ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-50423/2020
07 июля 2022 года 15АП-9115/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2022 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии:
от заявителя посредством использования системы веб-конференции: представитель Горб С.В. по доверенности от 17.11.2020,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица (администрации муниципального образования город Краснодар): представитель не явился, извещен,
от третьего лица (Департамента имущественных отношений Краснодарского края): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 Сергеевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2022 по делу
№ А32-50423/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 Сергеевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании действий незаконными и обязании устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - ИП ФИО2, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий, выраженных в приостановлении проведения государственного кадастрового учета от 16.09.2020 N КУВД-001/2020-13822356/2; о признании незаконными действий, выраженных в отказе в проведении государственного кадастрового учета от 17.12.2020 N КУВД-001/2020-13822356/2; об обязании устранить допущенные нарушения путем осуществления государственного кадастрового учета в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения суда (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021, заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственном кадастровом учете по заявлению предпринимателя, содержащийся в уведомлении от 17.12.2020 N КУВД-001/2020-13822356/2. На Управление Росреестра возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя путем осуществления государственного кадастрового учета по его заявлению в течение пяти дней со дня вступления в силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 08.02.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение.
Отменяя судебные акты, кассационный суд указал, что заявителем в суд первой инстанции представлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265, в составе которого имеется чертеж (т. 2, л.д. 30). Данный чертеж содержит примечание, согласно которому в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1, земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (зона объектов воздушного транспорта). При этом заявление (декларация) о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265) подано предпринимателем в управление Росреестра 03.09.2020 (т. 1, л.д. 89), то есть уже после утверждения Генерального плана. Содержание схемы градостроительного плана земельного участка судом при разрешении спора не учитывалось, который сослался на сведения ГИСОГД по состоянию на 27.05.2021. Согласно указанным сведениям участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара - Ж.1.2 на основании решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар». из системного толкования приведенных норм следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017). Более того, администрацией в суд первой инстанции 05.08.2021 представлены (направлены в электронном виде) сведения ГИСОГД в отношении принадлежащего предпринимателю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 (т. 2, л.д. 53 - 58). Согласно представленным сведениям в соответствии с Правилами землепользования и застройки (в редакции решения городской думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19) указанный участок расположен в зоне воздушного транспорта (зона Т-1-2). В данной территориальной зоне испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство) не предусмотрен. Следовательно, на дату принятия судом решения документ функционального зонирования (в этой части) соответствовал документу территориального планирования. Поэтому вывод судебных инстанций о незаконности отказа управления Росреестра в государственном кадастровом учете по заявлению предпринимателя, содержащийся в уведомлении от 17.12.2020 N КУВД-001/2020-13822356/2, не может быть признан обоснованным. Соответствующие доводы приводились администрацией и в суде апелляционной инстанции, которым отклонены со ссылкой на то, что на дату принятия оспариваемого решения управлением Росреестра земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 в соответствии с документами функционального зонирования находился в территориальной зоне Ж. 1.2. При признании незаконным решения уполномоченного государственного органа, арбитражный суд в резолютивной части судебного акта должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, определив действия, которые приведут к восстановлению нарушенных прав и срок их совершения. Также при установлении способа и срока устранения нарушения необходимо учитывать положения законодательства, в области применения которого было принято оспариваемое решение. Указывая на возможность возложения на Управление Росреестра обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя путем осуществления государственного кадастрового учета по заявлению от 03.09.2020, апелляционному суду также следовало учитывать документы, свидетельствующие об изменении Генерального плана и Правил землепользования и застройки до вынесения решения судом первой инстанции. Внесенные в документы территориального планирования и градостроительного зонирования изменения существенно влияют не только на вывод о незаконности решений уполномоченного органа, но и на возможность восстановления нарушенных прав заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
В силу части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания суда кассационной инстанции обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
На новом рассмотрении решением от 19.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.04.2022 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции пришел к выводу, что предпринимателем спорная декларация подана после принятия решения об утверждении Генерального плана МО г.Краснодар. Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 утвержден Генеральный план муниципального образования город Краснодар. Правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану. На момент подачи предпринимателем спорной декларации действовала старая редакция Генерального плана, в соответствии с которым, территориальная зона размещения спорного земельного участка, основным видом разрешенного использования является индивидуальное жилищное строительство. Таким образом, предпринимателем правомерно избран указанный в декларации вид разрешенного использования земельного участка и у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра просит решение от 19.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что Управление не наделено полномочиями по отнесению земельного участка к определенной категории земель. Информация о категории земель земельного участка вносится в сведения ЕГРН в соответствии с межевым планом, в котором указывается при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (копия такого документа включается в состав приложения к межевому плану).
В судебное заседание не явились заинтересованное лице и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанных лиц.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом.
От заинтересованного лица и третьего лица (Департамента имущественных отношений Краснодарского края) поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено удом, ИП ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265, расположенным по адресу: г. Краснодар, х. Ленина.
Как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 13.08.2020, указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар находится в территориальной зоне Ж.1.2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара.
В соответствии с предоставленными Департаментом сведениями из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (далее - ГИСОГД), основным разрешенным видом использования указанного земельного участка, является индивидуальное жилищное строительство.
В связи с указанным письмом, предпринимателем принято решение о декларировании изменения разрешенного вида использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома с целью использования для сдачи в аренду.
Предприниматель 03.09.2020 обратился в Управление Росреестра с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка. В качестве документов-оснований заявителем представлены: заявление об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав от 03.09.2020 N MFC-0503/2020-10349-1, паспорт гражданина Российской Федерации от 19.12.2019, доверенность от 05.02.2020, декларация от 03.09.2020, сведения ГИСОГД от 05.09.2020, выписка из ЕГРН от 27.08.2020, о чем выдана опись принятия документов от 03.09.2020.
