ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-7305/2019
17 октября 2019 года 15АП-17591/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 10.01.2019, ФИО2 по доверенности от 01.07.2019,
от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности от 27.05.2019, ФИО4 по доверенности от 17.04.2019,
от третьего лица - ФИО5 по доверенности от 11.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новороссийский топливный терминал»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2019 по делу № А32-7305/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новороссийский топливный терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) в лице постоянно действующего аттестационного органа – ВОАК Росморречфлота № 6/1-2 (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Черного моря» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Новороссийский топливный терминал» (далее – заявитель, общество, ООО «НТТ») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения ВОАК Росморречфлота N 6/1-2 (г. Новороссийск), оформленного выпиской из протокола от 29.11.2018 N 45, об отказе в аттестации (периодической) нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ), созданного заявителем, об обязании повторно рассмотреть заявление общества о проведении аттестации (периодической) нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ), созданного заявителем, с проведением аттестационной проверки его готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации на морском терминале, расположенном по адресу: 353911, <...>.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «НТТ» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ходатайство об истребовании у аттестационной комиссии материалов аттестационной проверки не рассмотрено. В отсутствие ходатайства суд самостоятельно должен был инициировать процедуру истребования у ВОАК Росморречфлота аттестационных материалов, относящихся к НАСФ ООО «НТТ». Таким образом, суд разрешил спор без исследования определяющих его объективное рассмотрение доказательств, содержащихся в материалах аттестационной проверки и применения специальных правовых норм, определяющих статус нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) и требования к их оснащенности. Организационно-правовые и функциональные требования к НАСФ установлены именно Приказом МЧС России от 23.12.2005
№ 999. По этой причине требования, утвержденные Приказом Минтранса России от 06.02.2017 № 33 «Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» неприменимы к деятельности НАСФ, в том числе и в аттестационной процедуре, поскольку в них не содержится положений, распространяющих их действие на НАСФ, равно как и указывающих на то, что НАСФ относятся к ССПГ. Приказом Минтранса № 33 были утверждены Требования, относящиеся к силам и средствам постоянной готовности (ССПГ), применяемые при аттестации профессиональных формирований, но не нештатных (НАСФ), поскольку требования к составу их сил и средств в силу особенностей установлены другим актом специального характера - Приказом МЧС № 999. Кроме того, самими требованиями Приказа Минтранса № 33 ограничена сфера их действия. Решение ВОАК Росморречфлота № 6/1-2 (г. Новороссийск), оформленное Выпиской из Протокола № 45 от 29 ноября 2018 года, об отказе в аттестации (периодической) НАСФ заявителя, немотивировано применительно к пункту 19 Положения о ведомственных объектовых комиссиях утвержденного Распоряжением Росморречфлота от 19.02.2015 № АП-42-р, отсылающего к положениям пункта 17 во взаимосвязи с пунктами 12-14 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 (далее - Положение о проведении аттестации), в которых перечислены исчерпывающие основания для отказа в аттестации НАСФ. Ни на одно из этих оснований с приведением какого-нибудь обоснования в тексте оспариваемого протокольного решения аттестационная комиссия не сослалась. Аттестационной комиссией не соблюдена процедура рассмотрения заявления о переаттестации НАСФ. В соответствии с пунктом 10 названного Положения о проведении аттестации Приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 утверждено Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно спасательных формирований ... (далее - Положение об аттестационных комиссиях). Из буквального содержания пункта 9 Положения об аттестационных комиссиях очевидно следует то, что процедура проверки заявителей охватывает не только стадию рассмотрения документов, представленных вместе с заявлением, но и стадию определения готовности к выполнению задач, возложенных на НАСФ, в том числе в соответствии с утвержденными и действующими Планами ликвидации разлива нефтепродуктов. Правила аналогичного содержания закреплены и в пункте 7 Положения о ведомственных объектовых комиссиях утв. Распоряжением Росморречфлота от 19 февраля 2015 г. № АП-42-р. Таким образом, ВОАК Росорречфлота № 6/1-2 уклонилась от проведения комплексной проверки НАСФ ООО «НТТ» применительно к требованиям и критериям соответствия, установленным Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999. Никаких проверочных мероприятий (с выездом на объект - морской терминал) в рамках переаттестации НАСФ со стороны комиссии проведено не было. Суд не учел, что еще по результатам первичной аттестации, проведенной той же аттестационной комиссией, заявителю - 30 июля 2015 года под регистрационным номером 6/1-2-4 и серией № 5211 было выдано свидетельство об аттестации созданного им НАСФ с правом ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ (т.д. 1 л.д 47-51). Соответствие НАСФ заявителя аттестационным требованиям определялось согласно положениям Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999. Изменений, относящихся к аттестации НАСФ, после истечения срока действия первого свидетельства, выданного заявителю, не произошло. Заявитель как соответствовал аттестационным требованиям, так и продолжает соответствовать им, что дважды подтверждалось результатами успешно проведенных командно-штабных учений, зафиксированных в актах от 26 августа 2016 года и 31 июля 2018 года (т.д. 1
