ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-56446/20 от 09.12.2021 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-56446/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2021 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя – индивидуального предпринимателя Головань Романа Валентиновича (ИНН 231200266332, ОГРНИП 311231214600086) и его представителя – Речкиной Т.А. (доверенность от 01.07.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия – министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) – Шкильного Р.А. (доверенность от 02.08.2021), в отсутствие третьих лиц – администрации Троицкого сельского поселения Крымского района, Широкой Анны Васильевны, Вороной Ольги Александровны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу № А32-56446/2020, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Головань Роман Валентинович (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд к министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее – министерство) с заявлением, в котором просил:

– признать незаконным отказ министерства от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11 в выдаче повторного согласия на присоединения объекта дорожного сервиса (придорожный рынок на 40 торговых мест, площадью 178,8 кв. м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1319, по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская-Славянск-на-Кубани-Крымск»
103 км + 500 м к автомобильной дороге II технической категории г. Славянск-на-Кубани –
г. Крымск на участке км 7+824 справа;

– обязать министерство повторно выдать предпринимателю согласие, содержащее технические условия на присоединение объекта придорожного сервиса (придорожный рынок на 40 торговых мест, торговые павильоны площадью 178,8 кв. м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1319, по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская-Славянск-на-Кубани-Крымск» 103 км + 500 м, с видом разрешенного использования «под строениями придорожного рынка», к автомобильной дороге II технической категории
г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участке справа (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – Кодекс).

