ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-900/2021 от 04.08.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-900/2021

11 августа 2021 года 15АП-10525/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,

судей Деминой Я.А., Сулименко Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бадаевой Е.А.,

в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 по делу № А32-900/2021 по заявлению Администрации Черноморского сельского округа муниципального образования г. Горячий Ключ о признании возможности принудительного взыскания недоимки утраченной, задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, обязанности по уплате задолженности прекращенной,
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Краснодарскому краю, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края; Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 5 в г. Горячий Ключ Краснодарского края;

третье лицо: Администрация муниципального образования г. Горячий Ключ

УСТАНОВИЛ:

Администрация Черноморского сельского округа мо г. Горячий Ключ (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании возможности принудительного взыскания недоимки утраченной, задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, обязанность по уплате задолженности прекращенной.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 заявление о процессуальном правопреемстве заинтересованного лица удовлетворено. Произведена замена заинтересованного лица по настоящему делу с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горячий Ключ Краснодарского края на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края. Требования заявителя удовлетворены. Признана безнадежной к взысканию в ПФР задолженность администрации Черноморского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ, ИНН <***>, которая состоит из пени в сумме 288901,22 руб., задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из единого социального налога в сумме 9643,91 руб., пени 77389,59 руб., задолженность в ФСС возникшая до 2017 года, которая состоит из пени в сумме 89,51 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная Инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемый судебный отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрация Черноморского сельского округа МО г. Горячий ключ является муниципальным бюджетным учреждением, не относится к организациям угольной промышленности и организациям и использующим труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 в рассматриваемом случае не подлежат применению. При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции не принял во внимание, что основная сумма задолженности образована в связи с передачей с 2017 года в налоговые органы функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в связи с чем инспекцией принят полный комплекс мер по принудительному взысканию задолженности. С учетом того, что финансовое управление администрации МО г. Горячий ключ не обеспечило надлежащего исполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и не представило документальных доказательств возможности такого исполнения у МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю отсутствуют законные основания для признания безнадежной к взысканию задолженности. Таким образом, при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Черноморского сельского округа муниципального образования г. Горячий Ключ просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

02 августа 2021 года в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой арбитр" поступило ходатайство Администрации Черноморского сельского округа муниципального образования г. Горячий Ключ об отложении судебного разбирательства.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

По смыслу приведенных норм, такое процессуальное действие суда как отложение судебного разбирательства является его правом, предоставленным для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела, а также реализации прав сторон, установленных статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Намереваясь представить дополнительные объяснения и доказательства, лицо, участвующее в деле, в силу статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мог и должен был заблаговременно направить их суду и иным лицам, участвующим в деле. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершение или несовершения ими процессуальных действий.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалы дела содержат достаточно доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, препятствия для рассмотрения апелляционной жалобы отсутствуют. Таким образом, в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания надлежит отказать.

В судебном заседании, состоявшемся 02.08.2021, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 04.08.2021 до 15 час. 10 мин.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.

После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

03 августа 2021 года в суд апелляционной инстанции посредством системы "Мой арбитр" уполномоченным органом направлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции. Указанное ходатайство зарегистрировано канцелярией суда 03.08.2021 в 17 час. 42 мин., что подтверждается сведениями, отраженными на штампе для входящей корреспонденции отдела делопроизводства. Как отмечено выше, в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы налогового органа был объявлен перерыв до 04.08.2021 до 15 час. 10 мин.

В соответствии с утвержденным регламентом технически невозможно назначение онлайн-заседания на дату ранее, чем через пять рабочих дней со дня согласования ходатайства, в случае, если указанное лицо обращается с названным ходатайством впервые.

В иных случаях, ходатайство об участии в онлайн-заседании должно быть подано не позднее 15:00 рабочего дня, предшествующего дню ранее назначенного судебного заседания.

Ходатайства, поданные после 15:00 рабочего дня, предшествующего дню ранее назначенного судебного заседания, обрабатываются на следующий рабочий день и удовлетворению не подлежат по причине отсутствия технической возможности.

Порядок подачи ходатайства об участии в онлайн-заседании определен Регламентом организации участия в судебном заседании арбитражного суда с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), с которым можно ознакомиться на сайте системы "Мой арбитр".

