду без подачи отдельного заявления об изменении вида его разрешенного использования, не означает, что такая обязанность у департамента отсутствует. Указание в решении суда первой инстанции как основании отказа в удовлетворении заявления общества на заключение кадастрового инженера относительно площади земельных участков и площади горного отвода не может быть признано достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления общества. Суд первой инстанции при разрешении спора не учел, что как границы, так и площадь испрашиваемых земельных участков, были сформированы представителем публичного собственника, и на указанное обстоятельство арендатор повлиять при формировании земельных участков не мог.

Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит апелляционное постановление отменить, решение
от 10.03.2021 оставить без изменения, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды не учли, что испрашиваемые недропользователем земельные участки не полностью расположены в границах лицензионного контура в рамках выданной обществу (действующей до 2032 года) лицензии. В силу норм Закона о недрах недропользователь имеет право на предоставление в аренду без проведения торгов того земельного участка, который расположен в границах горного отвода. С учетом изложенного, у департамента отсутствовали основания для предоставления заявителю в аренду без проведения торгов испрашиваемых земельных участков, часть которых (общей площадью 115 561 кв. м) не входит в границы горного отвода.

Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность постановления апелляционного суда. Недропользователь ссылается на положения статей 7, 9, 12 Закона о недрах и ссылается на то, что по условиям лицензии площадь участка недр (лицензионного участка) составляет 244 га, пространственные границы которого приведены в приложении № 2 к лицензии. В проекте разработки и рекультивации Прохладненского месторождения содержатся такие разделы как «Отвальные работы», «Карьерный транспорт». Указанные виды работ необходимы для осуществления работ по добыче недр, они непосредственно связаны с процессом извлечения недр и образуют единый технологический (производственный) процесс. Именно по этой причине земельные участки предоставляются исходя из необходимости размещения на них средств производства, вспомогательного оборудования, техники, людских ресурсов, составляющих единый производственный процесс. Земельное законодательство и Закон о недрах не содержат запретов на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для разработки месторождения полезных ископаемых, если часть такого участка выходит за пределы границ горного отвода. Поскольку разработка полезных ископаемых представляет собой технологический процесс, включающий в себя не только их добычу, но и создание инфраструктуры, при разработке месторождения полезных ископаемых могут использоваться и земельные участки за пределами горного отвода. Подробные разъяснения о согласовании деятельности недропользователя в границах горного отвода содержатся в письме Федерального агентства по недропользованию от 25.09.2019 № ДД-01-31/15445.

От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу не поступили.               

В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.

Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.

 Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в том числе при новом рассмотрении дела, администрацией и обществом 18.03.2008 подписан договор № 881600092 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:16:0801005:0024, 23:16:0801005:0025, 23:16:0801005:0026, сроком действия до 01.10.2018.

Стороны 24.08.2010 подписали дополнительное соглашение о внесении в договор изменений: исключен земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:0024, вместо него включены земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39.

Глава администрации Краснодарского края распоряжениями от 10.05.2011 № 731-р и от 10.05.2011 № 732-р перевел земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.

Земельный участок с кадастровым номером 23:160801005:39 имеет категорию земель – земли населенных пунктов и разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства.

Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39 в аренду в целях недропользования на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых обществом земельных участков, мотивировав отказ следующим. На земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 находится объект недвижимого имущества краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801000:450. Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38 «для размещения промышленного объекта» и 23:16:0801005:39 «ведение сельскохозяйственного производства» не соответствует испрашиваемой обществом цели предоставления – недропользование. Участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 расположены в границах лицензионного контура (недропользование) в своей части, участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне лицензионного контура. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 09.10.2015 № 199 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта капитального строительства регионального значения «Проектирование и строительство волоконно-оптической линии связи г. Лабинск – г. Курганинск». Через участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 проходит действующая высоковольтная линия электропередачи напряжением 110 кВ, а также размещена рекультивируемая свалка. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 частично попадают в водоохранную зону водного объекта.

Ссылаясь на незаконность отказа уполномоченного органа, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.

Предметом судебной проверки при новом рассмотрении дела является законность отказа департамента в предоставлении обществу в аренду (без торгов) земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает ее права (законные интересы) в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).

Обязанность доказывания соответствия законности принятия решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие такого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял соответствующее решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).

Следовательно, для признания решения уполномоченного органа незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения действующему законодательству и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 3 Земельного кодекса предусмотрено, что к отношениям по использованию и охране недр применяются законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В статье 7 Закона о недрах закреплено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

В силу статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).

В случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, договор аренды заключается на срок, превышающий срок действия лицензии на пользование недрами не более чем на два года (подпункт 10 части 8 статьи 39.8).

В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела пришел к выводу о невозможности предоставления в аренду обществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39, часть площади которых, не превышающая 14% от их общей площади, не входит в границы горного отвода. Таким образом, границы и площади земельных участков, испрашиваемых в аренду обществом, подлежат уточнению.

Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что материалы дела подтверждают расположение земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 в границах лицензионного контура в соответствии с лицензией на недропользование, выданной обществу (действующей) до 2032 года. Поэтому испрашиваемые участки с учетом выданной обществу лицензии на недропользование, должны быть предоставлены заявителю в аренду без проведения торгов на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Указание в решении как основании отказа в удовлетворении заявления общества на заключение кадастрового инженера относительно площади земельных участков и площади горного отвода не может быть признано достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления общества. Суд первой инстанции при разрешении спора не учел, что как границы, так и площадь испрашиваемых земельных участков, были сформированы представителем публичного собственника, и на данное обстоятельство арендатор повлиять при формировании земельных участков не мог.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Доводы, приведенные департаментом в кассационной жалобе, не принимаются судом округа, с учетом совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных судом апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела. Эти доводы не опровергают обоснованность выводов апелляционного суда по существу спора, который пришел к обоснованному выводу о наличии права на получение обществом в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 в соответствии с лицензией на недропользование, выданной (действующей) до 2032 года. Суд округа учитывает также актуальную судебную практику по спорам, связанным с предоставлением пользователям недр земельных участков, часть которых выходит за пределы границ горного отвода (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2020 по делу № А83-3443/2019, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2019 по делу № А75-3866/2019 и от 18.05.2021 по делу № А27-2306/2018 и др.). В них указано, что Закон о недрах и земельное законодательство не содержат запретов на предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для разработки месторождения полезных ископаемых, если часть предоставляемого участка выходит за пределы границ горного отвода. Разработка полезных ископаемых – это технологический процесс, включающий в себя как добычу и подготовку к ней, так и создание сооружений, коммуникаций, подъездов, инфраструктуры и иных вспомогательных объектов. Следовательно, при разработке месторождения полезного ископаемого требуются земельные участки как в пределах горного отвода, так и за его границей.

 С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.

Департамент от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы освобожден (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А32-41126/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                      В.Е. Епифанов

Судьи                                                                                                                     А.И. Мещерин

                                                                                                                                И.В. Сидорова