Требования основаны на положениях Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ). Заявление мотивировано незаконностью оспариваемого решения, нарушающего права (интересы) предпринимателя, как собственника объектов недвижимости, расположенных вдоль автомобильной дороги (статьи 198, 200 Кодекса).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация Троицкого сельского поселения Крымского района (далее – администрация поселения), Широкая Анна Васильевна и Вороная Ольга Александровна.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021, заявление удовлетворено в части. Признаны незаконными действия министерства по отказу в согласовании на присоединение объекта дорожного сервиса (придорожный рынок на 40 торговых мест, площадью 178,8 кв. м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1319, к автомобильной дороге II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участке км 7+824 справа. На министерство возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления предпринимателя от 05.11.2020 о согласовании присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края. С министерства в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Суды установили, что предприниматель является собственником земельного участка площадью 1400 кв. м с кадастровым номером 23:15:0504001:1319 и видом разрешенного использования – под строениями придорожного рынка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км +500м, а также объектов придорожного рынка с кадастровыми номерами 23:15:0504001:1105, 23:15:0504001:1106, 23:15:0504001:1107, 23:15:0504001:1108 и 23:15:0504001:1109. Предпринимателю также на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 39761 кв. м с кадастровым номером 23:15:0504001:11374 из категории земель сельскохозяйственного назначения, который расположен вокруг объектов придорожного рынка. Широкой А.В. и Вороной О.А. принадлежат земельные участки, на которых расположены здание закусочной и торговый павильон. Указанные объекты находятся рядом с придорожным рынком, принадлежащим предпринимателю, и также примыкают к автодороге «Тимашевская – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км +500м на участке справа. Предприниматель обратился в министерство с заявлением от 05.11.2020 о согласовании присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края. Адрес размещениям относительно километража автомобильной дороги «Тимашевск – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км + 500 м. Рассмотрев данное заявление, министерство направило предпринимателю решение об отказе в согласовании присоединения к автомобильной дороге (письмо от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11), мотивирован его следующим. Участок автомобильной дороги II технической категории согласно утвержденному в установленном порядке проекту организации дорожного движения не обозначен дорожными знаками 5.23.1 и 5.23.2. Примыкание к объекту дорожного сервиса (придорожный рынок) на участке км 7+824 справа предполагается выполнить рядом с другим объектом дорожного сервиса (АЗС «Роснефть») на участке км 7+072 слева, расстояние до которого составляет 752 м. Данное решение предприниматель оспорил в судебном порядке, ссылаясь на его незаконность, а также нарушение прав (интересов) заявителя как собственника объектов придорожного рынка, расположенных вдоль автомобильной дороги. Судебные инстанции установили, что в связи проводимой реконструкцией автодороги общего пользования, находящейся в собственности Краснодарского края, 08.07.2014 собственники объектов придорожного сервиса Головань Р.В., Широкая А.В. и Вороная О.А. обратились 08.07.2014 с совместным заявлением в департамент автомобильных дорог Краснодарского края. Указанные лица просили уполномоченный орган оформить документы на примыкание принадлежащих им объектов торговли и питания к автодороге «Тимашевская – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км +500м (на участках справа). Предприниматель заключил с ООО «Проектно-изыскательская контора "Максимум-Дорпроект"» договор от 25.06.2014 № 21П-14, во исполнение которого разработана схема организации дорожного движения в рамках проекта «Обустройство подъездных путей от автомобильной дороги II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участке км 7+730-км 7+887 (справа) к объектам торговли». Департамент автомобильных дорог Краснодарского края 22.07.2014 дал согласие на устройство съездов с автомобильной дороги г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа для обеспечения подъезда к объектам придорожного сервиса (торговый павильон, рынок, закусочная). Уполномоченный орган также выдал технические условия № 80.06.-25/14-0307 на проектирование съездов с автомобильной дороги II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и км 7+887 справа. Между департаментом автомобильных дорог Краснодарского края (владелец дороги) и Головань Р.В., Вороной О.А., Широкой А.В. (владельцы объектов) 08.07.2014 заключен договор № 24/2014 оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящейся в государственной собственности Краснодарского края. Предпринимателем проведены необходимые работы по асфальтированию полотна, прилегающего к проезжей части автомобильной дороги. Около придорожного рынка обустроены места для остановки и стоянки автомобилей. По требованию специалистов департамента автомобильных дорог Краснодарского края часть строений придорожного рынка заявителем была снесена для организации достаточного расстояния от проезжей части до торговых павильонов, то есть безопасного подъезда с автодороги к объектам придорожного сервиса. Выполнены необходимые мероприятия по обустройству примыкания, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Однако работники НАО «Славянское ДРСУ» приступили к установке барьерного ограждения на автомобильной дороге г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск 103 км +500м на участке справа, прилегающем к придорожному рынку, сообщив предпринимателю, что съезд с автодороги к объектам придорожного сервиса на данном участке будет перекрыт металлическими ограждениями. Для разъяснения сложившейся ситуации заявитель обратился в министерство, в котором ему сообщили, что договор от 08.07.2014 № 24/2014 является действующим. Однако истек срок действия технических условий от 22.07.2014 № 80.06.-25/14-0307 на присоединение объектов придорожного сервиса к автомобильной дороге г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа, а проектная документация на примыкание до конца не оформлена. В этой связи заявителю необходимо обратиться за выдачей новых технических условий, а также изготовить актуальную топографическую съемку, чтобы надлежащим образом завершить оформление всех необходимых документов на присоединение объектов придорожного рынка к автодороге. Однако по результатам обращения предпринимателя в министерство уполномоченный орган направил заявителю отказ в согласовании присоединения к автомобильной дороге (письмо от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями Закона № 257-ФЗ, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст об утверждении ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Обустройство примыкания объектов предпринимателя справа не создает угрозы безопасности дорожного движения, поскольку примыкание к АЗС «Роснефть» расположено на полосе движения слева. Ссылка министерства на пункт 11 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.03.2017 № 160 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края» (далее – постановление № 160) судами отклонена. Материалы дела подтверждают, что объекты придорожного рынка существовали до принятия данного постановления, владельцем которого осуществлены необходимые мероприятия по обустройству примыкания и обеспечению безопасного подъезда с автодороги к объектам придорожного сервиса. Кроме того, съезд с автомобильной дороги ведет не только к придорожному рынку, принадлежащему предпринимателю, но и обеспечивает доступ на второстепенную дорогу, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504002:1578, ведущую к принадлежащей Российской Федерации скважине, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1444. Довод министерства о расторжении договора об оказании услуги по присоединению от 08.07.2014 № 24/2014 в одностороннем порядке отклонен ввиду отсутствия надлежащих доказательств направления предпринимателю и иным владельцам объектов придорожного сервиса уведомления о его расторжении. На территории земельного участка с кадастровым номером 23:15:0504001:1319 имеются электро- и газораспределительные подстанции, к которым требуется обязательный проезд соответствующих служб для их технического обслуживания и ремонта, а также проезд к торговым павильонам придорожного рынка пожарных машин и коммунальных служб. Иные заезды (доступ) на территорию придорожного рынка и земельных участков, принадлежащих предпринимателю, отсутствуют. При таких обстоятельствах, отказ уполномоченного органа не соответствует закону. Способом устранения допущенного нарушения и восстановления прав (законных интересов) заявителя, соответствующим содержанию и характеру такого нарушения, на основании положений статьи 201 Кодекса признана необходимость повторного рассмотрения министерством вопроса о согласовании присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края.

Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Обжалуемые судебные акты приняты без учета норм законодательства, регламентирующих основания и порядок присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования. Решение министерства соответствует закону. Учитывая предмет доказывания по данной категории дел, суду надлежало установить, какому конкретно правовому акту не соответствует оспариваемый отказ. Судебные акты не содержат ссылок на правовой акт, который, по мнению суда, нарушен министерством. В оспариваемом отказе министерства не содержится незаконных ссылок, в связи с чем, в данном случае отсутствует одно из обязательных условий в виде несоответствия оспариваемого правового акта закону или иному нормативному правовому акту, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Суды ошибочно применили к рассматриваемым правоотношениям требования ГОСТ Р 52398-2005, поскольку он регламентирует расстояния между примыканиями к автомобильным дорогам, которые регулируются статьей 20 Закона
№ 257-ФЗ. Суды не учли, что пунктом 11 постановления № 160 предусмотрено, что на участках автомобильных дорог, доступ к объектам сервиса допускается обустраивать на расстоянии друг от друга не чаще чем 1 км для автомобильных дорог II категории. Данное требование применяется по всей автомобильной дороге вне зависимости от направлений движений транспорта. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что автомобильная дорога является федеральной, поскольку она относится к дорогам краевого значения. Выводы судов об отсутствии угрозы безопасности дорожного движения преждевременны и не подтверждены материалами дела. Придорожный рынок, принадлежащий предпринимателю, не является объектом дорожного сервиса.

Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Заявитель полагает доказанным факт нарушения оспариваемым решением министерства его прав (интересов) как собственника объектов придорожного рынка. Министерство, в свою очередь, не доказало, что принятое им решение об отказе в согласовании присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края соответствует закону и иным нормативным актам. Ранее уполномоченный орган согласовал устройство съездов с автомобильной дороги г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа для обеспечения подъезда к объектам придорожного сервиса (торговый павильон, рынок, закусочная). Им выдавались технические условия № 80.06.-25/14-0307 на проектирование съездов с автомобильной дороги II технической категории, а также был заключен договор от 08.07.2014 № 24/2014 оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящейся в государственной собственности Краснодарского края. Предпринимателем проведены необходимые работы по асфальтированию полотна, прилегающего к проезжей части автомобильной дороги. Около придорожного рынка обустроены места для остановки и стоянки автомобилей. По требованию специалистов департамента автомобильных дорог Краснодарского края часть строений придорожного рынка заявителем была снесена для организации достаточного расстояния от проезжей части до торговых павильонов, то есть безопасного подъезда с автодороги к объектам придорожного сервиса. Выполнены необходимые мероприятия по обустройству примыкания, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Ссылка на прекращение действия договора от 08.07.2014 № 24/2014 в связи с односторонним отказом министерства от него несостоятельна и противоречит материалам дела. Обстоятельства отсутствия угрозы безопасности дорожного движения подтверждены выводами заключения эксперта ООО «Главюгэксперт» от 30.06.2021 № 06-2021-Э-052, представленного предпринимателем.

От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.

Предприниматель и его представитель возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.

Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя министерства, предпринимателя и представителя последнего, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприниматель является собственником земельного участка площадью 1400 кв. м с кадастровым номером 23:15:0504001:1319 и видом разрешенного использования – под строениями придорожного рынка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км +500м, а также объектов придорожного рынка с кадастровыми номерами 23:15:0504001:1105, 23:15:0504001:1106, 23:15:0504001:1107, 23:15:0504001:1108 и 23:15:0504001:1109.

Предпринимателю также на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 39761 кв. м с кадастровым номером 23:15:0504001:11374 из категории земель сельскохозяйственного назначения, который расположен вокруг объектов придорожного рынка.

Широкой А.В. и Вороной О.А. принадлежат земельные участки, на которых расположены здание закусочной и торговый павильон. Указанные объекты находятся рядом с придорожным рынком, принадлежащим предпринимателю, и также примыкают к автодороге «Тимашевская – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км +500м на участке справа.

