ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-41748/2017 от 19.07.2018 АС Северо-Кавказского округа

667/2018-28567(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-41748/2017 19 июля 2018 года 

 Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года   Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном  заседании от заявителя – закрытое акционерное общество «Краснодарзооветснаб»  (ИНН 2312054742, ОГРН 1022301983770) – Казаченко Н.В. Доверенность от 19.09.2017), в  отсутствие заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540,  ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на  решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 (судья Крылова М.В.) и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018  (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу № А32-41748/2017,  установил следующее. 

ЗАО «Краснодарзооветснаб» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Краснодарскому краю (далее – управление) о признании незаконным  решения от 24.07.2017 № 23/001/002/801/2017-1041 об отказе в государственной  регистрации права собственности на газопровод среднего давления протяженностью  101,5 м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Онежская, 37 (далее – газопровод) и  о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права  собственности на газопровод. 

Решением от 11.12.2017, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 12.03.2018, заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить и в  удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель указывает, что общество не 


предоставило регистрирующему органу документы устанавливающие или  удостоверяющие право собственности на газопровод. 

Отзыв на жалобу в суд не поступил.

В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения  кассационной жалобы. 

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя  общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная  жалоба не подлежит удовлетворению. 

Из материалов дела следует и судами установлено, что общество является  собственником зданий (литеры А-под А, Б, В, Г4, Г6, Г18, Д, Д1, Ж, Ж1, И, к, к2, к4,  Л-под Л, М, Н), расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар,  ул. Онежская, 37, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации  права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимость (далее –  ЕГРН). Указанные здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером  23:43:0404003:1013, принадлежащем обществу на праве собственности (свидетельство о  государственной регистрации права от 09.09.2013 серии 23-АЛ № 926302). 

В сентябре 2014 года общество приняло решение о газификации объектов  недвижимости (в связи с выходом из эксплуатации паропровода, отапливающего  помещения). 

Согласно акту приемки законченного строительством газораспределительного  объекта газораспределительной системы от 25.12.2015 и акта приемки газопроводов и  газоиспользующей установки для проведения комплексного опробования  (пуско-наладочных работ) от 25.12.2015 строительно-монтажные работы по строительству  газопровода выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002,  построен газопровод протяженностью 101,5 м. 


05 апреля 2016 года ОАО «Краснодаргоргаз» и общество подписали акт  разграничения балансовой принадлежности, согласно которому границей раздела  собственности и эксплуатационной ответственности является место врезки в подземный  газопровод среднего давления по ул. Онежской.  

Согласно уведомлению управления от 24.04.2017 регистрационные действия  приостановлены до 24.07.2017 в связи с отсутствием документа, устанавливающего или  удостоверяющего право общества на газопровод. 

Сообщением от 24.07.2017 № 23/001/002/801/2017-1041 управление отказало  обществу в государственной регистрации права на газопровод и в осуществлении  государственного кадастрового учета газопровода в связи с неустранением причин,  послуживших основанием для приостановления государственной регистрации. 

Считая незаконным отказ в осуществлении государственной регистрации,  общество обратилось в суд. 

В силу норм части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления  Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с  применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для  удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых  актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух  условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также  нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), вступившего  в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет,  государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и представление сведений,  содержащихся в нем, осуществляются уполномоченным Правительством Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными  органами. 


Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества закрепленным  в части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных  участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах  незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях,  установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с  землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению  невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с  характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных  предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости. 

В соответствии со статьей 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав  проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или  уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной  доверенности, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее  проведения, соответствующие требованиям, указанным в статье 18 названного Закона. 

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход,  ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на  государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям,  установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию,  необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.  Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид  регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть  нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи  сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 21  Закона № 218-ФЗ). 

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что с заявлением о  государственном регистрационном учете общество представило в управление  технический план сооружения на компакт-диске, что подтверждается описью документов,  принятых для оказания государственной услуги. Представление документа в электронном  виде не может быть квалифицировано как его непредставление. Требования к  техническому плану определены в статье 24 Закона № 218-ФЗ. 

Информация о наличии замечаний к представленному обществом техническому  плану в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, а также в  оспариваемом отказе в государственной регистрации отсутствует. 


Технический план, предоставленный обществом в комплекте документов на  государственную регистрацию, содержал копию свидетельства о государственной  регистрации права на земельный участок, на котором расположен газопровод, акты  приемки законченного строительством объекта от 25.12.2015. 

Суды установили, что газопровод создан обществом хозяйственным способом на  основании разработанной уполномоченной организацией проектной и технической  документации, введен в эксплуатацию соответствующим актом. Балансовая  принадлежность разграничена в установленном порядке. 

Пунктом 8 статьи 41 Закона № 218-ФЗ установлен перечень оснований для  осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав  на образуемые объекты недвижимости. 

В силу подпункта 5 части 8 статьи 41 Закона № 218-ФЗ одним из оснований для  осуществления регистрационных действий в отношении образуемого объекта  недвижимости является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. 

В части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой  перечислены случаи, когда выдается разрешение на строительство, линейные объекты, в  том числе газопроводы, отсутствуют. 

Перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство объекта  недвижимости не требуется, перечисленных в части 17 статьи 51 Градостроительного  кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим. 

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской  Федерации выдача разрешения на строительство не требуется и в иных случаях, если в  соответствии с указанным Кодексом, законодательством субъектов Российской  Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не  требуется. 

Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить случаи, когда  не требуется получение разрешения на строительство. 

В соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008   № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края» не требуется получение  разрешения на строительство и (или) реконструкцию газопроводов низкого и (или)  среднего давления в случаях, когда проектное рабочее давление в присоединяемом  газопроводе составляет не более 0,3 МПа и когда расстояние от газоиспользующего  оборудования до существующих сетей газораспределения и газопотребления, измеряемое  по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров в границах  городских поселений и не более 500 метров в границах сельских поселений, и 


мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают  строительство только газопроводов-вводов в соответствии с утвержденной в  установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, а указанная сеть  газораспределения и газопотребления пролегает по территории не более чем одного  муниципального образования. 

Исходя из изложенного, получение разрешения на строительство (ввод  в эксплуатацию) газопровода среднего давления не требуется, в связи с чем регистратор  не вправе требовать его представление. 

При таких обстоятельствах, у управления отсутствовали основания для отказа  обществу в государственной регистрации и осуществлении государственного  кадастрового учета газопровода. 

Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному  выводу о том, что отказ управления от 24.07.2017 № 23/001/002/801/2017-1041 является  незаконным. 

Приведенные доводы кассационной жалобы были предметом оценки  в обжалуемых судебных актах, повторяют доводы апелляционной жалобы. Суды первой и  апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные  доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства,  правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции  регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает  процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу  обстоятельств. 

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не  установлены. 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2017 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу   № А32-41748/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 


Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.В. Аваряскин  Судьи Е.В. Артамкина   О.Л. Рассказов