ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-45939/20 от 25.03.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-45939/2020

25 марта 2021 года 15АП-1506/2021

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домейн»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 22.12.2020 по делу № А32-45939/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домейн»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН <***>,

ОГРН <***>)

при участии третьего лица: Южного главного управления Банка России

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Домейн» (далее – заявитель, ООО «Домейн», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – административный орган, Краснодарстат, управление) 07.10.2020 № 1-050-2020/ЦБ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных требований - отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, а также отсутствием оснований для замены административного штрафа предупреждением.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Домейн» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение о прекращении производства по указанному данному делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не в полном мере исследованы данные должностного лица об уведомлении заявителя по адресу электронной почты о необходимости предоставления статистической отчетности.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, по итогам сбора отчетности по формам федерального статистического наблюдения 1 -ИЦБ «Портфельные инвестиции в иностранные ценные бумаги» и 1 -ПОЕЗДКИ «Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма» за II квартал 2020 года Южным ГУ Банка России подготовлены списки респондентов Краснодарского края, не представивших отчетность в установленный срок 10.08.2020, которые письмом от 24.08.2020 № 3-3-1-17/21095 направлены в адрес Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлено, что ООО «Домейн» не предоставило первичные статистические данные в установленном порядке за II квартал 2020 года по форме федерального статистического наблюдения № 1 - поездки «Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма», утвержденной указанием Банка России от 25.11.2019 № 5328-У в Южное ГУ Банка России.

22.09.2020 по указанному факту контролирующим органом в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 07.10.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1-050-2020/ЦБ, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанным постановлением ООО «Домейн» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ООО «Домейн» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации. Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данным субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации».

Согласно статье 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Южное ГУ Банка России в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьей 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» ежеквартально осуществляет сбор, обработку и публикацию первичных статистических данных предприятий Краснодарского края.

В соответствии с Указанием Банка России от 25.11.2019 № 5328-У на регулярной основе осуществляется взаимодействие с организациями, включенными Банком России в список респондентов на 2020 год: направляются письменные уведомления о включении организации в перечень респондентов, осуществляется оперативное взаимодействие с респондентами (по телефону, адресу электронной почты) по имеющимся в Южном ГУ Банка России контактам, в случае непредставления отчетности повторно направляются письма о необходимости своевременного представления отчетности.

Судом первой инстанции установлено, что ООО «Домейн» проинформировано Южным ГУ Банка России о проведении федерального статистического наблюдения по форме № 1 - поездки «Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма» по средствам направления письма на электронный адрес организации. Также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, размещен на официальном сайте Банка России www.cbr.ru.

ООО «Домейн» не представило первичные статистические данные в установленном порядке за II квартал 2020 года по форме федерального статистического наблюдения № 1 -поездки «Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма», утвержденной указанием Банка России от 25.11.2019 № 5328-У в Южное ГУ Банка России.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе: письмом Южного ГУ Банка России от 24.08.2020 № 3-3-1-17/21095, протоколом об административном правонарушении от 22.09.2020.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Следовательно, обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не в полном мере исследованы данные должностного лица об уведомлении заявителя по адресу электронной почты о необходимости предоставления статистической отчетности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку судом первой инстанции установлено, что Краснодарстатом направлено письмо от 22.10.2020 №05-25-18/2699-Др о необходимости предоставления дополнительных доказательств надлежащего уведомления ООО «Домеин».

Из представленного в материалы дела ответа Южного главного управления Банка России от 25.11.2020 № Т3-1-17/29604 следует, что письма в адрес
ООО «Домеин», нарушившего порядок представления отчетности по форме федерального статистического наблюдения № 1 -поездки «Сведения о деятельности туроператора в области въездного и выездного туризма», направлены посредством электронной почты через систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота Южного ГУ Банка России. Получение подтверждений об отправке на конкретные электронные адреса указанной системой не предусмотрено. Уведомления о включении организации в перечень респондентов направлялись Южным ГУ Банка России на адрес электронной почты info@casinosochi.ru. Указанный адрес подтвержден представителем
ООО «Домеин».

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о надлежащем уведомлении о включении общества в перечень респондентов статистического наблюдения по форме № 1-поездки.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения № 620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения.

В пункте 4 Положения № 620 установлено, что субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Способ доведения до заинтересованных лиц, утвержденных данным Приказом форм и порядка их заполнения, информационный ресурс их размещения установлены нормативно Постановлением № 620: формы, порядок их заполнения, сроки представления, перечень респондентов по кодам видов деятельности подлежат размещению на сайте субъекта официального статистического учета.

Судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки общества на то, что уведомление направлено на неофициальный адрес электронной почты, общество в заявлении не опровергало принадлежность другого адреса электронной почты, как и не опровергало факта его получения.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере официального статистического учета.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Учитывая изложенное, основания для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2020 по делу
№ А32-45939/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.

Судья М.В. Соловьева