ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-57727/2022 от 18.01.2024 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-57727/2022

28 января 2024 года 15АП-19076/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,

судей Абраменко Р.А., Илюшина Р.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,

при участии:

от акционерного общества "Морской торговый порт "ФИО4" - представитель ФИО1 по доверенности от 10 ноября 2023 года,

от ООО "Планета знаний" - представитель ФИО2 по доверенности от 1 марта 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Планета знаний"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 26 октября 2023 года по делу № А32-57727/2022

по иску акционерного общества "Морской торговый порт ФИО4" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчикам: Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, обществу с ограниченной ответственностью "Планета знаний" (ИНН <***>, ОГРН <***>),

об установлении сервитута,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Морской торговый порт ФИО4» обратился в Арбитражный суд Краснодарского края об установлении права ограниченного пользования (постоянный частный сервитут) на часть земельного участка площадью 2 662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, общей площадью 175 973 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, находящегося в федеральной собственности и арендуемого ООО «Планета знаний», для обеспечения беспрепятственного круглосуточного проезда железнодорожным транспортом и прохода к земельному участку, кадастровый номер 23:30:0401003:9, площадью 64 939 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, с/о ФИО3, порт ФИО4, находящегося в государственной собственности и переданного АО «Морской торговый порт ФИО4» на основании договора аренды земельного участка от 02.04.2003 N 0000000207, заключенного с Федеральным агентством морского и речного транспорта, и объектам недвижимости, расположенным на господствующем земельном участке и находящихся в собственности АО «Морской торговый порт ФИО4», а также для строительства и эксплуатации линейного объекта «Железнодорожные пути необщего пользования АО «Морской торговый порт ФИО4» с примыканием к железнодорожному пути общего пользования N 11 парка «В» железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в соответствии с координатами, установленными межевым планом и в границах полосы отвода, с ежегодной оплатой стоимости сервитута в размере - 40 774,00 руб. в год, и, кроме того, налог на добавленную стоимость по ставке, установленной законодательством и об обязании ответчиков заключить с истцом соглашения о праве ограниченного пользования (сервитуте) на вышеизложенных условиях.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2023 (с учетом определения об исправлении ошибки от 26.10.2023) иск удовлетворен, суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Краснодар, общество с ограниченной ответственностью «Планета знаний» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Москва заключить с акционерным обществом «Морской торговый порт ФИО4» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. ФИО4 соглашение о праве ограниченного пользования (постоянном частном сервитуте) на часть земельного участка площадью 2 662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, общей площадью 175 973 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, находящегося в федеральной собственности и арендуемого ООО «Планета знаний», для обеспечения беспрепятственного круглосуточного проезда железнодорожным транспортом и прохода к земельному участку, кадастровый номер 23:30:0401003:9, площадью 64 939 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, с/о ФИО3, порт ФИО4, находящегося в государственной собственности и переданного АО «Морской торговый порт ФИО4» на основании договора аренды земельного участка от 02.04.2003 N 0000000207, заключенного с Федеральным агентством морского и речного транспорта, и объектам недвижимости, расположенным на господствующем земельном участке и находящихся в собственности АО «Морской торговый порт ФИО4», а также для строительства и эксплуатации линейного объекта «Железнодорожные пути необщего пользования АО «Морской торговый порт ФИО4» с примыканием к железнодорожному пути общего пользования N 11 парка «В» железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в соответствии с координатами, установленными межевым планом и в границах полосы отвода, с ежегодной оплатой стоимости сервитута в сумме - 328 001 рублей в год.

МТУ ФАУГИ в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, в иске отказать.

Жалоба мотивирована следующим.

Судом первой инстанций проигнорированы доводы, об отсутствии
согласия арендатора участка на установление сервитута для строительства
железной дороги. Не дана оценка доводам МТУ Росимущества о том, что
установление сервитута для строительства железнодорожной дороги приведет
к невозможности его дальнейшего использования арендатором и
собственником земельного участка в лице МТУ Росимущества, создаст
значительные обременения. По мнению заявителя, имеются иные варианты размещения железнодорожных путей. У истца отсутствует обязательное согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и разрешение Федерального агентства железнодорожного транспорта на планируемое строительство железнодорожных путей необщего пользования. Проведенная судебная экспертиза подлежит критической оценке. Суд не дал оценку фактам отсутствия проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство железной дороги.

