ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-446/17 от 30.08.2017 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-446/2017

31 августа 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2017 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца – администрации муниципального образования Туапсинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность
от 09.01.2017), от ответчика – акционерного общества «Оздоровительный комплекс “Чайка”» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность
от 06.03.2017), в отсутствие третьего лица – администрации Тенгинского сельского поселения Туапсинского района, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества «Оздоровительный комплекс “Чайка”» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2017 (судья Гордюк А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 (судьи Ковалева Н.В., Маштакова Е.А.,
ФИО3) по делу № А32-446/2017, установил следующее.

Администрация муниципального образования Туапсинский район (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к АО «Оздоровительный комплекс “Чайка”» (далее – общество) о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности и об аннулировании записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Определением суда от 06.03.2017 к участию в деле, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Тенгинского сельского поселения Туапсинского района.

Решением суда от 03.04.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.06.2017, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что администрация является ненадлежащим истцом по данному иску, выступила с иском по вопросу, относящемуся к компетенции администрация Тенгинского сельского поселения Туапсинского района. Указывает, что надлежащим истцом по делу является администрация Тенгинского сельского поселения Туапсинского района. Также ответчик указывает, что истцом не представлено доказательств, в чем выразилось нарушение его прав и законных интересов.

Отзывы на кассационную жалобу в материалы дела не поступили.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель администрации возражал против ее удовлетворения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует и судами установлено, что за обществом зарегистрировано право собственности на:

– аэрарий площадью 44.1 кв. м с кадастровым номером 23:33:0105001:1091;

– аэрарий площадью 90 кв. м с кадастровым номером 23:33:0105001:1093;

– аэрарий площадью 44.1 кв. м с кадастровым номером 23:33:0105001:1092, расположенные по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район,
пос. Новомихайловский 2, о/к «Чайка», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Постановлением администрации Тенгинского сельского поселения Туапсинского района от 06.09.2016 № 306 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, сформированного в границах кадастрового квартала 23:33:0105001, площадью 4280 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Тенгинское сельское поселение, справа от дороги М-27 «Джубга-Сочи», территориальная зона Р2 с установлением вида разрешенного использования – отдых (рекреация).

По запросу Туапсинской межрайонной прокуратуры государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ» проведен экспертный осмотр и обследование указанных выше аэрариев по результатам которого подготовлено заключение специалиста № 030308/0771.

Выводами заключения специалиста № 030308/0771 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0105001:1106, который сформирован на основании постановления администрации Тенгинского сельского поселения Туапсинского района
от 06.09.2016 № 306, объекты капитального строительства не имеются. На указанном земельном участке расположены навесы – аэрарии, на которые не требуется разрешение на строительство, так как данные объекты не являются объектами капитального строительства и не требуют разрешение на ввод в эксплуатацию.

В этой связи, на основании протеста Туапсинской межрайонной прокуратуры
от 31.10.2016 постановление администрации Тенгинского сельского поселения Туапсинского района от 06.09.2016 № 306 отменено постановлением администрации
от 07.11.2016 № 386.

Полагая, что наличие зарегистрированного права на вышеуказанные аэрарии может нарушать права администрации, поскольку указанные аэрарии не являются недвижимым имуществом, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В части 3 данной статьи указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19
(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природные территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Частью 4 выше названной статьи предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Поэтому, так как к вопросам местного значения сельского поселения не отнесен вопрос предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, администрацией муниципального образования Туапсинский район был осуществлен муниципальный земельный контроль на территории Тенгинского сельского поселения Туапсинского района.

Суд апелляционной инстанции, установил, что администрация действовала в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденным решением Совета муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края от 31.07.2015
№ 329, в соответствии с которым к задачам и принципам муниципального земельного контроля отнесено принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства.

В связи с этим судами сделаны, верные выводы о том, что администрация является надлежащим истцом.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правильный вывод о том, наличие зарегистрированного права на объект, не являющийся недвижимостью, предоставит возможность правообладателю необоснованно получить права на соответствующий земельный участок. Поскольку спорные объекты расположены на территории Тенгинского сельского поселения Туапсинского района, предоставление под ними земельных участков осуществляет непосредственно администрация муниципального образования Туапсинский район.

Доводы кассационной жалобы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 по делу № А32-446/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.В. Аваряскин

Судьи Е.И. Афонина

А.В. Садовников