ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-52571/20 от 30.06.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-52571/2020

08 июля 2021 года 15АП-9883/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 07.04.2021 по делу № А32-52571/2020

по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН: <***> ОГРН: <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью «Павловское дорожно-эксплуатационное предприятие» (ИНН: <***>,

ОГРН: <***>), государственного казенного учреждения Краснодарского края «Краснодаравтодор» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № РНП - 23-549/2020 по делу № 023/06/95-4179/2020.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что принимая во внимание нарушения подрядчиком своих обязательств по контракту, неисполнение выданных предписаний, ненадлежащее качество выполненных работ, выполнение работ без освидетельствования, нарушение установленных контрактом сроков выполнения работ, министерство обоснованно приняло решение одностороннем отказе от исполнения контракта. Министерством поданы сведения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Министерство считает не включение сведений об ООО «Павловское ДЭП» в реестр недобросовестных поставщиков, незаконным.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и ООО «Павловское ДЭП» заключен государственный контракт от 26.04.2018 № 260 на выполнение работ «Ремонт автомобильной дороги ст-ца Веселая - ст-ца Новолеушковская, км 11+212 - км 17+712 в Павловском районе» (далее - контракт). В соответствии с пунктом 2.1 контракта общая стоимость работ составила 59 421 490,54 рублей.

Пунктом 9.3 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, 19.07.2020 министерством в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Ненадлежащее исполнение государственного контракта выразилось в следующем.

21.04.2020 состоялось выездное производственное совещание по реализации исполнения контракта, по итогам которого был составлен протокол № 1 от 21.04.2020, в котором ООО «Павловское ДЭП» в срок не позднее 24.04.2020 обязано было приступить к выполнению строительно-монтажных работ на объекте.

ГКУ КК «Краснодаравтодор» письмом от 06.05.2020 № 01-04/1544-КАД направило требование подрядчику о начале работ по исправлению локальных разрушений дорожной одежды и ликвидации просадок, а также проинформировало подрядчика о проведении комиссионного осмотра объекта 12.05.2020. Доказательством получения информации является штамп входящей корреспонденции подрядчика.

12.05.2020 на объекте «Ремонт автомобильной дороги ст-ца Веселая - ст-ца Новолеушковская, км 11+212- км 17+712 в Павловском районе», было проведено комиссионное обследование с участием представителей
ГКУ КК «Краснодаравтодор» и подрядной организации. По результатам обследования составлен и подписан акт, в котором указано на отставание от утвержденного календарного графика производства работ и приложены фотоматериалы, подтверждающие отсутствие производства работ на объекте.
ГКУ КК «Краснодаравтодор» сообщило подрядчику об отсутствии замечаний к представленным подборам смесей.

Представителем Крыловского дорожного филиала ГКУ КК «Краснодаравтодор» 22.05.2020 выписано предписание об устранении нарушений правил производства строительно-монтажных работ, в котором было указано на нарушение п. 4.4.14 контракта в части несоответствия установленных временных дорожных знаков утвержденной схеме ограждения мест производства работ, нарушение п.4.2.2 контракта в части выполнения строительно-монтажных работ на объекте организацией, не внесенной соответствующим образом в приложение № 5 контракта, нарушение п. 4.4.16 контакта и условий, предусмотренных актом приема-передачи от 07.02.2020, в части ненадлежащего содержания участка автомобильной дороги, переданного ООО «Павловское ДЭП», для выполнения строительно-монтажных работ.

23.05.2020 в результате комиссионного обследования объекта выявлено, что замечания, указанные в ранее выданном предписании не устранены, в нарушение п. 6.2 контракта, работы на объекте выполняются без освидетельствования срытых работ, в нарушение п. 4.4.4 контракта, отсутствует необходимая техническая документация. По данному факту, в связи с грубыми нарушениями условий контракта, выписано предписание о приостановке дорожно-строительных работ от 23.05.2020.

25.05.2020 в результате очередного комиссионного обследования объекта, ГКУ КК «Краснодаравтодор» было выявлено, что, вопреки ранее выданному предписанию о приостановке дорожно-строительных работ от 23.05.2020, продолжается выполнение строительно-монтажных работ, замечания, указанные в ранее выданных предписаниях, не устранены, работы выполняются без освидетельствования скрытых работ, ограждение мест производства работ не соответствует утвержденным схемам, работы выполняются с привлечением техники, принадлежащей организации, не указанной в приложении № 5 контракта, дорожные рабочие, выполняющие работы на объекте, не обеспечены в полном объеме комплектами необходимой спецодежды. По данному факту в адресе
ООО «Павловское ДЭП» повторно было выписано предписание о приостановке дорожно-строительных работ от 25.05.2020.