ООО «Планета знаний» обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить, в иске отказать.

Жалоба мотивирована следующим.

Судом не указаны мотивы отклонения предложенных ответчиком вопросов для постановки перед экспертом. В материалы дела представлены доказательства наличия у истца проезда к принадлежащему ему недвижимому имуществу.

В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы управления.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчиков поддержали доводы своих апелляционных жалоб. Истец в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие истца.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей ответчиков, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежатудовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от 02.04.2003 №0000000207, заключенному с Федеральным агентством морского и речного транспорта, истцу на праве аренды предоставлен земельным участком, находящимся в государственной собственности, площадью 64 939 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Темрюкский район, с/о ФИО3, порт ФИО4, с кадастровым номером 23:30:0401003:9. В границах указанного земельного участка расположены объекты недвижимости, в частности: здание санбыткорпуса с кадастровым номером 23:30:0401003:265, а также иные объекты портовой инфраструктуры (причал №19, склады и площадки для хранения и обработки грузов, ангары, автовесовая, водозаборная скважина, трансформаторная подстанция и другие объекты, которые участвуют в основных технологических процессах и принадлежат истцу на праве собственности.

В соответствии с установленными Распоряжением Росморречфлота от 01.03.2019 № НЖ-53-р "О внесении изменений в сведения о морском порте ФИО4 в Реестре морских портов Российской Федерации" показателями мощности порта/причалов пропускная способность терминала АО "Морской торговый порт ФИО4" составляет 1 млн. т. в год. В то же время фактическая пропускная способность составила в 2021 году 434 тыс. т. и в среднем составляет менее 50% установленной мощности по причине отсутствия полноценной транспортной доступности, в настоящий момент грузы в порт и из порта доставляются только автотранспортом.

Автомобильная дорога общего пользования, ведущая к порту ФИО4, находится в неудовлетворительном состоянии, требует ремонта, ее пропускная способность исчерпана, что подтверждается протоколами совещаний под руководством администрации муниципального образования город ФИО4 от 26.09.2019 и 21.09.2019.

На заключительном этапе подъезда к территории АО "Морской торговый порт ФИО4" автомобильная дорога общего пользования отсутствует и находится вне зоны обслуживания уполномоченных органов, и фактически является стихийно сложившимся необустроенным и не обслуживаемым проездом, что отражено на схеме Генерального плана г. ФИО4 (карта транспортной инфраструктуры).

Истец указывает на то, что отсутствие установленного на законных основаниях автомобильного проезда непосредственно к земельному участку, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, не позволяют акционерному обществу полноценно осуществлять хозяйственную деятельность.

С целью устранения имеющихся проблем истец реализует новый инвестиционный проект (НИП) "Модернизация инфраструктуры предприятия ОАО "Морской торговый порт ФИО4", в составе которого планируется строительство линейного объекта "Железнодорожные пути необщего пользования ОАО "Морской торговый порт ФИО4" с примыканием к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4» Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Объект).

В целях реализации указанного выше НИП 29.03.2022 между истцом и администрацией Краснодарского края подписан Протокол о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций на территории Краснодарского края.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 21.06.2022 №319 "О внесении изменении в приказ Минэкономразвития России от 28.06.2021 г. №386" проект строительства Объекта включен в сводный перечень новых инвестиционных проектов, реализующихся на территории Краснодарского края.

Утверждена проектная документация на строительство Объекта, разработана в полном объеме проектная документация на строительство Объекта, получены положительное заключение экспертизы и все необходимые согласования с Северо-Кавказской железной дорогой — филиалом ОАО "РЖД", проведены работы по отводу земельных участков под строительство Объекта.

Северо-Кавказской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" по заявлению истца выданы технические условия и определена точка примыкания Объекта к железнодорожному пути общего пользования согласно Акту выбора места примыкания от 14.05.2019, утвержденному Протоколом заседания комиссии от 14.05.2019.

Таким образом, Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" однозначно определил и согласовал единственный возможный вариант проезда железнодорожным транспортом от земельного участка, арендуемого истцом, до точки примыкания Объекта к железнодорожному пути общего пользования.