В связи с чем, в удовлетворении ходатайства об участии в онлайн-заседании было отказано.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворениюпо следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании справки от 09.11.2020 № 190293 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, за администрацией Черноморского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ числится:

задолженность в ПФР, возникшая до 2017 года, которая состоит из пени в размере 288 901, 22 руб.;

задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из единого социального налога в сумме 9 643,91 руб., пени 77 389,59 руб.;

задолженность в ФСС возникшая до 2017 года, которая состоит из пени 89,51 руб.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании безнадёжной к взысканию указанной суммы.

При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

В целях реализации статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".

Согласно названному Постановлению Правительства Российской Федерации решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных указанным Постановлением.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.10.2009 № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании указанных недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

В абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.

При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 судам необходимо исходить из того, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной.

Соответствующие разъяснения даны в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.

В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведённых за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).

Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.

Подпунктом г пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи" (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 № 51201) не предусмотрена обязанность должника обращаться в налоговый орган с инициацией процедуры списания безнадежной задолженности. Таким образом, процедура проводится уполномоченным органом самостоятельно.

Однако, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанная процедура налоговым органом в отношении имеющейся задолженности администрации, возникшей до 01.01.2017 года, не произведена.

В силу части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ, вступившего в законную силу 30.01.2018, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Верховным судом Российской Федерации в определении № 302-ЭС19-10889 от 01.11.2019 по делу № А74-6053/2018 сформулирована следующая позиция относительно применения статьи 11 Закона № 436-ФЗ.

Статьей 11 Закона № 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Судом установлено, что согласно справки от 09.11.2020 № 190293 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, за администрацией Черноморского сельского округа муниципального образования город Горячий Ключ, ИНН <***>, числится задолженность в ПФР, возникшая до 2017 года, которая состоит из пени 288 901,22 руб., задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из единого социального налога в сумме 9643,91 руб., пени 77 389,59 руб., задолженность в ФСС возникшая до 2017 года, которая состоит из пени 89,51 руб.

Поскольку материалами дела подтверждается пропуск инспекцией срока взыскания денежных средств в судебном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате налоговым органом права на взыскание спорных сумм страховых взносов, и полагает возможным удовлетворить заявленные требования.

Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, судебная коллегия руководствуется следующим.

Как было отмечено выше, Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В рамках передачи указанных полномочий, отделениями ПФР по субъектам Российской Федерации в Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации переданы сведения о сальдо расчетов налогоплательщиков по платежам в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2017.

В соответствии с соглашением о взаимодействии Финансового управления и Инспекции от 07.07.2015, Финансовое управление организует исполнение решений о взыскании задолженности в бюджет Российской Федерации в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными статьёй 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

Согласно пункту 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Применительно к рассматриваемому случаю, судом установлено, что налоговым органом были приняты все меры для принудительного взыскания с заявителя сумм задолженности по уплате обязательных платежей.

Положения статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Для исполнения решений налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом названного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.

Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

При неисполнении должником требований, установленных названным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2012 по делу № А32-25911/2012 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 51 809,07 руб., из них:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 37 196 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой

пенсии - 4 741 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 2 307 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 4 194 руб.,

пени:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 2503,83 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой

пенсии - 414,98 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 160,49 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 291,77 руб., а также 2 000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета.

Указанное решение суда вступило в законную силу 11.01.2013.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 20.02.2014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2012 по делу № А32-49791/2011 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 69 379,16 руб.

из них:

- недоимку

- на страховую часть трудовой пенсии - 51842,00 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии - 4954,00 руб.,

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6772,00 руб.,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 4369,00 руб.,

- пени на недоимку 1-го квартала 2011, срок начисления с 12.02.2011 по 03.06.2011:

- на страховую часть трудовой пенсии - 1101,33 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии - 104,34 руб.,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 92,73 руб.,

- в доход федерального бюджета 2 775,17 руб. государственной пошлины.