28.05.2020 подрядчику выписано предписание об отсутствии в составе исполнительной документации ведомостей приемки земполотна и корыта, о факте приемки земполотна (уплотнения) со стороны подрядчика без применения метода режущего кольца, а также истекших сроков действия схем организации движения и ограждения зоны производства работ, срок устранения установлен до 29.05.2020.

02.06.2020 ООО «Павловское ДЭП» выписано предписание о приостановке дорожно-строительных работ в связи с тем, что: не выполнены требования выписанных ранее предписаний о приостановке дорожно-строительных работ; не осуществляется входной лабораторный контроль качества материалов, используемых при производстве работ; согласно приложению № 3 контракта, требования по категории спецтехники не выполняются; не окошена растительность в полосе отвода переданного участка автомобильной дороги.

28.05.2020 специалистами отдела технологий и лабораторного контроля
ГКУ КК «Краснодаравтодор» отобраны образцы песчано-гравийной смеси и щебня фракции 20-40 с приобъектных площадок хранения материала и с двух нижних слоев основания дорожной одежды просадки на пикете 24+35 (справа). По результатам лабораторных испытаний и на основании протоколов, гравийно-песчаные смеси С-4 и С-5, находящиеся в конусах и используемые при устройстве слоев основания на просадках, не соответствуют требованиям ГОСТ 25607-2009 по зерновому составу.

Согласно требованиям сметной документации и дефектной ведомости содержание фрезерованного асфальтобетона гранулята в двух нижних слоях основания просадки должно составлять 3094. Лабораторные испытания отобранного образца двух нижних слоев основания дорожной одежды просадки на пикете 24+35 (справа) показали содержания гранулята всего 16,89 94.

Вышеуказанные факты, по мнению заявителя, свидетельствуют о несоответствии применяемых материалов и об отсутствии со стороны
ООО «Павловское ДЭП» входного и операционного контроля качества.

Письмом от 03.06.2020 № 01-04/1961 КАД сообщено о том, что выполнение работ на объекте запрещено, выполняемые работы произведены без освидетельствования работниками Крыловского дорожного филиала, вследствие чего не могут быть приняты до выполнения требований ранее выданных предписаний.

16.06.2020 выдано предписание об устранении нарушений правил производства дорожно-строительных работ, срок устранения - 17.06.2020.

ГКУ КК «Краснодаравтодор» письмом от 25.06.2020 № 01-04/2349-КАД проинформировало директора ООО «Павловское ДЭП» о проведении 29.06.2020 комиссионного обследования объекта.

По результатам комиссионного обследования объекта составлен акт, от подписания которого представитель ООО «Павловское ДЭП» отказался. В акте зафиксировано, что на момент обследования принято работ на сумму: 0,00 рублей. Сумма выполненных, но не принятых работ (по причине брака) составляет
4 675 347,79 рублей. Основные объемы не принятых работ по состоянию на 29.06.2020 это ликвидация просадок 3126,1 м2.

Ввиду изложенного, установлены следующие нарушения условий контракта: на момент проверки уполномоченным представителем заказчика не утверждены рецепты на цементобетонные смеси; не выполняются работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии ремонтного участка, переданного по акту приёма-передачи от 07.02.2020; форма общего журнал работ не соответствует требованиям ВСН 19-89; временные дорожные знаки не соответствуют требованиям п. 6.2.15 ГОСТ 32945-2014 по коэффициенту световозвращения (копия акта контроля качества дорожных знаков №164 от 29.06.2020); выполненные строительно-монтажные работы не освидетельствованы уполномоченным представителем заказчика; места производства работ по ликвидации просадок не ограждены в соответствии с утвержденной схемой ограждения мест производства работ; испытанная проба гравийно-песчаной смеси не соответствует требованиям ГОСТ 25607-2009 для смеси № С-4 по зерновому составу (протокол испытаний № 548 от 28.05.2020); испытанная проба гравийно-песчаной смеси не соответствует требованиям ГОСТ 25607-2009 для смеси № С-5 по зерновому составу (протокол испытаний № 549 от 01.06.2020); испытанная проба щебня из гравия не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93 по зерновому составу (протокол испытаний № 550 от 01.06.2020); испытанная проба гравийно-песчаной смеси не соответствует нормативно-технической документации и контракту по содержанию асфальтобетонного гранулята (протокол испытаний
№ 551 от 01.06.2020).