Согласно документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14.05.2021 №489, Межевому плану, составленному кадастровым инженером, и проектной документации, Объект должен быть расположен в границах следующих землепользований:

- часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9, площадью 3 203 кв. м, находится в долгосрочной аренде АО "Морской торговый порт ФИО4", договор аренды земельного участка от 02.04.2003 №0000000207;

- часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3, площадью 477 кв. м., находится в долгосрочной аренде у ОАО "РЖД", передана в пользование истцу по договору субаренды части земельного участка от 16.05.2022 №ЦРИ/04/СА/5219/22/000613;

часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:16, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, площадью 5 402 кв. м, в отношении которого истцом заключено соглашение от 14.03.2022 №000ст00298 об установлении сервитута;

часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, площадью 2 662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, - участок, в отношении которого требуется установить сервитут.

Истец указывает на то, что для организации проезда железнодорожным транспортом от земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9, арендуемого истцом, до точки примыкания к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" необходимо строительство указанного выше Объекта, которое невозможно осуществить без предоставления истцу права ограниченного пользования в форме обеспечения круглосуточного проезда железнодорожным транспортом и прохода по части территории земельного участка площадью 2 662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, общей площадью 175 973 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, территория морского порта ФИО4, находящегося в пользовании Ответчика- 1 на праве долгосрочной аренды.

С целью строительства Объекта истец неоднократно обращался в территориальное управление по вопросам установления сервитута или получения права аренды на часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396 площадью 2 662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7. Однако, в установлении сервитута и предоставлении права аренды истцу отказано. При этом между истцом и департаментом имущественных отношений Краснодарского края заключено Соглашение о сервитуте части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:16, находящегося в государственной собственности, на аналогичных условиях.

Земельный участок правообладателем передан ответчику-2 по договору долгосрочной аренды от 01.03.2022 №23-09/6461 (запись в Единый государственный реестр недвижимости внесена 21.03.2022).

Истец обратился к ответчику-2 с письмом от 03 июня 2022 года исх. №290, в котором предложил заключить соглашение об установлении сервитута. Ответчик-2 предложил провести по этому вопросу переговоры, однако никаких конкретных действий для их организации не предпринял.

Истец повторно направил Ответчику-2 письмо, исх. №386, к которому приложен проект соглашения об установлении сервитута, учитывающий интересы обеих сторон. Стоимость сервитута указана в соответствии с Отчетом №0-40-09-22 об определении рыночной стоимости права ограниченного пользования (сервитут) на часть земельного участка, выполненным ООО "Краснодарская Оценочная Компания". Ответчик-2 предложения истца, изложенные в указанном выше письме, оставил без ответа.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.

Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы в главе 5.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Частью 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. Согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения (подпункты 5, 6 пункта 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Положения пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагают, что сервитут на земельный участок устанавливается для различных нужд собственника объекта недвижимости (земельного участка, иной недвижимости), которые не могут быть обеспечены иным образом.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации заявителем своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

По смыслу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, условием для обращения с требованием в суд, является не само по себе получение досудебного отказа в определенной форме, а недостижение заинтересованным лицом и собственником земельного участка соглашения об установлении сервитута, т.е. наличие между ними спора.

В настоящем случае суд первой инстанции пришел к выводу о недостижении между сторонами соглашения об установлении сервитута, то есть о наличии между сторонами спора.

Лицо, требующее в судебном порядке установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом (земельным участком) для обеспечения своих нужд и невозможность достижения соглашения с собственником земельного участка об использовании этого имущества.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 510-О-О, от 24.09.2012 № 1562-О, от 02.07.2013 № 1046-О).

Как установлено выше, истец реализует новый инвестиционный проект (НИП) "Модернизация инфраструктуры предприятия ОАО "Морской торговый порт ФИО4", в составе которого планируется строительство линейного объекта "Железнодорожные пути необщего пользования ОАО "Морской торговый порт ФИО4" с примыканием к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4» Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - Объект).

В целях реализации указанного выше НИП 29.03.2022 между истцом и администрацией Краснодарского края подписан Протокол о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций на территории Краснодарского края.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 21.06.2022 №319 «О внесении изменении в приказ Минэкономразвития России от 28.06.2021 №386» проект строительства Объекта включен в сводный перечень новых инвестиционных проектов, реализующихся на территории Краснодарского края.

