П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда
не вступивших в законную силу
г. Краснодар Дело № А-32-5074/2006-42/81
«04» сентября 2007г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Козубовой М.Г.,
Судей: Данько М.М., Мицкевича С.Р.
(в составе суда произведена замена в связи с отпуском судьи Буренкова Л.В.)
При ведении протокола судебного заседания судьей Козубовой М.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в интересах Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2007 г. по делу № А-32-5074/2006-42/81 (судья Баганина С.А.)
по иску: ОАО «ЮТК», в лице филиала «Кубаньэлектросвязь», структурное подразделение Новороссийского узла электросвязи, г. Новороссийск
к: Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва
к: Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва
к: Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к: Департаменту по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к: Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, г. Краснодар
третьи лица:
о взыскании 263 685 руб. 37 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности 23АА 728621 от 02.11.06г.; ФИО2 – представитель по доверенности 23 АА 728596 от 02.11.06г.
от ответчиков:
1.отМинистерства финансов РФ, г. Москва: ФИО3 – представитель по доверенности от 10.01.07г. № 23АА 817296;
2.отМинистерства труда и социальной защиты РФ, г. Москва - не явился, извещен (почтовое уведомление № 4013 от 23.07.07г.
3.отУправления Федерального казначейства по Краснодарскому краю г. Краснодар: ФИО3 – представитель по доверенности от 09.01.07г.
4.от Департамента по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, г. Краснодар: не явился, извещен (почтовое уведомление № 4018 от 23.07.07г.).
5.от Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, г. Краснодар: не явился, извещен (почтовое уведомление № 4016 от 23.07.07г.).
от 3-х лиц:
Установил:
ОАО «Южная телекоммуникационная компания», г. Краснодар (ОАО «ЮТК»), в лице Новороссийского узла электросвязи - структурного подразделения филиала «Кубаньэлектросвязь», г. Новороссийск обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Департаменту по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, г. Краснодар, Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, г. Краснодар о взыскании 263 685 рублей 37 копеек убытков за фактически предоставленные в 2004году льготы по оплате услуг электросвязи (абонентской плате за телефон) населению Северского района Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г.№5 «О ветеранах».
В связи с изменением организационной структуры филиала «Кубаньэлектросвязь», структурное подразделение филиала ОАО «ЮТК» «Кубаньэлектросвязь» - Новороссийский узел электросвязи с 01.11.2006 г. переименовано в «Приморский узел электросвязи». Решением Совета директоров ОАО «ЮТК» от 31.08.2006 г (протокол № 8) Филиал «Кубаньэлектросвязь» переименован в Краснодарский филиал.
Произведена процессуальная замена истца на ОАО «ЮТК» в лице Краснодарского филиала – Приморский узел электросвязи, г. Новороссийск (л.д.70, т.2).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2007г. по делу № А-32-5074/2006-42/81 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «ЮТК» Краснодарский филиал в лице Приморского узла Электросвязи взыскано 263 685 рублей 37 копеек убытков.
В отношении остальных ответчиков в иске отказано.
Принято решение о выдаче истцу справки на возврат из федерального бюджета 9665 рублей 87 копеек госпошлины, уплаченной при подаче иска по платежному поручению № 2592 от 08.11.2005г. (л.д.78-83, т.2).
Суд пришел к выводу о том, что возмещение истцу компенсации за предоставленные инвалидам льготы, должно быть произведено за счет казны Российской Федерации.
Судом указано, что исковые требования заявлены обоснованно, ответчиками не оспариваются, подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик – Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в интересах Министерства финансов Российской Федерации, г. Москваобратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.02.2007 г. и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик указывает, что судом не установлен факт неполного финансирования Министерства труда и социальной защиты РФ Министерством финансов России. Судом не выяснена причина недостаточности выделенных из федерального бюджета средств.
Департаментом по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, г. Краснодар, а также истцом представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, из которых следует, что они считают решение суда законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков - Министерства труда и социальной защиты РФ, Департамента по финансам, бюджету и контролю по Краснодарскому краю, Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, третьего лица-Управления социальной защиты населения, Северского района, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Суду поступило ходатайство Управления социальной защиты населения, Северского района о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в интересах Министерства финансов Российской Федерации доводы апелляционной жалобы подержал, просит решение суда от 01.02.07г. отменить.
В судебном заседании представители истца, ответчиков и третьих лиц просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2007 г. по делу № А-32-5074/2006-42/81 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией (оператором связи), основным видом деятельности которой является оказание услуг связи населению на платной основе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003г. № 126-ФЗ для отдельных категорий граждан могут устанавливаться льготы в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты.
К лицам, имеющим право на льготы по оплате установки квартирного телефона и его использованию, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, относятся все категории ветеранов, перечисленные в статьях 1-7 Федерального закона «О ветеранах».
