ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-7097/2021 от 26.05.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА


Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-7097/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от третьего лица – федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – Крутько Е.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие истца – общества с ограниченной ответственностью «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» (ИНН 2334018297, ОГРН 1032319139940), ответчиков: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 110230800833), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю, департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу № А32-7097/2021, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – территориальное управление), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление Росреестра) со следующими требованиями:

– признать, что сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3, 23:11:0204003:1 являются реестровыми ошибками в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), вследствие чего сведения о местоположении границ данных земельных участков признать не установленными в соответствии с действующим законодательством;

– установить, что решение суда является основанием для осуществления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений из ЕГРН и его территориальными органами (уполномоченным органом) кадастрового учета (учета изменений объекта недвижимости) по соответствующему заявлению об осуществлении кадастрового учета, поданному в уполномоченный орган обществом, следующим образом: актуальные сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3, расположенного по адресу: «установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – трасса Краснодар-Ейск. Участок находится примерно в 775 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, район Каневский, с/п Новоминское», подлежат изменению на сведения согласно данным реквизита «1» (Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3), реквизита «2» (Сведения о частях границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3) раздела «Сведения об уточняемых земельных участках», включенных в состав межевого плана, подготовленного 13.08.2020 кадастровым инженером Тыщенко И.В., в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3 и исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1, в соответствии со следующими геодезическими данными, в связи с чем у уполномоченного органа возникает обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений характеристик – сведений о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3;

– установить, что решение суда является основанием для осуществления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений из ЕГРН и его территориальными органами (уполномоченным органом) кадастрового учета (учета изменений объекта недвижимости) по соответствующему заявлению об осуществлении кадастрового учета, поданному в уполномоченный орган обществом, следующим образом: актуальные сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1, расположенного по адресу: «установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, Каневский район, с/п Новоминское, ЗАО ПЗ "Нива"», подлежат изменению на сведения согласно данным реквизита «1» (Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1), реквизита «2» (Сведения о частях границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1) раздела «Сведения об уточняемых земельных участках», включенных в состав межевого плана, подготовленного 13.08.2020 кадастровым инженером Тыщенко И.В., в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3 и исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1, в соответствии со следующими геодезическими данными, в связи с чем у уполномоченного органа возникает обязанность осуществить государственный кадастровый учет изменений характеристик – сведений о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1 (уточенные требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – Кодекс).

Иск основан на положениях Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) и мотивирован следующим. Общество, являясь собственником объектов недвижимости, арендует земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204000:3, находящийся в собственности Краснодарского края. При выполнении кадастровых работ по определению координат характерных точек контура здания склада, принадлежащего обществу, выявлено, что данный объект отображается не только в границах участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3, но и в границах земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1. Данный участок площадью 5 757 509 кв. м находится в федеральной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение). Общество полагает, что в местоположении границ указанных земельных участков имеется реестровая ошибка, подлежащая исправлению в судебном порядке, в связи с отказом правообладателя (в лице территориального управления) от подписания акта согласования местоположения границ.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю, учреждение и департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022, иск удовлетворен. Признано, что сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3, 23:11:0204003:1 являются реестровыми ошибками в сведениях ЕГРН, подлежащими исправлению путем установления границ в соответствии с фактическим расположением указанных участков.

Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204000:3 находится в собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края (запись государственной регистрации права от 04.05.2005 № 23-23-27/017/2005-270). Данный участок предоставлен в аренду обществу на основании договора от 21.03.2018 № 0000005814 (запись государственной регистрации права аренды от 12.04.2018 № 23:11:020400:3-23/027/2018-2). Земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204003:1 находится в федеральной собственности (запись государственной регистрации права от 19.05.2007 № 23-23-27/014/2007-567). Этот земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением. При выполнении кадастровых работ по определению координат характерных точек контура здания склада с кадастровым номером 23:11:0202104:27, принадлежащего обществу, выявлено, что данный объект отображается на дежурной кадастровой карте в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1. Кадастровый инженер указал на необходимость устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в части описания указанных земельных участков. Общество в целях согласования границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1 направило 26.10.2020 в территориальное управление обращение с просьбой подписать акты согласования местоположения границ данного участка. Территориальное управление в ответе от 26.11.2020 указало, что признание факта и исправление возможной реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ федерального земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1 возможно на основании вступившего в законную силу решения суда. Исправление ошибки в местоположении границ данного участка приведет к изменению его конфигурации и площади. Территориальное управление должно обеспечивать сохранение границ и площадей земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в площадях и размерах, определенных соответствующими правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами. Общество, ссылаясь на то, что в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1 имеется реестровая ошибка, обратилось в суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями Закона № 218-ФЗ и результатами проведенной по делу судебной экспертизы. Согласно выводам, содержащимся в заключении судебной экспертизы от 12.08.2021, подготовленной экспертом АНО «НСЭЦ Финека», имеется реестровая ошибка в части описания местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1. Реестровая ошибка возникла в результате погрешности при переходе из системы координат СК-62 и местной системы координат в МСК-23, принятой для ведения ЕГРН. Земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204000:3 поставлен на кадастровый учет на основании чертежа установления границы с нанесением геоданных, контуров ситуации и местных предметов от 1992 г., содержащегося в землеустроительном деле № 32 от 1992 г. без учета фактического местоположения на местности. Экспертом предложен оптимальный вариант устранения реестровой ошибки – установление границ в соответствии с фактическим расположением земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1. Вариант устранения реестровой ошибки представлен экспертом на схеме 3. При этом в результате исправления реестровой ошибки площадь участка с кадастровым номером 23:11:0204000:3 составит 84 478 кв. м, площадь земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1 не изменится. Суды признали экспертное заключение от 12.08.2021 соответствующим требованиям Кодекса, ясным и полным, не имеющих противоречий в выводах эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств того, что экспертом избрана ненадлежащая методика проведения экспертного исследования, что привело к неверным выводам, не представлено. Сведения, содержащиеся в экспертном заключении, документально не опровергнуты. Спор о праве либо о фактических границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1 отсутствует, требования общества направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении данных участков. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о границах земельных участков, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности. Образование земельного участка под недвижимым имуществом общества (зданием склада), не принадлежащим Российской Федерации, не порождает возникновение у представителя федерального собственника прав и обязанностей в отношении такого имущества. Нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета и нарушает права и интересы общества. Исходя из обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности обществом) оснований для удовлетворения исковых требований. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы территориального управления о том, что требования истца удовлетворены к ненадлежащему ответчику, а к участию в деле не привлечен представитель публичного собственника земельного участка (Министерство обороны Российской Федерации). Общество обращалось в территориальное управление с просьбой подписать акты согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1, которое в ответе указало, что исправление возможной реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ федерального земельного участка возможно на основании вступившего в законную силу решения суда. Следовательно, территориальное управление рассмотрело обращение общества по существу и отказало в его удовлетворении, рекомендовав обратиться для разрешения ситуации в суд. Таким образом, территориальное управление фактически осуществляет полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1. Апелляционный суд обратил внимание на то, что фактически исправление реестровой ошибки на основании судебного решения не может повлиять на права и обязанности правообладателя земельного участка, так как действия по государственному кадастровому учету, в том числе при кадастровом учете в случае исправления реестровой ошибки, осуществляются управлением Росреестра. При этом при исправлении реестровой ошибки в местоположении границ федерального земельного участка его площадь не меняется, то есть, не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1.

Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судебными инстанциями удовлетворены требования к ненадлежащему ответчику, к участию в деле не привлечен собственник земельного участка, с которым пересекаются границы земельного участка истца. Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом. Земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204003:1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением. Следовательно, полномочия собственника в отношении данного земельного участка осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению истца, выводы судов основаны на нормах закона и соответствуют материалам дела, подтверждающим наличие реестровой ошибки, подлежащей исправлению в ЕГРН.

От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы отзыва общества, приведенные в отзыве, в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать.

Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204000:3 находится в собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края (запись государственной регистрации права от 04.05.2005 № 23-23-27/017/2005-270).

Данный земельный участок на основании договора от 21.03.2018 № 0000005814 предоставлен в аренду обществу как собственнику расположенных на нем объектов недвижимости с кадастровыми номерами 23:11:0204000:963, 23:11:0202104:20, 23:11:0202104:22, 23:11:0202104:24, 23:11:0202104:25, 23:11:0202104:26, 23:11:0202104:27 (запись государственной регистрации от 12.04.2018 № 23:11:020400:3-23/027/2018-2).