Указанное решение суда вступило в законную силу 26.06.2012.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 19.06.2012.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2012 по делу № А32-8244/2012 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 88 438,29 руб., из них:

недоимка по страховым взносам за 2 квартал 2011 года в сумме 81 074 рублей, в том числе:

- 61 300 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии,

- 6 479 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии,

- 8081 рубль страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхование,

- 5214 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2011 в сумме 7 364 рубля 29 копеек, в том числе:

-5563 рубля 03 копейки на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

-719 рублей 83 копейки на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;

-513 рублей 65 копеек на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

-567 рублей 78 копеек - на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанное решение суда вступило в законную силу 23.09.2012.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 15.11.2013.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 по делу № А32-36632/2012 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 71 523,15 руб., в том числе:

задолженность по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 48386 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии – 4290 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 6280 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ТФОМС – 4052 руб.,

пени на задолженность по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 6486,77 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии– 684,90 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 761,06 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ТФОМС – 585,42 руб.,

Указанное решение суда вступило в законную силу 24.06.2013.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 18.09.2013.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2013 по делу № А32-38661/2012 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. Г. Горячий Ключ о взыскании задолженности и пени по уплате страховых взносов в сумме 77 802,52 руб., в том числе:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 49741,10 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 6419,59 руб.,

- на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 13019,07 руб.;

пени:

- на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6521,85 руб.,

- на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 690,91 руб.,

- на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 909,99 руб.,

- на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 500,01 руб.

Указанное решение суда вступило в законную силу 16.11.2013.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 23.12.2013.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2013 по делу № А32-5599/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 77743,05 руб.

Указанное решение суда вступило в законную силу 10.08.2013.

Исполнительный лист, выданный на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 05.06.2014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2013 по делу № А32-13149/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 64 305,63 руб.

из них недоимка:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 39 185,66 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии – 3708,42 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 9 943,63 руб.

Пени на задолженность по страховым взносам:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 8569,56руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой

пенсии – 955, 86 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 1435,68 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в ТФОМС – 506,82 руб., а также 2000 руб. госпошлины в доход федерального бюджета.

Указанное решение суда вступило в законную силу 17.08.2013.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 02.02.2014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2013 по делу № А32-27002/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 74 386,52 руб., в том числе недоимка:

- на страховую часть трудовой пенсии в сумме 44 045 руб. 93 коп.;

- на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 5 481 руб. 70 коп.;

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11481 руб. 40 коп.;

пени на недоимку:

- на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9 955 руб. 59 коп.;

- на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 131 руб. 18 коп.;

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 757 руб. 72 коп.;

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 533 руб. 00 коп.

Указанное решение суда вступило в законную силу 08.11.2013.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 30.12.2013.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу №А32-40757/2013 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. г. Горячий Ключ о взыскании пени на задолженность по уплате страховых взносов в сумме 96 785,24 руб., в том числе:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 54098,43 руб.,

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 7705,09 руб.,

- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 14327,18 руб.;

пени: по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 15853,23 руб.,

- по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1831,88 руб.,

- по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2969,43 руб.

Указанное решение суда вступило в законную силу 29.03.2013.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 13.08.2014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2014 по делу № А32-3880/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 70 995,6 руб., в том числе:

- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 46286,05 руб.;

- на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 4099,68 руб.;

- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 11680,33 руб.;

пени:

- по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6822,33 руб.,

- по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 778 руб.,

- по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1329,21 руб.

Указанное решение суда вступило в законную силу 30.05.2014.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 17.07.2014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 по делу № А32-16176/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме и пени 72 641,1 руб., в том числе:

задолженность по страховым взносам:

- на страховую часть трудовой пенсии – 37 168, 68 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии – 4 956, 17 руб.,

- в ФФОМС – 9 765, 30 руб.;

пени на задолженность по страховым взносам:

- на страховую часть пенсии – 14 563, 79 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии – 1 693, 60 руб.,

- в ФФОМС – 2 894 ,56 руб.,

- в ТФОМС – 1 599 руб.

