АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А32-882/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании от заявителя – Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 13/39), в отсутствие заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «АвтоАльянс» (ИНН <***>,
ОГРН <***>), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу № А32-882/2022, установил следующее.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АвтоАльянс» (далее – общество) о досрочном прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок от 27.06.2021 серии 000001 № 000336, от 14.08.2018 серии 000001 № 000134, от 17.03.2021 серии 000001 № 000329, от 14.08.2018 серии 000001 № 000135.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом выданы обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар по соответствующим маршрутам.
В связи с вынесением в отношении общества в период 2020 – 2021 годов постановлений о привлечении к административной ответственности при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршрутам № 21, № 151А, № 155А, № 187А, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по данным маршрутам.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Судебные инстанции, правильно применив положения Федерального закона № 220-ФЗ, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.05.1998 № 14-П, определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001
№ 130-О сделали вывод о том, что указанное департаментом в качестве основания для прекращения действия свидетельств привлечение общества к административной ответственности само по себе не свидетельствует о причинении вреда жизни и здоровью пассажиров, в связи с чем отсутствуют основания для применения в отношении общества крайней меры административного воздействия на перевозчика в виде прекращения действия выданных ему свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам.
Оценивая соотношение тяжести вменяемых обществу нарушений и размера запрашиваемой департаментом меры ответственности, судебные инстанции, исходя из того, что прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок является правом, а не обязанностью суда и применяется в качестве крайней меры воздействия по итогам исследования всех обстоятельств дела, сделали вывод о том, что прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, так как препятствует осуществлению вида деятельности, в связи с чем при наличии в рассматриваемом случае формальных признаков нарушений запрашиваемая департаментом мера ответственности не соответствует характеру совершенных обществом деяний.
Суды приняли во внимание, что допущенные обществом нарушения, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, носят устранимый характер, значительных общественно-опасных последствий не наступило.
В этой связи судебные инстанции, принимая во внимание конкретные фактические обстоятельства рассматриваемого спора, пришли к обоснованному выводу о том, что основания для применения такой меры административного воздействия как прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 150, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу № А32-882/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий М.В. Посаженников
Судьи А.В. Гиданкина
Т.Г. Маркина