Земельный участок с кадастровым номером 23:11:0204003:1 находится в федеральной собственности (запись государственной регистрации права от 19.05.2007 № 23-23-27/014/2007-567). Этот участок из категории земель промышленности и иного специального назначения с видом разрешенного использования – для нужд Министерства обороны Российской Федерации (запасной грунтовый аэродром) закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением.

В целях подготовки технического плана здания склада с кадастровым номером 23:11:0202104:27, принадлежащего обществу на праве собственности, последнее обратилось к кадастровому инженеру. При выполнении кадастровых работ по определению координат характерных точек контура здания с кадастровым номером 23:11:0202104:27 выявлено, что данный объект недвижимости отображается на дежурной кадастровой карте в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1. Кадастровый инженер в заключении указал на необходимость устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в части описания земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1.

Общество в целях согласования границ земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1 направило 26.10.2020 в территориальное управление обращение с просьбой подписать акты согласования местоположения границ данного участка.

Территориальное управление в ответе от 26.11.2020 указало, что признание факта и исправление возможной реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ федерального земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1 возможно на основании вступившего в законную силу решения суда. Исправление ошибки в местоположении границ данного участка приведет к изменению его конфигурации и площади. Территориальное управление должно обеспечивать сохранение границ и площадей земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в площадях и размерах, определенных соответствующими правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами.

Общество, ссылаясь на то, что в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1 имеется реестровая ошибка, обратилось в арбитражный суд с иском.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003
№ 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.

При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Законом № 218-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения общества за защитой нарушенного права).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частями 8, 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ).

Порядок исправления ошибок в ЕГРН урегулирован в статье 61 Закона № 218-ФЗ, согласно которой исправлению подлежат технические ошибки в записях и реестровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная органом регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав по заявлению заинтересованного лица либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

По смыслу приведенных правовых норм исправление технических ошибок осуществляется по заявлению заинтересованного лица либо по решению регистрирующего органа. Такие исправления не должны повлечь за собой прекращение, возникновение или переход прав. Если недостоверные сведения содержатся в документах, которые представлены на кадастровый учет, и были воспроизведены в ЕГРН, имеет место реестровая ошибка, которая может быть исправлена по решению суда. При этом бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки (часть 1 статьи 65 Кодекса).

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 6002/2013 сформулирован правовой подход по применению аналогичных норм, содержавшихся ранее в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». В нем указано, что при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе, заключение судебной экспертизы от 12.08.2021, подготовленное экспертом АНО «НСЭЦ Финека», оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности обществом) оснований для удовлетворения исковых требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора не выявили наличие спора о праве в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1. При этом суды установили наличие реестровой ошибки, подлежащей исправлению управлением Росреестра путем установления границ в соответствии с фактическим расположением указанных земельных участков. Вариант устранения реестровой ошибки земельных участков с кадастровыми номерами 23:11:0204000:3 и 23:11:0204003:1 представлен в экспертном заключении (на схеме 3), он соответствует положениям статьи 61 Закона № 218-ФЗ.

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).

Доводы, приведенные территориальным управлением в кассационной жалобе, дублируют доводы, заявленные ответчиком в апелляционном суде. Данные доводы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены с указанием в постановлении мотивов их непринятия. Податель жалобы не учитывает, что в деле участвует учреждение, которое обладает правом постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:11:0204003:1. В суде кассационной инстанции представитель учреждения пояснил, что считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, в удовлетворении жалобы территориального управления просил отказать. Указал, что принятые по делу судебные акты не нарушают прав представителя публичного собственника земельного участка. Материалы дела также подтверждают, что при исправлении в ЕГРН реестровой ошибки в местоположении границ федерального земельного участка его площадь не изменится. Судами исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и правильно определен характер спорного материального правоотношения. Нормы материального права применены правильно. Нарушений судебными инстанциями норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке, не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.

Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу № А32-7097/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Е. Епифанов

Судьи В.А. Анциферов

Т.Н. Драбо