АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А32-61695/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2023 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) – ФИО2 (доверенность от 26.02.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия – департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО3 (доверенность от 05.06.2023), в отсутствие третьего лица – администрации муниципального образования Туапсинский район, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу № А32-61695/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил:
– признать незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 11.11.2022 № 52-33-21-47133/22, в предоставлении предпринимателю на новый срок без торгов земельного участка площадью 3 214 кв. м с кадастровым номером 23:33:0101005:611, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С», для эксплуатации и обслуживания нежилого здания – летнего кинотеатра с кадастровым номером 23:33:0000000:822;
– обязать департамент заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:611.
Заявление основано на положениях статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статей 1, 35, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и мотивировано следующим. Решение департамента об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:611 в аренду предпринимателю незаконно и нарушает права (интересы) заявителя. Испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия, что не запрещает его использование для цели эксплуатации объекта недвижимости (нежилого здания летнего кинотеатра).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Туапсинский район (далее – администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.06.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание летнего кинотеатра площадью 708,2 кв. м с кадастровым номером 23:33:0000000:822, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, улица Лазурная, д. 5. Ранее данный объект располагался на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0101005:48 площадью 9394+/-39 кв. м с видом разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, городское поселение Джубгское, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С». Предприниматель обратился в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости на кадастровом плане территории, формируемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48, в целях предоставления образуемого земельного участка в аренду. Письмом от 20.02.2021 № 52-37-07-6990/21 уполномоченный орган отказал предпринимателю в утверждении схемы. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 по делу № А32-14723/2021, вступившим в законную силу, отказ департамента от 20.02.2021 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48, признан незаконным. На уполномоченный орган возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48. На основании решения по делу № А32-14723/2021 департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 214 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – зона размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма (Р-2), метаположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, городское поселение Джубгское, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С». Участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48, площадью 9 394 кв. м, из категории земель населенных пунктов, с видом размешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, городское поселение Джубгское, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С», находящегося в собственности Краснодарского края (приказ департамента от 05.08.2022 № 2033 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48»). На кадастровый учет 07.09.2022 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101005:611, площадью 3 214 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С». Участок из категории земель населенных пунктов имеет вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия. Предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:611 в аренду без торгов как собственник нежилого здания летнего кинотеатра. Письмом от 11.11.2022 № 52-33-21-47133/22 уполномоченный орган отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду по следующим основаниям. В заявлении указана цель использования земельного участка – для эксплуатации и обслуживания нежилого здания летнего кинотеатра с кадастровым номером 2333:0000000:822. Однако по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) для земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:611 установлен вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия. Кроме того, согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0000000:822 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0101005:611 и 23:33:0101005:48. Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в заключении договора аренды земельного участка, нарушающего его права в имущественной сфере, оспорил данное решение в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 1, 7, 39.6, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса, статьями 4, 198, 200, 201 Кодекса, статьями 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), статьями 1, 8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Учтены судами также правовые подходы, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 13016/11. Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Вместе с тем уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. При этом сведения о внесенных в ЕГРН объектах недвижимости должны быть достоверны. Вид (виды) разрешенного использования земельного участка отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости. Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном и градостроительном законодательстве. При кадастровом учете участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости (в ЕГРН). Материалами дела подтверждено, что испрашиваемый в аренду предпринимателем земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101005:611 имеет вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия. Заявитель просил предоставить земельный участок для целей эксплуатации и обслуживания нежилого здания летнего кинотеатра с кадастровым номером 23:33:0000000:822. Установив, что назначение объекта недвижимости не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, судебные инстанции пришли к выводу о невозможности предоставления этого участка в аренду заявителю. Использование земельного участка не в соответствии с документально установленным и учтенным в кадастре недвижимости видом разрешенного использования является нарушением правового режима его использования. При этом изменение сведений о разрешенном использовании производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов. Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район в департамент представлена выписка из Правил землепользования и застройки Джубгского городского поселения от 28.03.2014 (в редакции от 01.09.2022). Департамент полагает, что заявленная предпринимателем цель использования испрашиваемого земельного участка (эксплуатация нежилого здания летного кинотеатра) не соответствует ни одному из предусмотренных для данного земельного участка видов разрешенного использования в соответствующей территориальной зоне. Предприниматель как собственник объекта недвижимости, расположенного в границах данного земельного участка, вправе ставить вопрос об изменении вида его разрешенного использования. Суд первой инстанции также отметил, что по сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0000000:822 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0101005:611 и 23:33:0101005:48. Земельное законодательство не предусматривает такого варианта предоставления земельного участка в аренду, при котором объект недвижимости располагался в границах испрашиваемого участка, так и в части за пределами земельного участка. В ином случае возникнет ситуация, когда собственнику объекта недвижимости будет предоставлен в аренду земельный участок, пересекающий границы здания, то есть проходящий непосредственно под частью здания, что недопустимо.