л.д. 53-79 и 82-104), подписанных (согласованных) уполномоченными представителями компетентных государственных структур, включая региональных центра и управления МЧС России по Краснодарскому краю, Азово-Черноморского филиала ФБУ «Морспасслужба» Росморречфлота, ФГБУ «АМП Черного моря», Новороссийского линейного отдела Южного УГМР Ространснадзора, Новороссийского отдела по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора и Службы в городе Новороссийске УФСБ России по Краснодарскому краю. Выводы, зафиксированные в актах, подтверждают достаточность сил и средств у НАСФ ООО «НТТ» для локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов с учетом привлечения дополнительных сил и средств (профессиональных аварийно-спасательных служб/формирований) для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно утвержденному Плану ликвидации разливов нефтепродуктов.
В отзыве на апелляционную жалобу Росморречфлот, ФГБУ «АМП Черного моря» указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители ООО «НТТ» поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Росморречфлот и ФГБУ «АМП Черного моря» не согласились с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО «НТТ» заявлено ходатайство об истребовании у ВОАК Росморречфлота № 6/1-2 (г.Новороссийск) материалы аттестационной проверки НАСФ ООО «НТТ».
Представитель Росморречфлота пояснил, что материалы аттестационной проверки состоят из документов, представленных ООО «НТТ», и протокола заседания комиссии. Поскольку все документы имеются у общества, представитель возражал относительно их истребования.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства об истребовании материалов аттестационной проверки НАСФ ООО «НТТ», поскольку результаты их исследования по существу не повлияют на результаты рассмотрения настоящего спора.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «НТТ» на основании лицензии от 20.04.2014 серии МР-4 N 001217 на погрузочно-разгрузочную деятельность является деятельность морского грузового транспорта, в которую включена погрузочно-разгрузочная деятельность, в том числе применительно к опасным грузам классов опасности NN 3,9.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Росморречфлота от 19.02.2015
N АП-42-р в г. Новороссийске была создана ведомственная объектовая комиссия по аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований (ВОАК Росморречфлота) с присвоением ей номера: N 6/1-2.
Согласно пункту 1 Положения о ведомственных объектовых комиссиях, утвержденного названным распоряжением, данные комиссии являются постоянно действующими аттестационными органами, осуществляющими аттестацию нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ).
По результатам первичной аттестации, проведенной указанной комиссией, 30 июля 2015 года под регистрационным номером 6/1-2-4 и серией N 5211
ООО «НТТ» было выдано свидетельство об аттестации созданного им НАСФ с правом ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ.
В связи с истечением 3-летнего срока действия свидетельства ООО «НТТ» обратилось в ВОАК Росморречфлота N 6/1-2 с заявлением о проведении периодической аттестации НАСФ общества.
Сопроводительным письмом от 18.12.2018 N 5502/0144, подписанным заместителем председателя ВОАК N 6/1-2 ФИО6, в адрес ООО «НТТ» направлена выписка из протокола заседания комиссии N 45 от 29 ноября 2018 года.
Согласно выписке членами комиссии принято решение об отказе в аттестации (периодической) НАСФ общества.
В обоснование отказа комиссия сослалась на несоответствие норм оснащенности НАСФ составу сил и средств, приведенному в приложении к Требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 06.02.2017 N 33 «Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
ООО «НТТ» оспорило вышеуказанное решение об отказе в аттестации (периодической) нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ) в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствий с частями 1-3 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995
N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Закон № 151-ФЗ) Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона № 151-ФЗ одним из основных принципов деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей является принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Частью 5 статьи 11 Закона № 151-ФЗ предусмотрено, что готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон № 155-ФЗ) эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
Согласно Перечню создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющемся приложением к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, к ведению Росморречфлота отнесены следующие подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
1) организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
2) организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
3) организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта.