23.06.2020 письмом № 50 ООО «Павловское ДЭП» сообщило, что выполнило работы по устройству оснований и покрытий из песчано-гравийных смесей при ликвидации просадок на объекте. В связи с чем, для подписания и оплаты выполненных работ направило отчеты по форме КС-2 и КС-3, счет-фактуру на сумму 4 675 347,79 рублей. На данное обращение дан ответ № 01 04/2525-КАД от 06.07.2020, где указано, что объемы работ и суммы, предъявленные в письме, не могут быть приняты к оплате ввиду того, что ООО «Павловское ДЭП» не выполнены требования, ранее выданных представителем Заказчика предписаний и направлен акт обследования для подписания.

Принимая во внимание нарушения подрядчиком своих обязательств по контракту, неисполнение выданных предписаний, ненадлежащее качество выполненных работ, выполнение работ без освидетельствования, нарушение установленных контрактом сроков выполнения работ, министерство обоснованно приняло решение одностороннем отказе от исполнения контракта.

Министерством поданы сведения в Краснодарское УФАС России о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Решением от 07.09.2020 по делу № РНП-23-549/2020 комиссия Краснодарского УФАС России сведения, предоставленные министерством в отношении ООО «Павловское ДЭП», не включила в реестр недобросовестных поставщиков.

Министерство считает не включение сведений об ООО «Павловское ДЭП» в реестр недобросовестных поставщиков, незаконным.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе или Закон № 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом о контрактной системе, с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15; Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» и Законом о контрактной системе.

Согласно п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступили сведения министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «Павловское ДЭП» (далее - общество) по результатам электронного аукциона: «Ремонт автомобильной дороги ст-ца Веселая - ст-ца Новолеушковская, км 11+212 - км 17+712 в Павловском районе» (извещение: № 0318200063918000548).

Министерством транспорта и дорожного хозяйства КК проводился электронный аукцион: по результатам электронного аукциона: «Ремонт автомобильной дороги ст-ца Веселая - ст-ца Новолеушковская, км 11+212 – км 17+712 в Павловском районе» (извещение: № 0318200063918000548).

В соответствии ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2018 №0318200063918000548-3, заявка ООО «Павловское ДЭП» признана соответствующей аукционной документации и Закону о контрактной системе.

Протокол размещен на сайте ЕИС - 12.04.2018.

26.04.2018 между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и ООО «Павловское ДЭП» заключен контракт
№ Ф.2018.162909 на сумму 59 421 490,54 руб.

Согласно п. 1.1 контракта, в целях повышения транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог общего пользования на территории Краснодарского края, в рамках реализации «Государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», Заказчик принимает и оплачивает, а Подрядчик выполняет работы: «Ремонт автомобильной дороги ст-ца Веселая - ст-ца Новолеушковская, км 11+212 - км 17+712 в Павловском районе», (далее по тексту -«Объект»), по утвержденной технической документации, в объеме и в сроки, определенные настоящим Контрактом.

Контракт считается заключенным с момента подписания его Сторонами и размещения его в единой информационной системе, и действует вплоть по 30.09.2018.

Календарные сроки выполнения работ: начало работ - с даты заключения контракта, окончание работ - 31.08.2018 (п. 3.1, п. 3.2 контракта).

Права и обязанности сторон установлены 4 главой контракта.

Из пояснений заказчика следует, что подрядчиком не исполнялись обязательства, предусмотренные контрактом.

Заказчиком в адрес ООС «Павловское ДЭП» выписано предписание о приостановке дорожно-строительных работ от 25.05.2020.

28.05.2020 в адрес ООО «Павловское ДЭП» выписано предписание об отсутствии в составе исполнительной документации ведомостей приемки земполотна и корыта, о факте приемки земполотна (уплотнения) со стороны подрядчика без применения метода режущего кольца, а также истекших сроков действия схем организации движения и ограждения зоны производства работ, срок устранения -29.05.2020.

02.06.2020 ООО «Павловское ДЭП» выписано предписание о приостановке дорожно-строительных работ в связи с тем, что:

- не выполнены требования выписанных ранее предписаний о приостановке дорожно-строительных работ;

- не осуществляется входной лабораторный контроль качества материалов используемых при производстве работ;

- согласно приложению № 3 Контракта, требования по категории спецтехники не выполняются;

- не скошена растительность в полосе отвода переданного участка автомобильной дороги.