Утверждена проектная документация на строительство Объекта, разработана в полном объеме проектная документация на строительство Объекта, получены положительное заключение экспертизы и все необходимые согласования с Северо-Кавказской железной дорогой — филиалом ОАО "РЖД", проведены работы по отводу земельных участков под строительство Объекта.

Северо-Кавказской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" по заявлению истца выданы технические условия и определена точка примыкания Объекта к железнодорожному пути общего пользования согласно Акту выбора места примыкания от 14.05.2019, утвержденному Протоколом заседания комиссии от 14.05.2019. Таким образом, Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" однозначно определил и согласовал единственный возможный вариант проезда железнодорожным транспортом от земельного участка, арендуемого истцом, до точки примыкания Объекта к железнодорожному пути общего пользования.

Согласно документации по планировке территории, утвержденной постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14.05.2021 №489, Межевому плану, составленному кадастровым инженером, и проектной документации, Объект должен быть расположен в границах следующих землепользований:

- часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9, площадью 3203 кв. м, находится в долгосрочной аренде АО "Морской торговый порт ФИО4", договор аренды земельного участка от 02.04.2003 №0000000207;

- часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3, площадью 477 кв. м., находится в долгосрочной аренде у ОАО "РЖД", передана в пользование истцу по договору субаренды части земельного участка от 16.05.2022 №ЦРИ/04/СА/5219/22/000613;

- часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:16, находящегося к государственной собственности Краснодарского края, площадью 5402 кв. м, в отношении которого истцом заключено соглашение от 14.03.2022 №000ст00298 об установлении сервитута;

- часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, площадью 2662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, - участок, в отношении которого требуется установить сервитут.

Истец указывает на то, что для организации проезда железнодорожным транспортом от земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9, арендуемого истцом, до точки примыкания к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" необходимо строительство указанного выше Объекта, которое невозможно осуществить без предоставления истцу права ограниченного пользования в форме обеспечения круглосуточного проезда железнодорожным транспортом и прохода по части территории земельного участка площадью 2662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, общей площадью 175 973 кв. м, расположенного по адресу:

Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, территория морского порта ФИО4, находящегося в пользовании Ответчика- 1 на праве долгосрочной аренды.

С целью строительства Объекта истец неоднократно обращался в территориальное управление по вопросам установления сервитута или получения права аренды на часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396 площадью 2662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7. Однако, в установлении сервитута и предоставлении права аренды истцу отказано. При этом между истцом и департаментом имущественных отношений Краснодарского края заключено Соглашение о сервитуте части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:16, находящегося в государственной собственности, на аналогичных условиях.

При разрешении спора об установлении сервитута учитывается назначение господствующего земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, определяются реальные потребности собственника господствующего земельного участка в пользовании служащим земельным участком, устанавливается возможность их удовлетворения посредством установления сервитута. Сервитут может быть установлен в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей заявителя как собственника недвижимости. Проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление сервитута. При оценке существующих альтернативных способов удовлетворения потребностей заявителя суд самостоятельно определяет оптимальные условия сервитута, наименее обременительные для собственника служащего земельного участка и обеспечивающие разумный баланс интересов сторон спора (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 № 2509/10, от 28.02.2012 № 11248/11 и от 04.06.2013 № 16033/12).

Бремя доказывания необходимости установления сервитута и невозможности использования недвижимого имущества без установления права ограниченного пользования чужим имуществом, в силу статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса относится на заявителя - инициатора установления такого права. Для установления факта отсутствия такой возможности у собственника недвижимого имущества исследуются все варианты обеспечения нормальной эксплуатации объекта недвижимого имущества без установления сервитута.

Вопрос необходимости и чрезвычайности, объема, стоимости дополнительно выполненных работ в данном деле является существенным и спорным, а его разрешение относится к сфере специальных познаний.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2023 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФИО5 и ФИО6, экспертам Автономной Некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертных исследований". Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:

1. Соответствуют ли параметры части испрашиваемого земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396/7 (площадь и размеры) минимальным необходимым значениям для размещения железнодорожного пути необщего пользования?

2. Препятствует ли установление сервитута на испрашиваемую часть земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396/7 использованию остальной площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396 по назначению в соответствии с видом его разрешенного использования?

3. Существует ли иной способ обеспечения возможности проезда железнодорожного транспорта от земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9 с расположенным на нем недвижимым имуществом Истца до точки примыкания к железнодорожному пути общего пользования, определенной техническими условиями АО "РЖД" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта?

