ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-42600/2020
05 мая 2021 года 15АП-6224/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2021 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Деминой Я.А., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой А.И.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю: представитель по доверенности от 05.11.2020 ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО2 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 по делу № А32-42600/2020 по заявлению ФИО2,
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО3
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 03.03.2020 № 315 и обязании ответчика отменить его (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 по делу № А32-42600/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Арбитражным судом не исследовалось оспариваемое постановление, не истребованы доказательства для правильного рассмотрения дела. Податель апелляционной жалобы настаивает на том, что заявление должно быть рассмотрено по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился в Ейский городской суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 03.03.2020 № 315 и об обязании ответчика отменить его.
В процессе рассмотрения дела судом общей юрисдикции ФИО2 направил в суд заявление об изменении предмета заявления, в котором просил:
признать недействительными с даты внесения ряд записей, внесенных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю в отношении заявителя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в период с 2015 по 2019 годы;
признать незаконным постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 03.03.2020 № 315 и обязать ответчика отменить его.
Указанное заявление об изменении предмета заявления удовлетворено судом общей юрисдикции.
Определением Ейского городского суда Краснодарского края от 08.09.2020 дело № 2а-1171/2020 по заявлению ФИО2 направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края в соответствии с установленной компетенцией судов.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2020 заявление ФИО2 принято к производству.
В судебное заседание арбитражного суда первой инстанции, проведенном 09.02.2021, ФИО2 направил в арбитражный суд заявление об изменении предмета заявления, в котором указал, что требования о признании недействительными записей от 18.02.2016 № 416237500393478, от 18.09.2019 № 419237502338441, от 28.06.2016 № 41623750005422, от 17.07.2016 № 416237501815861, от 01.01.2017 № 417237500057422, от 30.01.2017 № 417237500318050, от 21.06.2018 № 4182375017586, от 16.09.2019 № 419237502313945, от 18.09.2019 № 419237502338441, от 25.12.2019 № 419237503142391, внесенных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, и записей от 18.09.2019 № 419237502338441, от 10.09.2019 № 419237502270373, от 16.04.2015 № 415236100042920, № 415236100042932, № 415236100042942, внесенных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю, утратили актуальность, поскольку 12.10.2020 заявитель снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с чем, ФИО2 просил суд признать незаконным постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 03.03.2020 № 315 и обязать ответчика отменить его.
Указанное ходатайство ФИО2 об изменении предмета заявления рассмотрено и удовлетворено арбитражным судом первой инстанции.
В связи с чем, судом первой инстанции рассмотрены требования ФИО2 в следующей редакции: о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 03.03.2020 № 315 и обязании ответчика отменить его.
В ходе рассмотрения заявления в арбитражном суде ФИО2 заявлено ходатайство об исключении из числа ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю.
Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что указанное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку исключение стороны по делу не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в данном случае не нарушают права заявителя. Суд также учитывает публично-правовой характер рассматриваемого спора.
Представителем ФИО2 в судебном заседании по рассмотрению вышеназванного заявления, проведенном 12.01.2021, заявлено устное ходатайство о передаче дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции ввиду того, что с 12.10.2020 заявитель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению.
Главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена компетенция арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся им и ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Из материалов дела следует, что на дату принятия дела к производству арбитражного суда (09.10.2020), ФИО2 являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.
Поскольку на дату принятия дела к производству арбитражного суда (09.10.2020), ФИО2 являлся индивидуальным предпринимателем, настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Доводы заявителя о том, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения со ссылкой на положения Кодекса об административном судопроизводстве, не принимаются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании положений указанного Кодекса и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса об административном судопроизводстве, данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении дел Верховным судом, судами общей юрисдикции, мировыми судьями и не распространяет свое действие на рассмотрение дел в арбитражных судах в порядке административного производства.
Согласно части 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.01.2020 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено требование № 1050 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в соответствии с которым ФИО2 необходимо оплатить задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 36 336, 14 рубля в срок до 06.02.2020.
В связи с неисполнением указанного требования, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах в банке от 14.02.2020 № 1493.
Ввиду отсутствия денежных средств на расчетных счетах ФИО2 в объеме, необходимом для удовлетворения требований налогового органа, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 29.02.2020 № 354.