Указанное решение суда вступило в законную силу 15.08.2014.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 22.10.2014.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2014 по делу № А32-28150/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 112 446,33 руб., в том числе:

- 64731,26 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии,

- 11824,17 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии,

- 17746,95 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхование,

- 0,00 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в

территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

- 13 326,50 рублей - на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 1 592,05 рублей - на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;

- 2 789,49 рублей - на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 435,91 рублей - на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанное решение суда вступило в законную силу 25.10.2014.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 20.01.2015.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2015 по делу № А32-43097/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. Г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 110 303,23 руб., в том числе:

недоимка по страховым взносам за 1 квартал 2014 года в сумме 82 060 рублей 12 копеек, в том числе:

- 66 617 рублей 07 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии,

-15 443 рублей 05 копеек страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхование,

пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 28 243 рублей 11 копеек, в том числе:

- 20 823 рубля 98 копеек на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 2443 рубля 19 копеек на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;

- 4 397 рублей 39 копеек на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 578 рублей 55 копеек на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанное решение суда вступило в законную силу 27.02.2015.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 26.10.2015.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2015 по делу № А32-4933/2015 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 62 399,74 руб., в том числе:

- 32917,39 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии,

- 7630,85 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхование,

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2 квартал 2014 года, в том числе:

- 16170,32 руб. - на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 1756,37 руб. - на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;

- 3493,36 руб. - на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 431,42 руб. - на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанное решение суда вступило в законную силу 16.05.2015.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 09.06.2015.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2015 по делу № А32-12832/2015 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО. г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени в сумме 45 241,35 руб., в том числе:

- 22 670,47 рублей недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 5 255,42 рублей недоимки по взносам, уплачиваемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 12808,83 рублей пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;

- 1397,13 рублей пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии;

- 2766,28 рубля пени на недоимку по взносам, уплачиваемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 343,22 рубля пени на недоимку по взносам, уплачиваемым в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Указанное решение суда вступило в законную силу 29.08.2015.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 29.09.2015.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2015 по делу № А32-27865/2014 удовлетворены требования УПФР в г. Горячий Ключ к Администрации Черноморского сельского округа МО г. Горячий Ключ о взыскании задолженности по уплате страховых взносов в сумме 72 028, 56 руб.

Указанное решение суда вступило в законную силу 22.10.2015.

Исполнительный лист, на основании этого решения, предъявлен в Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ 29.10.2015.

После принятия обжалуемого решения судом первой инстанции по данному делу, а именно 24.05.2021 Финансовое управление Администрации МО г. Горячий Ключ, вернуло в Инспекцию исполнительные листы с просьбой списать указанную задолженность. Данное обстоятельство подтверждается сопроводительным письмом Финансового управления Администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает необоснованными выводы суда первой инстанции о признании утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания с учреждения спорной задолженности.

Кроме того, судебная коллегия признает обоснованными доводы налогового органа о том, что применительно к рассматриваемому случаю положения статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ не применимы.

В соответствии с указанной статьей, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии с буквальным смыслом пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам, числящаяся за отдельными категориями плательщиков, а именно за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься частной практикой.

Применительно к рассматриваемому случаю, заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к категориям плательщиков, на которых распространяются положения данной нормы.

Соответственно, статья 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ не подлежит применению в рассматриваемом случае.

Не подлежит применению и подпункт "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820, в соответствии с которым признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в случае принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Как установлено пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации списывается недоимка по страховым взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к организациям угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 не подлежат применению в данном деле.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2021 по делу №А32-42908/2020.

Принимая решение, суд первой инстанции не учёл, что основная сумма задолженности образована в связи с передачей с 2017 года в налоговые органы функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в связи с чем Инспекцией принят полный комплекс мер по принудительному взысканию задолженности:

направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.

направлены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика;

направлены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для принудительного взыскания за счет имущества должника.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года) КБК 18210202010060000160 (далее - СВ в ПФР страх, часть):

266165, 60 руб. - по виду платежа "пеня".

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) КБК 18210202020060000160 (далее - СВ в ПФР накопит, часть):

22735, 62 руб.- по виду платежа "пеня";

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года КБК 18210202101080011160 (далее - СВ в ФФОМС):

4753.22 руб. - по виду платежа "пеня";

Страховые взносы на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды до 01.01.2017 (далее - ФСС):

89.51 руб.- по виду платежа "пеня";

Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС:

9643, 91 руб. - по виду платежа "налог";

12718, 34 руб. - по виду платежа "пеня".

Заявитель не отрицает наличие указанной задолженности.

Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, неполно исследовал фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дела, в результате чего принял незаконный судебный акт, что в силу части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 по делу № А32-900/2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий Г.А. Сурмалян

Судьи Я.А. Демина

Н.В. Сулименко