ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-6082/15 от 17.09.2015 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-6082/2015

18 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена  17   сентября  2015  года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18  сентября   2015  года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В.,  судей Айбатулина К.К.  и Рыжкова Ю.В., при участии  в судебном  заседании  от истца – администрации  муниципального  образования  Брюховецкий   район  Краснодарского  края  (ст-ца ФИО1,  ИНН <***>,                                       ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 27.02.2015), ответчика – индивидуального предпринимателя  ФИО3  (ст-ца  ФИО1,   ИНН <***>, ОГРНИП <***>), от третьего лица –  Департамента   поддержки  предпринимательской   деятельности  и  внешнеэкономических связей  Краснодарского  края  (г. Краснодар, ИНН <***>, ОГРН <***>)  –ФИО4 (доверенность  от 28.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу  Департамента   поддержки  предпринимательской   деятельности  и  внешнеэкономических связей  Краснодарского  края  на решение Арбитражного суда    Краснодарского  края  от 14.05.2015 (судья  Карпенко  Т.Ю.) и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда    от 16.07.2015     (судьи Чотчаев  Б.Т., Баранова  Ю.И., Ковалева  Н.В.)  по делу № А32-6082/2015, установил следующее.

Администрация  муниципального  образования  Брюховецкий   район  Краснодарского  края (далее – администрация) обратилась  в арбитражный суд с иском
к индивидуальному  предпринимателю  ФИО3  (далее – предприниматель)                         о  признании   недействительным (ничтожным) договора  от  12.12.2013 № 3                                    о предоставлении  бюджетных  средств  в  форме  субсидий  для  возмещения  части  затрат  субъектов  малого  предпринимательства на  ранней  стадии  их деятельности (далее – договор) и  обязании  предпринимателя  возвратить в бюджет  муниципального  образования  Брюховецкий  район  полученную субсидию.

Определением  от  02.03.2015 к участию в деле в качестве  третьего лица,                            не заявляющего самостоятельных  требований  относительно  предмета спора, привлечен    Департамент   поддержки  предпринимательской   деятельности  и  внешнеэкономических связей  Краснодарского  края  (далее –  департамент).

 Решением   от  14.05.2015, оставленным без изменения постановлением  суда апелляционной инстанции от 16.07.2015,  в иске  отказано.  Судебные акты мотивированы  тем, что  реализация  предпринимателем подакцизных  товаров и нецелевое использование денежных средств, выделенных в качестве субсидии,  не  доказаны,  основания  возврата  субсидии  отсутствуют.

В кассационной жалобе  департамент просит отменить  решение  и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. Заявитель указывает,                что  для определения осуществляется ли субъектом малого и среднего предпринимательства производство и реализация подакцизных товаров, единственным документом, принимаемым в качестве подтверждающего виды деятельности, осуществляемые субъектом малого и среднего предпринимательства, является выписка                из Единого  государственного  реестра  индивидуальных  предпринимателей                          (далее –  ЕГРИП). Субсидия  предоставлена  предпринимателю с  нарушением  законодательства, следовательно, заключенный  с ним  договор   является  недействительным.

В отзыве  предприниматель  просит оставить  решение  и   постановление суда  апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения; администрация  в отзыве поддержала жалобу департамента.

В судебном заседании  представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы.

Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы  дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать                   по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 12.12.2013  администрация (далее – орган местного самоуправления)  и предприниматель (далее –  субъект  предпринимательства)  заключили  договор,  предметом которого является предоставление органом местного самоуправления бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъекта предпринимательства, понесенных в ходе реализации проекта – «Открытие автосервиса Европа». В соответствии с пунктом 2.2 договора субсидии предоставляются за счет местного бюджета в сумме 299 390 рублей (т. 1, л. д. 14 – 20).

Во исполнение условий договора администрацией перечислены денежные средства на счет предпринимателя, что подтверждается платежным поручением от 27.12.2013                        № 9260476 (т. 1, л. д. 31). При этом   в выписке из ЕГРИП   от 25.10.2013 № 1606, содержались сведения о предпринимателе, перечислены виды деятельности, осуществляемые данным предпринимателем. В том числе указана розничная                                  торговля алкогольными и другими напитками и розничная торговля табачными изделиями (т. 1,  л. д. 118).

Согласно статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации алкогольная                    и табачная продукция являются подакцизными товарами.

Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее –  Закон                        № 209-ФЗ) предусмотрено, что финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых,                                 за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

20 ноября 2013 года предприниматель направил в адрес администрации письмо,                 в соответствии с которым обязался исключить из перечня видов экономической деятельности розничную торговлю алкогольными и другими напитками, розничную торговлю табачными изделиями.

Однако, как утверждает администрация, предпринимателем данное обязательство не исполнено. В связи с этим администрация направила  предпринимателю  требования             о возврате денежных средств в размере 299 390 рублей на счет администрации в течение 10 календарных дней (т. 1, л. д. 32 –35). Поскольку   они оставлены без  удовлетворения,  орган местного  самоуправления  обратился  в суд с  иском.

Отказывая  в  удовлетворении исковых  требований,  судебные  инстанции  руководствовались  следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого                           и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 4 статьи 14 названного Закона финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 Закона № 209-ФЗ, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров.

Судами двух инстанций на основе исследованных по делу обстоятельств и надлежащей правовой оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что  основным  видом   деятельности  предпринимателя  является  техническое  обслуживание  и  ремонт  автотранспортных средств. Дополнительными видами   деятельности  в ЕГРИП указаны  деятельность  по  розничной  торговле  табачными  изделиями, розничной  торговле   алкогольными  и  другими  напитками. Однако  согласно  выписке                       ЕГРИП    от  21.04.2014 указанные  виды дополнительной  деятельности  исключены                   (т. 1, л. д. 115 – 117). Кроме  того, выписка из ЕГРИП от  25.10.2013 расценена судами как недостаточная для подтверждения факта действительного осуществления предпринимателем реализации подакцизных товаров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства                 за оказанием поддержки.

Как установлено судами и следует из материалов дела,  предприниматель  осуществляет техническое   обслуживание  и  ремонт автотранспортных средств, которые в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 181, статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации к подакцизным товарам не относятся. Администрацией                              не  представлены  оказательства того, что предприниматель занимался либо занимается  производством  и  реализацией  подакцизных товаров.

Основываясь на установленных по делу обстоятельствах и надлежащей правовой оценке доказательств, учитывая, что единственным основанием  исковых  требований  администрации явилась представленная выписка из ЕГРИП, согласно которой  предприниматель  якобы  осуществлял  названные дополнительные видыдеятельности, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том,                               что администрация  не  доказала факт  осуществления  им  спорной   деятельности, он   не имеет  лицензии на  реализацию  подакцизных  товаров.

В связи с этим суды   обоснованно  отказали  в  удовлетворении  исковых  требований.

 Доводы  заявителя  о  том, что  выписка  ЕГРИП  является  надлежащим  доказательством, служащим основанием  для вывода о неправомерности выдачи и необходимости возврата субсидии,  суд  кассационной  инстанции  не  принимает,   поскольку   они  были  предметом исследования в судах первой  и  апелляционной  инстанциях  и  получили надлежащую  правовую  оценку в оспариваемых судебных актах.

Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих изменение или  отмену обжалуемых судебных актов,             по данному делу не установлено.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда    Краснодарского  края  от 14.05.2015 и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу                                     № А32-6082/2015  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                      Н.В. Чесняк

Судьи                                                                                                                     К.К. Айбатулин

                                                                                                                    Ю.В. Рыжков