Истец предоставляет данным категориям граждан (ветеранам) льготы в виде 50% скидки по абонентской плате за пользование квартирным телефоном и его бесплатной установке.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» гражданам, пользующимся льготами, установленными данным законом, в период с 01.01.04г. по 31.12.04г. истцом были предоставлены льготы по абонентской плате за пользование телефоном и бесплатной установке телефонных аппаратов. В связи с предоставлением льгот истцом понесены убытки, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О связи» возмещение недополученных предприятием связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 1 пункта 1 подпункта «в» статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.95 года № 5-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), оплата установки квартирного телефона и абонентская плата за пользование им: расходы на реализацию льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счёт средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот (срок действия продлен на 2001, 2002, 2003 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 255, от 28.02.2002 г. №137, от 10.02.2003 г. №85, от 14.02.2004 г. № 80).
Данными Правилами предусмотрено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов, являющихся абонентами соответствующих операторов связи. По результатам сверки операторами связи и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги сумму, подлежащую компенсации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. Средства на эти цели выделяются Министерством финансов Российской Федерации.
Факт оказания льгот категории граждан, пользующихся правом на их получение в соответствии с ФЗ № 5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах» подтверждается договором №3/102 от 27.03.2004 г. «О возмещении расходов за предоставление льгот в абонентской плате за телефон и бесплатной установке телефонов ветеранам в 2004 г.», подтверждается реестрами граждан, пользующихся льготами по оплате за оказанные услуги по абонентской плате за пользование телефоном, материалами первичного учета; договорами на оказание услуг связи, нарядами на установки телефонов, ксерокопиями документов, дающих право на получение льгот по оплате абонентской платы за пользование телефоном, ксерокопиями лицевых счетов, бюджетными заявками на финансирование льгот; ежемесячным реестром, подтверждающим право на льготы по абонентской плате за пользование телефоном за 2004 год.
Для возмещения расходов по понесенным затратам истцом в связи с осуществлением оказания услуг на основании договора и в соответствии с ФЗ «О ветеранах» принимались меры досудебного урегулирования, в адрес ответчиков направлялись бюджетные заявки на финансирование предоставляемых льгот.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что сумма расходов на предоставление льгот, которая не была возмещена из средств федерального бюджета, составляет 263 685 рублей 37 копеек. Указанные расходы являются убытками истца с учетом правил статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А-40-14777/05-37/322 с Министерства труда и социального развития РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «ЮТК» взыскано, в том числе и 904 607 рублей 63 копейки убытков за фактически предоставленные в 2004г. льготы населению Северского района в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
Судом установлено, что заявленная истцом к возмещению в настоящем деле сумма образовалось из расходов, оказанных гражданам и не вошедших в акт сверки по делу №А-40-14777/05-37/322.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05г.) расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов других уровней и обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Федеральным законом от 23.12.03г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.» на указанные цели было предусмотрено Министерству труда и социального развития РФ 2 882 965 100 рублей, Федеральному агентству связи – 1 528 369 700 рублей.
Постановлением главы администрации Краснодарского края №1440 от 23.12.02г. «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края» установлен порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот населению края по оплате оказанных услуг предприятиям жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи. Органы социальной защиты края в соответствии с заключенными договорами производят перечисление средств организациям, предоставляющим льготы населению, по мере их поступления из бюджета, а также в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
В силу статьи 47 Федерального закона от 23.12.03г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.» Правительство Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных Фондом компенсаций на реализацию названного Закона РФ, распределяло в2004г. ассигнования по субъектам Российской Федерации, исходя из фактических расходов и численности соответствующих категорий граждан, определяемых на основании ежеквартальных отчетов.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, в его обязанность входит соблюдение федеральных законов при разработке проекта федерального бюджета. В силу своего положения Министерство вправе выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении убытков за ее счет (Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №273).
Являясь в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, Минфин РФ уполномочен перемещать до 5% бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств (ст.ст.228, 233 БК РФ).
Лицо, не исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (ст.401 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В связи с изложенным, при отсутствии доказательств передачи из федерального бюджета материальных ресурсов в достаточном объеме на финансирование реализации льгот на услуги связи, предусмотренные Федеральным законом РФ «О ветеранах», убытки истца, связанные с их предоставлением, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации № 584 от 15.08.2001г. «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года», предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Федеральный закон РФ «О ветеранах» не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
Российская Федерация, установив Федеральным законом «О ветеранах» льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям связи расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации оператору связи указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23 от 22.06.2006г. указано, что ответчиком по делам о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных федеральным законодательством, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 2 указанного Постановлении Пленума предусмотрено, что при рассмотрении исков, предъявленных согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что должником по требованиям истца является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, возмещение истцу компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы должно быть произведено за счет казны Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что образовавшаяся задолженность перед истцом возникла не по вине ответчика, а в результате недостаточности выделенных из федерального бюджета средств, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в случае, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Учитывая вышеизложенное убытки истца, связанные с предоставлением льгот по установке телефона и абонентской плате за пользование телефоном, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», являются обоснованными и подлежат возмещению из федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции всестороннее и полно исследованы обстоятельства дела, представленные по делу доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.07 г. по делу № А-32-5074/2006-42/81 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий М.Г.Козубова
Судьи М.М. Данько
С.Р. Мицкевич