ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-862/2022
22 июня 2022 года 15АП-8337/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел» ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт;
от ООО «СВП»: ФИО2 по доверенности от 17.11.2021, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу №А32-862/2022
по иску департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «СВП» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о досрочном прекращении действия свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок,
УСТАНОВИЛ:
департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО «СВП» (далее - Общество) о досрочном прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар №183А «Посёлок Берёзовый - <...>» серии 000001 №000353 от 13.09.2021, №36 «Центральный колхозный рынок - ул. им. Комарова В.М.» серии 000001 №000356 от 17.09.2021, №65 «Ул. им. Симиренко - ул. им. Дмитрия Благоева» серии 000001 №000358 от 17.09.2021, №121А «Коттеджный посёлок «Вишнёвый сад» - Мегацентр «Красная площадь» - хутор Черников» серии 000001 №000359 от 17.09.2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что выявленные Департаментом нарушения являются незначительными, носят устранимый характер, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении Обществом требований действующего законодательства для пресечения которого необходимо принятие крайней меры ответственности, как прекращение действия свидетельства по маршруту.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что судом нарушены нормы материального права.
Суд не применил положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришёл к необоснованному выводу об отсутствии у Департамента права на обращение в суд в отношении маршрутов №36, №65, №121А.
Суд применил Положения о муниципальном контроле, которое на момент возникновения спорных отношений не имело юридической силы.
Общество в течение года не менее трёх раз нарушало требование департамента о недопустимости недовыпуска транспортных средств на линию и необходимости устранения такого недостатка.
Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие системы видеонаблюдения на маршруте №183А, что послужило основанием для обращения Департамента в суд. Общество устранило названное нарушение.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента об участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, подал ходатайство о приобщении дополнения к апелляционной жалобе. Апелляционный суд приобщил дополнения к материалам дела.
Представитель Общества просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - Реестр) перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар осуществляются по нерегулируемым тарифам следующие маршруты:
№ 183А «Посёлок Берёзовый - <...>», свидетельство серии 000001 № 000353 от 13.09.2021;
№ 36 «Центральный колхозный рынок - ул. им. Комарова В.М.», свидетельство серии 000001 № 000356 от 17.09.2021;
№ 65 «Ул. им. Симиренко - ул. им. Дмитрия Благоева», свидетельство серии 000001 № 000358 от 17.09.2021;
№ 121А «Коттеджный посёлок «Вишнёвый сад» - Мегацентр «Красная площадь» - хутор Черников», свидетельство серии 000001 №000359 от 17.09.2021.
За период 2020-2021 в Департамент поступили постановления о назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту №183А, а так же актами за 2020-2021 гг. были выявлены нарушения Обществом условий свидетельств по маршрута №№36, 65, 121А в части недовыпуска на линию транспортных средств. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №220-ФЗ), статьёй 17 которого установлено, что право осуществления регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Согласно реестру к перевозкам по маршруту №183А допускаются транспортные средства со следующими характеристиками: автобусы малого класса в количестве 18 единиц, имеющие в наличии систему мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, возраст которых не старше 15 лет, салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда.
В карте маршрута регулярных перевозок в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 28 Федерального закона №220-ФЗ отражаются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ Обществу к свидетельству серии 000001 №000353 от 13.09.2021 выданы карты маршрута №183А, в которых в том числе содержаться характеристики, предусмотренные реестром.
Материалами дела установлено, что уполномоченным органом в отношении Общества вынесены постановления о назначении административного наказания по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регулярных перевозок по маршруту №183А.
Правонарушения были выражены в том, что в транспортном средстве отсутствовала система видеонаблюдения салона, которая предусмотрена картой маршрут.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что указанные нарушения являются незначительными и носят устранимый характер.
Прекращение действия свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является крайней мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 №14-П, определениях от 14.12.2000 №244-О, от 05.07.2001 №130-О, от 07.02.2002 №16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершённого правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, мера административного воздействия как прекращение действия свидетельства по маршруту №183А, является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного Обществом деяния.
Департамент не представил доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.
В части требований о досрочном прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар №36, №65, №121А, материалами дела установлено, что Обществом на указанных маршрутах за период 2020-2021 было выпущено на линию для осуществления перевозок транспортных средств меньше, чем установлено реестром.
Согласно реестру к перевозкам по маршруту №36 допускается 18 единиц транспорта, по маршруту №65 - 19 единиц транспорта, по маршруту №121А - 10 единиц транспорта.
Согласно актам проверок, в ходе визуального мониторинга работы Общества по маршрутам №36, №65, №121А Департаментом было установлено, что в определённые календарные даты на маршрутах находилось меньше автобусов, чем указано в реестрах перевозок.
Актами проверок исполнения требований Департамента по устранению выявленных нарушений установлено, что по маршрутам №36, №65 Обществом осуществлялись действия по устареванию выявленных нарушений и число транспортных средств на данных маршрутах увеличивалось, по маршруту №121А осталось прежним.
Статьёй 29 Федерального закона №220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления, обращается в суд о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту в случае наличия иных обстоятельств, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Частью 4 статьи 20 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 №3931-КЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» установлено, что муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Положением о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
26-м заседанием Городской думы Краснодара 7 созыва принято Решение № 26п7 от 28.12.2021, которым утверждено Положение о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Вышеуказанный закон Краснодарского края и утверждённое в соответствии с ним Положение не предусматривают иных обстоятельств, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона №220-ФЗ для обращения в суд о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту.
С учётом изложенного, доводы Департамента о наличии правовых оснований для прекращения действий свидетельств по маршрутам №36, №65, №121А, материалы дела не содержат.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы по организации пассажирских перевозок на своей территории, и обязано обеспечить наиболее эффективные способы организации транспортных перевозок по городским маршрутам.
Часть 2 статьи 20 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 №3931-КЗ установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, осуществляются в процессе выполнения регулярных перевозок и не должны приводить к нарушению расписания.
Судом первой инстанции учитывалась социальная значимость осуществляемой Обществом деятельности, отсутствие установленных в законе обстоятельств для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту из-за нарушения обществом количества единиц транспорта, не находит правовых оснований для удовлетворения требований.
Департамент в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции применена не действующая редакция Закона Краснодарского края от 21.12.2018 №3931-КЗ.
Частью 4 статьи 20 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 №3931-КЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае (в редакции от 21.12.2018) были предусмотрены обстоятельства, при которых уполномоченный орган имел право на обращение в суд, а именно неоднократное (не менее трёх раз) в течение одного года неисполнение в установленный срок юридическим лицом предписаний (требований) об устранении нарушений условий, определенных свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Действующей редакцией Закона Краснодарского края от 21.12.2018 №3931-КЗ, вышеуказанные обстоятельства для обращения в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства, не предусмотрены.
Довод Департамента о применении, в данном случае, положений пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании норм права. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента.
Доводы апелляционной жалобы Департамента, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Департамент, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2022 по делу №А32-862/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
М.В. Соловьева