Согласно требованиям сметной документации и дефектной ведомости содержание фрезерованного асфальтобетона гранулята в двух нижних слоях основания просадки должно составлять 40%. Лабораторные испытания отобранного образца двух нижних слоев основания дорожной одежды просадки на пикете 24+35 (справа) показали содержания гранулята всего 16,89 %.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о несоответствии применяемых материалов и об отсутствии со стороны ООО «Павловское ДЭП» входного и операционного контроля качества.

Согласно п. 9.3 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в порядке, установленным ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение оказываемой заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В установленные Законом о контрактной системе сроки решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением, по электронной почте, а также размещено в ЕИС (16.07.2020).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).

Таким образом, у Поставщика имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

16.07.2020 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчиком также предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.

- победитель электронного аукциона: ООО «Павловское ДЭП»;

-юридический адрес: 352043, Краснодарский край, Павловский р-н, ст-ца Павловская, ул. Советская, дом 64 Б;

- ИНН: <***> КПП: 234601001.

Начальная (максимальная) цена контракта- 59 720 091,00 рублей.

Представитель ООО «Павловское ДЭП» выразил несогласие с данными решением Заказчика и пояснил, что подрядчик сообщил об отборе проб 23.07.2020, для получения информации о соответствии песчано-гравийной смеси и условиям государственного контракта, ГОСТу, а также других регламентирующих документам.

Апелляционной коллегией не принимается довод Министерства о нарушении подрядчиком своих обязательств по контракту, неисполнении выданных предписаний, ненадлежащем качестве выполненных работ, в виду следующего.

Представитель Заказчика не явился на отбор проб, в связи с чем пробы были взяты в отсутствии уполномоченного лица со стороны заказчика.

На основании письма №27 от 20.07.2020 от ООО «Павловское ДЭП» произведен отбор и испытания гравийно-песчаных смесей по показателям физико-механических. свойств на соответствие требованиям ГОСТ 25607-2009 для смеси С-4 на объекте: «Ремонт автомобильной дороги ст-ца Веселая - ст-ца Ношлеушковская, да 1.1+212 - км.1.7+712 в Павловском районе».

Специалистами ООО «Доринжсервис», был произведен отбор проб гравийно-песчаных смесей С-4 и С-5 из рабочих штабелей, на базе
ООО «Павловское ДЭП» с целью определения ее соответствия требованиям ГОСТ 25607-2009 «Смеси щебеночно-гравийно-песианме для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» предъявляемым к марке С-4 и С-5 соответственно. Полученные результаты испытаний позволяют сделать вывод о соответствии ГПС марки С-4 и С-5 требованиям действующей нормативно-технической документации. Результаты испытаний с заключением представлены в протоколах №1 и №2 от 27.07.2020.

При изложенных обстоятельствах, комиссией Краснодарского УФАС России правомерно не усмотрено в действиях ООО «Павловское ДЭП» факта намеренного уклонения от исполнения контракта, в связи с чем, принято решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в отношении
ООО «Павловское ДЭП».

Как указано выше, ведение реестра недобросовестных поставщиков регламентируется Законом о контрактной системе, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1062, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о применении к хозяйствующему субъекту названной выше меры публично-правовой ответственности, антимонопольный орган не может ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины субъекта.

По смыслу ст. 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках государственного контракта обязательств.

При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В судебных актах Конституционного Суда РФ (постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, от 24.06.2009 № 11-П, определения от 07.06.2001
№ 139-0, от 07.02.2002 № 16-0) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В Определении от 17.09.2012 г. № ВАС-11617/12 ВАС РФ также указал, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 настоящих Правил, выносится решение (п. 12).

Следовательно, размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный стан в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщик (подрядчика, исполнителя).

С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013
№ 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», комиссией Краснодарского УФАС России правомерно принято решение от 07.09.2020 № РНП – 23-549/2020 сведения, предоставленные министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в отношении ООО «Павловское ДЭП», не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у комиссии законных оснований включения общества в реестр недобросовестных поставщиков, оспариваемое решение принято управлением правомерно и оснований для признания его недействительным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2021 по делу
№ А32-52571/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи С.В. Пименов

С.С. Филимонова