ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-848/2022
06 июля 2022 года 15АП-10067/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел»: представитель ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.04.2022 по делу №А32-848/2022
по заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Кубань» (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
о досрочном прекращении свидетельств об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Кубань» (далее - общество) о прекращении досрочно свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования <...> - ЖК «Спортивная деревня» серии 000001 № 000283 от 07.12.2019, действующего до 31.12.2022, выданного обществу, прекращении досрочно действия свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования <...> - Мегацентр «Красная площадь» серии 000001 № 000061 от 07.01.2018, действующего до 30.12.2022, выданного обществу, прекращении досрочно действия свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар № 106А «Кооперативный рынок - поселок отделения № 2 СКЗНИИС и В» серии 000001 № 000149 от 12.09.2018, действующего до 01.08.2023, выданного обществу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент транспорта обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы департамент транспорта ссылается на то обстоятельство, что прекращение осуществления ООО «Кубань» регулярных пассажирских перевозок по маршрутам № 75, № 34, № 106А, не повлечёт прекращения вида деятельности общества, поскольку согласно Реестру маршрутов, находящемуся в открытом доступе в сети Интернет (https://krd.ru/administratsiya/administratsii-krasnodara/upravlenie-transporta/reestry/), ООО «Кубань» осуществляет регулярные пассажирские перевозки по другим маршрутам, а именно по маршрутам № 11 «Юбилейный микрорайон – микрорайон «Губернский», № 114А «Краснодарская ТЭЦ – посёлок Дорожный», № 150А «Ул. им. Игнатова – посёлок Знаменский (старая застройка)», № 163А «Бальнеолечебница – 21 км Ростовского Шоссе», № 186Б «Центральный колхозный рынок – посёлок Лазурный - посёлок 2-го отделения учхоза «Краснодарское». Судом первой инстанции не учтено, что отсутствие на выявленных транспортных средствах функционирующей системы видеонаблюдения салона является также невыполнением требований к антитеррористической защищённости транспортных средств, установленной п. 10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1640. Выявленные нарушения (отсутствие функционирующей системы видеонаблюдения) совершённое ответчиком прямо влияет на антитеррористическую защищённость и уязвимость используемых ООО «Кубань» на спорных маршрутах транспортных средств и априори не могут считаться несущественными.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Кубань» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
От ООО «Кубань» также поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство об участии представителя ООО «Кубань» в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В назначенное время представитель ООО «Кубань» не подключился к судебному заседанию путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ООО «Кубань», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - Реестр) перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - маршрут) № 34 «Ул. им. Невкипелого - ЖК «Спортивная деревня»» (далее - № 34), № 75 «Юбилейный микрорайон - Мегацентр «Красная площадь» (далее - № 75), № 106А «Кооперативный рынок - посёлок отделения № 2 СКЗНИИС и В» (далее - № 106А) осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Так, департаментом транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 220-ФЗ
ООО «Кубань» были выданы свидетельство об осуществлении регулярных пассажирских перевозок (далее - свидетельство) по маршруту № 34 серии 000001 № 000022 сроком действия с 01.01.2018 до 31.12.2022; но маршруту № 75 серии 000001 № 000028 сроком действия с 01.01.2018 до 31.12.2022; по маршруту № 106А серии 000001 № 000069 сроком действия с 02.08.2018 до 01.08.2023.
За период со второй половины 2020 года и 2021 год в департамент транспорта поступили постановления о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Кубань» при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршрутам № № 34, 75, 106А.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных департаментом транспорта требований, обоснованно принимая во внимание нижеследующее.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 20 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Согласно Реестру, к перевозкам по следующим маршрутам допускаются транспортные средства со следующими характеристиками:
- по маршруту № 34:
автобусы малого класса в количестве 26 единиц, имеющие в наличии спутниковою систему навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS; возраст которых не старше 15 лет, салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда;
- по маршруту № 75:
автобусы малого класса в количестве 19 единиц, автобус среднего класса в количестве 1 единицы имеющие в наличии систему, сопряжённую с региональной системой мониторинга, спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS; возраст которых не старше 15 лет, салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда;
- по маршруту № 106А:
автобусы малого класса в количестве 9 единиц, автобусы среднего класса в количестве 10 единиц имеющие в наличии систему, сопряжённую с региональной системой мониторинга, спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS; возраст которых не старше 15 лет, салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудование перевозок.