Соответствует ли вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396 (части земельного участка) его планируемому использованию для строительства и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования с примыканием к железнодорожному пути общего пользования № 11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"?

4. Какова стоимость платы за сервитут на часть земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396/7, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, территория морского порта ФИО4, для обеспечения расположения железнодорожного пути необщего пользования от земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9 к железнодорожному пути общего пользования № 11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"?.

АНО "Центр по проведению судебных экспертных исследований" направило в суд материалы дела с заключением эксперта №064/2023.

Согласно выводам судебной экспертизы:

В соответствии с Таблицей №1 земельный участок с площадью 2 662 кв. м, с учетным номером 23:30:0401003:396/7, земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396, общей площадью 175 973 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский соответствует параметрам, установленным Приказом Минтранса России от 06.08.2008 № 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог", Указаниями МПС России от 24.11.1997 №С-1360у ОСН от 24.11.1997 №3.02.01-97 Применяется с 01.05.1998 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог", ГОСТ 34530-2019 "Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения (с Поправками)" от 01.02.2020 и СП 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95 (с Изменением №1) действующие с 13.06.2018.

Примыкание железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Морской торговый порт ФИО4" к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4" планируется осуществить стрелочным переводом №01 на расстоянии 43,54 м от центра стрелочного перевода №1 парка "В" станции ФИО4 . СКЖД в сторону стрелочного перевода № 1 в районе контрольных точек 5,6,7,8 части земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:369/7. Согласно проведенным расчетам Эксперта ширина поперечного профиля насыпи из недренирующих грунтов при поперечном уклоне местности не круче 1:5 равна с учетом насыпи без защитного слоя 1-21,6 м; с учетом насыпи с защитным слоем от 6 до 12 м ? 19,2 м.

Приказом Минтранса России от 06.08.2008 № 126 "Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлена ширина земельных участков, отводимых для земляного полотна на перегонах при поперечном уклоне местности до 1:5 при минимальной высоте насыпи - 22 м. Согласно Межевому плану от 21.05.2021 ширина части земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:369/7 отточки 3 до 10 и от точки 2 до 12 составляет 22 м, что соответствует нормативу. Вдоль контрольных точек 1 и 14к части земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:369/7 компенсирование ширины земельного участка осуществляется за счёт земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:16, в отношении которого ОАО "Морской торговый порт ФИО4" заключено, соглашение от 14.03.2022 №000ст00298 об установлении сервитута.

На основании вышеизложенного, параметры части земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:369/7 соответствуют минимальным необходимым значениям для размещения железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Морской торговый порт ФИО4".

На основании постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 14.05.2021 №489 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для линейного объекта (Железнодорожные пути необщего пользования ОАО "Морской торговый порт ФИО4" с примыканием к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4" утверждена документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для линейного объекта "Железнодорожные пути необщего пользования ОАО "Морской торговый порт ФИО4" с примыканием к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4".

Учитывая вышеизложенное, часть территории земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396:чзу1 образована с целью размещения линейного объекта. Кроме того, целевое использование части земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396:чзу1 и земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396(2) совпадает. Таким образом, установление сервитута на часть земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396:чзу1 не препятствует использованию по назначению в соответствии с видом разрешенного использования остальной площади земельного участка.

На основании проведенных измерений Экспертом на Схеме №1 нанесены фактические объекты (железнодорожные пути необщего пользования, обеспечивающие транспортную доступность ООО "Газпром транссервис", ООО "КГС порт", ООО "Порт МечелФИО4", ООО "Каргохим", ООО "Росхимтрейд", ООО "Мактрен-Нафта", три автомобильные дороги, находящиеся в собственности Темрюкского городского поселения), расположенные в пределах земельного участка с учетным номером 23:30:401003:396(2) и части земельного участка с учетным номером 23:30:401003:396/7 (схема №1).

Согласно пункту 6 Приказа Минтранса России от 06.08.2008 №127 "Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования с изменениями на 18 июля 2017 года)" комиссия определяет место примыкания с учетом положений нормативных правовых актов, стандартов, технических норм и правил в области строительства и эксплуатации железнодорожных путей общего и необщего пользования. В целях определения места примыкания комиссия вправе запросить у владельца нового железнодорожного пути и владельца существующего железнодорожного пути дополнительные документы.