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Принадлежащее заявителю нежилое здание летнего кинотеатра расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0101005:48 с разрешенным использованием – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия. Земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101005:611 образован для цели обслуживания принадлежащего предпринимателю объекта недвижимости. Здание летнего кинотеатра расположено только на одном (испрашиваемом) земельном участке, что подтверждается выпиской из ЕГРН. В соответствии с положениями статьи 35 Земельного кодекса заявитель, приобретая право собственности на здание кинотеатра, которое ранее располагалось на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0101005:48, приобрел право на часть такого участка с соответствующими характеристиками. Судебные инстанции не обосновали, в чем заключается несоответствие вида разрешенного использования земельного участка целям его использования предпринимателем. При этом вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы сезонного действия не содержит запрета на нахождение на таком земельном участке здания летного кинотеатра. Исходя из части 4 статьи 85 Земельного кодекса и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без приведения их в соответствие с градостроительным регламентом. Исключение составляют случаи, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Кроме того, в сведениях государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности отсутствует такой (самостоятельный) вид разрешенного использования как обслуживание летнего кинотеатра. Суд первой инстанции также указал, что по сведениям ЕГРН принадлежащий заявителю объект недвижимости расположен в границах двух земельных участков (с кадастровыми номерами 23:33:0101005:611 и 23:33:0101005:48). Из публичной кадастровой карты следует, что принадлежащее предпринимателю здание расположено только на земельном участке (с кадастровыми номерами 23:33:0101005:011). Данное обстоятельство подтверждается и графической частью выписки из ЕГРН в отношении здания кинотеатра. Указание в выписке из ЕГРН на расположение объекта на двух земельных участках являлось технической ошибкой, которая в настоящий момент исправлена.
Департамент в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению уполномоченного органа, имелись законные основания для принятия оспариваемого решения, поскольку разрешенное использование испрашиваемого в аренду земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении такого участка (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса). Также заявитель не учитывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Джубгского городского поселения от 28.03.2014 (в редакции от 01.09.2022; выписка представлена в материалы дела) территориальная зона размещения объектов культурно-рекреационного комплекса и туризма (Р2) включает в себя такой вид разрешенного использования как общественное использование объектов капитального строительства (3.0). Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, указанный вид подразумевает под собой размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1 – 3.10.2. В число указанных кодов включается код 3.6.1 – объекты культурно-досуговой деятельности, предполагающий, в том числе, размещение кинотеатров, театров, кинозалов. Таким образом, заявитель не лишен возможности обратиться с заявлением о смене вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0000000:822 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0101005:611 и 23:33:0101005:48. Земельное законодательство не предусматривает такого варианта предоставления земельного участка в аренду, при котором объект недвижимости располагался в границах испрашиваемого участка, так и в части за пределами земельного участка. Довод предпринимателя о том, что содержащиеся в выписке из ЕГРН сведения о расположении объекта на двух земельных участках являлось технической ошибкой, является несостоятельным, поскольку указанные сведения на момент обращения заявителя содержались в ЕГРН, поэтому не могли не учитываться департаментом.
От администрации отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций закону и материалам дела, подтверждающим законность решения уполномоченного органа.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание летнего кинотеатра площадью 708,2 кв. м с кадастровым номером 23:33:0000000:822, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, улица Лазурная, д. 5. Ранее данный объект располагался на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0101005:48 площадью 9394+/-39 кв. м с видом разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, городское поселение Джубгское, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С».