В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией сформировано и направлено на принудительное исполнение в Ейский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю постановление от 03.03.2020 № 315 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Не согласившись с указанным постановлением налогового органа, ФИО2 обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов.
Переходными положениями, которые определены в Федеральном законе от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральном законе N 250-ФЗ, между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В рассматриваемом случае спорными являются страховые взносы за расчетный период 2019 года.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений указанного пункта (пункт 9 статьи 45 Кодекса).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с названным Кодексом. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение требования налогового органа является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 названного Кодекса.
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в насзванной статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства 5 платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 данного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 31.12.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 названного Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 названного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Из материалов дела следует, что в период до 03.09.2019 ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю.
С 03.09.2019 в связи с изменением места жительства ФИО2 состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю.
Задолженность по страховым взносам заявителя принята 09.09.2019 в результате миграции из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю.
Основания начисления страховых взносов в карточке расчета с бюджетом заявителя определяются положениями статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере – 29 354 рубля за расчетный период 2019 года;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.
14 января 2020 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено требование № 1050 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в соответствии с которым ФИО2 необходимо оплатить задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 36 336,14 рубля в срок до 06.02.2020.
Почтовое отправление с требованием от 14.01.2020 № 1050 получено заявителем 17.01.2020.
В связи с неисполнением указанного требования, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах в банке от 14.02.2020 № 1493. Указанное решение получено заявителем 04.03.2020.
В связи с отсутствие денежных средств на расчетных счетах ФИО2 в объеме, необходимом для удовлетворения требований налогового органа, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Краснодарскому краю принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 29.02.2020 № 354.
В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией сформировано и направлено на принудительное исполнение в Ейский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю постановление от 03.03.2020 № 315 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Согласно оспариваемому постановлению общая сумма страховых взносов и пени, подлежащая уплате, составила 36 336,14 рубля, в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 6 884 рубля и пени в сумме 18,64 рубля;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 29 354 рубля и пени в сумме 79,50 рубля.
В обоснование незаконности оспариваемого постановления налогового органа заявитель указал, что деятельность ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя фактически прекращена в феврале 2010 года, когда он письменно уведомил налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности. Заявитель также указывает, что с указанного времени не предоставлял документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем, указанные доводы заявителя подлежат отклонению как необоснованные ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 18.02.2016 № 01-01/41@ на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 28.10.2016 № 01-01/509@ функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей переданы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю 23.11.2016.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Согласно части 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей в спорный период), государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
- подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- документа об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
ФИО2 указывает, что заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подано им в налоговый орган 11.02.2010 в простой письменной форме, поскольку обязательная форма № Р26001 заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя утверждена Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, действовавшим до 03.07.2013, утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе, форма № Р21001 "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя", форма № Р24001 "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей", форма № Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности".
Таким образом, при обращении 11.02.2010 в налоговый орган заявителю надлежало представить заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 форме № Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности".
Следовательно, уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, направленное в адрес налогового органа по неустановленной форме, не являлось основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении ФИО2 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Материалами дела подтверждается, что запись о прекращении ФИО2 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей только 12.10.2020 на основании заявления, полученного от ФИО2 13.10.2020.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления заявитель обладал статусом индивидуального предпринимателя, следовательно, обязан уплачивать страховые взносы.
Доводы представителя заявителя об отсутствии у налогового органа сведений о доходах предпринимателя ФИО2 за расчетный период также подлежат отклонению, поскольку расчет взыскиваемых страховых взносов и пени произведен налоговым органом в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации. Иной расчет подлежащих взысканию страховых взносов заявителем в материалы дела не представлен.
Кроме того, представитель заявителя в судебном заседании указывал, что глава 34 Налогового Кодекса Российской Федерации "Страховые взносы" введена в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в связи с чем, положения указанной главы не подлежат применению при вынесении оспариваемого постановления.
Вместе с тем, материалами налогового органа подтверждается, что исчисление страховых взносов и пени произведено предпринимателю за расчетный период – 2019 год, то есть после вступления в законную силу вышеуказанного федерального закона.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные ФИО2 требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалоба относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 по делу №А32-42600/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий Г.А. Сурмалян
Судьи Я.А. Демина
Н.В. Сулименко