Согласно подпункту «а» пункта 6.2 Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102, к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти создаваемых по объектовому принципу, относится проведение аттестации, в том числе нештатных аварийно-спасательных формирований объекта (организации), находящегося в ведении или входящего в сферу деятельности соответствующего федерального органа исполнительной власти, на котором (в которой) создана эта аттестационная комиссия.
В соответствии с пунктом 5.4.13 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, к полномочиям Росморречфлота отнесено создание аттестационной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на морском и внутреннем водном транспорте.
ВОАК Росморречфлота N 6/1-2 создана в соответствии с распоряжением Росморречфлота от 19.02.2015 N АП-42-р.
Согласно п. 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091) аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (далее - Положение об аттестации
N 1091), установлен перечень обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования).
Так, согласно подпункту «е» пункта 12 Положения об аттестации N 1091 обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), является постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Приказом Минтранса России от 06.02.2017 N 33 утверждены Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее – Требования № 33).
В соответствии с пунктом 3 Требований № 33 состав сил и средств постоянной готовности в зависимости от максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов приведен в приложении к настоящим Требованиям.
Исходя из расчетного объема разлива нефтепродуктов объемом 15 м3, согласно данным ООО «НТТ», НАСФ общества по составу сил и средств постоянной готовности должно быть укомплектовано в соответствии с приложением к Требованиям № 33 (максимальный расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов до 150 м3).
Вместе с тем, количественные и качественные характеристики сил и средств НАСФ общества не соответствуют Требованиям № 33, а именно:
- средства разгрузки нефти и нефтепродуктов с терпящего бедствие судна, являвшегося фактическим или потенциальным источником разлива нефти и/или нефтепродуктов (нефтеперекачивающие системы в комплекте с энергоблоком и шлангами) - 200м3/час - по данным ведомости оснащения НАСФ общества отсутствует;
- средства локализации разливов нефти и/или нефтепродуктов (боновые заграждения высотой стенки не менее 1500 мм) - 200 м - по данным ведомости оснащения НАСФ общества отсутствует (БЗ-10/900 ЛМУ (высота станки 900мм) протяженностью 150м)
- средства сбора нефти и/или нефтепродуктов на открытой воде (скиммеры в комплекте с энергоблоком и шлангами) - 400м3/сут - по данным ведомости оснащения НАСФ общества 484,8 (Скиммер СУ-1 Щ производительностью 10,1 м3/час в количестве 2 шт.)
- средства приема собранной во время работ по ликвидации разливов нефти нефтеводяной смеси и передачи ее на специализированные суда или береговые сооружения (емкости для временного хранения нефти и нефтепродуктов) - 200 м3 - по данным ведомости оснащения НАСФ общества отсутствует (резервуар разборной РР объемом 14,2 м3 в количестве 2 шт.)
- суда, обеспечивающие постановку бонов, с суммарной мощностью двигателей не менее 175 кВт и грузоподъемностью не менее 3 тонн - 2 ед. - по данным ведомости оснащения НАСФ общества отсутствует,
- рабочие суда с суммарной мощностью двигателей не менее 232 кВт и грузоподъемностью крановых механизмов не менее 1 тонны - 1 ед. - по данным ведомости оснащения НАСФ общества отсутствует.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 17 Положения об аттестации
N 1091 основанием отказа в аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) является, в том числе несоответствие аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предусмотренном пунктом 12 Положения.
Таким образом, ввиду несоответствия НАСФ общества Требованиям № 33, и, как следствие, несоответствия обязательным требованиям, указанным в подпункте «е» Положения об аттестации № 1091, ВОАК Росморречфлота N 6/1-2 отказала в аттестации указанного формирования.
Довод общества о неправомерности применения Требований № 33 при оценке соответствия НАСФ общества обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 12 Положения об аттестации № 1091, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного приказом Минтранса России от 06.04.2009 N 53 (далее - Положение № 53), функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства организаций, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации, и иных организаций, в полномочия которых входит решение задач по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
Пунктом 17 Положения № 53 к силам и средствам функциональной подсистемы относятся имеющиеся в составе БАСУ, УАСПТР и их филиалов многоцелевые, спасательные и специализированные суда, катера и плавсредства, предназначенные для работ по ЛРН, морские специализированные подразделения, укомплектованные подготовленным и аттестованным в установленном порядке персоналом и оснащенные оборудованием и техническими средствами ЛРН в море, а также силы и средства собственных или привлекаемых по договору морских профессиональных АСФ(н) организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях, привлекаемых к мероприятиям по ЛРН в соответствии с планами по предупреждению и ЛРН в море.