Предприниматель обратился в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости на кадастровом плане территории, формируемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48, в целях предоставления образуемого земельного участка в аренду. Письмом от 20.02.2021 № 52-37-07-6990/21 уполномоченный орган отказал предпринимателю в утверждении такой схемы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 по делу № А32-14723/2021 отказ департамента от 20.02.2021 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48, признан незаконным. На уполномоченный орган возложена обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48.
На основании решения по делу № А32-14723/2021 департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 214 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – зона размещения объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма (Р-2), метаположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, городское поселение Джубгское, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С». Участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48, площадью 9 394 кв. м, из категории земель населенных пунктов, с видом размешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, городское поселение Джубгское, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С», находящегося в собственности Краснодарского края (приказ департамента от 05.08.2022 № 2033 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48»).
На кадастровый учет 07.09.2022 поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101005:611, площадью 3 214 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок городского типа Джубга, бухта Инал, база отдыха ООО «БАРО*С». Участок из категории земель населенных пунктов имеет вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия.
Предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:611 в аренду без торгов для целей обслуживания и эксплуатации нежилого здания летнего кинотеатра.
Письмом от 11.11.2022 № 52-33-21-47133/22 уполномоченный орган отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду по следующим основаниям. В заявлении указана цель использования земельного участка – для эксплуатации и обслуживания нежилого здания летнего кинотеатра с кадастровым номером 2333:0000000:822. Однако по сведениям из ЕГРН для земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:611 установлен вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия. Кроме того, согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:33:0000000:822 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0101005:611 и 23:33:0101005:48.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения департамента об отказе в заключении договора аренды земельного участка, нарушающего его права (интересы) в имущественной сфере, оспорил данное решение в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении такого участка (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Суды при разрешении спора установили, что испрашиваемый предпринимателем в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101005:611 имеет вид разрешенного использования – строительство и эксплуатация базы отдыха сезонного действия. При этом из заявления предпринимателя о предоставлении указанного земельного участка следует, что целью его использования является эксплуатация и обслуживание нежилого здания летнего кинотеатра с кадастровым номером 23:33:0000000:822. Таким образом, разрешенное использование испрашиваемого земельного участка не соответствует целям его использования, указанным предпринимателем в заявлении о предоставлении участка в аренду, что исключает признание незаконным решения департамента, оформленного письмом от 11.11.2022 № 52-33-21-47133/22.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее
(часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы предпринимателя о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду со ссылкой на то, что содержащийся в ЕГРН вид его разрешенного использования не противоречит заявленной цели предоставления, проверен судебными инстанциями при разрешении спора, которыми рассмотрен и отклонен с приведением мотивов его непринятия. Приказ департамента от 05.08.2022 № 2033 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0101005:48» заявителем не оспаривался. Вид разрешенного использования испрашиваемого участка не соответствует цели предоставления, указанной в заявлении предпринимателя, что является основанием для отказа в предоставлении такого участка (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса). При этом заявитель вправе ставить вопрос о смене вида разрешенного использования данного участка в соответствии с основными видами, предусмотренными градостроительным регламентом для зоны размещения объектов культурно-рекреационного комплекса и туризма (выписка из Правил землепользования и застройки Джубгского городского поселения от 28.03.2014 в редакции от 01.09.2022; т. 1, л. <...>). Несогласие подателя жалобы с судебными выводами в этой части в силу иного понимания им норм действующего законодательства и иной оценки доказательств, представленных в материалы дела, не может служить основанием для отмены обжалуемых им судебных актов. Позиция департамента о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:33:0000000:822 в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0101005:611 и 23:33:0101005:48 судом округа не принимается, поскольку принадлежащее предпринимателю здание летного кинотеатра фактически располагается в границах испрашиваемого им участка. Наличие в ЕГРН сведений о расположении объекта в границах двух земельных участков обусловлено бездействием уполномоченного органа как представителя публичного собственника исходного участка и образованного из него участка, не предпринявшего надлежащих мер по приведению в соответствие сведений ЕГРН в связи с принятием приказа от 05.08.2022 № 2033.
Государственная пошлина уплачена предпринимателем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 26.06.2023).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу № А32-61695/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.Е. Епифанов
Судьи В.А. Анциферов
Т.Н. Драбо