По результатам рассмотрения представленных материалов и фактического осмотра возможного места примыкания комиссия составляет акт выбора места примыкания.

Таким образом, на основании Акта от 14 мая 2019 года "Выбора места примыкания на присоединение проектируемого железнодорожного пути общего пользования №11 парка "В" станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги- филиала ОАО "РЖД" комиссией определена одна допустимая точка примыкания, которая располагается на расстоянии 43,54 м от центра стрелочного перевода №1 парка "В" станции ФИО4 СКЖД сторону стрелочного перевода №1. На основании вышесказанного можно заключить, что иного способа обеспечения возможности проезда железнодорожного транспорта от земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396 по назначению в соответствии с видом разрешенного использования не существует.

Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401003:396 (части земельного участка) соответствует его планируемому использованию для строительства и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования с примыканием к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", так как согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года №П/0412 "Классификатор видов разрешенного использования земельных участков" установленные виды разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:396 с кодом 7.1, который предусматривает размещение объектов капитального строительства железнодорожного транспорта. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 7.1.1 - 7.1.2 соответствует 49 планируемому использования для строительства и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования с примыканием к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

Стоимость платы за сервитут на часть земельного участка с учетным номером 23:30:0401003:396/7, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Темрюкский, территория морского порта ФИО4, для обеспечения расположения Железнодорожного пути необщего пользования от земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:9 к железнодорожному пути общего пользования №11 парка "В" железнодорожной станции ФИО4 Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на 29.06.2023 составляет 328 001,00 рублей в год.

Заключение экспертов в силу части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из доказательств по делу и исследуется судом наряду с другими доказательствами.

В рассматриваемом случае представленное заключение экспертов отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого рода документов, содержит сведения об экспертах, расписку об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения. Данное заключение содержит исследовательскую часть с описанием процесса исследования, оценку результатов исследований, выводы и их обоснование. Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд пришел к выводу о том, что выводы судебной экспертизы соответствуют установленным требованиям законодательства Российской Федерации, заключение экспертов является надлежащим доказательством по делу.

У апелляционного суда не имеется оснований для иной оценки заключения экспертов. Ответчики не предоставили каких-либо объективных доказательств нарушения экспертами существующей методологии производства судебной экспертизы. Сам же по себе факт несогласия ответчиков с заключением экспертизы не является основанием для непринятия судом заключения экспертов в качестве достоверного и относимого доказательства. Ходатайство о назначении повторной или дополнительной экспертизы с предложением о постановке конкретных вопросов экспертам ответчики не заявляли.

Довод апелляционной жалобы о возможности иного обеспечения доступа к земельному участку не основан на каких-либо объективных доказательствах, поскольку сервитут требуется для установления доступа путем сооружения подъездного железнодорожного пути в рамках реализации государственной инвестиционной программы по развития морского торгового порта.

Доводы апелляционной жалобы Росимущества об обходе публичных процедур предоставления земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права. Установление сервитута не является обходом процедуры заключения договора аренды земельного участка, поскольку имеет другие правовые основания и порядок реализации.

Вопреки доводам апеллянта согласия арендатора на установление сервитута закон не требует. Вопрос о наличии согласия Росжелдора и органа исполнительной власти на строительство железнодорожных путей необщего пользования для разрешения данного дела не имеет значения. В случае, если в разумный срок, таковые разрешения не будут получены и отпадет необходимость в существовании сервитута, собственник земельного участка не лишен права потребовать прекращения сервитута согласно пункту 1 статьи 276 ГК РФ. В настоящее время истцом разработана и утверждена техническая документация на строительство объекта, получены технические условия на строительство от ОАО "Российские железные дороги".

Суд первой инстанции учел, что стоимость сервитута регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности".

В силу пункта 3 Правил размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка (пункты 2, 3 и 5 Правил).

Поскольку установленная в экспертном заключении плата за право ограниченного пользования (сервитут) сторонами не оспорена, суд первой инстанции при установлении платы за сервитут обоснованно исходил из размера, установленного экспертным заключением.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2023 по делу № А32-57727/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий Т.Р. Фахретдинов

Судьи Р.А. Абраменко

Р.Р. Илюшин