Срок предоставления государственной услуги - не позднее 14.09.2020.
16.09.2020 регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомление N КУВД-001/2020-13822356/1) в связи с не поступлением ответа на межведомственный запроса в иной государственный (муниципальный) орган об изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265.
По состоянию на 16.12.2020 ответ на межведомственный запрос не поступил, в связи с чем Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, о чем заявителю сообщено уведомлением от 17.12.2020 N КУВД-001/2020-13822356/2.
Заявитель полагает, что действия регистратора являются незаконными, поскольку выбранный заявителем вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий обществу земельный участок.
При таких обстоятельствах требования органа регистрации прав о предоставлении дополнительных документов - акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования является, по мнению заявителя, неправомерными.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, а именно путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с Законом N 218-ФЗ (пункт 3 статьи 3), действующим с 01.01.2017, и постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 218-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществляет прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (подпункт 9 части 1).
В соответствии со статьей 26 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ, приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела, 03.09.2020 заявитель обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, с кадастровым номером 23:43:0422002:2265.
В качестве документов-оснований заявителем были представлены:
- заявление об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав NMFC-0503/2020-10349-1 от 03.09.2020;
- паспорт гражданина Российской Федерации от 19.12.2019;
- доверенность N б/н от 05.02.2020;
- декларация от 03.09.2020;
- сведения ГИСОГД от 05.09.2020;
- выписка из ЕГРН от 27.08.2020.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар,
х. Ленина, с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 имеет категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».
В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, указано следующее. При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Как указывает регистрирующий орган со ссылкой на статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации, изменить вид разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 на указанный заявителем в декларации вид «для индивидуального жилищного строительства» на основании представленных документов не представляется возможным, так как до перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов вид разрешенного использования данного участка с «для сельскохозяйственного использования, для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального жилищного строительства» не может быть изменен.
Данный довод судом отклонен, поскольку данная позиция не соответствует положениям земельного и градостроительного законодательства, учитывая отсутствие в деле доказательств отнесения спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суд пришел к следующим выводам.
В материалы дела представлен градостроительный план от 07.06.2021 N РФ-23-2-06-0-00-2021-1170 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265, в составе которого на третьей странице имеется чертеж градостроительного плана спорного земельного участка.
Как следует из примечания к чертежу, в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (зона объектов воздушного транспорта); согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 25.05.2021 N КУВИ-002/2021-61678819 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 имеет виды категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, отсутствуют.
Кроме того, согласно чертежу градостроительного плана, на территории спорного земельного участка по всей протяженности проходит охранная зона кабеля связи и установлено ограничение по сведениям ЕГРН.
Таким образом, решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 утвержден новый генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 расположен в зоне транспортной инфраструктуры (зона объектов воздушного транспорта).
Согласно пункту 8 указанного решения и учитывая публикацию первоначального текста документа 30.09.2020 в издании «Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар» N 9, решение городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 вступило в силу с 09.09.2020.
Согласно материалам дела, предприниматель обратился с заявлением (декларацией) о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265) в Управление Росреестра по Краснодарскому краю 03.09.2020.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении.
Согласно описи принятых документов, установлен следующий срок предоставления государственной услуги: не позднее 14.09.2020.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения заявления предпринимателя о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265), решением Городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 утвержден новый генеральный план муниципального образования город Краснодар, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:2265 расположен в зоне транспортной инфраструктуры (зона объектов воздушного транспорта).
Указанная зона (зона Т-1-2), согласно разделу 6 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, выделяется для размещения объектов воздушного транспорта, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны. В данной территориальной зоне вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрен.
При этом согласно сведениям ГИСОГД по состоянию на 27.05.2021 спорный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара - Ж.1.2 на основании решения городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар».
Таким образом, судом правомерно установлено несоответствие сведений в отношении спорного земельного участка, содержащихся в генеральном плане муниципального образования город Краснодар, принятом решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1, и Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьями 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что генеральный план поселения, городского округа является документом территориального планирования, который утверждается на срок не менее чем двадцать лет.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит карту функциональных зон, а правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в соответствии с частями 2 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Градостроительные регламенты устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Кроме того, согласно представленным администрацией сведениям ГИСОГД в отношении принадлежащего предпринимателю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:2265, в соответствии с Правилами землепользования и застройки (в редакции решения городской думы Краснодара от 22.07.2021 N 17 п. 19) указанный участок расположен в зоне воздушного транспорта (зона Т-1-2). В данной территориальной зоне испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство) не предусмотрен.
Таким образом, на дату принятия решения по данному делу документ функционального зонирования (в этой части) и документ территориального планирования приведены в соответствие.
Целью обращения в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (часть 1 статьи 4 Кодекса).
В резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
По смыслу норм главы 24 Кодекса возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в настоящее время принадлежащий предпринимателю на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:2265, в соответствии с Генеральным планом МО г. Краснодар и Правилами землепользования и застройки расположен в зоне воздушного транспорта (зона Т-1-2). В данной территориальной зоне испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство) не предусмотрен.
В данном случае заявителем не доказана совокупность условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также то, каким образом избранный заявителем способ защиты приведет к восстановлению его нарушенных прав.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Доводы заявителя жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции на новом рассмотрении дела, в апелляционной жалобы заявитель дублирует доводы заявления, данные доводы получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают незаконность и необоснованность принятого решения.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2022 по делу
№ А32-50423/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Г. Величко
Судьи О.А. Еремина
П.В. Шапкин