В карте маршрута регулярных перевозок в соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 28 Закона № 220-ФЗ отражаются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 220-ФЗ перевозчику ООО «Кубань» к свидетельству выданы карты маршрута, в которых в том числе содержаться характеристики, предусмотренные реестром.
Из представленных заявителем доказательств следует, что в отношении общества в 2020-2021 г. уполномоченным органом были вынесены постановления о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регулярных перевозок, по следующим маршрутам:
- по маршруту № 34 за 2021 год:
1) постановление от 09.08.2021 № 02210539 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки РЕАЛ 0000010 с государственным регистрационным знаком <***>, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 34, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения салона.
2) постановление от 07.09.2021 № 02210732 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки HYUNDAI HD (LWB) COUNTY с государственным регистрационным знаком <***>, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 34, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения салона.
3) постановление от 07.09.2021 № 02210733 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки VOLGABUS 429801-0000010 с государственным регистрационным знаком <***>, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 34, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения салона.
- по маршруту № 75 за 2021 год:
1) постановление от 12.04.2021 № 02210250 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320402-05 с государственным регистрационным знаком К 366 MB 193, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 75, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения салона.
2) постановление от 14.09.2021 № 02210761 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320402 -05 с государственным регистрационным знаком <***>, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 75, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения салона.
- по маршруту № 106А за 2020 год:
1) постановление от 11.09.2020 № 02201128 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320405-04 с государственным регистрационным знаком <***>, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 106А, отсутствовало: исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда.
2) постановление от 11.09.2020 № 02201129 в отношении юридического лица ООО «Кубань» о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ, согласно которому в салоне транспортного средства марки ПАЗ 320412-10 с государственным регистрационным знаком АК 400 23, используемом при осуществлении перевозок по маршруту № 106А, отсутствовала: функционирующая система видеонаблюдения салона.
Частью 5 ст. 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Таким образом, на момент обращения департамента в суд с рассматриваемым заявлением, общество было привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ.
Данное обстоятельство представителем общества в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, постановления о привлечении к административной ответственности не отменены, представителем общества представлены платежные поручения об оплате административных штрафов.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные выявленные нарушения являются устранимыми, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства для пресечения которого необходимо принятие такой меры как прекращение действия свидетельства по заявленным департаментом маршрутам.
Исходя из определения понятия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок как документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, прекращение действия такого свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Основанием для обращения департамента в суд с рассматриваемым исковым заявлением послужили установленные факты неоднократного привлечения общества к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ за осуществление перевозок пассажиров на автобусах.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данные нарушения, носят устранимый характер и не свидетельствует о грубом нарушении обществом требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства.
Исходя из положений пункта 2 части 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ факт привлечения лица к ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Однако, данное обстоятельство не является безусловным основанием для прекращения действия свидетельства в судебном порядке.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и иных лиц. Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании действия свидетельств по маршрутам № № 34, 75, 106А.
Из изложенного следует, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок является правом, а не обязанностью суда и применяется в качестве крайней меры воздействия по итогам исследования всех обстоятельств дела.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такая мера административного воздействия как прекращение действия свидетельств по маршрутам №№ 34, 75, 106А, является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного обществом деяния.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие на выявленных транспортных средствах функционирующей системы видеонаблюдения салона влияет на антитеррористическую защищённость и уязвимость используемых ООО «Кубань» на спорных маршрутах транспортных средств и априори не могут считаться несущественными, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела заинтересованное лицо указанные нарушения устранило. Департамент не представил доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении общества такой меры административного воздействия как прекращение действия выданного ему свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам № 34, 75, 106А.
Судом первой инстанции верно указано, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок в судебном порядке является крайней мерой воздействия на перевозчика и может применяться исключительно в случаях, установленных законом.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, апелляционный суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для применения такой меры административного воздействия как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2022 является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2022 по делу
№ А32-848/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи И.Н. Глазунова
С.В. Пименов