В связи проводимой реконструкцией автодороги общего пользования, находящейся в собственности Краснодарского края, 08.07.2014 собственники объектов придорожного сервиса Головань Р.В., Широкая А.В. и Вороная О.А. обратились 08.07.2014 с совместным заявлением в департамент автомобильных дорог Краснодарского края. Указанные лица просили уполномоченный орган оформить документы на примыкание принадлежащих им объектов торговли и питания к автодороге «Тимашевская – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км +500м (на участках справа).

Предприниматель заключил с ООО «Проектно-изыскательская контора "Максимум-Дорпроект"» договор от 25.06.2014 № 21П-14, во исполнение которого разработана схема организации дорожного движения в рамках проекта «Обустройство подъездных путей от автомобильной дороги II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участке км 7+730-км 7+887 (справа) к объектам торговли».

Департамент автомобильных дорог Краснодарского края 22.07.2014 дал согласие на устройство съездов с автомобильной дороги г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа для обеспечения подъезда к объектам придорожного сервиса (торговый павильон, рынок, закусочная).

Уполномоченный орган также выдал технические условия № 80.06.-25/14-0307 на проектирование съездов с автомобильной дороги II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и км 7+887 справа.

Между департаментом автомобильных дорог Краснодарского края (владелец дороги) и Головань Р.В., Вороной О.А., Широкой А.В. (владельцы объектов) 08.07.2014 заключен договор № 24/2014 оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящейся в государственной собственности Краснодарского края.

Предпринимателем проведены необходимые работы по асфальтированию полотна, прилегающего к проезжей части автомобильной дороги. Около придорожного рынка обустроены места для остановки и стоянки автомобилей. По требованию специалистов департамента автомобильных дорог Краснодарского края часть строений придорожного рынка заявителем была снесена для организации достаточного расстояния от проезжей части до торговых павильонов, то есть безопасного подъезда с автодороги к объектам придорожного сервиса. Выполнены необходимые мероприятия по обустройству примыкания, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Однако работники НАО «Славянское ДРСУ» приступили к установке барьерного ограждения на автомобильной дороге г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск 103 км +500м на участке справа, прилегающем к придорожному рынку, сообщив предпринимателю, что съезд с автодороги к объектам придорожного сервиса на данном участке будет перекрыт металлическими ограждениями.

Для разъяснения сложившейся ситуации заявитель обратился в министерство, в котором ему сообщили, что договор от 08.07.2014 № 24/2014 является действующим. Однако истек срок действия технических условий от 22.07.2014 № 80.06.-25/14-0307 на присоединение объектов придорожного сервиса к автомобильной дороге г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа, а проектная документация на примыкание до конца не оформлена. В этой связи заявителю необходимо обратиться за выдачей новых технических условий, а также изготовить актуальную топографическую съемку, чтобы надлежащим образом завершить оформление всех необходимых документов на присоединение объектов придорожного рынка к автодороге.

Предприниматель обратился в министерство с заявлением от 05.11.2020 о согласовании присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края. Адрес размещениям относительно километража автомобильной дороги «Тимашевск – Славянск-на-Кубани – Крымск» 103 км + 500 м.

Однако по результатам обращения предпринимателя в министерство уполномоченный орган направил заявителю отказ в согласовании присоединения к автомобильной дороге (письмо от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11). Министерство указало, что участок автомобильной дороги II технической категории согласно утвержденному в установленном порядке проекту организации дорожного движения не обозначен дорожными знаками 5.23.1 и 5.23.2. Примыкание к объекту дорожного сервиса (придорожный рынок) на участке км 7+824 справа предполагается выполнить рядом с другим объектом дорожного сервиса (АЗС «Роснефть») на участке км 7+072 слева, расстояние до которого составляет 752 м.

Данное решение предприниматель оспорил в судебном порядке, ссылаясь на его незаконность, а также нарушение прав (интересов) заявителя как собственника объектов придорожного рынка, расположенных вдоль автомобильной дороги.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны арбитражным судом незаконными при одновременном несоответствии их закону (иному нормативному акту) и нарушении прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).

Объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). Полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункты 13, 15 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

В силу части 1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также – пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также – примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (часть 5.1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ)

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8
статьи 26 данного закона.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (часть 8 статьи 26 Закона № 257-ФЗ).

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (часть 6 статьи 22 Закона № 257-ФЗ).

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (части 10, 11 статьи 22 Закона № 257-ФЗ).

С учетом приведенных правовых норм, объекты дорожного сервиса (пункт 13 статьи 3 Закона № 257-ФЗ) необходимо рассматривать в совокупности с элементами обустройства автомобильных дорог, перечисленными в части 6 статьи 22 Закона № 257-ФЗ, без которых эксплуатация таких объектов невозможна.

К техническим требованиям при строительстве примыканий к автомобильной дороге относится, в том числе ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», который введен в действие с 01.05.2006 в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 № 296-ст. Данный государственный стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.

Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие начиная с мест примыкания на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Доступ на автомобильную дорогу – возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания (пункт 2.4 ГОСТ Р 52398-2005).

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль, скоростная дорога, дорога обычного типа (нескоростная дорога). К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога». Такие дороги имеют единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой и доступ на них возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга (пункт 3.1 ГОСТ Р 52398-2005).

Судебные инстанции при разрешении спора пришли к выводу о доказанности предпринимателем нарушения его прав (интересов) оспариваемым решением министерства, которое не подтвердило соответствие его закону (иным нормативным правовым актам) с учетом доказательств, представленных в материалы дела. Суды установили, что обустройство примыкания объектов придорожного рынка к автомобильной дороге II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участке км 7+730-км 7+887 (справа) не создает угрозы безопасности дорожного движения. Строительство примыкания необходимо не только для доступа к принадлежащим предпринимателю объектам, но и к электро- и газораспределительным подстанциям, а также доступа к ним пожарных и коммунальных служб. Иные заезды (доступ) к объектам придорожного сервиса, принадлежащим предпринимателю, отсутствуют.

В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).

С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции возложил на министерство обязанность повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 05.11.2020 о согласовании присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

В кассационной жалобе министерство ссылается на пункт 11 постановления № 160, согласно которому на участках автомобильных дорог II категории доступ к объектам сервиса допускается обустраивать на расстоянии друг от друга не чаще чем 1 км для дорог названной категории. По мнению министерства, данное требование применяется по всей автомобильной дороге вне зависимости от направлений движений транспорта. Указанные доводы подлежат отклонению судом округа. Из буквального содержания положений ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» не следует, что указанное в нем расстояние для автомобильных дорог II технической категории исчисляется от предполагаемого к строительству объекта и по направлению движения, и против направления движения транспортных средств, по каждой из сторон автомобильной дороги. Поэтому суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора приняли во внимание лишь те объекты (примыкания и пересечения), которые могли бы препятствовать расположению примыкания к объектам придорожного сервиса на полосе движения справа.

Довод министерства о том, что в данном случае не должен применяться
ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», подлежит отклонению судом округа. Данный государственный стандарт распространяет свое действие как на проектируемые, так и на существующие автомобильные дороги общего пользования (пункт 1).

Довод кассационной жалобы о том, что принадлежащие предпринимателю объекты придорожного рынка не являются объектами дорожного сервиса, не основан на законе (пункт 13 статьи 3 Закона № 257-ФЗ) и противоречит материалам дела. Кроме того, ранее уполномоченный орган уже давал согласие заявителю на устройство съездов с автомобильной дороги II технической категории для обеспечения подъезда к объектам придорожного сервиса (торговый павильон, рынок, закусочная). Предпринимателю выдавались технические условия № 80.06.-25/14-0307 на проектирование съездов с автомобильной дороги II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск на участках км 7+730 и км 7+887 (справа). С департаментом автомобильных дорог Краснодарского края с предпринимателем 08.07.2014 заключался договор № 24/2014 оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящейся в государственной собственности Краснодарского края. То есть у уполномоченного органа ранее отсутствовали какие-либо сомнения в том, что прилегающие к автомобильной дороге объекты придорожного рынка, принадлежащие предпринимателю, относятся к объектам дорожного сервиса.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судебных инстанций, они по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в соответствии с главой 35 Кодекса недопустимо в силу пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство (орган государственной власти) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождено.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу № А32-56446/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Е. Епифанов

Судьи А.И. Мещерин

И.В. Сидорова