Таким образом, нештатные аварийно-спасательные форм формирования (в том числе НАСФ общества) относятся к функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, а силы и средств НАСФ входят в состав сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее – Правила № 1189), в которых установлены требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, а также порядок уведомления о его утверждении (далее - план).
ООО «НТТ», полагая, что положения Требований № 33 неприменимы при аттестации НАСФ общества, ссылается на пункт 4 Требований № 33, согласно которому требования к составу сил и средств постоянной готовности в зависимости от максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не распространяются на силы и средства, определяемые расчетным путем в планах ликвидации разливов нефти организаций, осуществляющих эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море.
То есть согласно позиции общества аварийно-спасательные формирования указанных организации, к которым относится, в том числе ООО «НТТ», имея утвержденный план, вправе не соответствовать Требованиям № 33.
Вместе с тем, подпунктом «е» пункта 2 Правил N 1189 установлено, что план должен содержать расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий.
Указание на силы и средства постоянной готовности план, как и требования к его составлению, изложенные в Правилах № 1189 не содержат, поскольку указанные критерии установлены Требованиями № 33.
Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189 установлены правила, применяемые к двум различным процессам - составление и утверждение плана и формирование и аттестация аварийно-спасательных формирований, соответственно, пункт 4 Требований № 33 устанавливающий, что указанные требования не распространяются на силы и средства, определяемые расчетным путем в планах, применим именно в процессе составления и утверждении плана, а не в процессе формирования и аттестации аварийно-спасательных формирований.
Иными словами пункт 4 Требований № 33 устанавливает, что при составлении плана требования № 33 не применяются, поскольку требования к составлению плана предусмотрены Правилами № 1189.
Соответствие сил и средств, определяемых и указываемых в плане, Требованиям № 33 является необязательным, поскольку составление плана преследует иные цели (установление прогнозируемых зон разлива нефти, установление первоочередных действий при возникновении разливов нефти и другие (пункт 2 Правил № 1189)).
Следовательно, пункт 4 Требований № 33 не означает, что нештатные аварийно-спасательные формирования организаций, указанные в том пункте (в том числе НАСФ общества), могут не соответствовать Требованиям № 33.
Таким образом, требования к составу сил и средств постоянной готовности в зависимости от максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (приложение в табличной форме к Требованиям № 33) не могут применяться вместо значений состава сил и средств, определенных по своему усмотрению в планах организаций, указанных в пункте 4 Требований № 33, расчетным путем.
В соответствии с пунктом 1 Требований № 33 силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - ликвидация разливов нефти), создаются и используются в рамках функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.
Пунктом 7 Требований № 33 установлено, что соответствие состава сил и средств постоянной готовности настоящим Требованиям подтверждается федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями с участием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, при первичной, периодической и внеочередной аттестации, в ходе учений, тренировок, а также при проведении проверок готовности в соответствии с требованиями Закона № 151-ФЗ.
Исходя из изложенного, в рамках осуществления мероприятий при первичной, периодической и внеочередной аттестации нет нештатных аварийно-спасательные формирований должна быть проведена проверка указанных формирований на соответствие Требованиям ССПГ, то есть силы и средства указанных формирований (в том числе НАСФ общества) должны соответствовать значениям, указанным в приложении к Требованиям ССПГ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества о том, что с момента первичной аттестации (30.07.2015) НАСФ ООО «НТТ» изменений в законодательстве, относящихся к аттестации НАСФ, не произошло, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку Требования № 33, на соответствие которым, кроме прочих требований, должно проверять ВOAK Росморречфлота при проведениях аттестаций, утверждены приказом Минтранса России от 06.02.2017 № 33. Таким образом, в 2015 году ВОАК Росморречфлота № 6/1-2 при решении вопроса о первичной аттестации НАСФ ООО «НТТ» не могла руководствоваться Требованиями № 33, при этом в 2018 году ВОАК Росморречфлота № 6/1-2 при решении вопроса о периодической аттестации НАСФ ООО «НТТ» помимо прочих требований правомерно проверяла НАСФ заявителя на соответствие Требованиям № 33.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства об истребовании дополнительных доказательств отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2019 по делу №А32-7305/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева